|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Диалог культурСовременный мир характеризуется идущим процессом глобализации, процессов образования единой человеческой цивилизации. Он начинался с международного разделения труда, развития сетей коммуникаций (поезда, самолеты, Интернет, мобильная связь). Идет не только перемещение тысяч тонн природных ресурсов по планете, но и миграция населения. При этом сталкиваются представители различных культур – национальных, религиозных. Готовы ли мы, люди к этому? С.Хантингтон утверждает, что наряду с западной (атлантической) цивилизацией, включающей в себя Северную Америку и Западную Европу, можно выделять: 1.славяно-православную; 2. конфуцианскую (китайскую); 3. японскую; 4.исламскую; 5. индуистскую; 6. латиноамириканску.; 7. возможно формируется африканская цивилизация. Отношения между ними он характеризует как столкновение. Причем, прежде всего идет столкновение Западной и Исламской цивилизаций. НО по большому счету, за реалистическую следует принять формулу «The West and The Rest», т.е. – «Запад и все остальные»…
Однако активно выступают представители другого мнения – о том, что необходим и возможен диалог цивилизаций и культур.
Идею диалога выдвинули еще софисты, Сократ, Платон, Аристотель. В Средние века диалог использовали в нравственных целях. В эпоху Просвещения, в немецкой классической философии также использовался диалог. Фихте, Фейербах говорили о необходимости диалога между «Я» и «Другим»¸т.е. диалог предполагает понимание своего Я и общение, на основе уважения, с другими Я.
Диалог предполагает активное взаимодействие равноправных субъектов. Диалог – это понимание и уважение ценностей других культур. Важным во взаимодействии культур и цивилизаций является наличие каких-то общих ценностей – общечеловеческих ценностей. Диалог помогает снять политическую напряженность между государствами и этническими группами Культурная замкнутость ведет к гибели культуры. Однако изменения не должны затрагивать ядро культуры.
Основные формы культуры: В большинстве современных обществ культура существует в следующих основных формах: 1) высокая, или элитарная культура - изящное искусство, классическая музыка и литература, создаваемая и потребляемая элитой; 2) народная культура - сказки, песни, фольклор, мифы, традиции, обычаи; 3) массовая культура - культура, сложившаяся с развитием средств массовой информации, создаваемая для массы и потребляемая массой.
От А. Шопенгауэра и Ф. Ницше до X. Ортеги-и-Гассета господствовало убеждение, что подлинная культура всегда элитарна. Можно вспомнить и высказывание Л.Н. Толстого, что о степени культурности страны следует судить не по степени распространенности грамотности и образования среди массы, а по степени образованности высшего слоя населения. Массовая культура - надстройка над базовой культурой. Существует точка зрения, что массовая культура - продукт самой массы. Владельцы средств массовой информации лишь изучают потребности масс и дают то, что хотят массы. Другая точка зрения заключается в том, что массовая культура продукт интеллигенции, нанятой владельцами средств массовой информации. Это средство манипулирования массами, навязывания им своих ценностей и стандартов жизни. Иногда используется термин «медиумическая культура», она занимает промежуточное положение между элитарной и массовой, являясь элитарной по отношению к массовой и массовой по отношению к элитарной. Хотя культура всегда национальна и целостна, в каждом обществе существуют много подгрупп с различными культурными ценностями и традициями. Система норм и ценностей, выделяющая группу из большого сообщества, называется субкультурой. В обществе могут появляться и группы, стремящиеся выработать нормы и ценности, которые противоречат основным аспектам господствующей культуры. Эти нормы и ценности образуют контркультуру, которая может вступить в конфликт с господствующей культурой. Особенность социологического подхода к пониманию культуры заключается в том, что культура рассматривается как механизм регуляции поведения человека, социальных групп, функционирования и 'развития общества в целом. При самом общем социологическом подходе к пониманию культуры обычно отмечаются три ее характеристики: 1) культура представляет собой общеразделяемую систему ценностей, символов и значений; 2) культура - это то, что постигает человек в процессе своей жизнедеятельности; 3) культура - это все то, что транслируется от поколения к поколению. Таким образом, можно дать следующее определение: культура представляет собой систему социально приобретенных и транслируемых от поколения к поколению значимых символов, идей, ценностей, верований, традиций, норм и правил поведения, посредством которых люди организуют свою жизнедеятельность. Можно говоря о многообразии культурных форм и ценностей в современном мире, принимающих иногда форму конфликта, следует различать: 1) уровнь общеразделяемых ценностей, принимаемых обществом в целом и 2) уровень локальных ценностей, служащий основой деятельности различных социальных групп и общностей, образующих субкультуры данного общества. Функции культуры в обществе, ее структура. Культура - социальный феномен и в своих основных подсистемах (материальной и духовной) выполняет следующие основные функции: 1) созидание и преобразование окружающей среды; 2) созидание и преобразование самого человека; 3)потребление: от элементарного жизнеобеспечения до эстетического наслаждения; 4)коммуникативно-нормативная функция, благодаря которой общество существует как слаженная иерархия коллективов. В основе каждой культуры лежат определенные ценности - разделяемые всеми убеждения относительно целей, к которым следует стремиться. Они лежат в основе моральных доктрин. Особое место в культуре занимает язык, который можно определить как систему коммуникаций, использующих звуки и символы, имеющих условное, но строго определенное структурное значение. Духовная культура включает в себя следующие основные компоненты: искусство, литературу, науку, образование, религию, идеологию. Каждый из них представляет особый социальный институт и выполняет различные функции. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.) |