АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

О пути созидающего

Читайте также:
  1. I. ВВЕДЕНИЕ
  2. I. — Платон и симулякр
  3. II. САКРАЛЬНАЯ ГЕОМЕТРИЯ: МЕТАФОРА УНИВЕРСАЛЬНОГО ПОРЯДКА
  4. X. ПРОИСХОЖДЕНИЕ КОСМИЧЕСКИХ ПРОСТРАНСТВ
  5. Абсурдные стены
  6. Бесклассовый общественный строй с единой общенародной собственностью на средства производства, полным социальным равенством всех членов.
  7. Билет 1. Предмет истории как науки: цели и задачи ее изучения
  8. В гражданском обществе и государстве
  9. ВЕЛИКая ОТЕЧЕСТВЕННая ВОЙНа
  10. Вирджиния Сатир
  11. Власть и вера
  12. ВНУТРЕННИЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ КУЛЬТУРЫ

 

 

Ты хочешь, брат мой, идти в уединение? Ты хочешь искать

дороги к самому себе? Помедли еще немного и выслушай меня.

"Кто ищет, легко сам теряется. Всякое уединение есть грех"

-- так говорит стадо. И ты долго принадлежал к стаду.

Голос стада будет звучать еще и в тебе! И когда ты

скажешь: "у меня уже не одна совесть с вами", -- это

будет жалобой и страданием.

Смотри, само это страдание породила еще единая

совесть: и последнее мерцание этой совести горит еще на твоей

печали.

Но ты хочешь следовать голосу своей печали, который есть

путь к самому себе? Покажи же мне на это свое право и свою

силу!

Являешь ли ты собой новую силу и новое право? Начальное

движение? Самокатящееся колесо? Можешь ли ты заставить звезды

вращаться вокруг себя?

Ах, так много вожделеющих о высоте! Так много видишь

судорог честолюбия! Докажи мне, что ты не из вожделеющих и не

из честолюбцев!

Ах, как много есть великих мыслей, от которых проку не

более, чем от воздуходувки: они надувают и делают еще более

пустым.

Свободным называешь ты себя? Твою господствующую мысль

хочу я слышать, а не то, что ты сбросил ярмо с себя.

Из тех ли ты, что имеют право сбросить ярмо с себя?

Таких не мало, которые потеряли свою последнюю ценность, когда

освободились от рабства.

Свободный от чего? Какое дело до этого Заратустре! Но твой

ясный взор должен поведать мне: свободный для чего?

Можешь ли ты дать себе свое добро и свое зло и навесить на

себя свою волю, как закон? Можешь ли ты быть сам своим судьею и

мстителем своего закона?

Ужасно быть лицом к лицу с судьею и мстителем собственного

закона. Так бывает брошена звезда в пустое пространство и в

ледяное дыхание одиночества.

Сегодня еще страдаешь ты от множества, ты, одинокий:

сегодня еще есть у тебя все твое мужество и твои надежды.

Но когда-нибудь ты устанешь от одиночества, когда-нибудь

гордость твоя согнется и твое мужество поколеблется.

Когда-нибудь ты воскликнешь: "я одинок!"

Когда-нибудь ты не увидишь более своей высоты, а твое

низменное будет слишком близко к тебе; твое возвышенное будет

даже пугать тебя, как призрак. Когда-нибудь ты воскликнешь:

"Все -- ложь!"

Есть чувства, которые грозят убить одинокого; если это им

не удается, они должны сами умереть! Но способен ли ты быть

убийцею?

Знаешь ли ты, брат мой, уже слово "презрение"? И муку

твоей справедливости -- быть справедливым к тем, кто тебя

презирает?

Ты принуждаешь многих переменить о тебе мнение -- это

ставят они тебе в большую вину. Ты близко подходил к ним и

все-таки прошел мимо -- этого они никогда не простят тебе.

Ты стал выше их; но чем выше ты подымаешься, тем меньшим

кажешься ты в глазах зависти. Но больше всех ненавидят того,

кто летает.

"Каким образом хотели вы быть ко мне справедливыми! --

должен ты говорить. -- Я избираю для себя вашу несправедливость

как предназначенный мне удел".

Несправедливость и грязь бросают они вослед одинокому; но,

брат мой, если хочешь ты быть звездою, ты должен светить им,

несмотря ни на что!

И остерегайся добрых и праведных! Они любят распинать тех,

кто изобретает для себя свою собственную добродетель, -- они

ненавидят одинокого.

Остерегайся также святой простоты! Все для нее нечестиво,

что не просто; она любит играть с огнем -- костров.

И остерегайся также приступов своей любви! Слишком скоро

протягивает одинокий руку тому, кто с ним повстречается.

Иному ты должен подать не руку, а только лапу -- и я хочу,

чтобы у твоей лапы были когти.

Но самым опасным врагом, которого ты можешь встретить,

будешь всегда ты сам; ты сам подстерегаешь себя в пещерах и

лесах.

Одинокий, ты идешь дорогою к самому себе! И твоя дорога

идет впереди тебя самого и твоих семи дьяволов!

Ты будешь сам для себя и еретиком, и колдуном, и

прорицателем, и глупцом, и скептиком, и нечестивцем, и злодеем.

Надо, чтобы ты сжег себя в своем собственном пламени: как

же мог бы ты обновиться, не сделавшись сперва пеплом!

Одинокий, ты идешь путем созидающего: Бога хочешь ты себе

создать из своих семи дьяволов!

Одинокий, ты идешь путем любящего: самого себя любишь ты и

потому презираешь ты себя, как презирают только любящие.

Созидать хочет любящий, ибо он презирает! Что знает о

любви тот, кто не должен был презирать именно то, что любил он!

Со своей любовью и своим созиданием иди в свое уединение,

брат мой, и только позднее, прихрамывая, последует за тобой

справедливость.

С моими слезами иди в свое уединение, брат мой. Я люблю

того, кто хочет созидать дальше самого себя и так погибает. --

Так говорил Заратустра.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.01 сек.)