|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Проблема воздействия общества на природуПрирода является предметом труда. Функционирование многих рыночных структур усугубляет неблагополучие связи общества и природы. В результате неразумного использования богатств природы, возникает нарушение экологической устойчивости. Это отрицательно сказывается на жизни людей (и здоровье, и материальное благосостояние в результате аварий). На земле разворачивается и углубляется экологический кризис, ситуация, когда природа утрачивает способность к самовосстановлению, саморазвитию, что в итоге угрожает существованию человека. Особую опасность для человечества представляют «парниковый эффект», утрата биоразнообразия, загрязнение воздуха, воды, почвы и др. Как быть обществу? Во-первых, нужно создавать экологически безопасные технологии, производство в глобальных масштабах. Во-вторых, необходимо во всемирном масштабе осуществлять глобальную экологическую политику, выполнять решения, направленные на устранение варварского отношения людей к природе. В-третьих, надо формировать у людей эстетическое, нравственное отношение к природе, воспитывать, как писал Маркс, «человеческие чувства к природе». Необходимо экологическое воспитание всего населения 3емли. Иначе говоря, необходимо новое мировоззрение, включающее развитие знаний, в том числе философских подходов, новая система ценностей, в которой экологические ценности заняли бы ведущее место и экологизация деятельности (мало- и безотходные технологии, введение экологического критерия для оценки любой деятельности, а не только критерия прибыли, экологическая политика, регулирующая деятельность). На международном уровне принята концепция устойчивого развития, смысл которой в том, что экономическое развитие должно быть экологически приемлемым. Она принята на Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 г. Затем она неоднократно уточнялась и конкретизировалась. На этой основе в отдельных странах, в т.ч. и в РБ принята своя концепция УР. В основе ее лежит идея коэволюционного императива в развитии общества и природы, т.е. требование согласованного, гармоничного их развития. Однако проблема и на личностном уровне, и на уровне государств и всего человечества в том, что в существующей системе ценностей на первом месте стоят прибыль, деньги, желание доминировать, карьера, престижное потребление и т.п., а духовные, нравственные ценности отодвинуты на второй план. Вместе с тем, без них не может быть экологической культуры, не может быть достигнуто состояние коэволюции общества и природы. Один из важнейших бытийных законов, открытых еще древними греками и развитый Гегелем и марксистами – это закон единства и борьбы противоположностей. Борьба – источник развития, появления нового, что возможно только на фоне преобладания взаимосвязи, взаимодополнительности элементов системы «общество-природа». Принципы взаимодействия находят свое выражение в нравственных законах (не убий, не укради и др.), в природно-экологических законах. Сама экология изначально была сформулирована Геккелем как наука об отношениях организмов и среды, их взаимодействии. А в современной цивилизации пока преобладают принципы борьбы, силы. Это нашло свое отражение в концепции столкновения цивилизаций С.Хантингтона (прежде всего исламской и христианской, хотя есть еще и конфуцианская и др.). Экологические ценности: жизнь, благоговение перед жизнью, доверие к жизни, природа, красота природы, целостность природы, сохранение экологического равновесия, гармоничное развитие человека и природы, сотрудничество, ответственность за будущее, ненасилие, со-трудничество, со-гласие, со-страдание и др. Экологическое сознание – это система эмоций, чувств, знаний, установок, ценностей, основывающихся на представлении о единстве человека, общества и природы. Выделяют типы индивидуального сознания: технократическое мышление (сознание), антропоцентрическое экологическое сознание и экоцентрическое экологическое сознание. Технократическое мышление характеризуется: - механистичностью – т.е. представляют природу и общество как механические системы, отсюда, преувеличивается роль техники в решении экологических проблем; - не понимают необходимость учёта человеческой психологии при решении экологических проблем; - не учитывают особенности функционирования социальных систем; - этому мышлению характерны крайности: бездумное исполнительство и склонность к волюнтаристским действиям. Антропоцентрическое экологическое сознание: - природа воспринимается как объект наших воздействий; -человек в центре; - потребление природы как изначальная ценность; - этические отношения на природу не распространяются; - развитие природы должно быть подчинено развитию человека, его потребностям. Экоцентрическое экологическое сознание: - природа воспринимается как субъект своего развития - человек лишь один из видов природы - необходимо гармоничное развитие человека и природы - природа включена в сферу действия этических принципов - необходима коэволюция человека и природы, баланс прагматических и непрагматических интересов - сохранять природу следует не только ради человека, но и ради нее самой. Осознание экологической проблемы обнаруживается в появлении тревоги за состояние окружающей среды и ее будущее. В данном случае дискомфорт в наших ощущениях лучше, чем безразличие. Ф.Энгельс писал: «Не будем, однако, слишком обольщаться нашими победами над природой. За каждую такую победу она нам мстит. Каждая из этих побед имеет, правда, в первую очередь те последствия, на которые мы рассчитывали, но во вторую и третью очередь, совсем другие, непредвиденные последствия, которые очень часто уничтожают значение первых». Законы экологии Барри Коммонера: 1. все связано со всем; 2. все должно куда-то деваться; 3. ничто не дается даром; 4. природа знает лучше Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |