|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Социокультурная ситуация современности и ее репрезентация в философии. ПостмодернизмИсторию человечества можно классифицировать по-разному (например, на общественно-экономические формации). Сегодня популярно деление истории на три больших периода: 1. традиционализ м, для него характерно сельское хозяйство; его еще называют премодерн; это период до 17 века; 2. модерн, для него характерно развитие промышленности; это эпоха капитализма, Новое время и до 20 века (время с 17 по 20 век); 3. постмодерн, для него характерны информационные технологии; это конец 20 и начало 21 века. Ведущим становится сектор услуг. В культуре модерна, особенно в 17-18 веках, главными ценностями были разум, наука, идеал всесторонне развитого человека, вера в гуманизм и прогресс общества. Но уже с конца 18 века заметным становится агностицизм, в 19 веке - иррационализм, представления о бессмысленности жизни - в 20 веке. Однако они не доминировали в культуре. 20 век с его войнами, оружием массового поражения, терроризмом, манипуляцией массовым сознанием с использованием СМИ, породил представление об абсурдности бытия, о неискоренимой иррациональности человека, об относительности всего и вся, отказ от поисков истины, представление об обществе риска. Термин «Модерн» включает и другой смысл. Под модерном понимается также стиль в искусстве Европы и Америки конца 19-нач.20 вв. Он возник как неороманитческий протест против антиэстетизма буржуазного образа жизни, как реакция на позитивизм и прагматизм. Модернизм развивал идеи символизма и эстетизма. Они хотели создать вокруг человека эстетически насыщенную среду, использовать синтез искусств, новые материалы и приемы. Архитекторы строили богатые индивидуальные жилища и деловые, торговые строения. Старались уподоблять строения и оформление интерьеров природным явлениям. С одной стороны в живописи возник импрессиониз м (преддверием которого стали Шопенгауэр, Кьеркегор и Ницше), стремившийся выражать настроение, мимолетность и т.п., с другой – кубизм, фовизм («дикий»), «черный квадрат» Малевича. То же и в музыке, литературе…(Х.Л.Борхес, У.Эко, А.Шнитке и др.). Это негативные последствия, в общем-то, положительной тенденции выравнивания прав и материального благосостояния различных социальных слоев, возрастных групп и полов. Вообще каждое новое достижение порождает новые проблемы. Прежние ценности и нормы устарели и плохо работают, новые еще не определились, да и многими новое не принимается. Мы находимся в переходном периоде к новой цивилизации. Эта социокультурная ситуация нашла свое отражение в философии постмодерна. Некоторые основные понятия: деконструкция, нарратив (рассказ), метанарративы («большие рассказы, т.е. идеологии, научные теории), симулякр, текст и гепертекст и др. Постмодернисты, например французский философ Ж.Деррида (1930-2004), видят смысл сознания не в поиске глубинного, связующего всё смыслового единства, а в деконструкции всякого смысла вообще. Деконструкция - это особая форма мышления, одна из форм анализа. Считает, что нет ничего элементарного, все разложимо, значит, нет начала. Нет опоры. Всё относительно! Отсюда следует, что мы, например, не правы, когда говорим «у нас есть корни», например, в национальности. Ведь вопрос идентичности сложен и бесконечен (кто в наше время «чистый» белорус или англичанин?). Просто люди в своей слабости пытаются найти опору («корни») в чем-то – в национальности, например. Вообще то, что воспринимаем как данность, как определенность, опору, например, мужчины и женщины, таковыми не являются (смена пола, например)!
Естественно, что в культуре возникают и противоположные тенденции. Поэтому «оживились» национализм (этноцентризм, который противостоит глобализации как унификации по американскому образцу), религиозный фундаментализм, возник также экологизм и др. явления. Это те, кто ищет все же некие базовые ценности, на которые можно было бы опереться. Далее, уже в 20 веке возникло представление, что, то, что мы знаем, мы закрепили в языке. Что не закрепили в языке, для нас как бы не существует (например, М.Хайдеггер (нем.), говорил, что «язык – это дом бытия», Л.Витгенштейн (австр.) – что «границы моего мира определяются границами моего языка» и т.д.). Языку, его особой роли в культуре, уделяли внимание неопозитивисты, экзистенциалисты, представители герменевтики и т.д. А постмодернисты вообще считают, что именно язык творит действительность (ведь кто знает, какая она на самом деле?).
У постмодернистов есть понятие нарратив. Нарратив – это рассказ. Как они используют это понятие? По формулировке Фредерика Джеймисона (род.1934 г.) (амер.), нарративная процедура фактически «творит» реальность и отказывается от какой бы то ни было претензии на адекватность вненаррративной (т.е. объективной) реальности. (Сегодня, наряду с другими течениями в психологии, развивается и, так называемая, нарративная психология: мы с детства получаем сведения о мире в форме нарративов. …человек не существует вне повествования…но нет единственно верного описания человеческой жизни… мы сами можем переписать историю своей жизни (поменять «-» на «+»), не меняя фактов можем дать им иную интерпретацию, которая нас устраивает и успокаивает…).
Жан Франсуа Лиотар (1924-1998) (франц.) и др. выражают недоверие метанарративам, т.е. «большим рассказам»; имеются в виду разные идеологии, теории, которые пытаются дать нам обобщающий рассказ о, якобы, «истинном», правильном устройстве мира, общества. (Но разве мир познаваем? - говорят они). В общем, какое-то отчаяние по поводу возможности познать реальность, овладеть ею.
Отсюда, Жан Бодрийяр (1929-2007) (франц.) говорит, что история - это то, что мы о ней думаем. История – это симулякр. (Симулякр – это образ, не имеющий прообраза, он нас ни к чему не отсылает. Попросту говоря, симулякр – это некая выдумка, то, чего нет).
С языком связано и понятие «текст». Это не только текст в прямом его значении, но текстом может быть все – социальная, природная реальность (иначе говоря, все может быть рассмотрено как система знаков, т.е. язык). Текст надо уметь читать, понимать и интерпретировать. Все требует интерпретации. У каждого своя интерпретация. Могут быть конфликты интерпретаций. (А истина недостижима. У каждого свое мнение). Гипертекст – это вся культура, понимаемая как единая система, состоящая из текстов. Гипертекстом является и Интернет. Итак, жизнь теряет глубину, становится бессмысленной (ведь сущность непостижима, так и не надо в нее углубляться! Наша участь – суета сует). У них есть даже такое выражение: «жить надо на поверхности». Дело в недоверии к нравственным, духовным, общечеловеческим, так называемым «высшим» ценностям. Основной источник, питающий дискурс (рассуждения) постмодерна – состояние предельной человеческой отчужденности. Одиночество, затерянность в Сети, грезящая культура (романы-фэнтази, да и все романы и сериалы – это «жвачка для глаз», симулякры; но психологически компенсаторную роль они выполняют: я отождествляю себя с героем – его тоже обижают, а он всех победит и удивит! А в жизни все слишком сложно).
Постмодернизм отражает современное состояние человечества как нахождение в точке бифуркации, перехода (синергетика), перехода к новому состоянию цивилизации, который иногда называют постзападным, имея в виду, что идет миграция рабочей силы, смешиваются культуры, и в западную культуру интегрируются, условно говоря, восточные ценности. Новая культура – общечеловеческая – должна интегрировать и Запад, и Восток, но сохраняя национальные особенности. Настоящее единство создается через уникальность каждого, а не через однообразие всех. Человеческая уникальность – это потерянное в нашем мире вертикальное измерение личности. (Через какие конфликты лежит к этому путь?..).
В целом же можно говорить о доминировании субъективно-идеалистических, иррационалистических и агностических тенденций в философии и культуре 21 века. Постмодернизм – совокупность релятивистских (от слова «релятивный», относительный) методологических подходов, сформированных в к.20-н.21 вв. Главная познавательная установка постмодернизма - подчеркивание роли единичного, уникального в изучении общества. Отрицается всеобщая взаимосвязь процессов истории, наличие в ней закономерностей. Предвидение, прогноз невозможны. Общество – это принципиально общество риска. Всё позволено, ничто не гарантировано... Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |