АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

О кафедрах добродетели

Читайте также:
  1. О дарящей добродетели
  2. Платон о добродетели

 

 

Заратустре хвалили одного мудреца, который умел хорошо

говорить о сне и о добродетели; за это его высоко чтили и

награждали, и юноши садились перед кафедрой его. К нему пошел

Заратустра и вместе с юношами сел перед кафедрой его. И так

говорил мудрец:

Честь и стыд перед сном! Это первое! И избегайте встречи с

теми, кто плохо спит и бодрствует ночью!

Стыдлив и вор в присутствии сна: потихоньку крадется он в

ночи. Но нет стыда у ночного сторожа: не стыдясь, трубит он в

свой рог.

Уметь спать -- не пустяшное дело: чтобы хорошо спать, надо

бодрствовать в течение целого дня.

Десять раз должен ты днем преодолеть самого себя: это даст

хорошую усталость, это мак души.

Десять раз должен ты мириться с самим собою: ибо

преодоление есть обида, и дурно спит непомирившийся.

Десять истин должен найти ты в течение дня: иначе ты

будешь и ночью искать истины и твоя душа останется голодной.

Десять раз должен ты смеяться в течение дня и быть

веселым: иначе будет тебя ночью беспокоить желудок, этот отец

скорби.

Немногие знают это; но надо обладать всеми добродетелями,

чтобы спать хорошо. Не дал ли я ложного свидетельства? Не

нарушил ли я супружеской верности?

Не позволил ли я себе пожелать рабыни ближнего моего? Все

это мешало бы хорошему сну.

И даже при существовании всех добродетелей надо еще

понимать одно: уметь вовремя послать спать все добродетели.

Чтобы не ссорились между собой эти милые бабенки! И на

твоей спине, несчастный!

Живи в мире с Богом и соседом: этого требует хороший сон.

И живи также в мире с соседским чертом! Иначе ночью он будет

посещать тебя.

Чти начальство и повинуйся ему, даже хромому начальству!

Этого требует хороший сон. Разве моя вина, если власть любит

ходить на хромых ногах?

Тот, по-моему, лучший пастух, кто пасет своих овец на

тучных лугах: этого требует хороший сон.

Я не хочу ни больших почестей, ни больших сокровищ: то и

другое раздражает селезенку. Однако дурно спится без доброго

имени и малых сокровищ.

Малочисленное общество для меня предпочтительнее, чем

злое; но и оно должно приходить и уходить вовремя: этого

требует хороший сон.

Мне также очень нравятся нищие духом: они способствуют

сну. Блаженны они, особенно если всегда воздают им должное.

Так проходит день у добродетельного. Но когда наступает

ночь, я остерегаюсь, конечно, призывать сон! Он не хочет, чтобы

его призывали -- его, господина всех добродетелей!

Но я размышляю, что я сделал и о чем думал в течение дня.

Пережевывая, спрашиваю я себя терпеливо, как корова: каковы же

были твои десять преодолений?

И каковы были те десять примирений, десять истин и десять

смехов, которыми мое сердце радовало себя?

При таком обсуждении и взвешивании сорока мыслей на меня

сразу нападает сон, незваный, господин всех добродетелей.

Сон колотит меня по глазам -- и они тяжелеют. Сон касается

уст моих, и они остаются отверстыми.

Поистине, тихими шагами приходит он ко мне, лучший из

воров, и похищает у меня мысли: глупый стою я тогда, как эта

кафедра.

Но недолго стою я так: затем я уже лежу. --

Слушая эти речи мудреца, Заратустра смеялся в сердце

своем: ибо свет низошел на него. И так говорил он в сердце

своем:

Глупцом кажется мне этот мудрец со своими сорока мыслями;

но я верю, что хорошо ему спится.

Счастлив уже и тот, кто живет вблизи этого мудреца! Такой

сон заразителен; даже сквозь толстую стену заразителен он.

Чары живут в самой его кафедре. И не напрасно сидели юноши

перед проповедником добродетели.

Его мудрость гласит: так бодрствовать, чтобы сон был

спокойный. И поистине, если бы жизнь не имела смысла и я должен

был бы выбрать бессмыслицу, то эта бессмыслица казалась бы мне

наиболее достойной избрания.

Теперь я понимаю ясно, чего некогда искали прежде всего,

когда искали учителей добродетели. Хорошего сна искали себе и

увенчанной маками добродетели!

Для всех этих прославленных мудрецов кафедры мудрость была

сном без сновидений: они не знали лучшего смысла жизни.

И теперь еще встречаются люди, похожие на этого

проповедника добродетели, не всегда, однако, такие же честные,

но их время прошло. И не долго стоять им, как уже будут они

лежать.

Блаженны сонливые: ибо скоро станут они клевать носом. --

Так говорил Заратустра.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.)