XIII—XV вв
8. Понятие «палеологовского Ренессанса». Фрески церкви Пантанассы в монастыре Мистры. Иконы XIII—XIV вв.: «12 апо- столов» (Москва, МГМИИ), «Пантократор», «Троица» (Эрмитаж). Мозаичные иконы. Складни из слоновой кости с рельефными изоб- ражениями двунадесятых праздников.
III. Западноевропейское искусство V—X вв. (дороманский период)
1. Возникновение варварских королевств и их христианиза- ция. «Полихромный стиль». Искусство Италии при остготах и лангобардах. Мавзолей Теодориха в Равенне. Фибула из Чезены. Корона королевы Теодолинды. Искусство вестготской Испании. Вотивные короны из клада Гварразары (V в.).
Искусство Франции во времена династии Меровингов. Релье- фы саркофагов (из крипты монастыря Сен-Поль в Жуаре и др.). Англо-ирландская книжная миниатюра. «Книга из Дурроу» (Дуб- лин, библиотека колледжа), «Евангелие из Эстернаха» (Париж, Национальная библиотека).
Находки из захоронения норвежской королевы Осе в корабле (Осеберг, Скандинавия, IX в.).
2. Коронование Карла в Риме — 800 г. Искусство Каролингс- кой империи франков. Термин «Каролингский Ренессанс». Ка- пелла пфальца Карла Великого в Аахене. Монастырь в Лорше — ворота с надвратным залом.
Расцвет книжной миниатюры. Придворные и монастырс- кие скриптории. «Евангелие Годескалька» (Париж, Нацио- нальная библиотека), «Евангелие Карла Великого» (из Вены или Аахена). «Утрехтская Псалтирь» (Утрехт, библиотека Уни- верситета). Большие иллюстрированные Библии «Турской школы». «Евангелие Лотаря» (Париж), сцена поднесения книги Карлу Лысому в «Библии Вивьена» (Париж, Национальная библиотека).
Пластика из слоновой кости. Бронзовая конная статуэтка Карла Великого из Метца (Лувр). Статуя Св. Веры в Конке.
3. Искусство Германии во времена Оттоновской империи (воз- никновение — 962 г.) Понятие «Оттоновского Ренессанса». Идея объединения политической и церковной власти и ее отражение в проблеме «вестверка» в церковном зодчестве. Церковь Кириака в Гернроде. Росписи церкви Св. Георгия в Оберцелле в монасты- ре на острове Рейхенау на Боденском озере.
Книжная миниатюра: «Кодекс Эгберта» (Трир, Муниципаль- ная библиотека), «Кодекс Св. Григория» (музей в Шантийи). Брон- зовые двери Гильдесгеймского собора Св. Михаила. Колонна епис- копа Бернварда.
IV. Романское искусство XI — XII вв.
1. Архитектура Франции XI—XII вв. Разнообразие типов кон- струкции, композиции и декорировки романских храмов Фран- ции. Формирование романского зодчества, возведение свода в центральном нефе: церковь Сен-Мартен-дю-Канигу, церковь Сен- Филибер в Тюрню (Бургундия), церковь Сен-Савен-сюр-Гартан (Пуату). Тип храма на путях паломничеств: церковь Сен-Мартен в Туре. Появление деамбулатория и венца капелл: церковь Сен- Сернен в Тулузе, церковь Нотр-Дам-дю-Пор в Клермон-Ферране. Зальная церковь без эмпор: Нотр-Дам-ла-Гранд в Пуатье. Тип базиликальной церкви с низкими боковыми нефами: Сан-Трофим в Арле (Прованс). Богатый скульптурный декор: собор Сен-Ла- зар в Отэне, Сен-Мадлен в Везле (Бургундия). Купольные церк- ви: Сен-Фрон в Периге, Сен-Пьер в Ангулеме.
2. Скульптура и монументальная живопись в романских хра- мах Франции.
Каменные рельефы. Расцвет монументальной скульптуры в первой трети XII в. Композиции в тимпанах. Апокалиптичес- кое видение в портале аббатства Сен-Пьер в Муассаке. «Страш- ный суд» церкви в Болье. «Христос во славе» и «Вознесение» на фасаде церкви Сен-Сернен в Тулузе. «Страшный суд» пор- тала собора Сен-Лазар в Отэне и «Сошествие Св. Духа» в тим- пане церкви аббатства Сен-Мадлен в Везле — единство за- мысла скульптурного ансамбля. Скульптурный декор фасадов церкви Нотр-Дам-ла-Гранд в Пуатье и Сен-Пьер в Ангулеме. Капители церкви Нотр-Дам-дю-Пор в Клермон-Ферране и др. Близость к античной традиции в скульптуре Прованса: цер- ковь Сен-Трофим в Арле. Переходный характер скульптуры Иль- де-Франса: аббатство Сен-Дени и «Королевский портал» собо- ра в Шартре.
Распространение фресковых росписей в романских храмах Франции. Иконографическая программа расположения компози- ций в храме. Фрески церкви Сен-Савен-сюр-Гартан.
Настенные вышитые ковры, их применение в XI—XII вв. и связь с монументальной живописью. Ковер из Байе (собор в Байе) с изображением норманнского завоевания Англии, осады замка Динан.
3. Тип храма романского периода и его региональные варианты.
Своеобразие черт романских храмов Франции, Германии, Ита- лии, Англии. Тип храма на путях паломничеств (церковь Сен- Мартен в Туре, собор Сантьяго де Компостелла в Испании и др.). Композиция храмов Оверни (церковь Нотр-Дам-дю-Пор в Клер- мон-Ферране). Пример зальной церкви без эмпор (на западе Фран- ции—Нотр-Дам-ла-Гранд в Пуатье). В Провансе — тип базили-
\
ки с низкими боковыми нефами (церковь Сен-Трофим в Арле). Применение стрельчатой арки в архитектуре Бургундии (значе- ние церкви Клюнийского аббатства). Купольные церкви (на юго- западе Франции — церковь Сен-Фрон в Периге).
Тип «имперских соборов» в Германии (Шпейер, Майнц, Вормс) с двойной ориентацией. «Связанная система» сводчатых перекры- тий. Церковь Марии монастыря Лаах в Германии. Позднероман- ские соборы в Бамберге, Наумбурге. Устойчивость романских черт в Германии.
Италия. Инкрустационный стиль в архитектуре Флоренции (церковь Сан Миньято аль Монте, ансамбль в Пизе — собор, баптистерий и башня). Архитектура Проторенессанса в Италии.
Особенности композиции архитектурных масс английских хра- мов (собор в Или и др.). Стойкость средневековых традиций в архитектуре Англии (поздняя «пламенеющая» готика).
4. Искусство Германии романского периода. Архитектурная школа Хирсау. Церковь в Альпирсбахе. «Имперские соборы» в Шпейере, Майнце, Вормсе с двойной ориентацией. «Связанная система». Монастырская церковь Мариа-Лаах. Позднероманские соборы Бамберга, Наумбурга.
В скульптуре — преобладание изделий из дерева, бронзы и штука в интерьерах церквей. Надгробие Рудольфа Швабского в Мерзебурге. «Строгий стиль» в монастырской скульптуре второй четверти XII в.: бронзовое надгробие архиепископа Фридриха фон Веттин в Магдебургском соборе.
Немецкие «Триумфальные распятия» («Распятие Имерварда» в Брауншвейгском соборе). Деревянный пульт с фигурами еван- гелистов из Фрейденштадта. «Вольфрам» — бронзовый светиль- ник собора в Эрфурте. Статуя льва из Брауншвейга — редкий пример светского монументального искусства.
Преодоление «строгого стиля» в конце XII — начале XIII в. Первая скульптурная мастерская Бамбергского собора — споря- щие апостолы и пророки на ограде хора Св. Георгия.
5. Гражданское зодчество средневековья.
Донжон. Замки феодалов: Вильгельма Завоевателя — Тауэр (Лондон), графов Фландрских в Генте (Нидерланды), Альбрехта в Мейсене (Германия), Шато-Гайяр (Франция).
Готический период. Королевские замки Франции — Лувр, Бастилия. Замки герцога Беррийского в Пуатье. Изображения позднеготических французских замков в «Богатейшем Часослове герцога Беррийского» (музей Кондэ в Шантийи). Замок Карлш- тейн в Праге. Замок Виндзор (Англия).
Средневековый город. Фахверковое городское строительство. Дома купеческих гильдий. Дом Жака Кера в Бурже (Франция).
Ратуши: в Брюгге (Нидерланды), Флоренции (Палаццо Веккьо — архитектор Арнольфо ди Камбио). Палаццо дожей и Ка д'Оро на Большом канале в Венеции. Колледжи в Оксфорде и Кембридже (Англия). Карлов мост в Праге.
V. Искусство готики XIII — XIV вв.
1. Архитектура готических соборов Франции. Рождение го- тических форм во второй половине XII в. Значение аббатства Сен-Дени. Городские соборы ранней готики — в Лане и Па- риже.
Зрелая готика — соборы в Шартре, Реймсе, Амьене, Сент- Шапель в Париже.
Поздняя (пламенеющая) готика — собор в Руане.
2. Скульптура и витраж в готических соборах Франции. Сис- тема скульптурного декора готического собора. Этапы развития скульптуры (первая половина XIII в., вторая половина XIII в., XIV в.). Скульптура собора Парижской Богоматери, ее судьба. Находка фрагментов портала королей в 1977 г. Скульптура собо- ра в Шартре: «Св. Мартин, Иероним и Григорий» и др. Скульп- тура собора в Амьене: попарная группировка статуй в сцене «свя- щенной беседы». Скульптура Реймского собора: «Посещение Марией Елизаветы», статуи «Церкви» и «Синагоги», «галерея ко- ролей» и др.
Портрет в скульптуре XIV в. Статуи Карла V и Жанны Бур- бонской (Лувр), Жанны Булонской в парадном зале дворца Жана де Берри в замке Пуатье.
Витраж. Расцвет в XIII в. Окна готических соборов и учение Псевдо-Дионисия Ареопагита о божественном свете. Технология. Композиции в медальонах, в розах. Витражи Шартра: «История Карла Великого», «История Богоматери», изображения ремес- ленников. Витражи Сент-Шапель. Витражи XIV в. в манере гри- зайль (собор Страсбурга).
3. Книжная миниатюра Франции готического периода. Эво- люция на протяжении XIII — начала XV в. «Бельвильский Бре- виарий» (Национальная библиотека, Париж) из мастерской Жана Пюсселя (изображение так называемых «дролери»). «Часослов мастера Бусико» (Парижская школа на рубеже XIV—XV вв.). «Богатейший Часослов герцога Беррийского» (Шантийи) братьев Лимбург (изображения современных замков, пейзажей и портре- тов в календарных миниатюрах).
4. Памятники готики в Германии и Чехии. Своеобразие черт культовой архитектуры (массивность стен, зальный тип, трехле- пестковый хор) — соборы Кельна, Страсбурга. Тип собора с од- ной башней на фасаде (соборы в Фрейбурге, в Ульме). Особенно- сти скульптурного декора готических храмов в Германии. Скуль-
\ птура собора в Страсбурге: рельефы тимпанов трансепта, статуи \ «Церкви» и «Синагоги» и др.
Скульптура собора в Бамберге: портал Адама с изображени- ем императорской четы и обнаженных Адама и Евы. Бамбергс- кий всадник (в интерьере). Скульптура собора в Магдебурге: «Мудрые и неразумные девы». Памятник императору Оттону I на площади перед зданием Ратуши в Магдебурге. Скульптура собора в Наумбурге: рельефы ограды западного хора с изобра- жением «Страстей», статуи основателей церкви. Работы наум- бургского мастера — вершина немецкой готики.
Иллюстрации «Рукописи Манессе» (библиотека Университе- та в Гейдельберге) — сборник песен миннезингеров.
Прага — столица Германской империи во второй половине XIV в. Карлов мост в Праге. Замок Карлштейн (живопись масте- ра Теодориха). Собор св. Вита (мастер Петер Парлерж): портрет- ные бюсты в трифории собора. Связь живописи с искусством Проторенессанса в Италии. Раннее развитие станковой живопи- си в Чехии. Вышебродский алтарь (композиция «Рождество»). Тржебоньский алтарь.
4. Вопросы для самоконтроля и размышлений
I. ПЕРВОБЫТНОЕ ИСКУССТВО
1. Первобытное общество. Изобразительная деятельность. Синкретизм мышления. Основные этапы развития искусства. Главные памятники.
2. Искусство эпохи палеолита (35—10 тыс. до н. э.). Памятни- ки пещер Фон-де-Гом, Нио, Ляско, Альтамира, Лимейль, Капова пещера на Урале и другие.
3. Искусство эпохи мезолита и неолита (X—II тыс. до н. э.). Памятники, находящиеся на территории Восточной Испании, Азер- байджана (Кобыстан), Средней Азии (Фергана), южной Туркме- нии и Триполья, петроглифы Онежского озера и Белого моря, Сибири и др.
4. Искусство эпохи бронзы и железа (III—I тыс. до н. э.). Мегалитические постройки — Сибирь, Армения, Франция, Ан- глия, Майкопская и Кобанская культура, Гальштатская куль- тура.
5. Искусство скифов. Основные черты, этапы эволюции, глав- ные памятники.
6. Памятники культуры первобытной эпохи из коллекции Эр- митажа.
II. ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ВОСТОКА
7. Искусство Древнего Востока. Типологическая характерис- тика. Региональные варианты.
8. Искусство Древнего Египта. Канонический тип культуры. Основные этапы развития.
9. Мифология Древнего Египта. Главные черты мифологичес- кого мышления. Древнеегипетский пантеон.
10. Скульптурные изображения древнеегипетских богов из коллекции Эрмитажа.
11. Архитектура Древнего Египта. Типы сооружений (пира- миды, храмовое и жилищное зодчество). Основные этапы разви- тия. Комплекс в Саккара, Гизе, Дейэр-эль-Бахри, Ахетатоне, Луксоре и Карнаке, Абу-Симбеле и др.
12. Скульптура и живопись Древнего Египта. Главные этапы развития. Основные памятники. Плита Нармера, Рахотеп и Ноф- рет, писец Каи, статуя царевича Каапера, изображения фараонов Хефрена и Микерина. Рельеф с изображением зодчего Хесира. Рос- писи из гробницы сына фараона Снофру и Медума. Скульптурные портреты Сенусерта III, Хатшепсут и Ментухотепа II и III и др.
13. Произведения искусства Древнего и Среднего Царства из собрания Эрмитажа.
14. Искусство Древнего Египта. Амарнский период. Искусст- во периода правления Эхнатона и Тутанхамона.
15. Произведения Нового и Позднего Царства из собрания Эрмитажа.
16. Искусство Передней Азии, Двуречья, Ассирии. Общая ха- рактеристика.
III. АНТИЧНОЕ ИСКУССТВО
17. Античное искусство. Характеристика типа культуры. Ос- новные этапы развития.
18. Мифология античного мира. Олимпийские боги и герои.
19. Эгейское искусство (III—II тыс. до н. э.). Главные особен- ности. Основные памятники (Крит, Микены, Тиринф).
20. Искусство гомеровского и раннеархаического периода (XI—VIII вв. до н. э.). Главные памятники архитектуры, скуль- птуры и прикладного искусства.
21. Искусство эпохи архаики (VII—VI вв. до н. э.). Сложение ордерной системы. Типы и формы греческой керамики. Скульптура.
22. Памятники греческого искусства эпохи архаики из коллек- ции Эрмитажа.
-------------------------
23. Архитектура эпохи классики (V — последняя треть IV в. до н. э.). Афинский Акрополь.
24. Скульптура эпохи классики (V — последняя треть IV в. до н. э.). Мирон, Поликлет, Фидий, Скопас, Пракситель, Лисипп.
25. Произведения искусства эпохи классики в собрании Эрмитажа.
26. Искусство эллинистического периода (последняя треть IV—I в. до н. э.). Главные особенности. Художественные цент- ры: Александрия, Пергам, Родос, Самофракия, Танагра.
27. Архитектура эпохи эллинизма. Основные типы сооруже- ний, главные памятники. Города: Приена, Милет, Александрия; Фаросский маяк, Пергамский акрополь и др.
28. Скульптура и живопись эпохи эллинизма. Основные про- изведения: Афродита Медицейская, Лаокоон, Ника Самофракий- ская, скульптура «Нил и его притоки», декоративное убранство Пергамского алтаря, скульптурная группа «Дары Аттала», мо- заики, камеи и терракоты из Танагры и Коринфа.
29. Памятники эллинистической эпохи из коллекции Эрмитажа.
30. Искусство Этрурии (VIII—II вв. до н. э.). Общая характе- ристика.
31. Искусство Древнего Рима. Основные особенности и глав- ные этапы развития.
32. Архитектура Древнего Рима. Взаимодействие с греческой культурой и специфические черты римской архитектуры. Фору- мы, акведуки, термы, арки и др.
33. Скульптура и живопись Древнего Рима. Главные черты римского искусства. Периодизация.
34. Памятники римского искусства в собрании Государствен- ного Эрмитажа.
IV. ИСКУССТВО ВИЗАНТИИ И ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В СРЕДНИЕ ВЕКА
1. Искусство эпохи средневековья. Типологическая характе- ристика. Эволюция. Региональные варианты.
2. Христианство и его роль в становлении средневековой культуры.
3. Искусство Византии. Раннехристианский период (V—VII вв.). Архитектура. Крестовокупольные культовые постройки в Констан- тинополе, Равенне.
4. Собор Св. Софии в Константинополе — выдающийся па- мятник византийского зодчества.
5. Византийское искусство XI—XV вв. Икона и декоративно- прикладное искусство культового и светского назначения.
6. Памятники византийского искусства в собрании Эрмитажа.
7. Искусство Западной Европы в VI—VIII вв. Главные осо- бенности. Основные памятники.
8. Романское искусство (X—XII вв.). Архитектура Франции и Германии.
9. Готическое искусство (XIII—XV вв.) Франции, Германии, Англии.
10. Готический храм. Конструкция. Образная характеристи- ка. Синтез искусств в храме.
11. Собор Парижской Богоматери как явление романской и готической культуры.
V. ДРЕВНЕРУССКОЕ ИСКУССТВО X—XVI вв.
1. Особенности и периодизация искусства Древней Руси.
2. Близость человека к природе в пантеистическом мировиде- нии языческого славянства и отражение картины мира в памят- никах (жилище, капище, поселение, захоронение, предметы быта).
3. Торговые и культурные связи восточных славян и их влияние на развитие культуры и искусства (до принятия христианства).
4. Выбор веры (летописная и историческая версии). Роль ду- ховно-нравственных идей христианства в развитии культуры и искусства средневековой Руси. Теоцентрический художественный образ мира в русском средневековом искусстве.
5. Византийский канон христианского храма и православный русский собор. Духовно-нравственные идеи, отображенные в его конструкции и декоре.
6. Соборы Святой Софии в Киеве и Новгороде, Спасо-Преоб- ражения в Чернигове (сравнительный анализ).
7. Формирование локальных архитектурных школ во второй половине XI — первой половине XIII в. Киевская, Черниговская, Смоленская школы.
8. Архитектура и монументальная живопись Владимиро-Суз- дальского княжества во второй половине XI — первой половине XIII в.
9. Декоративное убранство Дмитровского собора во Влади- мире и Георгиевского собора в Юрьеве-Польском.
10. Новгородская и псковская архитектура и монументальная живопись во второй половине XI — первой половине XIII в.
11. Спасский собор Мирожского монастыря. Архитектурные особенности. Комплекс монументального фрескового убранства интерьера собора.
12. Памятники Старой Ладоги. Архитектура и фрески.
13. Домонгольская икона, ее предназначение и обусловленные |им особенности. Канон и его трансформация на русской почве.
14. Домонгольская икона: основные иконографические типы образов.
15. Домонгольская икона: истоки, техника и технология.
16. Образ Богоматери в домонгольской русской иконе. 17.0браз Христа в домонгольской русской иконе.
18. Принципы оформления древнерусских иллюстрированных рукописей. XI—XII вв.: Остромирово Евангелие, изборник Свя- тослава, Мстиславово Евангелие; XV в.: Евангелие Кошки, Еван- гелие Хитрово (А.Рублев), Морозовское Евангелие. Зарождение гравюры.
19. Монголо-татарское разорение и его следы в судьбах па- мятников русской культуры и искусства. Сравнительный анализ путей развития архитектуры и искусства северо-западных и сре- динных русских княжеств во второй половине XIII—XIV в. Дра- матическое мировидение и искусство. Икона срединных русских княжеств в XIII — первой половине XIV в.
20. Расцвет новгородской и псковской архитектуры в XIII—XV вв.
21. Вторая волна греческих влияний на развитие искусства Руси. Творчество Ф. Грека в Новгороде и Москве.
22. Новгородская монументальная живопись XIV—XV вв.
23. Новгородская икона XIII—XV вв. Особенности и динамика.
24. Псковская икона XIII—XV вв.
25. Иконы «Чудо Георгия о Змие» из ГРМ (сравнение).
26. Куликовская битва и формирование оптимистического мировидения. Его отражение в раннемосковской архитектуре.
27. Иконостас. Состав и символика.
28. Феофан Грек и Андрей Рублев. Трансформация идей иси- хазма на русской почве и их отражение в иконе.
29. Андрей Рублев и Сергий Радонежский. «Троица» А. Рублева.
30. Формирование московского централизованного государства, укрепление Москвы и перестройка Кремля.
31. Соборы Успения Богоматери во Владимире и Москве — сравнительный анализ образной структуры.
32. Иконостас Благовещенского собора Московского Кремля (1405 г., Ф. Грек, А. Рублев).
33. Русская икона XV в. и творчество Дионисия.
34. Распятие 1500 г. Дионисия из иконостаса Павлова-Обнор- ского монастыря.
18-4015
35. Комплекс фресок собора Рождества Богородицы в Фера- понтовой монастыре (Дионисий и его артель).
36. Укрепление русского государства в XVI в. Монастырское и крепостное строительство на Руси XVI—XVII вв. (Кирилло- Белозерский и Соловецкий монастыри, Ростовский и Московский кремли и др.).
37. Градостроительство на Руси в XVI в.
38. Шатровый храм (художественно-образный строй, версии истоков, конструктивные и декоративные особенности).
39. Воплощение идеи «Москва — третий Рим» в русской фреске и иконе XVI в.
40. Житийная и «портретная» икона в XIV—XVI вв.
41. Русская икона XVI в. Размывание канона и попытка зап- ретить его в решениях Стоглавого собора. Переосмысление функ- ций иконы и трансформация художественного образа.
42. Новое в иконографии русской иконы XVI в. Иконы-притчи.
VI. ВОЗРОЖДЕНИЕ
1. Типологическая характеристика искусства Возрождения. Основные этапы развития. Региональные варианты.
2. Искусство проторенессанса в Италии. Творчество Джотто.
3. Античное наследие в искусстве Возрождения.
4. Раннее Возрождение в Италии. Основные принципы. Веду- щие мастера (Ф. Брунеллески, Л. Гиберти, Мазаччо, Донателло, А. Вероккио, С. Боттичелли и др.).
5. Архитектура раннего Возрождения в Италии. Творчество Ф. Брунеллески.
6. Скульптура кватроченто (Л. Гиберти, Донателло, Андреа делла Роббиа, А. Вероккио).
7. Монументальная живопись кватроченто (Мазаччо, Пьеро делла Франческо, А. Мантенья и др.).
8. Портрет в искусстве раннего Возрождения (А. Мессина, Пьеро делла Франческо, С. Боттичелли, Пинтуриккьо и др.).
9. Искусство Венеции XV—XVI вв. Основные особенности. Главные этапы развития. Ведущие мастера (Д. Беллини, Джорд- жоне, В. Тициан, П. Веронезе, Б. Тинторетто).
10. Высокое Возрождение в Италии — основные принципы.
11. Творчество Джорджоне.
12. Творчество Леонардо да Винчи.
13. Творчество Рафаэля.
14. Творчество Микеланджело (скульптурные произведения).
15. Архитектурное творчество Леонардо, Рафаэля, Микеланд- жело.
16. Творчество Тициана.
17. Характеристика позднего Возрождения в Италии (Кара- ваджо, болонский академизм, маньеризм).
18. Северное Возрождение. Нидерланды. Основные особенно- сти, ведущие мастера (Ян ван Эйк, Гуго ван дер Гус, Рогир ван дер Вейден, Питер Брейгель).
19. Творчество А. Дюрера и Л. Кранаха.
20. Строительство собора св. Петра в Риме. XV—XVI вв. (Д. Браманте, Д. Сангалло, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Б. Росселино, Б. Перуцци).
21. Творчество Д.А. Браманте.
22. Творчество Андреа Палладио.
23. Образ человека в искусстве Возрождения.
24. Искусство Возрождения в Испании. Творчество Эль Греко.
25. Искусство раннего Возрождения в Италии (собрание Эр- митажа).
26. Искусство Высокого Возрождения в Италии (собрание Эрмитажа).
27. Искусство Возрождения в Венеции (собрание Эрмитажа).
28. Искусство позднего Возрождения в Италии (собрание Эр- митажа).
29. Скульптура и декоративное искусство итальянского Воз- рождения в собрании Эрмитажа.
30. Портрет в творчестве мастеров Высокого Возрождения.
31. Картина «Юдифь» как ярчайшее произведение Джорджоне.
32. Портрет моны Лизы («Джоконда») Леонардо да Винчи — анализ в контексте художественной культуры эпохи.
33. Теоретические работы Альберти, Пьеро делла Франческо, Леонардо да Винчи и А. Дюрера (по выбору студента).
34. Развитие портретного жанра в искусстве Возрождения.
35. Образ мадонны в искусстве Возрождения.
36. Образ мадонны в искусстве Возрождения (из собрания Эрмитажа).
37. Архитектура эпохи Возрождения: главные особенности, этапы развития, выдающиеся памятники.
38. Образ Давида и Юдифи в творчестве мастеров Высокого Возрождения.
39. Образ Св. Себастьяна в творчестве художников эпохи Воз- рождения.
18*
40. Северное Возрождение. Германия. Типологическая характе- ристика, выдающиеся художники (Л. Кранах, А. Дюрер, Г. Гольбейн).
41. Живописные произведения Микеланджело.
42. Гентский алтарь братьев ван Эйков — ярчайший памят- ник раннего Возрождения в Нидерландах.
43. Творчество Питера Брейгеля Старшего.
44. «Сикстинская мадонна» Рафаэля Санти — величайшее творение Ренессанса.
45. Образ Венеры в творчестве Джорджоне и Тициана.
46. Архитектура Франции XV—XVI вв.
47. Творчество Паоло Веронезе.
48. Творчество Я. Тинторетто.
49. Скульптура «Давид» Микеланджело в контексте культу- ры Возрождения.
50. Автопортрет в творчестве мастеров эпохи Возрождения.
51. Палаццо в архитектуре Возрождения. Эволюция. Основ- ные особенности.
52. Архитектура Венеции XV—XVI вв. (Пьетро Ломбарде, Сан- Савино и др.).
53. Творчество Альбрехта Дюрера.
54. Тема героя в искусстве итальянского Возрождения.
55. Сравнение конных памятников кондотьеров работы Дона- телло, А. Вероккио, Леонардо да Винчи.
56. Архитектура позднего Возрождения в Италии.
57. Архитектура раннего Возрождения во Франции. Замки в бассейне реки Луары.
VII. ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЕ ИСКУССТВО XVII в.
1. Искусство Европы XVII в. Основные стили и направления (барокко, классицизм и реализм), художественные центры (Ита- лия, Франция, Голландия, Фландрия, Испания).
2. Стиль барокко в европейском искусстве XVII в. Образная система, основные памятники, ведущие мастера (Лоренцо Берни- ни, Пьетро да Кортона, Франческо Борромини, Питер Пауль Ру- бенс и др.).
3. Классицизм в европейском искусстве XVII в. Образная система, основные памятники, ведущие мастера (Никола Пус- сен, Клод Лоррен, Луи Лево, Жюль Адруэн Мансар, Клод Пер- ро и др.).
4. Реализм в европейском искусстве XVII в. — образная сис- тема, основные памятники, ведущие мастера. («Малые голланд-
цы», Рембрандт, братья Ленен, Веласкес, Караваджо и его пос- ледователи и др.).
5. Творчество Меризи да Караваджо и мастеров его круга (Лионелло Спада, Хендрик Тербрюгген, Герард Хонхорст, «боде- гон» в Испании, Жорж де Латур).
6. Модификация образной системы барокко в различных на- циональных школах: Италии, Фландрии, Испании.
7. Барокко в архитектуре Италии. Происхождение, развитие, основные памятники и мастера (Джакомо делла Порта — цер- ковь Иль Джезу, вилла Альдобрандини; Лоренцо Бернини — пло- щадь перед собором Св. Петра в Риме, церковь Сант-Андреа аль Квиринале; Франческо Борромини — церковь Сан Карло алле Куатро Фонтане, церковь Сант Аньезе в Риме на площади Наво- на; Бальдассаре Лонгена — церковь Санта Мария делла Салюта в Венеции и др.).
8. Лоренцо Бернини — архитектурное и теоретическое наследие.
9. Скульптурные произведения Лоренцо Бернини («Давид», «Аполлон и Дафна», «Фонтан Тритона» на площади Барберини в Риме, киворий и балдахин в соборе Св. Петра в Риме, портреты Констанци Бунарелли, кардинала Шипиона Боргезе, Людовика XIV, «Экстаз Св. Терезы» — скульптурная группа в капелле Корнаро церкви Санта Мария делла Виктория, надгробие папы Урбана VIII).
10. Архитектурные ансамбли Рима XVII в. Градостроитель- ные сооружения, собор Св. Петра в Риме и другие культовые постройки, фонтанные композиции.
11. Болонский академизм XVI—XVII вв., характеристика яв- ления, учебное заведение «Академия, вступивших на правильный путь», видные мастера и основные произведения (Аннибале, Аго- стино и Лодовико Карраччи, Гвидо Рени, Гверчино и др.).
12. Религиозные произведения мастеров различных стилевых ориентации. Опыт сравнительного анализа. (Произведение по выбору студента).
13. Образ античного мира в творчестве мастеров XVII в. в раз- ных стилевых концепциях. (Произведение по выбору студента).
14. Образ природы в творчестве мастеров XVII в. Опыт срав- нительного анализа. (Произведения Н. Пуссена, К. Лоррена, П.П. Рубенса, Ф. Снейдерса, Я. Рейсдаля, М. Хоббемы и др.).
15. Композиционная структура произведений различных об- разных концепций: барокко, классицизма и реализма. (Произве- дения по выбору студента.)
50. Графика в искусстве XVII в. Основные особенности, веду- щие мастера (Жак Калло, Клод Лоррен, Фантен Латур, Ремб- рандт, Геркулес Сегерс).
51. Академическое искусство XVII в. Основные принципы. Франция, Голландия (Симон Вуэ, Шарль Лебрен, Пьер Миньяр, Хендрик Гольциус и др.).
52. Ф. Блондель и К. Перро — теоретики классицизма: курс архитектуры (1675—1683), «Правила пяти ордеров» (1628), новый перевод Витрувия.
53. Академия художеств — учебные заведения нового типа в Западной Европе и их роль в художественной жизни стран XVII в.
54. Дворцовый комплекс в Версале. История создания. Осо- бенности образной системы.
55. Скульптура и декоративно-прикладное искусство XVII в. в Западной Европе. Франция (Франсуа Жирардон, Антуан Куа- зевокс, Пьер Пюже и др.).
VIII. РУССКОЕ ИСКУССТВО XVII в.
1. От «Смутного времени» к петровской империи. «Бунташное столетие» в русской истории и искусство века перемен (измене- ния в мировидении, миропереживании, мировоззрении русского человека и их отражение в художественно-образном мировопло- щении). Внутренняя обусловленность «узорочного стиля» в рус- ском храмовом зодчестве XVII в. Раскол и его воздействие на искусство.
2. Крепостное зодчество в Московской Руси конца XVI—XVII вв.
3. Градостроительство в Московском государстве в XVII в.
4. Памятники русского деревянного зодчества XVI—XVII вв. (жилища и храмы). Конструктивные особенности. Декор.
5. Архитектура и монументальная живопись Ярославля.
6. Храм Ильи Пророка в Ярославле.
7. Архитектура Пскова в XVII в.
8. Строгановская церковь в Нижнем Новгороде.
9. «Нарышкинское барокко» в Московской архитектуре. Дис- куссионный характер использования единых стилевых категорий в отношении западноевропейского и русского искусства XVII в. Фресковое убранство московских храмов XVII в. (кремлевские соборы, церковь Троицы в Никитниках).
10. Светское каменное зодчество XVII в.
11. Русская икона XVII в. Особенности в сравнении с преды- дущим периодом.
12. Прототоп Аввакум, Иосиф Владимиров и Симон Ушаков об иконе.
13. Горний и дольний миры в русской иконе XVII в.
14. Творчество Симона Ушакова.
15. «Троица» Андрея Рублева и «Троица» Симона Ушакова — сравнительный анализ.
16. «Строгановская икона».
17. Первые признаки формирования гуманистической (антро- поцентрической) художественной картины мира. «Портретная» икона в XVII в. Парсуна как первый портретный жанр в русском искусстве.
IX. ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЕ ИСКУССТВО XVIII в.
1. Искусство Западной Европы в XVIII в. — характер вза- имодействий художественных стилей и направлений. Эволю- ция. Художественные центры (Англия, Франция, Германия, Италия).
2. Эпоха Просвещения и изобразительное искусство XVIII в. Англия и Франция.
3. Искусство Франции XVIII в. Этапы развития. Основные стилевые тенденции (классицизм, рококо, реализм).
4. Антуан Ватто — мастер «галантных празднеств». Живо- писное видение художника и значение его творчества для искус- ства Франции XVIII в. Эволюция манеры в его произведениях. («Бивуак», «Тягости войны», «Военный роздых», «В костюме Ме- цетена», «Актеры театра французской комедии», «Савояр с сур- ком», «Пряха», «Путешествие на остров Киферу», «Общество в парке», «Праздник любви», «Затруднительное предложение», «Жиль», «Капризница», «Лавка Жерсена» и др.).
5. Театр и живопись XVIII в. Своеобразие «диалога» этих ви- дов искусства (А. Ватто, Никола Ланкре, Жан Батист Потер, Франсуа Буше, Жан-Батист Грез, Жан Оноре Фрагонар).
6. Стиль рококо в искусстве Франции XVIII в. Архитектура, скульптура, живопись.
7. Архитектура Франции XVIII в. Основные этапы, видные мастера (Жан Куртон, Жермен Боффран, Жан Анж Габриэль, Жак Жермен Суффло, Жак Гондуэн, Клод Никола Леду).
8. Дени Дидро как художественный критик. «Салоны» Дид- ро и парадоксы просвещенного вкуса. Суждения французского просвещения о творчестве К. Ван Лоо, Ж.-Б. Греза, Ф. Буше, Ж.-Б. Лемуана, К. Берне и многих других.
9. Образы античной мифологии в творчестве живописцев и скульпторов XVIII в. (произведения по выбору студента).
10. Франсуа Буше — живописец, график, театральный ху- дожник, директор Академии и законодатель вкусов в придворной среде. Эволюция его творчества в произведениях (эскизы для ма- нуфактуры Гобеленов в Париже и Бове «Дон-Кихот», «Вакх и Ариадна»; пейзажи: «Вид в окрестностях Бове», «Пруд», «Пей- заж с водяной мельницей», «Вид окрестностей Тиволи и храм Весты»; пасторали: «Гнездо», «Пастушеская сцена», «Уснувшая пастушка»; портреты: маркизы Помпадур; мифологический жанр: «Аврора и Кефал», «Три грации», «Туалет Венеры», «Триумф Венеры», «Отдых на пути в Египет», «Купание Дианы» и др.).
11. Исторический и портретный жанры в придворно-аристок- ратическом искусстве. Принципы. Эволюция. Характерные при- меры (Жан Франсуа де Труа, Франсуа Лемуан, Шарль Антуан Куапель, Шарль Жозеф Натуар, Жан Марк Натье).
12. Классицизм в архитектуре Франции XVIII в. Градострои- тельные идеи (Ж.-А. Габриэль, К.Н. Леду), дворцовые и обще- ственные сооружения (Ж-Ж. Суффло, Ж- Гондуэн).
13. Клод Никола Леду — его архитектурные проекты, соору- жения и теоретические воззрения. Идеи Просвещения, воплощен- ные в его творчестве, главные памятники (Солеваренный городок в Шо, павильоны застав в Париже, общая планировка городка Шо, разработка новых жилищ для ремесленников и крестьян, дом для поэта Демела, здание тюрьмы в Эксе и др.).
14. Жан-Батист Симеон Шарден и идеи Просвещения. Выда- ющийся художник-реалист. Эволюция творчества в его произве- дениях (автопортреты, «Зайцы», «Буфет», «Медный бак», «Оло- вянный кувшин», «Корзина», «Трудолюбивая мать», «Гувернант- ка», «Женщина, чистящая овощи», «Молитва перед обедом», «Рисовальщик», «Девочка с вишнями», «Карточный домик», «Пор- трет мадам Шарден», «Натюрморт с атрибутами искусств», «На- тюрморт с атрибутами наук», «Натюрморт с атрибутами музы- ки» и др.).
15. Реализм в западноевропейском искусстве XVIII в. (Ж-С. Шар- ден, В. Хогарт, Ж.-Б. Удри, Ж.-Б. Перроно, Ж-А. Гудон, М.К. де Латур).
16. Картина Ж--Б. Симеона Шардена «Натюрморт с атрибу- тами искусств» (Эрмитаж) — программная работа эпохи Про- свещения.
17. Жан-Батист Грез. Характеристика творческой манеры, ее эволюция. Основные произведения. Оценка его художественной
деятельности Дени Дидро. («Отец семейства, объясняющий сво- им детям Библию», «Деревенская помолвка», «Разбитый кувшин», «Девушка с птичкой», «Деревенская невеста», «Утренние молит- вы», «Паралитик, или Плоды хорошего воспитания», «Отеческое проклятие», «Балованное дитя», «Портрет молодого человека»; многочисленные портреты девушек, «Голова девушки в чепце», «Девочка с куклой», «Мертвая птичка» и др.).
18. Жан Оноре Фрагонар. Своеобразие его стилевой системы — переплетение рокайльной и реалистической традиций. Живопис- ные и графические работы («Вдохновение», «Портрет Сен-Нона в костюме испанского идальго», «Портрет Дидро», «Портрет жены», «Портрет Маргариты Жерар», «Большие кипарисы вил- лы д'Эсте» (акварель), «Откупщики» (офорт), «Пинии виллы Пам- фили» (акварель), «Берег моря близ Генди» (сепия), «Въезд в Геную со стороны бастиона Св. Фомы». Иллюстрации к басням Лафонтена, «Неистовому Роланду» Ариосто, «Дон Кихоту» Сер- вантеса. Картины «Добрая мать», «Качели», «Счастливые воз- можности качелей», «Выигранный поцелуй», «Дети фермера», «Похищенная рубашка»; декорировка особняка танцовщицы Гимар и мадам Дюбарри; «Гроза», «Прачки», «Посещение кор- милицы» и др.)
19. Образ просветителя в скульптурных и живописных пор- третах Франции XVIII в. (Дени Дидро — Ж-О. Фрагонар, Луи Мишель Ванлоо, Ж--Б. Грез, Ж-А. Гудон; Вольтер — Мари Анн Калло, Ж.А. Гудон; Ж.-Ж. Руссо — Морис Кантен Латур, Ж-А. Гудон; Этьен Морис Фальконе — М.А. Калло; Ж.-А. Бюф- фон — Ж-А. Гудон и др.)
20. Пейзаж в живописи Франции и Англии XVIII в. Основные стилевые особенности, видные мастера. (Клод Жозеф Берне «Вход в Палермский порт», «Порты Франции», «Кораблекрушение»; Гюбер Робер «Развалины террасы в парке», «Вилла Мадама под Римом», «Прачки в Руинах»; Т. Гейнсборо «Корнарский лес», «Вид на Дедем», «Водопой», «Воз», «У дверей фермы» — сопостави- тельный анализ).
21. Творчество Этьена Мориса Фальконе — выдающегося скульптора универсального типа. Оценка современниками его творчества. Эволюция метода в произведениях («Милон Кротон- ский», «Купальщица»; «Флора», «Психея», «Грозящий Амур» — серия фарфоровых (бисквит) небольших скульптур для Севрс- кой мануфактуры; «Музыка», «Распятие» и «Благовещение» для двух капелл церкви св. Роха в Париже, конный памятник
Петру I («Медный всадник»), «Зима». Теоретические работы мастера.
22. «Медный всадник» Э.М.Фальконе как «средокрестие» фран- цузской и русской культуры эпохи Просвещения.
23. Графика в западноевропейском искусстве XVIII в. (Фран- ция, Италия, Англия, Германия.) Расширение границ этого вида искусства, появление новых и развитие традиционных техник пе- чатной графики (пунктир, лавис акватинта, меццотинто и др. Ведущие мастера:
— рисунка: А. Ватто, Сен-Нон, М-К- де Латур, Ж.-О. Фраго- нар, Гюбер Робер, Т. Гейнсборо, У. Хогарт, Д.-Б. Тьеполо, Ф. Гвар- ди, Поль Сендби, Джон Роберт, Козенс, Томас Гердан;
— станковой гравюры: Джеймс Мак Арделл, Джованни Бат- тиста Пиранези;
— репродукции: Жиль Демарте, Луи Манер Бонье, Франсуа Жанине, Шарль Мельхиор Декурти;
— иллюстрации: Жан-Мишель Моро Младший, Огюстен де Сент Обен, Даниэль Николаус Ходовецкий.
24. Жан Антуан Гудон — прославленный скульптор эпохи Просвещения. Значение его творчества для искусства Франции XVIII в. Основные этапы его творчества и произведения. («Экор- ше», портреты Д.Дидро, Мирабо, Руссо, Вольтера, «Портрет жены», мраморная статуя Вольтера, памятник президенту Ва- шингтону, портреты Франклина, Джеферсона, французского ге- нерала Лафайета, портрет Александра I и др.)
25. Скульптура Франции XVIII в. Основные стилевые харак- теристики. Видные мастера. (Гийом Кусту, Жан Антуан Гудон, Этьен Морис Фальконе, Жан-Батист Лемуан).
26. Декоративно-прикладное искусство Франции. Рококо, клас- сицизм. (Робер де Котта, Жан Верен, Клод Жилло, А.Ш. Буль, Антуан Робер Годре, Жан Франсуа Эбен и др.).
27. Взаимопроникновение культур европейских стран и при- чины, их обусловливающие.
28. Автопортрет в западноевропейском искусстве XVIII в. (Франция, Англия, Италия, Германия). (Примеры по выбору сту- дента).
29. Античное искусство и западноевропейские художники XVIII в.
30. Академии художеств XVIII в. и их роль в искусстве стран (Франция, Англия, Германия, Италия).
31. Инвенция и имитация с произведений старых мастеров в творческом процессе французских художников XVIII в.
32. Искусство Италии XVIII в. Стили и направления (позднее барокко, реализм). Эволюция. Ведущие мастера. (Вантвителли, Никколо Сальви, Джованни Баттиста Тьеполо, Антонио Канале, Бернардо Беллотто, Пьетро Лонги, Франческо Гварди, Джован- ни Баттиста Пиранези).
33. Джованни Баттиста Тьеполо — выдающийся мастер вене- цианской школы живописи XVIII в. Ранний период — воздей- ствие Себастьяно Риччи и Пьяцетты, зрелый этап — монумен- тальные росписи во дворцах и культовых постройках Италии, Германии, Испании, поздний период — росписи, станковые кар- тины, портреты и офорты («Пир Антония и Клеопатры» — фрес- ки палаццо Лабиа в Венеции; «Бракосочетание Фридриха Бар- бароссы и Беатрисы Бургундской», «Свадебный поезд Беатрисы Бургундской» — архиепископский дворец в Вюрцбурге; «Апофе- оз Энея» — королевский дворец в Мадриде; «Непорочная дева и шестеро святых» — алтарная композиция, сейчас в картинной галерее в Будапеште; станковые светские картины «Триумф Ам- фитриты» (Дрезден), «Пир Клеопатры», «Ринальдо в садах Ар- миды» (Чикаго) и другие произведения).
34. Мастера ведуты в искусстве Италии в XVIII в. Специфи- ческие черты этого жанра и значение его для стран Европы. Веду- щие мастера, основные произведения. Антонио Канале: «Площадь Св. Марка», «Санти Джованни Паоло», «Санта Мария делла Са- луте», «Большой канал в Венеции», «Прием французского посоль- ства в Венеции», «Отъезд дожа на обручение с Адриатическим морем», «Праздник Св. Рокка», «Площадь Св. Марка с Дворцом дожей», «Лондон и Темза из окон Ричмондского дворца», «Итонс- кая часовня» и др. Бернардо Белотто: «Мост Риальто в Венеции», «Площадь Синьории во Флоренции», «Дрезденский Цвингер», «Пир- на. Базарная площадь», «Венский университет», «Мюнхен», «Вид на Варшаву из предместья», «Каприччо с лестницей». Франческо Гварди и его мастерская: «Вид площади с дворцом», «Городской вид», «Венецианская лагуна», «Венеция. Площадь Св. Марка», «Бал в театре Сан Бенедетто», «Торжественный концерт», «Подъем воздушных шаров в Венеции», «Каприччо с пульчинеллами», «Ар- хитектурные каприччо», «Мост у Доло». Рисунки Ф.Гварди «Пло- щадь Св. Марка с базиликой и кампанилой». Микеле Мариески «Площадь дожей в Венеции», «Уголок Венеции». Джованни Бат- тиста Пиранези — архитектор, рисовальщик, археолог; серия «Тем- ницы», «Виды Рима», офорты с видами древнегреческого храма Посейдона в Пестуме и архитектурные «каприччо».
35. Театр и маскарады в творчестве итальянских художников XVIII в. (Примеры по выбору студента).
36. Развитие портрета и бытового жанра в искусстве Италии XVIII в. Виторе Гисланди «Граф Виалетти», «Портрет кавалера в треуголке», «Портрет мальчика»; Пьетро Лонги «Сцена у апте- ки», «Носорог в цирке», «Урок танца», «За туалетом»; Розальба Карьера «Танцовщица Барбарина Кампанья». Портреты Пьетро Ротари, произведения Джакомо Черути.
37. Творчество Уильяма Хогарта и его значение для развития английского искусства XVIII в. Эволюция его художественной системы в произведениях. Графические серии «Карьера прости- тутки», «Карьера мота», «Жизнь подмастерья» (или «Прилежа- ние и леность»), «Четыре времени суток», «Переулок Джина», «Улица Пива», «Выборы в парламент». Живописные произведе- ния: «Опера нищих», «Спящие прихожане». Серия «Модный брак» из шести картин, портреты актрис Лавинии Фентон и Пег Уоф- фингтон, моряка Корема, актера Гаррика с женой, «Автопорт- рет с собакой», портретная композиция «Слуги», «Продавщица креветок».
38. Трактат У.Хогарта «Анализ красоты» и его роль в разви- тии реалистического искусства XVIII в.
39. Идеи Просвещения и искусство Англии XVIII в. Эво- люция, этапные произведения. Архитектура, живопись, гра- фика.
40. Мастера английской архитектуры. Джон Ванбро (дворцы Бленим и Хоуард); Джеймс Гиббс (здание библиотеки Редклифо- ра в Оксфорде); Уильям Кент (замок Холкэм в графстве Нор- фолк); Роберт Адам (дворец Кедлстон в графстве Дербшир, Со- тон-Хаус в Миддлсексе, альбомы гравюр с его проектов); Уильям Чемберс (корпус королевского дворца Сомерсет в Лондоне); со- здание английских садов.
41. Видные живописцы Англии XVIII в.: У. Хогарт, Д. Рей- нольде, Т. Гейнсборо, Дж. Ромни, Дж. Морленд и др.
42. Декоративно-прикладное искусство Англии XVIII в. Его значение для стран Европы XVIII—XIX вв. Фарфор и мебель. Джозайн Уэджвуд; мебельные мастера Томас Чиппедейл, Георг Эплуайт, Томас Шератон.
43. Джошуа Рейнольде — крупнейший английский мастер живописи, теоретик, президент Академии художеств. Этапы твор- чества и основные произведения. (Портрет герцогини Девоншир- ской, «Архитектор Джон Хунтер с сыном», «Портрет актера Гар-
рика», «Изгнанный лорд», «Портреты Ричарда Бэрка и графа Фредерико Бесборо», «Портрет Нелли О'Брайен», «Мисс Бау- элс», «Портрет Пенелопы Бубси» («Чепчик»), «Портрет адмира- ла Кеппеля», «Сарра Сиддонс в образе Музы трагедии», «Порт- рет адмирала Хитфилда», «Амур, развязывающий пояс Венеры», «Воздержанность Сципиона»).
44. Томас Гейнсборо — живописные и графические произве- дения, реалистические и сентиментальные тенденции в его твор- честве. Образ природы в его картинах и рисунках: «Корнарский лес», «Вид на Дедем», «Повозка», «Водопой», «Портрет Джона- тана Батолла» (мальчик в голубом), «Портрет миссис Грехем», «Миссис Шеридан», портреты актрисы Сиддонс, короля Георга III и королевы Шарлотты, миссис Робинсон, герцогини де Бо- фор и др.
45. Портрет в творчестве английских и немецких мастеров XVIII в. Сопоставительный анализ. (Произведения по выбору студентов.)
46. Программные документы художественной жизни Англии XVIII в. «Речи» Д. Рейнолдса и «Анализ красоты» У. Хогарта — сравнение двух творческих концепций.
47. Искусство Германии XVIII в. Специфика развития художе- ственного процесса. Основные мастера и произведения. М.Д. Пе- пельман, Георг Бер, Гаэтано Кьявери, Б. Нейман, Франсуа Ку- вельс, А. Шлютер, Г.В. фон Кнобельсдорф, А.Р. Менгс, Я.А. Кар- стенс, Д.Н. Ходовецкий, А. Граф, Анжелика Кауфман, И. Кендлер, И. Келлер.
48. Иоганн Иоахим Винкельман — его теоретическое насле- дие «История искусства древности» и значение в искусстве Гер- мании XVIII — начала XIX в.
49. Антон Рафаэль Менгс — живописное и теоретическое на- следие и развитие классицизма в Германии. Трактат «Мысли о прекрасном и вкусе в живописи». Роспись плафона «Парнас» виллы Альбани в Риме, картины «Суд Париса», «Персей и Анд- ромеда», «Автопортрет».
50. Трактат Г.Э. Лессинга «Лаокоон, или О границах живопи- си и поэзии» и его роль в художественной жизни Германии в XVIII — начале XIX в.
51. Воображаемая архитектура в живописи и графике XVIII в. (Д.Б. Пиранези, Ф. Гварди, Гюбер Робер, Менгоцци Колонна).
52. Портрет эпохи Просвещения. Специфические черты, свое- образие национальных школ. (Англия, Франция, Германия).
X. РУССКОЕ ИСКУССТВО XVIII в.
1. XVIII в. — век Просвещения в России, ее интеграция в европейский культурный процесс и изменения в системе художе- ственного мироосвоения. Секуляризация и европеизация русско- го искусства, его обретения и потери на этом пути.
2. Периодизация русского искусства XVIII в. Различные мо- дели: по этапам развития идей Просвещения; по стилям; по цар- ствованиям и пр.
3. Искусство Петровской эпохи. Общая характеристика.
4. Барокко в архитектуре России. Общая характеристика, эта- пы развития, основные памятники и мастера.
5. Основание Санкт-Петербурга и его архитектура в первой трети XVIII в.
6. Д. Трезини — главный архитектор петровского Петер- бурга.
7. «Аннинское» и «Елизаветинское» барокко в России.
8. Петербургские постройки Ф.-Б. Растрелли.
9. Дворцово-парковый ансамбль Петергофа в XVIII в.
10. Дворцово-парковый ансамбль Царского Села в XVIII в. И. Живопись петровского времени (И. Никитин, А. Матвеев).
12. Скульптор Б.-К- Растрелли.
13. Живописцы середины XVIII в. (И.Я. Вишняков, А.П. Ант- ропов, И.П. Аргунов).
14. Классицизм в искусстве России. Общая характеристика.
15. Классицизм в русской архитектуре. Общая характеристи- ка, этапы развития, основные памятники и мастера.
16. Петербургская Академия художеств и ее роль в развитии русского классицизма.
17. Система жанров русской живописи во второй половине XVIII в. (академические ориентации, теория и реальность худо- жественного процесса). Национальные корни портретоцентризма.
18. Русская историческая живопись второй половины XVIII в. (А.П. Лосенко, Г.И. Угрюмов).
19. Русская портретная живопись второй половины XVIII в. (Ф.С. Рокотов, Д.Г. Левицкий, В.Л. Боровиковский).
20. Мемориальная и станковая скульптура второй полови- ны XVIII в. (Ф.С. Гордеев, М.И. Козловский, И.П. Прокофьев, Ф.Ф. Щедрин).
21. Творчество Ф.И. Шубина.
22. Барокко, классицизм, реализм, романтизм как категории анализа русской скульптуры последней трети XVIII в. (Э.-М. Фаль- коне, Ф.И. Шубин, И.П. Прокофьев).
23. Ранний классицизм в архитектуре Петербурга.
24. Творчество А.Ф. Кокоринова и Ж-Б. Валлен Деламота.
25. Творчество Ю.М. Фельтена и А. Ринальди.
26. Строгий классицизм в архитектуре Петербурга.
27. Творчество Д. Кваренги и Н.А. Львова.
28. Творчество И.Е. Старова и Ч. Камерона.
29. Творчество В.И. Баженова и М.Ф. Казакова.
30. Дворцово-парковый ансамбль Павловска.
31. Романтическое направление в русской архитектуре конца XVIII — начала XIX в.
XI. ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЕ ИСКУССТВО XIX в.
1. Искусство Европы XIX в. Основные стили и направления (романтизм, классицизм, академизм, салонная живопись, реализм, импрессионизм и постимпрессионизм). Художественные центры (Франция, Германия, Англия, Испания).
2. Романтизм в европейском искусстве XIX в. Образная систе- ма, истоки, эволюция. Основные произведения и мастера (Т. Же- рико, Э. Делакруа, Ф.О. Рунге, К.Д. Фридрих и др.).
3. Классицизм в искусстве Европы XIX в., его специфические черты в сравнении с предшествующими этапами в XVII—XVIII вв.
4. Творчество Жака-Луи Давида. Основные этапы творческого пути и произведения, их характеризующие: «Клятва Горациев», «Клят- ва в зале для игры в мяч», «Ликторы приносят Бруту тела его сыно- вей», «Смерть Марата», «Сабинянки», «Бонапарт при переходе через Сен-Бернар», «Коронация Наполеона I», «Раздача знамен», портре- ты Ж.-Л. Давида: «Зеленщица», «Мадам Серезиа с ребенком», «Три гентские дамы», «Мадам Рекамье», «Автопортреты» и др.
5. Сравнительный анализ картин Ж.-Л. Давида «Клятва Го- рациев» и «Смерть Марата».
6. Творчество Теодоро Жерико. Эволюция мастера, основные произведения. (Этюды натурщиков, автопортрет, «Офицер кон- ных егерей, идущий в атаку», «Раненый кирасир», «Портрет двад- цатилетнего Делакруа», «Молодой художник в мастерской», «Бег свободных лошадей», «Плот Медузы», «Скачки в Эпсоме», серия портретов в доме умалишенных, графические произведения ху- дожника «Фламандский кузнец», «Отступление из России», «Из- вестковая печь» и др.).
7. Картина Т. Жерико «Плот Медузы» — программное произ- ведение романтизма. История создания, серия этюдов и эскизов. Анализ композиционной структуры произведения. Значение этой работы для французского искусства XIX в.
19 — 4015
8. Развитие гравюры в европейском искусстве XIX века: ли- тография, офорт и ксилография.
9. Графические произведения французских живописцев XIX в. (П. Герен, Ж- Дюпре, Э. Делакруа, Т. Жерико, Ж-О. Энгр, Ж-- Ф. Милле, В. Ван Гог и др.).
10. Романтический идеал и развитие портрета в творчестве Т. Же- рико и Э. Делакруа.
11. Творчество Эжена Делакруа. Живописное, графическое и теоретическое наследие. Эволюция мастера в основных произ- ведениях («Данте и Вергилий», «Резня на Хиосе», «Автопорт- рет», «Тассо в доме умалишенных», «Смерть Сарданапала», «Сво- бода, ведущая народ на баррикады», «Алжирские женщины», «Женщина с попугаем», «Еврейская свадьба в Марокко», «Бит- ва при Пуатье», «Битва при Нанси», «Битва при Тайсбурге», «Взятие крестоносцами Константинополя», портреты: Ф. Шопе- на, Ж- Санд, Н. Паганини, монументально-декоративные роспи- си в Палате Депутатов% зале Старой Ратуши, церкви Сен-Сюль- пис в Париже и др.).
12. Исторический жанр в искусстве Франции XIX в. Основ- ные черты, эволюция, ведущие мастера.
13. Автопортрет в европейском искусстве XIX в. (от Т. Жери- ко до Ван Гога).
14. Теоретическое наследие И.И. Винкельмана, и развитие клас- сицизма в XIX в. (от принципа к доктрине).
15. Жан-Огюст Доминик Энгр. Живописец и теоретик. Основ- ные этапы, его творчества, исторические и портретные работы: «Зевс и Фетида», «Апофеоз Гомера», «Апофеоз Наполеона», «Обет Людовика XIII», «Людовик XIV и Мольер», «Паоло и Франчес- ка», «Руджиеро, освобождающий Анжелику», «Рафаэль и Фор- нарина», «Восточные Бани», «Большая купальщица», «Источник», «Портрет мадмуазель Ривьер», «Портрет Мадлен Шапель», мо- нументальные живописные работы: «Золотой век», «Железный век» и др.
16. Школа Ж--Л. Давида — принципы и развитие, ведущие мастера. (Ж.-О. Энгр, Поль Нарсис Герен, Антуан Гро, Анн Луи Жироде, Франсуа Жерар, Эжен Изабе и др.).
17. Салонное искусство в XIX в. Истоки, эволюция, характер- ные примеры. (Шарль Каролюс Дюран, Поль Деларош, Леон Жером, Поль Бодри, Леон Бонна, Винтергальтер, Александр Кабанель и др.).
18. Литературные персонажи в произведениях романтиков и классицистов. Сравнительный анализ.
19. Образ купальщицы в живописных произведениях XIX в. Метаморфозы Венеры (Ж-О. Энгр, Э. Делакруа, Г. Курбе, Э. Манэ, П. Гоген).
20. Античная история в картинах французских художников XIX в. (классицисты — академисты — салонные художники).
21. Реализм в европейском искусстве XIX в. Концепция наци- ональных школ. Ведущие мастера (Г. Курбе, Менцель, Мункачи, И.Е. Репин, В.И. Суриков и др.).
22. Барбизонская школа живописи — «урок» реализма для пейзажистов Франции и России. История школы, ведущие масте- ра. (Теодор Руссо, Жюль Дюпре, Нарсис диаз дела Пенья, Шарль Добиньи, Констан Тройон).
23. Творчество Гюстава Курбе — декларация реализма в живописи, в манифестах и школе. Основные произведения худож- ника (автопортрет, «Послеобеденный отдых в Орнане», «Дробиль- щики камней», «Похороны в Орнане», «Мастерская художника», «Купальщицы», «Веяльщицы», «Девушки на берегу Сены», пей- зажи и натюрморты 1950—1960-х годов).
24. Картина Г. Курбе «Мастерская художника» — «реальная аллегория» — одна из ключевых картин эпохи. История созда- ния, анализ произведения, оценка его современниками.
25. Оноре Домье — график, живописец и скульптор. Разви- тие творческого метода, основные произведения. (Литографии: «Гаргантюа», «Законодательное чрево», «Все мы честные люди обнимемся», «Улица Транснонен», «Свобода печати», «После- дний совет экс-министров» (1848), «Потрясенная наследством» (1871), «Свобода и Марс», «Бедная Франция; ствол сломлен, но корни еще крепки»; графические серии: «Люди юстиции», «Современная филантропия», «Синие чулки», «Супружеские нравы», «Парижские флибустьеры», «Похождения Робера Ма- кэра», «Древняя история» и др.; иллюстрации к произведени- ям Лафонтена, Сервантеса, живописные работы: «Прачки», «Бурлаки», «Ноша», «Вагон третьего класса», «Любители жи- вописи» и др.).
26. Творчество Жана-Франсуа Милле. Образы крестьян в живописных и графических произведениях. («Веятель», «Сеятель», «Собирательницы колосьев», «Крестьяне, убирающие сено», «Че- ловек с мотыгой», «Анжелюс», «Крестьянка, кормящая своих де- тей» («Кормление птенцов»), «Женщина у печи», «Женщина, сби- вающая масло», «Первые шаги» и др.).
27. Образ природы в произведениях Франсуа Милле и Ками- ля Коро.
28. Образ художника в живописных и графических произведе- ниях мастеров второй половины XIX в. (О. Домье, Э. Манэ, Поль Гоген и др.).
29. Картина Жана Франсуа Милле «Собирательницы колось- ев» — программное произведение художника-реалиста, оценка картины в художественной критике XIX—XX вв.
30. Импрессионизм. Характеристика художественного мето- да. История и значение импрессионизма. Основные произведения и представители (Клод Монэ, Пьер Огюст Ренуар, Альфред Сис- лей, Камиль Писсарро, Эдгар Дега, Берта Моризо, Фредерик Базиль и др.).
31. Живописные система Эдуарда Манэ и импрессионисты. Основные произведения художника: «Музыка в Тюильри», «Завт- рак на траве», «Олимпия», «Флейтист», «Завтрак в мастерской», «Бар в Фоли-Бержер», пейзажи и натюрморты 1960—1970-х годов.
32. Живописные открытия Клода Оскара Моне и Камиля Писсарро. Развитие метода импрессионизма. Оценка этого явле- ния современниками.
33. Пространственная концепция в произведениях импрессио- нистов и постимпрессионистов.
34. Шарль Бодлер как художественный критик.
35. Скульптура Франции XIX в. Общие тенденции (Ф. Рюд, Ж- Далу, О. Роден, К. Менье, А.Л. Бари, Давид д'Анжер).
36. Творчество Огюста Родена и его влияние на искусство XX в. Основные этапы и произведения. («Бронзовый век», «Врата ада» — эскизы и этюды к ним; «Ева», «Мыслитель», «Старуха», «Вечная весна», «Граждане города Кале», «Памятник О. Бальзаку», «По- целуй», «Памятник В. Гюго» и др.).
37. Иоганн Вольфганг Гете как художественный критик: «Шек- спир и несть ему конца», «Античное и современное».
38. Искусство Германии XIX в. Основные тенденции в жи- вописи. (Назарейцы: Ф. Овербек, П. Корнелиус, Вильгельм Ша- дов; романтики: Ф.О. Рунге, К.Д. Фридрих и др.; представите- ли бидермейера: Христиан Фогель Крюгер, Мориц фон Швинд и др.).
39. Произведения французских живописцев XIX в. в собрании Эрмитажа.
40. Скульптура французских мастеров XIX в. в собрании Эрмитажа.
41. Стендаль «Прогулки по Риму» и художественная жизнь в Риме в XIX в.
42. И.В. Гете и Ф. Шиллер — теоретическое наследие и влия- ние их идей на развитие национального искусства (Ф. Шиллер «Письма об эстетическом воспитании человека», «О необходимых пределах применения художественных форм», «О нравственной пользе эстетических нравов» и Гете «О правде и правдоподобии в искусстве», «Введение в «Пропилеи», «Коллекционер и его близ- кие» и др.).
43. Творчество Франсиско Гойи и значение его для искусства Испании XIX в. Этапы творчества и основные произведения. (Кар- тоны для королевской шпалерной мануфактуры, «Портрет коро- левской семьи», «Суд инквизиции», «Дом умалишенных», «Про- цессия флагеллантов», офортная серия «Капричос», «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года», графическая серия «Бед- ствия, ужасы войны», «Точильщик», «Девушка с кувшином», «Бор- досская молочница», «Маха одетая», «Маха обнаженная», «Махи на балконе», «Портрет Леандро Моратино» и др.).
44. Искусство Англии. Основные тенденции, ведущие масте- ра. (Генри Реберн, Томас Лауренс, Джон Констебл, Уильям Тер- нер, «Братство» прерафаэлитов — Д.Г. Россети, Д.Э. Миллес, У. Холмен Хант, Э. Берн Джонс, Уильям Моррис).
45. Архитектура Франции XIX столетия. Главные стилевые тенденции, этапы развития. Перепланировка Парижа в 1950-х при префекте Османе, строительство павильона Ришелье в Лувре (Ле- фуэль), парижской оперы (Шарль Гарнье), библиотеки Св.Жене- вьевы (Анри Лабруст), всемирная выставка в Лондоне (Оро), цен- тральный рынок в Париже (Оро и Фланш) — проект, дворец в Лоншан в Марселе (Г.Ж- Эсперандье), церковь Сакре Кер в Пари- же (П. Адади), здание Пти Пале в Париже (Шарль Жиро), уни- версальный магазин «Бон Марше» (Гюстав Эйфель, арх.Буало) и Эйфелева башня, здание шоколадной фабрики в Нюазель сюр Мари (Жюль Сольнье), галерея машин для Всемирной выставки (Фер- нанд Дютер при участии инженера Контамена).
XII. РУССКОЕ ИСКУССТВО XIX в.
1. Периодизация русского искусства XIX в. (различные моде- ли: по социально-историческим эпохам; по этапам развития худо- жественного образа мира и жанрового процесса; по господствую- щим стилям и т. д.).
2. Русское искусство и архитектура на рубеже XVIII—XIX вв.
3. Проторомантический характер русской живописи Павлов- ской эпохи.
4. Ансамблевый характер творчества А.Н. Воронихина, А.Д. За- харова, Тома де Томона.
5. Синтез искусств в русском классицизме первой трети XIX в.
6. Русская монументальная скульптура первой половины XIX в.
7. Петербургские ансамбли К.-И. Росси.
8. Архитектурные ансамбли послепожарной Москвы.
9. Творчество О.И. Бове и Д. Жилярди.
10. Творчество В.П. Стасова.
11. Творчество О. Монферрана.
12. Ансамбль Дворцовой площади в Санкт-Петербурге.
13. Категории «классицизм», «романтизм», «сентиментализм», «натурализм», «реализм» в применении к анализу русской живо- писи первой половины XIX в.
14. Творчество О.А. Кипренского.
15. Творческая и педагогическая деятельность А.Г. Венеци- анова.
16. Творчество В.А. Тропинина.
17. Творчество П.А. Федотова.
18. Русская пейзажная живопись первой трети XIX в. (Сильв. Щедрин, М.И. Лебедев, М.Н. Воробьев).
19. Творчество К.П. Брюллова и А.А. Иванова.
20. Развитие системы жанров романтизма в русской живопи- си XIX в.
21. Скрытый процесс формирования основ реализма в рус- ской живописи первой половины XIX в.
22. Академическая живопись в XIX в. (функции, особенности, эволюция).
23. «Натуральная школа» в литературе и натурализм в рус- ском искусстве первой половины и середины XIX в.
24. Социально-обличительный характер русской графики и живописи середины XIX в.
25. Творчество В.Г. Перова как освоение и развитие живопис- ной системы П.А. Федотова.
26. В.Г. Шварц и основы реалистической исторической жи- вописи. 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | Поиск по сайту:
|