|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Познание как постижение истины. Понятие истины. Основные концепции истиныПравильные, верные знания о мире называются истиной. Об истинности предметов спорить бессмысленно. Истинными или ложными могут быть лишь наши суждения, знания о них. Это положение классической или корреспондентной концепции истины. Наши истинные знания могут характеризоваться через понятия объективности, конкретности, абсолютности и относительности. Итак, 1) любое наше знание, истина всегда объективна по своему содержанию, т.к.к истина – это те знания, которые соответствуют объективному миру. Если же не соответствуют, то это не истина, а потому не объективных истин быть не может. Вместе с тем, следует помнить, что знание – это субъективный образ объективного мира. Т.е. момент субъективности нельзя полностью убрать из наших знаний (это отражается в культурологической модели познания). Наши знания – всегда субъективный образ объективного мира. Эта противоречивость знания – источник его развития. Мы всегда в познании идем от неточных, неполных знаний к более точным и польным, разрабпатываем методы, позволяющие в большей или меньшей мере снять субъективность (это сравнение, анализ, синтез, обобщение и др.). Момент субъективности может быть источником наших заблуждений. Это было своеобразно отражено Ф.Бэконом в «четырех идолах познания»: идолы рода, пещеры, площади и театра. (Интересно высказывание Ницше: «Убеждения суть более опасные враги истины, чем ложь»). Надо добавить, что источником заблуждений могут быть и сами объекты, т.к. у них внешние и внутренние свойства могут не совпадать, сущность и явление, форма и содержание и т.д. 2) Истина всегда конкретна, т.к. знаний ни о чем быть не может. Всякое знание – это знание о чем-то. Рассуждения «вообще» возможны, но они ничего не дают для практики, а познание необходимо человеку, чтобы понять себя и мир и найти свое месть в мире. Отсюда также вытекает требование рассматривать разные теории с конкретно-исторической точки зрения. 3) Всякая истинаотносительна, т.к. никакое наше знание не является исчерпывающим. Всегда можно что-то уточнить и дополнить. Во-первых, развивается наша практика, способы познания, развиваемся мы сами. Во-вторых, мир бесконечен в своих проявлениях и развивается. Некоторые философы преувеличивают момент относительности наших знаний, утверждая, что вообще точных знаний нет, что все знания поэтому – заблуждения. Их называют релятивистами. Релятивизм ведет к агностицизму. Пример можно найти в стихах Омара Хайяма: Много лет размышлял я над жизнью земной. Непонятного нет для меня под луной. Мне известно, что мне ничего не известно! Вот последняя правда, открытая мной… 4) Знания действительно всегда относительны. Однако в любом нашем знании есть то, что проверено практикой на предмет их соответствия действительности и опровергнуто быть не может («все вещи состоят из атомов», «люди смертны»). Это значит, что любое наше знание включает в себя момент абсолютности (точного, конкретного и объективного отражения какой-либо черты объекта), т.е. включает в себя черно абсолютной истины. В этом смысле все истиныабсолютны. Существуют философы, преувеличивающие момент абсолютности в наших знаниях и считающие поэтому, что знание, которое они имеют – это абсолютная истина на все времена. Их называют догматиками.
Но что мы все-таки понимаем под абсолютной истиной? Абсолютная истина – это полное, исчерпывающее знание о мире. Такое знание – идеал, к которому мы стремимся. А реальное знание – это противоречивое единство моментов абсолютности и относительности, включающее порой и заблуждения. Такая противоречивость знания – источник его развития. Существует вопрос: «Сколько может быть истин об объекте?» Ответ – одна! Но это целостное, многогранное знание о предмете, о ситуации. Оно характеризуется объективностью, конкретностью, абсолютность и относительностью. Оно развивается. Гегель говорил, что «истина есть процесс». Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |