АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Приложения к курсовой работе

Читайте также:
  1. I. ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
  2. II. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
  3. IV. Далее в этой лабораторной работе необходимо создать и сохранить запрос для отображения средних цен на все товары по таблице «Товары».
  4. V2: ДЕ 39 - Интегральное исчисление функции одной переменной. Приложения определенного интеграла
  5. Автоматизация функций в социальной работе
  6. Адаптивные процессы и адаптационные технологии в социальной работе.
  7. Билет32Лазеры – это источники когерентного света, в работе которых использовано явление индуцированного излучения.
  8. БЛАНК ОТЧЁТА О ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЕ № 15
  9. БЛАНК ОТЧЁТА О ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЕ № 6
  10. Бригады к работе по наряду и распоряжению
  11. Буду на работе с драконом примерно до 21:00.
  12. Взаимодействие в месте приложения действия.

Приложения к курсовой работе представляют тот материал,
который вы освоили в процессе разработки темы, так что, про-
смотрев только приложения, руководитель или рецензент полу-
чит представление об объеме и характере курсовой. В приложе-
ниях найдут свое отражение не только произведения искусства,
с которыми вы познакомились в музеях, на выставках, в част-
ных собраниях, но и книги, статьи, архивные материалы, прора-
ботанные вами, встречи с деятелями искусства и пр. Поэтому,
как уже говорилось выше, приложения могут быть текстовые и
иллюстративные.

К текстовым приложениям относятся следующие:

1. Библиографическая справка о творчестве художника.

2. Словарь терминов по теме.

3. Каталог произведений или аннотированная картотека про-
изведений.

4. Выписки из архивных материалов, книг и статей. Если ру-
кописи публикуются впервые, это нужно обозначить.

5. Записи бесед с мастерами искусства, работниками культу-
ры, старожилами тех мест, о которых вы пишете, со свидетелями
интересных для вас событий, коллекционерами, посетителями
выставок и прочее. Однако документом такая запись становится
лишь в том случае, если она сделана правильно (поэтому записы-
вать надо в процессе беседы или сразу после нее) с указанием
того, когда, где и с кем проведена беседа. Рекомендуется после
беседы дать запись на проверку вашему собеседнику и попро-
сить эту запись подписать. Если собеседник разрешит — сделать
магнитофонную запись. Тогда вы сможете использовать этот ма-
териал как первоисточник.

6. Аннотированная библиография может быть подана в виде
картотеки или включена в общий библиографический список.
Библиографические списки чаще всего составляются:

— по алфавиту фамилий авторов;


— в хронологическом порядке (начиная с самых старых
изданий);

— по разделам, состав которых зависит от разновидности ра-
боты, от темы и пр. и поэтому должен быть согласован с руково-
дителем. Правила записи в таких списках усвоены вами ранее и
содержатся в соответствующих разделах пособия.

 

7. Экономия места и времени диктует необходимость употреб-
ления некоторых сокращений. Список их принято прилагать к тек-
сту. Сокращенно пишутся названия музеев (ГРМ — Государствен-
ный Русский музей, НИМ PAX СССР — Научно-исследователь-
ский музей Российской Академии художеств СССР), архивов
(ЦГАЛИ — Центральный государственный архив литературы и
искусства), некоторых справочных изданий (БСЭ — Большая со-
ветская энциклопедия), обозначения техники и материалов работы
(х. — холст, м. — масло, к. — картон, акв. — акварель). Возможны
и некоторые другие сокращения, но все они должны быть оговоре-
ны в примечаниях (в том месте, где они использованы впервые) и
расшифрованы в списке сокращений.

8. Структура курсовой, как правило, отражается в оглавле-
нии, которое должно быть помещено в начале работы, сразу пос-
ле титула, и оформлено в соответствии с общими требованиями
(откройте оглавление любого научного издания и примите его за
образец).

Иллюстративные приложения — тот же вспомогательный
материал, который не создается специально для представления в
курсовой, а накапливается в процессе работы.

1. Это прежде всего репродукции (чаще всего фотографичес-
кие) с произведений, рассматриваемых в курсовой. Они могут
быть представлены в виде альбома (лучше не сброшюрованного,
а в виде отдельных листов), набора таблиц для выставки по теме
курсовой работы (в этом случае необходимо сделать заголовок
выставки). Репродукции должны быть поданы в папке, удобной
для их хранения, снабжены четкими надписями и приспособлены
для экспонирования либо в виде раздаточного материала, кото-
рый учитель может взять с собой на урок, либо в виде готовой
маленькой выставки, которую остается развесить на стендах. Все
репродукции должны быть снабжены четкими надписями: автор,
название, год создания, место хранения.

2. Удобное и весьма желательное приложение — набор диа-
позитивов по теме. Считаем необходимым оговорить обязатель-
ность четкой надписи на каждом диапозитиве: автор, название,
год издания.


3. Диаграммы, схемы, планы, синхронистические и прочие таб-
лицы — не только замечательный вспомогательный материал, по-
зволяющий выявить и проследить скрытые глубинные связи меж-
ду явлениями культуры, доказать закономерность самых необыч-
ных и непривычных сопоставлений, но и прекрасные наглядные
пособия, помогающие учителю в его труде. Такого рода материал
желательно представлять в том виде, в каком он может быть ис-
пользован на уроке, на лекции или на практическом занятии.

Конечно, этот перечень приложений далеко не полон, мы на-
звали только наиболее распространенные их виды. Не обязатель-
но делать весь набор указанных приложений к каждой работе.
Их состав определяется студентом совместно с руководителем и в
каждом отдельном случае зависит от характера работы.

КАК ОФОРМИТЬ КУРСОВУЮ РАБОТУ

Курсовая работа написана начерно, показана руководителю.
Внеся необходимые поправки, вы можете переписать ее начисто
от руки или отдать перепечатать на пишущей машинке, компью-
тере. Не забудьте после этого еще раз проверить текст и выпра-
вить ошибки, описки и опечатки. Невыправленный, неграмотный
текст возвращается студенту для исправления.

Писать нужно на одной стороне листа стандартной бумаги с
полями: слева — 6 см, справа — 1 см. Листы пронумеровать,
сброшюровать и переплести. Это можно сделать самостоятельно,
а можно отдать в мастерскую. Внешний вид курсовой работы
должен быть не только аккуратным, но по возможности соотнесен
с ее содержанием и характером.

Конечно, нет и не может быть эталона оформления работы;
как уже говорилось выше, оно должно соответствовать содержа-
нию, так чтобы форма и содержание воспринимались как нечто
единое, неразрывное, гармонично связанное. При этом вы долж-
ны обладать чувством меры, оформлять работу рекомендуется
скромно, без особых ухищрений, памятуя о том, что сдержанность
в оформлении студенческой работы более уместна, нежели изыс-
ки с использованием натуральной кожи и золотого тиснения.

ПРОЦЕДУРА ЗАЩИТЫ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Как известно, защита курсовой работы проходит публич-
но, в присутствии однокурсников и других студентов факуль-
тета. За 10 дней до защиты 1-й экземпляр курсовой должен


быть вручен преподавателю-рецензенту, второй — студенту-
оппоненту. На защите выступают автор работы, оппонент и
рецензент, руководитель — только в спорных и затруднитель-
ных ситуациях.

Защищая работу, вы должны кратко и четко сказать о том,
насколько важна и актуальна избранная вами тема, в чем состо-
яла основная задача исследования, какие материалы вами ис-
пользованы, какова структура работы, к каким выводам пришли
вы в итоге и, наконец, в чем ценность вашего труда для педагоги-
ческой работы.

Вторично слово представляется автору в конце защиты, что-
бы вы могли ответить оппоненту и рецензенту, высказать возра-
жения, если они у вас возникли, выразить свое мнение о том, как
шла работа с руководителем, сделать заявку на продолжение
работы в СНО или в преддипломной и дипломной работах.

По окончании защиты объявляются оценки.

2. Выпускная квалификационная работа

Сейчас во многих высших учебных заведениях введе-
на многоуровневая система образования, в том числе и на художе-
ственных факультетах*. После четырехлетнего обучения в универ-
ситете вы можете получить диплом бакалавра художественного
образования, после шестилетнего — магистра художественного об-
разования.

Каждый этап обучения завершается защитой выпускной ква-
лификационной работы (далее сокращенно — ВКР). Искусство-
ведческая выпускная работа, представленная на защиту по ба-
калавриату, может стать основой для магистерской диссертации.
Избрав тему для научного исследования, вы либо разрабатывае-
те какой-нибудь аспект научной проблемы, либо изучаете исто-
рию вопроса, т. е. осуществляете аналитический обзор библио-
графии, либо решаете локальную задачу, с тем чтобы в дальней-
шем представить исследовательскую выпускную работу на звание
магистра. В ней вы продемонстрируете свои возможности на бо-
лее высоком профессиональном уровне.

* См.: Государственные образовательные стандарты высшего профессиональ-
ного образования. 540000. Педагогические науки. СПб., Издательство РГПУ им.
А.И. Герцена. 2000.


ВКР на любом факультете — итог всех лет обучения студента.
Автор ее демонстрирует полный спектр своих творческих возмож-
ностей. ВКР по истории искусства не является в этом смысле ис-
ключением. В ней выпускник помимо специальных знаний по тео-
рии и истории искусства в большей или меньшей мере выступает
как человек, знающий законы психологии, овладевший изобрази-
тельной грамотой, а значит, понимающий художественный процесс
изнутри. К тому же, выработав в себе к V курсу первоначальные
навыки ведения научной работы, он сознательно выбирает кафед-
ру, на которой сможет выполнять теоретический диплом. Искусст-
воведческие выпускные работы, так же как и курсовые, могут быть
двух основных типов: теоретико-исследовательского характера и
так называемого «прикладного» направления.

Но независимо от того, в каком жанре вы решили писать ито-
говую работу, выбор темы всегда будет обусловлен педагогичес-
кой специальностью. Не случайно, по-видимому, в тематическом
репертуаре преобладают учебно-методические выпускные рабо-
ты. Именно в них с наибольшей ясностью проступают межпред-
метные связи.

К числу таких работ относятся, например, ВКР, защита кото-
рых состоялась в 1995 г.: «Петроградская сторона в конце XIX —
начале XX в. История и архитектура. Материалы для экскур-
сий». Автор на основе прекрасного владения материалом предло-
жила весьма интересный цикл экскурсий, снабдив рукопись соот-
ветствующими приложениями. В другой выпускной работе, обо-
значенной как методическое пособие по теме: «Двунадесятые
праздники в таблетках Софийского собора г. Новгорода», выпуск-
ница сумела на хорошем уровне справиться со сложной методи-
ческой проблемой — дать систему материалов для анализа не
слишком подробно исследованных икон. Удачным дополнением
послужил набор слайдов новгородских таблеток.

Решение выполнять ВКР по истории искусства, как мы пи-
сали раньше, принимается студентом уже на III и IV курсах.
Успешным выполнение работы, особенно теоретико-исследова-
тельского направления, как показывает опыт, может быть лишь
при условии предварительной специализации в области искус-
ствоведения.

К началу работы автор должен обладать не только хорошими
знаниями в объеме учебного курса по истории искусства, но и
владеть навыками научной работы. Специализация, как прави-
ло, начинается со второго семестра III курса и проходит либо в
системе искусствоведческого кружка СНО, либо предметно на


спецпрактикумах III и V курсов, где осваивается техника науч-
но-искусствоведческой деятельности. Участники приобретают вкус
к самостоятельной работе в архивах, фондах музеев.

Следующим, часто определяющим звеном в подготовке сту-
дента в области искусствоведения является выполнение курсовой
по истории искусства. Мы уже приводили примеры того, как тема
ВКР вырастает из курсового исследования. В этом случае про-
блема, поставленная в завершающем учебный процесс искусст-
воведческом исследовании, уже отчасти разрабатывается в кур-
совой, текст которой может стать основой для одной из глав дип-
лома. Так, в 1995 г. была защищена искусствоведческая выпускная
работа по теме «Образ Богоматери в творчестве русских худож-
ников конца XIX — начала XX в.». Предварительно в курсовой
студентка анализировала картину К-С. Петрова-Водкина «Богома-
терь Умиление злых сердец», где основное внимание уделила
иконографии. В ВКР в центре внимания были произведения
В.М. Васнецова, М.А. Врубеля, Н.К.. Рериха и, конечно, К.С. Пет-
рова-Водкина. Выпускница включила материал курсовой в один
из разделов диплома, но текст переработала, так как перед ней
встал целый ряд вопросов, потребовавших решения под иным уг-
лом зрения.

Уточнение темы ВКР организационно происходит так же, как
и уточнение темы курсовой, но значительно более строго и тща-
тельно учитывается увлеченность автора и степень его сосредото-
ченности на изучаемом материале.

Тематика ВКР по истории искусства на факультете изобра-
зительного искусства определяется прежде всего обращенностью
к школе, связана с задачами художественного образования и эс-
тетического воспитания. Но было бы, конечно, неверно искать эту
связь только на пути разработки тем, предусмотренных школь-
ной программой, «беседами по изобразительному искусству», уро-
ками по предмету «Мировая художественная культура». Разуме-
ется, мы должны учитывать, что в средней школе многое измени-
лось, появились школы с углубленным изучением гуманитарных
дисциплин; гимназии и лицеи эстетического направления; клас-
сы, ученики которых специализируются в области декоративно-
прикладного искусства и пр. И тематика ВКР как по истории
искусства, так и по методике преподавания изобразительного
искусства отражает эти реальные изменения в школьных про-
граммах Петербурга и России в целом.

Наиболее сложным и в каком-то смысле рискованным являет-
ся выбор темы, в которой автор не имеет возможности опереться


на теоретические источники и должен совершенно самостоятель-
но выстраивать свою концепцию творчества мастера или истории
музея, промысла и т. д.

Условно разделяя жанры ВКР на учебно-методические и на-
учно-исследовательские, заметим, что при общих требованиях к
любому научному труду они различаются рабочими технология-
ми, методами и средствами получения и обобщения материала.
Эти жанровые особенности, а также, конечно, и различная сте-
пень трудности вызывают необходимость самого серьезного отно-
шения к определению жанра при выборе темы. При этом вы сами
и ваш руководитель должны обязательно учитывать присущие
вам индивидуальные склонности и возможности.

Опыт работы с выпускниками много раз., подтверждал: ав-
тор, с успехом работающий в одном жанре, иногда оказывает-
ся беспомощным в другом. Отметим, что умение выдерживать
границы жанра является еще одним положительным качеством
педагога.

Выбирая, допустим, научно-исследовательское направление
выпускной работы, вы должны представлять себе, что это потре-
бует максимальной концентрации усилий, длительных и энергич-
ных поисков материала в фондах многочисленных музеев и архи-
вохранилищах, а также умения самостоятельно его анализиро-
вать — в ряде случаев специальная литература, на которую можно
опереться, отсутствует.

Чаще всего встречающийся жанр прикладной выпускной ра-
боты по истории искусства — это материалы для классных и
внеклассных занятий, а также пособия для учителей.

Существенное отличие квалификационного исследования от
курсового состоит в большей научной «наполненности». Если в
курсовой как первом вашем теоретическом искусствоведческом
опыте преобладает, как правило, реферативный стиль изложе-
ния, то в содержании итоговой работы должен быть сделан упор
на доказательство своей точки зрения с развернутой системой
аргументации. Чтобы достичь высокого уровня, вам понадобится
одновременно широкий круг охвата явлений искусства, углублен-
ное изучение всех доступных вам материалов по проблеме, заяв-
ленной в дипломе. Здесь совершенно недопустимы небрежность и
неточность, иначе вы не сможете, выдвинув свою гипотезу, быть
уверены, что до вас в полной мере ее никто не доказал. Чтобы
удостовериться в правильности выводов, проштудируйте не толь-
ко все опубликованные научные издания, но и архивные докумен-
ты. Высказанные соображения в первую очередь относятся к ВКР


историко- и теоретико-исследовательского характера. Но это отнюдь
не означает, что в выпускных работах по истории искусства более
узкого практического плана (т. е. «прикладного») вы не должны
удовлетворять изложенным выше основным требованиям. Важное
условие для всех видов итоговых работ — ясный и образный стиль
изложения. Над ним вы будете трудиться особо. Никаких рецептов
мы вам не предложим, но вы всегда должны стремиться к тому,
чтобы ваш стиль изложения соответствовал жанру и типу ВКР- Ре-
комендуем никому не подражать. Конечно, учиться у «великих» очень
полезно, но старайтесь говорить своим языком. Избегайте искусст-
воведческих шаблонов — удобных, привычных оборотов, но не впа-
дайте и в другую крайность — «лихость» формулировок репортерс-
кого характера. Вы обязательно будете показывать руководителю
не один вариант текста, а столько, сколько потребуется до оконча-
тельного, по мнению руководителя, его совершенства. Вся система
заданий по истории искусства нацелена на то, чтобы воспитать спе-
циалиста широко эрудированного, способного говорить и писать даже
об очень сложных явлениях искусства простым и ярким образным
языком. Без этого, даже превосходно зная материал, вы не сможете
вызвать отзвук в душах ваших подопечных.

Руководитель выпускной работы назначается кафедрой толь-
ко после того, как будущий дипломник не только обозначит тему,
но и тезисно изложит направление научного поиска. Утвержде-
ние темы происходит, как правило, после предварительной кон-
сультации с преподавателем-искусствоведом. После того как выб-
ран тип исследования, сформулирована тема, вы приступаете к
выполнению итоговой работы. На завершение диплома вам дает-
ся свободное время. К этому периоду вы должны проделать всю
основную работу. Процесс подготовки ВКР в целом совпадает с
тем, как вы выполняли курсовую по истории искусства, но отли-
чается большей последовательностью и более регулярными кон-
сультациями с руководителем. В каждом конкретном случае про-
фессиональные отношения выпускника и ведущего его руководи-
теля складываются по-разному, но мы выделим обязательные
этапы подготовки ВКР:

— разработка плана и графика занятий;

— изучение истории вопроса и материала по избранной теме;

— разработка гипотезы;

— решающая встреча с руководителем, т. е. своеобразная
сдача дипломного «минимума». В его программу входят знания
широкого круга художественных явлений и исторических фак-
тов, непосредственно связанных с разрабатываемой проблема-


тикой, а также свободная ориентация в литературе, посвящен-
ной данной проблеме;

— прорабатывание научной гипотезы или методического ра-
курса дипломной работы;

— работа над текстом.

Итак, к весне, т. е. приблизительно за два месяца до оконча-
ния работы, вы, проделав всю исследовательскую ее часть, со-
брав весь материал, должны вчерне завершить диплом, а высво-
бодившееся время потратить на оттачивание и шлифовку текста
выпускной работы. Окончательное оформление диплома с прило-
жением осуществляется за неделю до защиты, именно в эти сро-
ки Государственная комиссия допускает до защиты уже полнос-
тью подготовленную работу.

Мы не будем подробно раскрывать структуру ВКР, так как
она совпадает с тем, что вы прочитали в разделе о курсовой, но
отметим то, что обязательно для завершающей учебный процесс
работы. Текст диплома не должен превышать 70 машинописных
страниц. Объем и форма приложения могут быть весьма разно-
образными и будут зависеть от жанра искусствоведческой вы-
пускной работы. Намеренно ограничивая объем основной части
рукописи, где содержатся все теоретические положения, мы счи-
таем, что автор будет стремиться к тому, чтобы вместить много
смысла в небольшое количество слов. В этом одна из главных
особенностей и трудностей создания текста.

Структура ВКР в ее академическом виде остается неизмен-
ной: обоснование, основная часть, заключение, но трудно пере-
числить все реальное разнообразие форм изложения, обусловлен-
ное смыслом диплома. О содержании следует сказать особо: по
сути это ваш первый научный труд. В нем вы уже на ином, более
высоком уровне будете применять знания и навыки, приобретен-
ные в выполнении заданий по истории искусства, а также твор-
ческий опыт пяти студенческих лет. Любое научное исследование
должно быть актуальным и в педагогическом вузе обязательно
ориентированым на профессиональную деятельность.

О приложениях к ВКР по истории искусства мы напишем
несколько подробнее, в основных своих характеристиках они те
же, что и в курсовой, но есть некоторые отличия. Курсовую по
истории искусства выполняют все студенты и не у всех есть же-
лание «с головой окунуться» в проблемы историко-теоретическо-
го плана. Соблюдая требования по этому заданию, некоторые пред-
почитают сложившуюся форму подачи работы — рукопись, снаб-
женную минимальным научным аппаратом, сопровождаемую


7-4015



несколькими иллюстрациями. Иное дело — подача на защиту
искусствоведческого диплома. Анализ ВКР на протяжении двух
последних десятилетий свидетельствует, что формы приложений
достаточно разнообразны. В последнее время авторы выпускных
работ наряду с традиционными формами приложений: альбома-
ми иллюстраций с аннотированным каталогом, набором слайдов,
схем маршрутов экскурсий и пр. •— предлагают интересные аудио-
визуальные материалы, электронные версии.

От состава ВКР перейдем к его оформлению. Несмотря на
многообразие структуры диплома, основным его компонентом, а в
некоторых случаях и единственным остается рукопись. Вопрос о ее
оформлении на заключительном этапе — весьма немаловажный,
учитывая специфику общей профессиональной подготовки студен-
та художественного факультета.

Текст диплома печатается на машинке или компьютере. Ру-
копись сопровождается фотографиями, рисунками, таблицами
и т. д. Академические требования к работам аналогичного типа
известны — они сводятся к представлению текста в специально
выпускаемых промышленностью «дипломных папках». Если ис-
ходить из того, что итоговый труд должен с возможной полнотой
и разносторонностью характеризовать профессиональную под-
готовку студента, не спешите за готовой папкой в магазин, про-
явите свои художественные навыки.

Практика, сложившаяся на факультете изобразительного ис-
кусства РГПУ, исходит из того, что представляемая к защите
рукопись в учебных целях трактуется как графически оформлен-
ная книга. В ее художественном оформлении студент должен про-
демонстрировать свое графическое мастерство, понимание роли
и значения отдельных элементов оформления, а также книги как
целостного эстетического организма. Говоря о графическом офор-
млении рукописи как книги, мы имеем в виду лишь ту область
графики, которая связана с композицией, конструированием и
шрифтовым оформлением.

Рукопись ВКР рассматривается как книга, скомпонованная и
оформленная в соответствии с особенностями книжно-графичес-
кого дела. При этом речь идет об элементах как внутреннего, так
и внешнего оформления. Автор придумывает формат, разрабаты-
вает эскизный макет оформления, продумывает характер разме-
щения текста и изобразительного материала, согласует макет с
руководителем. Важнейший критерий качества — достижение ху-
дожественной целостности всех элементов. В завершенном виде
такая рукопись-книга призвана не только демонстрировать твор-


ческие возможности автора в области книжной графики, но и с
достаточной выразительностью раскрывать жанр, характер и со-
держание представленной к защите работы.

Процедура защиты ВКР. Вы написали текст выпускной ра-
боты, оформили ее. Кафедра, а затем члены Государственной
комиссии допустили ее к защите. Теперь вы отдаете свое сочине-
ние рецензенту и готовитесь к защите. Некоторые из выпускников
считают, что публичная защита ВКР — формальность, главное —
написать хорошую работу. Конечно, качественная ВКР — глав-
ный итог вашей учебы на факультете. Тем не менее приготовьтесь
к самому последнему экзамену в институте. Порядок защиты ВКР
тот же, что при защите диссертации.

Первое слово предоставляют выпускнику, который в течение
5—7 минут рассказывает о сути своей работы, отмечает ее научную
актуальность, демонстрирует знание материала, раскрывает основ-
ные направления исследования, его итоги и практическое примене-
ние. В это время члены Государственной комиссии, (а она состоит
из ведущих специалистов факультета, — как правило, это заведую-
щие кафедрами — и председателя, приглашенного из другого худо-
жественного вуза), еще раз изучают вашу работу.

Выступление должно быть ясным, логичным, вы должны про-
фессионально «держать» внимание комиссии. Если есть необходи-
мость продемонстрировать аудиовизуальные фрагменты вашего
приложения, продумайте, как это сделать, чтобы подчеркнуть спе-
цифику вашего исследования, но не затянуть выступления.

После того как вы представили свой труд, руководитель ко-
ротко охарактеризует вашу работу над дипломом. Затем рецен-
зент выскажет свое мнение о работе. Здесь вы должны быть очень
внимательны: услышав критические суждения, с которыми вы
принципиально не согласны, воспользуйтесь возможностью кор-
ректно и профессионально возразить, аргументировать свою по-
зицию. Однако сделать это нужно в ответном слове, которое вам
будет обязательно предоставлено, а не перебивая оппонента реп-
ликами с места. Опыт публичной научной дискуссии — еще один
навык, который вы демонстрируете на этом последнем испыта-
нии. Не спешите сразу вступать в полемику, выслушайте все воп-
росы, обращенные к вам, их могут задать и члены комиссии, и те,
кто находится в зале. После ответа на все вопросы вам будет
предоставлена возможность поблагодарить тех, кто учил вас все
эти годы.

И самый последний совет, который мы даем здесь. Если вы
даже написали текст вашего выступления на защите, ни в коем


7*



случае не берите с собой «шпаргалку», она будет мешать вам и
вызовет нежелательную реакцию тех, кто будет вас слушать.

График защиты ВКР обычно известен заранее, поэтому не
упускайте возможности послушать тех, кто защищается непос-
редственно перед вами: это поможет выстроить свою линию пове-
дения с учетом характера предшествующих выступлений. Помните,
что краткость, ясность и эмоциональная наполненность выступ-
ления — залог успеха на защите. Итоговая оценка ставится на
основе многих суждений: мнения комиссии, рецензента и руково-
дителя.

Итак ВКР — этот итог обучения студента в стенах вуза —
демонстрирует уровень знаний, умений, навыков, готовности к
работе. В некоторых случаях выпускная работа приобретает зна-
чение для общественной и научной практики. И все же именно
непосредственная связь с актуальными запросами жизни и нуж-
дами современной школы является высшим критерием ценности
дипломной работы студента любого факультета педагогического
вуза. Не просто успешно закончить институт, а сделать свою пер-
вую самостоятельную работу полезной обществу, науке, искусст-
ву, школе — такая задача должна стоять перед каждым из вас.
Желаем вам всем успеха!


V. Формирование методического
фонда специалиста

1. Самостоятельная работа с книгой

Поскольку с книгой вам придется работать все годы
обучения и не расставаться с ней (надеемся) всю оставшуюся жизнь,
поскольку компьютер ее не заменит уже потому, что едва ли воз-
можно все написанные и изданные по сегодня книги перевести в
электронный вид, позвольте и тут дать вам несколько советов.

Книга, прочитанная неверно — по диагонали, без системати-
зации и глубокого освоения ее содержания, — это всего лишь
«мимолетное виденье» для нашего восприятия. Как же грамотно
работать с книгой?

Начнем с того, что работа с книгой по искусству имеет свои
особенности.

Если вы работаете с иллюстрированной книгой, особенно с
альбомом, начните с внимательного рассматривания визуального
ряда — содержащихся в ней репродукций. С ними работать сле-
дует почти так же внимательно, как с оригиналами, памятуя при
этом, что их воздействие, конечно же, с оригиналом не сравнимо
ни по силе эстетического восприятия, ни по силе эмоционального
переживания. Тем не менее хорошие репродукции могут в опре-
деленной мере способствовать созданию общего представления о
творчестве того или иного художника, о специфике жанра или об
особенностях искусства изучаемого периода или региона мира.
Такой визуальный образ поможет вам в дальнейшем при чтении
книги хорошо понимать, о чем идет речь, и не отрываться поми-
нутно для того, чтобы посмотреть нужную репродукцию. Особен-
но это важно, когда речь идет об альбоме: чтение вступительной
статьи имеет смысл только в том случае, если вы внимательно
рассмотрели репродуцированные произведения.

Дальнейшие советы имеют общий характер, но они не менее
важны. Они касаются не просто чтения — штудирования, то есть
внимательного изучения книги.

Приходилось ли вам читать книгу Даниила Гранина «Эта
странная жизнь» (М., 1974)? Если нет, обязательно прочтите, речь
в ней идет об ученом Александре Любимцеве, оставившем колос-
сальное научное наследие, и о том, как он организовывал свою


исследовательскую работу. А. Любимцев успел в своей жизни
невероятно много: им написано более 500 печатных листов (пе-
чатный лист — это 22 машинописных страницы, 40 тыс. знаков)
статей и исследований, т. е. 12,5 тысячи страниц машинописного
текста. Он заведовал отделом научного института, кафедрой, чи-
тал лекции, ездил в экспедиции и многое, многое другое.

Важнейшим для себя делом он считал работу с книгой. Вот
одно из его высказываний: «Конспектирование серьезных вещей
я делаю очень тщательно, даже теперь (эти строки были написа-
ны уже маститым ученым. — Авт.). Я трачу на это очень много
времени. У меня накопился огромный архив. При этом для наи-
более важных работ я пишу конспект, а затем критический раз-
бор. Поэтому многое у меня есть в резерве, и когда оказывается
возможным печататься, все это вытаскивается из резерва, и ста-
тья пишется очень быстро, так как фактически она просто извле-
кается из фонда. В моей молодости мой метод работы приводил к
некоторой отсталости, так как я успевал прочитывать меньше
книг, чем мои товарищи, работавшие с книгой более поверхност-
но. При моей же форме работы о книге остается вполне отчетли-
вое, стойкое впечатление. Поэтому с годами мой арсенал стано-
вится гораздо богаче моих товарищей».

Вам придется читать много книг как по изобразительному ис-
кусству, так и по мифологии, истории, художественной культуре.
Очень советуем вам следовать системе, предложенной Любимце-
вым. Также чрезвычайно важно изучать фундаментальные труды,
конспектируя их с точными выходными данными издания. Конечно,
вы будете обращаться к самым разным исследованиям, когда бу-
дете готовиться к семинарам, зачетам, экзаменам, наконец, курсо-
вым работам, но возьмите себе за правило постоянно штудировать
работы виднейших искусствоведов: Г. Вельфлина, Б.Р. Виппера,
С.С. Аверинцева, В.В. Бычкова, Ю.Д. Колпинского, А.Я. Гуревича,
Л.М. Баткина, В.Н. Лазарева, Д.В. Сарабьянова, А.Г. Верещеги-
ной, Г.Ю. Стернина и других; именно это позволит вам приобрести
глубокие и основательные знания по избранной специальности.

2. Рабочая картотека

Методический фонд преподавателя истории искусств
формируется и непрерывно пополняется долгие годы. Чтобы все
собранные вами материалы активно «работали», чтобы ими удобно
было пользоваться, рекомендуем сразу оформлять полученные
знания и информацию в систему. Помимо комплекта конспектов
лекций основу методического фонда преподавателя составляют
системная картотека, личная (домашняя) библиотечка и комп-
лекс наглядных пособий и иллюстраций.


Картотека должна помочь вам получить навыки работы с науч-
ной литературой и первоисточниками (что является обязательным
условием получения гуманитарного образования), приобрести уме-
ние не только усваивать множество фактов и запоминать огромное
количество информации, но и анализировать как отдельные явления
(произведения искусства), так и художественный процесс в целом.

Картотека компактна, мобильна в употреблении, она должна
быть всегда под рукой и служить вам во время вашей профессио-
нальной деятельности. Картотека избавит вас от необходимости в
будущем переписывать каждый год в конспекты школьных уроков
длинные цитаты, данные о произведениях и создавших их мастерах,
словарные определения и т. д. Если же вы займетесь научной дея-
тельностью, тщательно составленная картотека будет основным
материалом, пополнение которого вы будете осуществлять всю жизнь.

Краткие «рабочие» записи на карточках (как бы заметки для
себя) — это и прекрасный опорный материал при повторении
курса перед экзаменом.

Зарисовки памятников на карточках — беглая фиксация глав-
ного, особенного в произведении, запечатлевающие в основном ком-
позицию (расположение фигур и предметов в пространстве), всегда
полезны для формирования зоркого глаза рисовальщика. При этом,
тренируя руку и глаз, вы наблюдаете, внимательно рассматривае-
те, изучаете и запоминаете самое лучшее, что было создано художе-
ственным гением человечества. Поэтому зарисовки отобранных па-
мятников на карточках одновременно помогают и формированию
вашего художественного вкуса, интуиции, наблюдательности.

Карточки и картотека в целом имеют ряд преимуществ перед
традиционными формами ведения записей в тетрадях. Карточки
дадут вам возможность:

1) выделить главное и отсеять второстепенную информацию;

2) сгруппировать в разных вариантах, перетасовать, переложить
информацию, разнесенную на карточках, в нужной вам последова-
тельности, например в соответствии с контрольными вопросами;

 

3) постоянно пополнять и совершенствовать систематизиро-
ванные материалы, не нарушая принципов организации и целос-
тности системы;

4) при необходимости оперативно находить и мобильно вычле-
нять информацию по заданному конкретному вопросу, а при под-
готовке обобщающих тем и вопросов теоретического характера
быстро подобрать конкретные примеры для проведения сравне-
ний, поиска аналогий из самых разных областей и разделов исто-
рии искусств.

Рабочая картотека — это не самоцель, хотя она должна стать
основой личного методического фонда. Рабочая картотека — это про-
дукт вашей повседневной работы в библиотеке, в музее, на улицах
города. Потому в нее войдут следующие основные виды карточек:


— библиографические и в их числе — выписки-цитаты из про-
штудированных книг;

— словарные (терминологические);

— посвященные отдельным памятникам искусства;

— персональные монографические.

Изучение истории искусств требует постоянной работы с лите-
ратурой. От студента художественного факультета требуется уме-
ние найти нужный источник информации, собрать достаточно пол-
ные сведения о публикациях по заданному вопросу, уметь быстро
прорабатывать и просматривать большое количество литературы
и после этого грамотно ссылаться на мнение специалистов, цити-
руя источник и указывая автора. Для этого студенту при изучении
истории искусств рекомендуется: 1) пользоваться специализиро-
ванными библиотеками (например, Научной библиотекой Акаде-
мии художеств); 2) научиться пользоваться библиотечным катало-
гом: систематическим, алфавитным, персональным, картотекой пе-
риодических изданий, журнальных статей и т. д. Итогом работы с
каждой конкретной книгой должно стать оформление библиогра-
фической карточки.
На ней вы должны зафиксировать имя авто-
ра, название и выходные данные издания (этих данных достаточно,
чтобы при необходимости вы всегда могли найти эту книгу вновь).
Дополнительно на карточке можно записать библиотечный шифр
книги (для экономии времени при повторном поиске) и еще крат-
кую аннотацию: что вам показалось в книге особенно ценным, на-
пример формулировка проблемы, которой посвящена одна из глав
книги, или высокое качество и интересная подборка иллюстраций,
или важные на ваш взгляд цитаты и высказывания, которые вы
можете тут же записать на лицевой стороне и на обороте библио-
графической карточки.

 

М.Е.Матье МАТЬЕ. Искусство Египта.
М.: Искусство,    
серия: Очерки истории и теории
изобразительного искусства

Хотя в мире существует стандарт на размер библиографичес-
ких карточек (7,5 х 12,5 см), вы можете использовать произволь-
ный формат. Библиографические карточки хранятся в стопке, обыч-


но располагаясь в порядке алфавита по фамилиям авторов. В даль-
нейшем, по мере увеличения их количества, рекомендуется общие труды
(например: Н. Дмитриева. Краткая история искусств. Т. 1—3) поста-
вить в начале картотеки, а далее разделить всю прочитанную
литературу на группы по разделам: периодам истории искусств,
видам искусства, отдельным художникам. Не забывайте и глав-
ного принципа — располагать карточки в алфавитном порядке
по фамилиям авторов. Можно использовать так называемые раз-
делители (карточки, которые чуть выше обычных), с их помощью
вам будет легче отыскать нужный раздел: по искусству Древнего
мира, по искусству Средних веков, книги по русскому искусству
и т. д. С течением времени принципы систематизации будут ус-
ложняться, но не жалейте на это сил. Потому что устный ответ или
письменная работа по истории искусств в вузе обязательно пред-
полагают наличие краткого обзора литературы, знание имен веду-
щих специалистов по данному вопросу, умение сослаться на авто-
ритетное мнение и процитировать его с указанием источника ин-
формации. Вы всегда будете на высоте вузовских требований, если
библиографические карточки будут у вас под рукой.

Обращаем ваше внимание на список литературы, данный в
Приложении 1. Изучив его внимательно, вы сможете узнать, какие
именно сведения о книге и в какой последовательности нужно фик-
сировать и выписывать на карточку. Требования к записи выход-
ных данных книги соответствуют современному библиографичес-
кому ГОСТу. В самом же списке литературы отдельные издания
располагаются по фамилиям авторов в алфавитном порядке.

Для будущей профессиональной деятельности преподавателя
истории искусств очень важно научиться говорить о тонкой ду-
ховной материи — произведении искусства. Для этого, помимо
поставленного голоса и грамотной речи, нужно свободно и легко
владеть «аппаратом», т. е. словарным запасом из понятий, тер-
минов, эпитетов, определений. Поэтому мы рекомендуем каждо-
му студенту, приступившему к изучению истории искусств, заве-
сти словарик, который тоже следует оформить в виде карточек.
Сначала вы можете держать их все вместе, расположив в алфа-
витном порядке: антаблемент, жанр, фреска и т. д. В дальней-
шем можно распределить эти карточки, как и библиографичес-
кие, по соответствующим разделам вашей общей системной кар-
тотеки (о ней речь пойдет ниже). Тогда карточки с терминами
«антаблемент», «курватура», «ордер», «энтазис» и другие попадут
в раздел античной архитектуры, а «фреска» соответственно — в
раздел средневековой монументальной живописи. Готовясь к эк-
замену или семинару по конкретному периоду истории искусств,
вы быстро сможете найти и вспомнить нужные термины и ключе-
вые понятия данного раздела. Если же вы готовитесь к тесту или
диктанту по терминам, вам понадобится снова объединить все


карточки словарика, чтобы повторить все подряд. Определение
или объяснение термина на карточке может быть дано в виде
развернутого текста (если это цитата — сделать ссылку на авто-
ра и источник), но можно ограничиться рисунком в виде, напри-
мер, архитектурной детали. Вот как должна выглядеть карточка
для картотеки терминов (словарика):

Рис. 1

На карточке приводятся конкретные примеры из истории ис-
кусств, где мы встречаемся с данным термином или явлением.
Карточки с определениями таких понятий, как стиль, творческий
метод и т. п., можно не иллюстрировать, но обязательно дать
ссылку на источник, откуда выписано данное определение. И хо-
рошо, если оно будет подтверждено конкретным примером — ссыл-
кой на творческое кредо какого-то художника или известными
фактами и явлениями из истории искусств.

В истории и теории искусства существует нередко целый ряд
дефиниций (определений) одного понятия. Поэтому на словарной
карточке уместно будет поместить несколько определений разных
авторов, с тем чтобы со временем, накопив знаний, вы могли выб-


рать наиболее точное или предложить свое. Сами понимаете, как
важны в этом случае ссылки на источник каждого из определений.

Итак, читая литературу по истории искусств, вы заполняете
библиографические карточки и выписываете на отдельные кар-
точки термины с определениями к ним. Эти два направления ва-
шей самостоятельной работы являются важнейшими составляю-
щими системной картотеки.

Третьей составляющей картотеки и, пожалуй, самой объем-
ной ее частью является картотека памятников.

При изучении истории изобразительного искусства очень важно
понимать приоритет знания самих памятников перед даже самы-
ми глубокими текстами об этих памятниках. Заучивая описания
памятников по учебнику без зрительного представления произве-
дения, о котором идет речь в тексте, вы не достигнете желанной
цели и вскоре забудете выученные «чужие» слова.

Пытаться запомнить все памятники не каждому по силам: их
слишком много. Можно воспользоваться составленными препо-
давателями списками обязательных памятников — они приво-
дятся в программах по предметам «История изобразительного
искусства» и «Мировая художественная культура», анализиру-
ются на лекциях, перечислены в списке памятников для картоте-
ки в Приложении 1. Эти главные, «ключевые» памятники нужно
постараться обязательно увидеть (желательно сам оригинал в
музее, а если это невозможно — найти хорошую репродукцию в
книге). Почему так важно стремиться увидеть именно оригинал
произведения, даже если вы ограничили свои задачи во время
домашней подготовки по предмету ознакомлением и запоминани-
ем, и речь не идет в данном случае о чувственном восприятии и
наслаждении искусством? Часто репродукция не дает верного
представления о произведении. Например, вы видели в книге реп-
родукцию статуи, и в данном конкретном случае она была сфо-
тографирована в фас, а на экзамене вам могут предложить опре-
делить и назвать изображенную на фотографии статую — ту же,
но снятую в другом ракурсе, например в профиль. Нужно при-
знаться, что некоторые студенты в такой ситуации не находят
правильного ответа. Весьма распространенная ошибка подстере-
гает студентов с плитой фараона Нармера, которая с обеих сто-
рон покрыта рельефами. Иногда в книгах, к сожалению, репроду-
цируется только одна сторона памятника, и неопытный студент
именно таким его и запоминает. Или еще пример из области скуль-
птуры: предложенная вам на экзамене для узнавания репродук-
ция знаменитой древнегреческой статуи может представлять со-
бой реконструкцию или сделанную позднее копию римского вре-
мени с греческого несохранившегося оригинала (как вам известно,
древнегреческая скульптура дошла до нас в основном в более
поздних репликах). По этой причине в разных иллюстрированных


изданиях вы можете встретить статую Гермеса с младенцем Ди-
онисом или без него, Капитолийскую волчицу с Ромулом и Рэмом
или без них (таких примеров очень много).

Еще сложнее изучать архитектуру, особенно людям мало пу-
тешествующим. В книге по истории архитектуры вы можете уви-
деть репродукции с хранящихся в архивах и фондах музеев про-
ектов, исполненных архитектором, а построенные сооружения могут
отличаться от задуманного в проекте или подвергнуться передел-
кам в последующее время. Поэтому так важно доступные вам
памятники архитектуры изучить на месте, в натуре. Вы сможете
осмотреть сооружение со всех сторон (фасадов) и изнутри, соста-
вить себе верное представление о масштабах, размерах и цвете,
восприняв и пережив эмоционально архитектурный образ в дви-
жении, во времени и пространстве.

Но главное даже не в этом: художественный образ произведе-
ния развивается во времени, каждая эпоха, как каждый человек,
видит картину, скульптуру, здание и пр. по-своему, выявляя со-
звучия, воспринимая сквозь призму своего времени, склада лич-
ности, состояния. Представление о картине мира с динамикой
художественного процесса меняется, вписывается в культурный
контекст. Поэтому не думайте, что ваше впечатление, ваше вос-
приятие, если они расходятся с теми, которые были у ваших пред-
шественников, неверны или неинтересны: просто они могут и —
заметим — неизбежно будут в чем-то иными, до сей поры небы-
валыми и неповторимыми. Важно лишь разобраться в том, поче-
му они таковы, а для этого ваши непосредственные наблюдения
необходимо занести на карточку в первую очередь.

Итак, запомните правило: во что бы то ни стало стремиться
увидеть памятник, а увиденное — и сделайте это вторым для
себя правилом — фиксируйте (бегло, условно, фрагментарно, схе-
матично, как можете, наконец) на карточках. Если вы умеете
фотографировать, можно заменить зарисовки маленькими фото-
карточками и наклеить их на бумагу одинакового формата, кото-
рый подходит для вашей картотеки. Можно, конечно, сделать аль-
бомы с иллюстрациями или сконцентрировать собранные отовсюду
репродукции в специальных папках. Но, как правило, вырезан-
ные из разных источников картинки будут разных размеров, их
трудно будет разложить по порядку и в системе, и если эта папка
когда-нибудь пригодится вам на будущих уроках, то для изуче-
ния истории искусств в институте такой метод работы малоэф-
фективен. Воспользуйтесь нашей рекомендацией: кроме библио-
графических карточек для прочитанной литературы и карточек
для словарика терминов вы оформляете иной вид карточек, по-
священных памятникам искусства. Собранные вместе, они соста-
вят иллюстрированную картотеку.

На образце представлено, как может выглядеть такая карточка:


Рис. 2

Это задание может быть усложнено. На одной карточке мож-
но представить два или несколько памятников для лучшего запо-
минания сходных явлений или сравнения. В списке контрольных
вопросов (см. Приложение 3) вам встретится, например, такой:
«Храмы Софии в Киеве и Новгороде. Сравнительный анализ».
Чтобы хорошо ответить на этот вопрос на экзамене, нужно хоро-
шо представлять себе зрительно сами памятники, четко сформу-
лировать общие и отличительные признаки. Поэтому удобно изоб-
разить оба храма рядом на одной карточке.

Вот так:

Рис. 3

Зарисовывая памятники с репродукций в книгах, будьте вдум-
чивы и внимательны. Так, современный вид Софийского собора в
Киеве из-за перестроек эпохи барокко разительно отличается от
его первоначального облика XI в., который мы знаем по модели-


реконструкции. Конечно, сравнивая киевский и новгородский хра-
мы, вы будете иметь в виду памятники XI в. А вот на карточке,
посвященной отдельно храму в Киеве, полезно было бы помес-
тить два изображения одного и того же памятника: модель-рекон-
струкцию древнего сооружения и современный вид (и то и другое
воспроизведение легко отыскать в учебниках по архитектуре).

Взглянув, даже мельком, на такую карточку перед экзаме-
ном, вы не забудете коснуться в своем ответе истории строитель-
ства одного из старейших каменных храмов Древней Руси.

Рис. 4

Ниже на карточке представлены общий вид, план и разрез
(с прорисовкой фресок) новгородского храма на Нередице, разру-
шенного во время последней войны и ныне восстановленного рес-
тавраторами без цикла росписей. Здесь иллюстрации взяты из
одной книги {Иконников А.В. Тысяча лет русской архитектуры.
М., 1990), но когда вы познакомитесь с обширной литературой по
древнерусскому искусству, вы соберете для своей картотеки бо-
гатейшую иконографию этого памятника из разных источников.

по


Рис. 5

На карточке, посвященной, например, храму Святого Георгия
в Старой Ладоге, можно схематично зафиксировать как внешний
архитектурный облик и план, так и фресковую композицию в дья-
коннике «Чудо Георгия о змие». Сразу станет ясно, что, расска-
зывая о памятнике, нужно остановиться сначала на анализе его
архитектуры (объемно-пространственная и планировочная ком-
позиция, конструктивные и декоративные архитектурные дета-
ли), а затем на ансамбле монументальной живописи, покрываю-
щей стены внутри храма. Только тогда ваш ответ на монографи-
ческий вопрос сможет считаться полным.

Если же в вашей системной картотеке будет преобладать прин-
цип четкого деления материалов по видам искусств, можно прин-
ципиально не объединять архитектуру и живопись на одной кар-
точке. Тогда один памятник будет изображен на двух отдельных
карточках: план и внешний облик — на карточке в разделе «Древ-
няя архитектура XIXIII вв.», а фресковые композиции — в
данном случае «Вознесение» в куполе и вышеназванная компози-
ция в дьяконнике — соответственно в разделе «Монументальная
живопись XIXIII вв.». Правда, не следует забывать о синкре-
тизме древних культур и синтезе искусств, когда архитектура,
живопись, скульптура выступают вместе (в Древнем Египте,
в Средние века и в другие эпохи). В этих разделах картотеки по
истории искусства уместнее карточки первого типа.

Непросто было бы разделить на составляющие и творчество
титанов Возрождения, например Микеланджело, который одно-

ill


временно работал как скульптор, архитектор, живописец, писал
стихи. В данном случае вам потребуется карточка монографи-
ческая.
В такой карточке на первом месте стоит имя мастера,
далее — страна, время и место жизни и творчества. Затем —
основные этапы (периоды, разделы) и проблемы его творчества.
Возможен перечень основных произведений, сгруппированных
согласно видам искусства, периодам творчества и проблемам,
сформулированным в контрольных вопросах (Приложение 3).
В конце (или на обороте карточки) запишите книги и имена ис-
следователей, с трудами которых вы познакомились, изучая твор-
чество данного художника.

Собранные вместе и расположенные в порядке алфавита имен,
такие карточки составят картотеку персоналий художников
еще одну составляющую вашей системной картотеки материалов
по истории искусств. Монографическая карточка с дополнитель-
ными записями могла бы выглядеть примерно так:

ЭЖЕН ДЕЛАКРУА
Франция (1798—1863)

1. Биографическая канва (годы учебы, периодиза-
ция творчества, этапные произведения (с датами, мес-
том хранения, историей создания).

2. Проблематика творчества мастера (набросок пла-
на ответа).

3. Материал по жанрам, в которых работал мастер.

4. Основные книги о художнике.

5. Цитаты из трудов самого Делакруа об искусстве,
о творческом методе и прочем или известные высказы-
вания о художнике.

Монографическую карточку лучше строить по одному из трех
принципов:

1) по периодам творчества (П.А. Федотов);

2) по видам (жанрам), в которых работал мастер (И.Е. Ре-
пин), или совмещая эти способы (М.А. Врубель);

3) по проблемно-тематическому принципу.

Иногда записи на карточках представляют собой составлен-
ный вами план ответа на экзаменационный вопрос, в соответ-
ствии с его формулировкой вами подбираются и выписываются
материалы. Так, готовя вопрос «В. Серов-портретист», вы систе-
матизируете материалы (по периодам, сериям, жанрам, техни-


кам и т. д.) только его портретного наследия. Продумывая ответ
на вопрос «Символизм и М. Врубель», составляете план, начиная
с определения термина и характеристики русского символизма и
кончая анализом творчества Врубеля в его идейном и стилисти-
ческом отношении к концепции символизма.

Итак, карточек у вас накопилось много. Пора подумать о со-
вершенствовании системы их расположения, создавая то, что и
называется системной картотекой. Основу ее составляют ил-
люстрированные карточки, посвященные отдельным или сразу
нескольким памятникам, значительным явлениям в истории ис-
кусств (например, эллинизм, маньеризм и т. д.), а также карточ-
ки-монографии, посвященные творчеству отдельных мастеров или
группе художников, целым течениям (как то: Барбизонская шко-
ла, импрессионизм и др.), творческим методам, стилям.

Вообще-то составление картотеки — творческое задание, пред-
полагающее огромное множество оригинальных решений, требу-
ющее от студента, безусловно, самостоятельного и индивидуаль-
ного подхода. Но чтобы в самом начале работы помочь вам выб-
рать верное направление, подскажем ряд принципов, которыми
вы можете руководствоваться при формировании материалов
для картотеки. В дальнейшем, показывая картотеку преподава-
телю и советуясь с ним, вы сможете отказаться от нерациональ-
ных ходов, усовершенствовать принципы систематизации и прий-
ти к удобному именно для вас логичному и ясному решению.
Вот эти пять принципов: I — хронологический; II — топографи-
ческий; III — от общего к частному, единичному; IV — принцип
параллелизма; V — принцип синхронности.

Хронологический принцип требует от вас последовательного
расположения всех зафиксированных на карточках событий и
памятников по порядку во времени, которое всегда течет в одном
направлении.

Топографический принцип предполагает расположение всех
материалов по странам, отдельным художественным школам (на-
пример, выделение раздела флорентийской и венецианской школ
в эпоху Возрождения).

Стремление совместить эти два принципа в картотеке вызы-
вает сравнение рабочего поля стола, на котором предварительно
раскладываются карточки, с шахматной доской, а действия напо-
минают раскладывание пасьянса.

Третий принцип основан на соподчинении и наглядно вопло-
щается с помощью так называемых разделителей — карточек,
возвышающихся над другими, с написанными на них заголовка-
ми разделов, подразделов и т. д. Так, разделитель «Искусство
Древнего мира» объединит материалы, разбитые в свою очередь


8-4015



на группы разделителями «Первобытное искусство», «Искусство
Египта», «Античное искусство». Так как понятие «античное ис-
кусство» включает в себя крито-микенскую культуру, искусство
Эллады (Греции), искусство этрусков и искусство Древнего Рима,
то вам понадобится еще четыре разделителя. И тогда соответ-
ственно материалы (карточки) по искусству Древней Греции бу-
дут помещены вслед за разделителем «Искусство Греции» (на
нем удобно записать периодизацию) и разложены вами по от-
дельным периодам, соответствующим стадиям формирования,
расцвета и угасания этой культуры. Следовательно, на этой ста-
дии проработки материалов вам понадобятся карточки-раздели-
тели с заголовками «Искусство гомеровского периода», «Искус-
ство архаики», «Искусство классики», «Искусство эллинизма»,
на которых логично разместить перечень основных идей, черт и
характерных признаков искусства именно этих периодов разви-
тия культуры Древней Греции.

Удобно пользоваться разделителями с приклеенными к ним
цветными ярлычками, возможно разной конфигурации. На таких
ярлычках помещаются надписи, обозначающие разделы: «Архи-
тектура», «Скульптура» и т. д., «Финляндия», «Япония» и др.,
«Синий всадник», «Голубая роза» и пр., а также проставляются
даты — века и важнейшие периоды в истории искусства: «Салон
1824 г. — Романтическая битва», «1863 г. — бунт четырнадца-
ти», «1924 г. — манифест сюрреалистов» и т. д.

Внутри этих разделов карточки с зарисовками отдельных па-
мятников размещаются с сохранением хронологической последо-
вательности и по видам искусства. Чтобы можно было параллель-
но рассмотреть, изучить и выделить признаки искусства какого-
либо периода, вам понадобится оформить карточку-монографию
(например, храм Зевса в Олимпии, его дорическая архитектура и
скульптура метоп и фронтонов).

Таким образом, принцип параллелизма позволяет системно
расположить карточки в картотеке так, чтобы с помощью раздели-
телей ясно просматривались виды искусства, отдельные жанры,
порядок смены стилей, выделялись крупные вехи и выдающиеся
мастера. Воплощение этого принципа при составлении системной
картотеки дается студентам труднее всего, так как для достиже-
ния максимальной ясности, рациональности, наглядности и про-
стоты он требует использования совмещений, наложений, порой
дублирования отдельных карточек с повтором ряда «ключевых»
памятников. С помощью этих приемов можно наглядно отобразить
в картотеке, например, что Микеланджело одновременно работал


как скульптор, архитектор, живописец, а Гейнсборо предпочитал
два жанра: портрет и пейзаж; что в искусстве XVII в. параллельно
развивались три стилистических направления: барокко, классицизм
и реализм. Из хорошо продуманной картотеки можно уяснить, что
система жанров подвижна и зависит от места и времени. Так, в
эпоху классицизма на первое место в иерархии жанров выдвигает-
ся исторический, но параллельно на вторую половину XVIII в.,
эпоху Просвещения, приходится и блестящий расцвет портрета.

Приступающий к работе над картотекой студент может руко-
водствоваться сначала списком основных и обязательных, что
называется, «ключевых» памятников, которые даны в Приложе-
нии 1 (только по двум первым разделам курса). Выбор принципа
систематизации материалов в картотеке может определяться и
контрольными вопросами (которые вы найдете в Приложении 3).

Состояние вашей рабочей картотеки наглядно демонстрирует,
насколько основательно, осмысленно и системно усвоен вами ог-
ромный фактологический материал по истории искусства. Всегда
найдется, что в ней усовершенствовать самостоятельно или по со-
вету преподавателя. А чтобы пользоваться системной картотекой
можно было долго, не забудьте позаботиться и о прочной, удобной
коробке, подходящей для выбранного вами формата карточек.

Помимо таблиц, разные формы заданий по истории искусств
могут потребовать от студента выполнения схем, графиков, мар-
шрутов. Это может быть маршрут экскурсии по городу, который
вы продумали, выполняя задание во время музейного практику-
ма на IV курсе. Ваш отчет за практикум, оформленный в виде
плана-маршрута и тезисов экскурсии, вы тоже присоединяете к
системной картотеке. Таблицы на больших листах можно сложить
до формата ваших карточек и положить в общую коробку. Так же
можно поступить и с написанными на отдельных листах плана-
ми-конспектами, которые предназначались для подготовки к от-
вету на экзамене или выступлению на семинаре. Во время подго-
товки к семинарским или практическим занятиям все выписки и
цитаты лучше также сделать на карточках и затем включить в
состав вашего фонда материалов по истории искусств. О том, как
выполнять все вышеперечисленные типы заданий, речь пойдет в
V главе. Главное — стараться, чтобы все материалы за годы уче-
бы хранились вместе, в порядке, в виде системной картотеки.

За годы учебы к V курсу у вас накопится богатый материал
по выставкам, которые вы посетили. Рекомендуем в конце карто-
теки завести отдельный раздел: Выставки. На каждую выставку
заводите отдельную карточку с записями на память о названии,


времени, музее, понравившихся произведениях и авторах, может
быть, с кратким отзывом-аннотацией. Картотека выставок по-
может вам сохранить в памяти информацию, которая не раз при-
годится в учебе и дальнейшей профессиональной деятельности.

3. Синхронистические таблицы

Объединение первого и второго принципов приводит
нас к синхронизации материала. Выделив самые главные явле-
ния и события, вы заносите их в синхронистические, или перио-
дические,
таблицы. С помощью таких таблиц можно рассмотреть
параллельно художественные процессы, происходившие, например,
в русском и зарубежном искусстве второй половины XIX в. Форма
таких таблиц произвольна. Трудности у студентов вызывает гра-
фическое оформление, предполагающее совмещение временного
и географического рядов и требующее от авторов не только пре-
красной ориентации в пространственно-временном континууме
истории искусств, но и приемов дизайнерского подхода при воп-
лощении задуманной таблицы.

Для выполнения этого задания от вас потребуется вдумчивая
работа с литературой, преимущественно с учебниками по исто-
рии искусств (см. Приложение 1), изданиями энциклопедического
характера (такими как «Искусство стран и народов мира». М.,
1981. Т. 1—5.), общими трудами по всемирной истории, а также
вашей системной картотекой. Сравнение явлений, одновременно
происходящих в истории искусства разных стран, не только инте-
ресно, но и приносит огромную пользу, поскольку помогает по-
нять логику развития искусства, систематизировать полученные
знания и установить связи между курсами всеобщей истории,
зарубежного и русского искусства и курсом мировой художествен-
ной культуры.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.04 сек.)