|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Социокультурная природа сознанияСколь бы ни был сложен мозг, он не может мыслить сам по себе: мыслит не мозг, а социальный человек при помощи мозга. Аргументы в пользу социокультурной природы сознания: 1. Есть примеры, так называемых, «детей Маугли», которые, родившись нормальными детьми от нормальных родителей, попадали в лес к животным и выживали среди зверей. Однако сознание у них не формировалось, так как не было социального окружения, передававшего социальную информацию, не усваивался язык, трудовые навыки (считается, что где-то до пяти лет у ребенка - сенситивный период; если до этого времени не усвоен язык и др. навыки, то потом сформировать их практически невозможно). Таким образом, сознание носит социокультурный характер. 2. Это доказывается также и тем фактом, что человек формируясь усваивает общественное сознание (мать, показывая предметы, людей, учит их называть. Так усваивается язык, а вместе с ним нормы и правила человеческого поведения, ценности, стиль мышления. Т.е. человек усваивает общественное сознание в различных его формах. Вместе с тем, каждый усваивает по-своему. В итоге, сознание носит противоречивый общественно-индивидуальный характер. 3. С развитием общества развивается сначала родоплеменное самосознание, а с общественным разделением труда, - личностное самосознание. Гегель писал: «Сознание есть, с одной стороны, осознан» предмета, а с другой стороны, осознание самого себя». Как это происходит, объясняет К.Маркс: «Человек смотрится, как в зеркало в другого человека». Отражая другого человека, мы всегда в уме имеем его в виду и постоянно ведем внутренний диалог. Значит, и в этом смысле сознание носит общественный характер. Благодаря самосознанию происходит не простое «зеркальное» отражение обстоятельств, но сознание строит само себя. Возникает возможность, с одной стороны, свободы воли, выбора, а с другой стороны, возможность ответственности за свои поступки. 4. Человек не только создавал материальные богатства, но и воплощал тело, ум в символические, неутилитарные формы. Имеются в виду такие универсалии культуры как язык, нормы, ценности, ритуалы, обряды, традиции. Это обеспечивало контроль над его психосоциальной средой (Мэмфорд). 5. Человек - всегда продукт, совокупность тех общественных отношений, в которых он формируется. Мы отражаем особенности культуры народа, к которому принадлежим, эпохи, в которую существуем, наш уровень развития зависит от уровня развития общественной практики, характерного дляданного времени и т.д.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |