АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция
|
IV этап. Анализ
Искусствоведческому анализу студентов учат все годы занятий на факультете. Эта работа требует знания языка искусства, кото- рый изучается и в теории, и на практике. Искусствоведческий и культурологический анализ произведения близки: один есть важ- нейшая, сердцевинная часть другого. Рассматривая же отдельное произведение не только как феномен, продукт творчества художни- ка, конкретное воплощение жанра и т. д., но и в общекультурном контексте, в богатстве основных связей, мы вскрываем все новые пласты смысла, углубляем личное понимание художественного об- раза. А поскольку на этом этапе и педагог и учащиеся много гово- рят, рассматривают и фиксируют в сознании массу деталей, кажет- ся, что именно на уровне анализа мы особенно полно воспринимаем произведение. На самом деле это не так: ученик больше узнает о произведении, но то воздействие художественного образа, которое было пережито в непосредственном контакте с творением художни- ка, уже оказало влияние на его душу, впечаталось в нее. В то же время отказ от анализа был бы ошибкой, особенно для профессио- нала — педагога и художника, которому предстоит в будущем со- здавать художественные произведения и работать с ними: понима- ние и осознание особенностей, возможностей, силы истинного искус- ства — необходимый компонент подготовки к такой работе.
Поскольку анализу художественного произведения в новом учебном плане посвящен целый пропедевтический курс, отметим главное: есть произведения, не поддающиеся анализу, но они —
исключение из правила. Во всех остальных случаях применимы самые разные приемы выявления закономерностей, способствую- щих действенности и гармонизации художественного образа: мет- рический, математический, компьютерный анализ столь же воз- можны, сколь и вербальное истолкование. Недопустимо одно: аб- солютизация как одного из приемов или подходов, так и анализа как этапа работы с произведением в целом. Так, дилетанты обычно дотошно доискиваются простейшего способа атрибуции иконы: изучают формы шпонок, пытаются определить возраст доски, гвоз- дей и т. д. Профессионалы же знают, что все эти данные необхо- димы, но недостаточны: торцевые шпонки использовались с древ- нейших времен и до XX в., на старой доске, соскоблив первона- чальное изображение, можно сделать новое и искусственно его «состарить» и т. д. Единственный надежный способ атрибуции — комплексный, когда технико-технологическое исследование под- крепляет искусствоведческий, стилистический и культурологи- ческий анализ и все это подтверждено документами. Из трех названных наиболее надежны стилистический и искусствовед- ческий анализ. Даже документы могут быть подделаны, неверно истолкованы и т. п. В то же время самый тонкий стилистический анализ иконы, картины, скульптуры может быть поставлен под сомнение анализом состава красок, в процессе которого выявля- ется употребление «не того» пигмента. Хотя, кто знает, какой случайности обязаны мы появлением и нехарактерных для эпо- хи компонентов?
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | Поиск по сайту:
|