АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Основные проблемы

Читайте также:
  1. B. Основные принципы исследования истории этических учений
  2. COBPEMEННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СОЦИОЛОГИИ
  3. I. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ (ТЕРМИНЫ) ЭКОЛОГИИ. ЕЕ СИСТЕМНОСТЬ
  4. I. ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРИРОДЫ И ОБЩЕСТВА
  5. I. Современное состояние проблемы
  6. I.3. Основные этапы исторического развития римского права
  7. II Съезд Советов, его основные решения. Первые шаги новой государственной власти в России (октябрь 1917 - первая половина 1918 гг.)
  8. II. Основные задачи и функции
  9. II. Основные показатели деятельности лечебно-профилактических учреждений
  10. II. Основные проблемы, вызовы и риски. SWOT-анализ Республики Карелия
  11. III. Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания.
  12. IV. Механизмы и основные меры реализации государственной политики в области развития инновационной системы

Социоцентрический характер художественного процесса, за-
кономерности его динамики и создание реалистической картины
мира в русской живописи. Реализм и передвижничество. Товари-
щество передвижных и художественных выставок в 1870—1880-е годы
и в конце XIX в. Формирование символизма. Тенденции к природо-
центризму. Кризис стиля в архитектуре (эклектика) и скульптуре.


Задание предполагает самостоятельную подготовку студентом
маршрута комбинированной экскурсии (городская среда, музей)
и материалов к ней, представляемых в виде картотеки. Лучшие
экскурсии прослушиваются на маршруте.

Рекомендуемые темы
для подготовки выступления

1. Скульптура второй половины XIX в.

2. Живопись второй половины XIX в.

3. Архитектура эпохи историзма в Петербурге.

Варианты заданий

A. Монографическая экскурсия, посвященная творчеству Н.Н. Ге,
И.Н. Крамского, И.Е. Репина, В.И. Сурикова, М.А. Врубеля,
В.М. Васнецова, В.А. Серова, В.Г. Перова, Ф.А. Васильева,
В.Д. Поленова, И.И. Левитана и др.

Б. Закономерности развития реализма.

1. Социально-обличительная живопись 1860-х годов.

2. Живопись 1870-х годов (портрет, социально-бытовой и
социально-исторический жанры).

3. Социально-исторические ориентации в жанрах жи-
вописи 1880-х годов «Отрадное» как антитеза траги-
ческому.

4. Пейзаж и формирование «пейзажного видения» в живо-
писи второй половины XIX в.

5. Прогностические мотивы в живописи второй половины
XIX в.

B. Основные проблемы и родовые элементы живописной кар-
тины мира в живописи второй половины XIX в.

1. Картина мира как модель социально-исторической ре-
альности в отдельном живописном произведении.

2. Образ Человека, его судьба, роль в общественной жизни
и истории в живописи второй половины XIX в.

3. Нравственный выбор как «взять ли за Господа Бога рубль
или не уступать ни шага злу» (И.Н. Крамской) в живо-
писи второй половины XIX в.


4. Общество, его состав и общественные отношения (семья,
ближайшее окружение-классы) в живописи второй поло-
вины XIX в.

5. Русская история в живописи. Проблема взаимоотноше-
ний личности и общества, народа и власти.

6. Революционное движение в зеркале живописи.

7. Образ России в живописи второй половины XIX в.

Г. Мотивы и их внутренний смысл.

1. Пространство и дорога в русской живописи XIX в.

2. Странник и странничество в русской живописи XIX в.

3. Мотив противостояния в композиции русской картины
второй половины XIX в.

4. Герой и толпа в русской живописи.

5. Слово и его духовная сила в русской живописи XIX в.

6. «Человек в пленэре» в русской живописи XIX в.

7. Евангельские мотивы в русской живописи XIX в.

Д. Система жанров в русской живописи второй половины
XIX в.

1. Социально-обличительный жанр.

2. Портрет.

3. Социальный и социально-бытовой жанры (сопоставитель-
ный анализ).

4. Социально-историческая, социально-бытовая картина и
исторический портрет.

5. Пейзаж.

6. Религиозная живопись.

7. Фольклорный жанр.

ТЕМА 6. РУССКОЕ ИСКУССТВО
РУБЕЖА XIX—XX веков

Основные проблемы

Искусство эпохи канунов в контексте истории и мирового ху-
дожественного процесса. Стремительность эволюции и сложность
стилистических исканий. Проблема временных границ искусства
порубежного периода. Основные идеи и противоречия эпохи. Сим-
волизм. Стилистические искания эпохи модерн. Рост городов и
строительный бум эры капитализма. Деятельность художествен-
ных объединений. Рост субъективизма в творчестве. Эволюция
системы жанров на рубеже веков, взаимопроникновение жанро-
вых форм, роль пейзажа, а затем натюрморта. Тенденции к мону-
ментальному и декоративному, поиск синтеза искусств. Утверж-


дение лирической концепции, отход от сюжетности к бессобытий-
ным мотивам. Лозунг «искусство для искусства».

Примерная тематика проблемных экскурсий,
аудиторных занятий, дискуссий

1. Реализм в русском искусстве конца XIX — начала XX в.

2. Передвижничество. Рубежный период.

3. Проявление символизма на рубеже XIX—XX в.

4. Импрессионизм и пленэр в русской живописи. Конец XIX —
ачало XX в.

 

5. Творческая личность в русской и западноевропейской жи-
вописи конца XIX — начала XX в.

6. Прогностические тенденции в русском изобразительном
искусстве.

7. Религиозные искания в творчестве русских художников Се-
ребряного века.

8. Символизм в искусстве конца XIX — начала XX в.: Россия,
Франция.

9. Образ женщины в русском искусстве конца XIX — начала XX в.

 

10. Земля и космос в творчестве русских художников Сереб-
яного века.

11. Стиль модерн как явление художественной культуры на
убеже XIX—XX вв.

12. Художественные объединения в конце XIX — начале XX в.
оссия. Франция. Германия.

13. Искания в области скульптуры. Конец XIX — начало XX в.

14. Автопортрет в русском искусстве. Конец XIX — начало XX в.

15. Меценаты, маршаны и коллекционеры, их роль в художе-
твенной жизни рубежа XIX—XX вв.

16. Мастера искусства об искусстве: Винсент Ван-Гог, Поль
оген, Поль Сезанн.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Общие труды по искусству Франции XIX века

1. Божович В.И. Традиции и взаимодействие искусств Фран-
ции конца XIX — начала XX века. М., 1987.

2. Вентури Лионелло. От Мане до Лотрека. М., 1957.

3. Вентури Лионелло. Художники нового времени. М., 1956.

4. Всеобщая история искусств: В 6 т. М., 1964. Т. 5.

5. Геллер Каталин. Французская живопись XIX века. Буда-
пешт, 1988.


6. Западноевропейское искусство второй половины XIX века.
М., 1975.

7. Импрессионизм. Письма художников. Воспоминания Дю-
ран-Руэля. Документы. М., 1969.

8. Импрессионисты, их современники и соратники. М., 1976.

9. КалитинаН.Н. Французская пейзажная живопись 1870—1970.
Л., 1976.

 

10. Калитина Н.Н. «Эпоха реализма» во французской живо-
писи. Л., 1972.

11. Калитина Н.Н. Французский портрет XIX века. Л., 1985.

12. Калитина Н.Н. Французское изобразительное искусство
конца XVIII—XX веков. Л., 1990.

13. Каталог выставки Москва—Париж 1900—1930 гг. М., 1981.

14. Кожина Е.Ф. Романтическая битва. Л., 1969.

15. Кочик О. Импрессионизм. Западноевропейское искусство
второй половины XIX в. М., 1975.

16. Мастера искусства об искусстве: В 7 т. М., 1967. Т. 4.

17. Прокофьев В.Н. Постимпрессионизм. М., 1973.

18. Прокофьев В.Н. Работы разных лет. М., 1985.

 

19. Раздольская В.И. Искусство Франции второй половины
XIX века: Очерки теории и истории искусства. Л., 1981.

20. Раушенбах Б.В. Пространственные построения в живопи-
си. М., 1980.

21. Ревалд Джон. История импрессионизма. Л.; М., 1959.

22. Ревалд Джон. Постимпрессионизм. Л.; М., 1962.

23. Рейтсверд О. Импрессионисты перед публикой и крити-
кой. М., 1974.

24. Тугендхольд Я.А. Избранные статьи и очерки. М., 1987.

25. Чегодаев А.Д. Естественная история салонного искусства //
Статьи об искусстве Франции, Англии, США XVIII—XX вв. М.,
1938.

26. Яворская Н.В., Терновец Б. Художественная жизнь Фран-
ции второй половины XIX в. М., 1935.

27. Яворская Н.В. Пейзаж барбизонской школы живописи.
М., 1962.

28. Яворская Н.В. Работы разных лет. О французском искус-
стве XIX—XX вв. М., 1987.

Монографии о художниках,
их литературное наследие

1. Алпатов М.В. Камиль Коро. М., 1984.

2. Бальзак об искусстве. М.; Л., 1941.


3. Барская А.Г. Поль Сезанн: Альбом. М., 1975.

4. Богемская К.Г. Клод Моне. М., 1984.

5. Ван-Гог. Письма / Вступ. статья Ю.Г. Кузнецова. М., 1966.

6. Воллар А. Сезанн. Л., 1934.

7. Воллар А. Ренуар / Пер. с фр. М., 1995.

8. Гоген Поль. Письма. Ноа—Ноа (Прежде и потом) / Вступ.
статья А.С. Кантор-Гуковской. Л., 1972.

9. Гоген. Взгляд из России: Альбом-каталог. М., 1989.

 

10. Дега Э.: Альбом / Вступ. статья Б. Зернова. М., 1965.

11. Дега Э. Письма, воспоминания. М., 1971.

12. Делакруа Э. Мысли об искусстве. М., 1960.

13. Делакруа Э. Дневник. М., 1950.

14. Денвир Б. Импрессионизм: художники и картины / Пер. с
нгл. М., 1994.

15. Дмитриева Н.А. Винсент Ван-Гог. М., 1980.

16. Калитина Н.Н. Оноре Домье. Л., 1952.

17. Калитина Н.Н. Поль Синьяк. М., 1976.

18. Камиль Коро. Художник, человек (документы, воспомина-
ия). М., 1963.

19. Кантор-Г у ков екая А.С. Поль Гоген. Жизнь и творчество.
.; М., 1965.

20. Курбе Г. Письма, документы, воспоминания современни-
ов. М., 1970.

21. Линдсей Джек. Поль Сезан. Жизнь в искусстве. М.,
990.

22. Мурина Е.Б. Ван-Гог. М., 1978.

23. Перрюшо А. Поль Гоген. М., 1979.

24. Перрюшо А. Жизнь Ренуара. М., 1974.

25. Перрюшо А. Сезанн. М., 1967.

 

26. Писсарро Камиль: Письма, критика, воспоминания совре-
менников / Вступ. статья К.Г. Богемской. М., 1974.

27. Рейтесверд О. Клод Моне. М., 1965.

28. Реуар Ж. Огюст Ренуар.М., 1970.

29. Роден Огюст. Искусство. Ряд бесед, записанных П. Гзелль.
СПб., 1914.

30. Роден Огюст. Сб. статей о творчестве. М., 1960.

31. Ромм А.Г. Огюст Роден. М., 1946.

32. Сера Ж., Синьяк П. Письма, дневники, литературное на-
следие, воспоминания современников / Вступ. ст. К.Г. Богемской.
М., 1976.

33. Чиликин A.M. Огюст Роден. Л., 1970.

34. Ж.-Д. Энгр об искусстве. М., 1962.

35. Яворская Н.В. Сезанн. М., 1935.


Литература о памятниках искусства
в собрании Эрмитажа

1. Березина В.Н. Французская живопись первой половины и
середины XIX века в Эрмитаже: Каталог. Л., 1983.

2. Березина В.Н. Государственный Эрмитаж. Французская
живопись XIX века. От Давида до Фантен-Латура. Л., 1972.

3. Березина В.Н. Жан Огюст Доминик Энгр. Л., 1967.

4. Березина В.Н. Энгр. Портрет Н.Д. Гурьева. Л., 1960.

5. Березина В.Н. Французская живопись XIX века в собрании
Государственного Эрмитажа. М., 1980.

6. Изергина А.Н. Французская живопись в Эрмитаже (первая
половина и середина XIX века): Очерк-путеводитель. Л., 1969.

7. Кожина Е. Картины Делакруа в Эрмитаже. Л., 1968.

8. Костеневич А.Г. Западноевропейская живопись XIX—XX вв.
Л., 1974, 1978.

9. Костеневич А.Г. Французское искусство конца XIX — на-
чала XX века. Л., 1984.

10. Морозов и Щукин — русские коллекционеры. От Моне до
Пикассо. Германия, 1994.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.009 сек.)