АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

О дереве на горе

Читайте также:
  1. Архитектоника зданий и сооружений, выполненных в деревянных конструкциях. Арх.формы, выполненные в дереве.
  2. Феномен «деревенской прозы» второй половины ХХ века. Творчество В.Г.Распутина, В.И.Белова, В.М.Шукшина и др.

 

 

Заратустра заметил, что один юноша избегает его. И вот

однажды вечером, когда шел он один по горам, окружавшим город,

названный "Пестрая корова", он встретил этого юношу сидевшим на

земле, у дерева, и смотревшим усталым взором в долину.

Заратустра дотронулся до дерева, у которого сидел юноша, и

говорил так:

"Если б я захотел потрясти это дерево своими руками, я бы

не смог этого сделать.

Но ветер, невидимый нами, терзает и гнет его, куда он

хочет. Невидимые руки еще больше гнут и терзают нас".

Тогда юноша встал в смущении и сказал: "Я слышу

Заратустру, я только что думал о нем". Заратустра отвечал:

"Чего же ты пугаешься? С человеком происходит то же, что и

с деревом.

Чем больше стремится он вверх, к свету, тем глубже

впиваются корни его в землю, вниз, в мрак и глубину, -- ко

злу".

"Да, ко злу! -- воскликнул юноша. -- Как же возможно, что

ты открыл мою душу?"

Заратустра засмеялся и сказал: "Есть души, которых никогда

не откроют, разве что сперва выдумают их".

"Да, ко злу! -- воскликнул юноша еще раз.

Ты сказал истину, Заратустра. Я не верю больше в себя

самого, с тех пор как стремлюсь я вверх, и никто уже не верит в

меня, -- но как же случилось это?

Я меняюсь слишком быстро: мое сегодня опровергает мое

вчера. Я часто перепрыгиваю ступени, когда поднимаюсь, -- этого

не прощает мне ни одна ступень.

Когда я наверху, я нахожу себя всегда одиноким. Никто не

говорит со мною, холод одиночества заставляет меня дрожать.

Чего же хочу я на высоте?

Мое презрение и моя тоска растут одновременно; чем выше

поднимаюсь я, тем больше презираю я того, кто поднимается. Чего

же хочет он на высоте?

Как стыжусь я своего восхождения и спотыкания! Как

потешаюсь я над своим порывистым дыханием! Как ненавижу я

летающего! Как устал я на высоте!"

Тут юноша умолк. А Заратустра посмотрел на дерево, у

которого они стояли, и говорил так:

"Это дерево стоит одиноко здесь, на горе, оно выросло

высоко над человеком и животным.

И если бы оно захотело говорить, не нашлось бы никого, кто

бы мог понять его: так высоко выросло оно.

Теперь ждет оно и ждет, -- чего же ждет оно? Оно находится

слишком близко к облакам: оно ждет, вероятно, первой молнии?"

Когда Заратустра сказал это, юноша воскликнул в сильном

волнении: "Да, Заратустра, ты говоришь истину. Своей гибели

желал я, стремясь в высоту, и ты та молния, которой я ждал!

Взгляни, что я такое, с тех пор как ты явился к нам?

Зависть к тебе разрушила меня!" -- Так говорил юноша и

горько плакал. А Заратустра обнял его и увел с собою.

И когда они вместе прошли немного, Заратустра начал так

говорить;

-- Разрывается сердце мое. Больше, чем твои слова, твой

взор говорит мне об опасности, которой ты подвергаешься.

Ты еще не свободен, ты ищешь еще свободы. Бодрствующим

сделало тебя твое искание и лишило тебя сна.

В свободную высь стремишься ты, звезд жаждет твоя душа. Но

твои дурные инстинкты также жаждут свободы.

Твои дикие псы хотят на свободу; они лают от радости в

своем погребе, пока твой дух стремится отворить все темницы.

По-моему, ты еще заключенный в тюрьме, мечтающий о

свободе; ах, мудрой становится душа у таких заключенных, но

также лукавой и дурной.

Очиститься должен еще освободившийся дух. В нем еще много

от тюрьмы и от затхлости: чистым должен еще стать его взор.

Да, я знаю твою опасность. Но моей любовью и надеждой

заклинаю я тебя: не бросай своей любви и надежды!

Ты еще чувствуешь себя благородным, и благородным

чувствуют тебя также и другие, кто не любит тебя и посылает

вослед тебе злые взгляды. Знай, что у всех поперек дороги стоит

благородный.

Даже для добрых стоит благородный поперек дороги; и даже

когда они называют его добрым, этим хотят они устранить его с

дороги.

Новое хочет создать благородный, новую добродетель.

Старого хочет добрый и чтобы старое сохранилось.

Но не в том опасность для благородного, что он станет

добрым, а в том, что он станет наглым, будет насмешником и

разрушителем.

Ax, я знал благородных, потерявших свою высшую надежду. И

теперь клеветали они на все высшие надежды.

Теперь жили они, наглые, среди мимолетных удовольствий, и

едва ли цели их простирались дальше дня.

"Дух -- тоже сладострастие" -- так говорили они. Тогда

разбились крылья у духа их: теперь ползает он всюду и грязнит

все, что гложет.

Некогда мечтали они стать героями -- теперь они

сластолюбцы. Печаль и страх для них герой.

Но моей любовью и надеждой заклинаю я тебя: не отметай

героя в своей душе! Храни свято свою высшую надежду! --

Так говорил Заратустра.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.)