АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Духовная ситуация современности

Читайте также:
  1. I.2.4.Ситуация «потери Пути»
  2. IV. ИЗМЕНЕННАЯ СИТУАЦИЯ
  3. АРХЕТИПЫ В ДРАМАТИЧЕСКИХ СИТУАЦИЯХ
  4. Баухауз. Историческая ситуация
  5. Билет № 49 Глобальные проблемы современности.
  6. В нестандартных ситуациях
  7. ВОПРОС 4. ЛИЧНОСТЬ ИСПЫТУЕМОГО И СИТУАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА
  8. Глава 11. Право и правовая система. Основные правовые системы современности
  9. Глава IX. ПАБЛИК РИЛЕЙШНЗ В КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЯХ
  10. Главней всего погода в доме – духовная гармония в семье.
  11. ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ
  12. Глобальные проблемы современности

С развитием капитализма появляется массовое машинное производство и, соответственно, развиваются массовая культура и массовое сознание (Х.Ортега-и-Гассет).

Ранее была сословная, иерархическая структура общества. Сословье имело свои привилегии и ответственность. Капитализм разрушает эту структуру. Человек выпадает из разрушающейся общины и становится «атомарным», может перемещаться по социальным группам (профессиональным, территориальным и т.п., что связано с понятием «открытого» общества. Развиваются индивидуализм и демократическая форма правления, необходимые для рыночной конкурентной экономики. Данные процессы ведут к определенной «уравненности» людей.

Еще в 18 веке возникло понятие «общественное мнение». Сегодня это важный элемент общественно-политической жизни, хотя оно неопределенно и неоднородно как и сама «общественность». Далее развиваются СМИ, для них нет социальных границ. Формируются духовные стандарты, большую роль начинает играть реклама, мода. Возник и был осознан феномен массового сознания. Понятие «масса» связано с 1. большим числом людей и 2. с определенным уравнением в ней индивидов. Появляется возможность манипулирования массовым сознанием. Правда, многие процессы в массовом сознании идут стихийно, не все контролируется элитой.

Популярным становится понятие «менталитет ». Его определяют по-разному, в частности, как не сформулированные четко и не вполне осознаваемые манеры мыслить, ценности, которые присущи эпохе, группе и т.д. Менталитет – это своего рода автоматизмы мысли, которыми люди пользуются, не замечая их. Это внеличные установки сознания. Они имеют тем более принудительный характер, что не осознаются. Идеи – это лишь видимая часть «айсберга» нашего сознания. Менталитет восходит к латинскому «mens» и обозначает способ мышления, образ мыслей, умонастроение, характер. Метод изучения ментальности – ее сопоставление с другой ментальностью. Ментальность всегда есть некая целостность («мировидение»), единство противоположных начал – природного и культурного, эмоционального и рассудочного, иррационального и рационального, индивидуального и общественного. Ментальность – глубинный пласт коллективного сознания, по сути то, что Э.Дюркгейм называл «коллективным бессознательным». Ментальность необходимо включает в себя ценности, но не исчерпывается ими.

Как отмечал еще Ортега-и-Гассет, массовому сознанию характерны неуважение к компетентности и духовности, неоправданность претензий на высокое положение, относительность ценностей. «Массовый человек» чувствует себя «как все», не критичен к себе, не стремится к самосовершенствованию, нет дисциплины духа, для него нет духовных авторитетов, зато успешно решает материальные проблемы, энергичен и уверен в себе. Такой человек с готовностью откликается на призывы тех, кто сформулирует простой лозунг, не интересуется серьезными рассуждениями (т.е. у него поверхностный стиль мышления).

В 20-ом веке сложился новый тип культуры. Его характеризуют как постмодернистский. Это век культурного многообразия. Возникают массовая и элитарная культура. Но у них есть общие черты. Образцы классического искусства ясны, определенны, в них отчетливо выражен эстетический и нравственный идеал. Классика стремилась пробудить в человеке лучшие черты. Современное неклассическое искусство характеризуется размытостью идеала. Подчеркивается безобразное, состояние тревоги. Характерно обращение к области подсознательного (агрессивность, страхи). Проблема века – размышления о природе человеческой агрессивности, соотношения рационального и иррационального, вопросы сексуальности, жизни и смерти (проблема эвтаназии). Сегодня искусство не стремится к пониманию и выражению внутренней сущности, но отражает то, что есть, важен не продукт, но упаковка. Особое внимание уделяется теме свободы, но в 19-ом веке волновали вопросы политических и гражданских свобод, сегодня – проблема внутренней свободы человека. Культура рассматривается исключительно как способ развлеченимя и потребительского наслаждения. Абсолютным феноменом современной культуры и единственной актуальной ее формой стало шоу. Объект искусства выступает как товар, субъект, его воспринимающий, - как потребитель.

Доминируют потребительские ценности, которые начинают вступать резкое противоречие с ценностями природы. Главное – доход, прибыль, темпы роста, не является ценностью стремление к экологической сбалансированности развития. Современная цивилизация – это цивилизация «силы». Ценности ненасилия, взаимодействия в ней недостаточно укоренены. Западные социологи характеризуют современного человека как гедониста-индивидуалиста

Реклама. Реклама все чаще аппелирует к коллективному бессознательному, актуализируя образное мышление и дискредитируя логику вербального мышления. Оперирование не понятиями, а образами ведет к господству стереотипов. Опора на эмоциональные связи между явлениями рождает, так называемое, «автоматическое мышление» (Московичи С. Век толпы.М.,1996.С.114). Одно из сильнейших средств воздействия на подсознание – суггестия, предполагающая снижение критичности восприятия и потому наиболее действующая на людей (известная формула рекламного воздействия: внимание, интерес, желание, действие, мотив). Реклама не только учитывает мировоззренческие, ценностные ориентации людей, но и формирует их, выстраивая определенную потребительскую идеологию.

Потребление становится не только «конечной целью бытия», Но и критерием социальной стратификации. Положение человека в обществе оценивается не только не его заслугами перед обществом, но даже не тем, чем он владеет, а исключительно тем, что и в сколько он потребляет. Действуют мотивы престижа и уподобления. Исходя из надуманной моды многие товары становятся не настоящими, а «виртуальными». Возникает система виртуальных, неподлинных ценностей, не имеющая никакого отношения к реальному бытию. Денежно-рыночный порядок стал насильничать над жизнью. Он отлучает человека от духовного бытия, но организует толпу в общество. Наиболее легкий и естественный способ самоутверждения в обществе потребления – потреблять. Появляется тенденция не видеть разницы между реальным и ирреальным, жить иллюзиями. Подавляется личностное начало.

В рекламной продукции взаимоотношения между мужчиной и женщиной, взрослыми и детьми упрощаются до уровня «ритуальных идиом», представляются как универсальное распределение ролей в данной ситуации. Реклама обращается к устоявшимся, но неосознаваемым на рациональном уровне шаблонам нашего восприятия, своего рода «социальным архетипам» человека общественного.

Интересно, что в искусстве, не входящем в шоу-бизнес, обычная реклама не работает, ее по-прежнему заменяет общественное мнение.

Сегодня возникло понятие консциентальной войны. Суть ее в борьбе различных форм организации сознания. Предметом поражения и уничтожения являются определенные типы сознаний. Носители сознаний остаются, а типы сознаний вытесняются за рамки цивилизационно допустимых. Уничтожение определенных типов сознания предполагает разрушение общностей, групп, которые являются носителями данного типа сознания. Пять способов поражения: 1.поражение нейро-мозгового субстрата радиацией, химическими веществами, отравляющими воздух, пищу и т.д.; 2. понижение уровня организации информационно-коммуникативной среды, в которой живет сознание; 3. оккультное воздействие на организацию сознания на основе направленной передачи мыслеформ субъекту поражения; 4. специальная организация и распространение по каналам коммуникации образов и текстов, которые разрушают работу сознания (психотропное оружие); 5. разрушение способов и форм идентификации личности по отношению к фиксированным общностям, приводящее к смене форм самоопределения и к деперсонализации. При этом широко используются средства массовой коммуникации, кино и т.п.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)