АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция
|
I этап. «Прелюдия»
Для настроя на контакт с произведением, на целостное вос- приятие художественного образа можно воспользоваться опытом подготовки самого художника к работе. Ведь цель — это создание своего рода резонансного взаимодействия двух сердец, двух душ — художника и зрителя, в котором произведение — аккумулятор духовной энергии художника и проводник ее к зрителю. Следова- тельно, организуя подготовку к восприятию художественного об- раза, следует предварительно максимально приблизиться к со- стоянию его творца, попытаться в какой-то мере отождествить себя с ним.
«Прелюдия» должна быть подготовлена автором выступле- ния заранее.
Готовя свое сообщение, студент читает книги о художнике и его времени, знакомится с его эпистолярным наследием и мему- арной литературой о нем. Для начала своей работы с группой (если, конечно, вы имеете дело с достаточно подготовленными людь- ми) можно выбрать характерный эпизод из жизни художника, отрывок из воспоминаний о нем, о его работе над произведением, о котором пойдет речь, о впечатлении, которое оно некогда произ- вело на зрителей. Рассказ или подготовленный текст должны быть не столько информативными в прямом смысле слова, сколько эмоционально насыщенными, причем созвучно художественному образу. Это один прием работы, но есть и другие. Например, мож- но, взяв с собой магнитофон, использовать музыку, созвучную материалу сообщения. При том лучше подбирать современную художнику музыку, написанную композитором — его соотечествен-
9-4015
ником (меньше риск ошибиться). Можно использовать стихи или художественную прозу.
Есть и еще один путь: искренний рассказ о том, какое впечат- ление произвело произведение на вас при первой встрече. Впро- чем, таких приемов можно придумать множество, и любой дос- тигнет цели, если произойдет совпадение духовного строя произ- ведения и того, что послужит «камертоном».
Всего сложнее настроиться на восприятие иконы. А ведь ее ценность заключается в способности «умилить сердце» челове- ка, впечататься в его душу. В храме — естественной для вос- приятия иконы среде — на молящегося особым образом воздей- ствует архитектура, слово молитвы, включенное в песнопение, свечи, запах ладана, эмоциональная среда — сопереживания окружающих. Храм словно защищает человека от суеты мира, помогает отрешиться от повседневности. В музее многое способ- но убить всякую возможность сосредоточенного настроя на вос- приятие иконы: шум шагов, резкий голос экскурсовода, работа- ющего в том же зале. И все же стоит попытаться создать необ- ходимое для общения с иконой состояние. Вспомнив, как в стародавние времена мастер-иконник готовил себя к работе над образом, в какой обстановке входил с образом в контакт моля- щийся, попытайтесь найти способы создания необходимого на- строя вопреки всем сложностям.
И еще один важный совет-рекомендация: информационная и «настраивающая» работа должна проводиться не в музее воз- ле картины, иконы, скульптуры, с которыми студент будет работать, а до того, заранее, это должна быть работа пред- варительная, предшествующая следующему, второму этапу — общению с произведением искусства.
II этап. Непосредственное восприятие произведения, контакт с ним
На этом этапе работы роль посредника-учителя минимальна: надо помочь группе расположиться так, чтобы каждому было по возможности хорошо видно и ничто не мешало сосредоточиться на том произведении, с которым будет вестись работа. Если это скульптура — надо дать возможность каждому сделать ее круго- вой обход, предложив найти наиболее выразительный ракурс. Если икона или картина — сосредоточиться на вчувствовании в нее: молчаливое созерцание способствует сосредоточению, а значит, со-творчеству с художником. Можно предварительно дать груп-
пе задание, но оно не должно быть аналитическим. Оно должно стимулировать самососредоточенность на чувстве и переживании художественного образа, помочь войти в него. В некоторых случа- ях можно предложить своим товарищам отождествить себя с кем- либо из персонажей произведения, попытаться понять и пережить ситуацию как бы изнутри. Иногда — «озвучить» в воображении зрительный образ. Иногда — вступить с ним во внутренний диа- лог. В случае с иконой может помочь и естественный, веками выработанный способ — молитва, обращенная именно к этому образу. Слова, родившиеся в миг духовного озарения, способны вызвать резонансный ответ в сердце не только истинно верующе- го, но и просвещенного атеиста. Наконец, незаменимый помощ- ник — магнитофон. Негромкое воспроизведение музыки той дале- кой эпохи, когда было создано произведение, способно обогатить его восприятие и внести дополнительные краски в зримый образ. Нельзя дать рецепта на все случаи жизни: бесконечное разно- образие произведений диктует множество приемов организации общения с ним. Но сам момент созерцания и вчувствования — эмпатии — не требует слов: зрители должны на какое-то время остаться наедине с произведением искусства, всей душой раство- риться в нем, если перед ними создание истинного художника — впечатление будет обязательно сильным и адекватным.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | Поиск по сайту:
|