АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Документы, воспоминания, письма

Читайте также:
  1. Аналогичный шифр необходимо вложить в тему письма.
  2. Госпитальная заболеваемость: назначение, единица наблюдения, учётные и отчётные документы, расчёт показателей.
  3. Два письма
  4. Документы, регулирующие деятельность парикмахерских
  5. ИСТОРИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ ПИСЬМА
  6. Коммерческие документы, применяемые во внешнеторговой деятельности
  7. Конец письма
  8. Конкуренты делового письма
  9. Лекция 02.10.2013. Основные технические документы, предъявляемые на государственные и контрольные испытания
  10. Международно-правовые документы, определяющие деятельность арбитража
  11. Международные документы, касающиеся соблюдения прав человека в местах принудительного содержания

1. Батюшков К.Н. Прогулка в Академию Художеств. Акаде-
миа, 1934.

2. Белинский В.Г. Письма. М., 1955. Т. 2.

3. Васильев Ф. Письма и документы. М., 1937.

4. Венецианов А.Г. Статьи, письма, документы, современники
о художнике. Л., 1980.


5. Герцен А.И. Об искусстве. М., 1954.

6. Гоголь И.В. Полное собрание сочинений. М., 1952. Т. 11.

7. Достоевский Ф.М. Об искусстве. М., 1973.

8. Идеи эстетического воспитания в философии и педагогике
XVIII— XIX вв.: В 2 т. М., 1973.

9. Мастера искусств об искусстве. М., 1967. Т. 4.

 

10. Минченков Я-Д. Воспоминания о передвижниках. Л., 1959.

11. Петров П.Н. Сборник материалов для истории Импера-
торской Санкт-Петербургской Академии художеств за 100 лет ее
существования. СПб., 1834.

12. Репин И.Е. Далекое—близкое. М., 1964.

13. Эстетические трактаты первой трети XIX века: В 2 т. М.,
1974.

Литература по русскому искусству
рубежа XIX
XX веков

1. Абрамова А. Жизнь художника Сергея Малютина. М., 1978.

2. Абрамцево. Л., 1988.

3. Белый А. Символизм как миропонимание. М., 1994.

4. Бенуа А. Мои воспоминания: В 5 т. М., 1990.

5. Борисова Е., Стернин Г. Русский модерн: Альбом. М., 1990.

6. Борисовская И. Лев Бакст. М., 1979.

7. Боткина А.П. П. М. Третьяков. М., 1993.

8. Восток и русское искусство конца XIX — начала XX в.:
Выставка. М., 1978.

9. Врубель М. Переписка. Воспоминания о художнике. М., 1976.

10. Головин А. Путь художника. Художник и время / Сост.
М. Пожарская. М., 1990.

11. Голынец Г.В. СВ. Малютин. Л., 1974.

12. Голынец Г.В. Л. Бакст. М., 1978.

13. Грабарь Н.Э. В.А. Серов. Жизнь и творчество. М., 1914.

14. Дмитриева Н.А. Врубель. Л., 1985.

15. Дягилев С. Письма. В 2 т. М., 1982.

16. Исаченко В., Оль Г. Федор Лидваль. Л., 1987.

17. Кириллов В. Архитектура русского модерна: Опыт формо-
логического анализа. М., 1979.

18. Кириченко Е.И. Ф. Шехтель. М., 1973.

19. Кириченко Е.И. Русская архитектура 1830—1910-х гг. М.,
1978.

20. Коган Д. Мамонтовский кружок. М., 1970.

21. Коган Д. Врубель. М., 1980.


22. Константин Коровин вспоминает. М., 1970.

23. Коровин К. Путь художника. Художник и время / Сост.
Гусарова. М., 1990.

24. Кочик С.Я. Живописная система Борисова-Мусатова. М.,
1980.

25. Крючкова В.А. Символизм в изобразительном искусстве
(Франция и Бельгия). М., 1994.

26. Лапшин В.П. Союз русских художников. Л., 1974.

27. Лапшина И.П. Мир искусства. М., 1977.

28. Леняшин В.А. Портретная живопись Серова 1900-х гг. Л.,
1980.

29. Музей барона Штиглица. СПб., 1994.

30. Неклюдова М.Г. Традиции и новаторство в русском искус-
стве конца XIX—начала XX в. М., 1991.

31. Никонова ИМ. В. Нестеров. М., 1962.

32. Очерки по истории русского портрета конца XIX — нача-
ла XX в. М., 1964.

33. Петров В. Мир искусства. М., 1975.

34. Пожарская М. Русское театрально-декорационное искус-
ство конца XIX—XX в. М„ 1970.

35. Пожарская М. Русские сезоны в Париже. 1908—1929. М., 1988.

 

36. Пружан И. К. Сомов. М., 1972.

37. Пружан И. Л. Бакст. М., 1975.

38. Пути развития русского искусства конца XIX — начала
XX в. / Под ред. Н. Соколовой, В. Ванслова. М., 1972.

39. Русакова А. Борисов-Мусатов. Л., 1974.

40. Русакова А. Символизм в русской живописи. М., 1995.

41. Сарабьянов Д. История русского искусства конца XIX —
начала XX в. М., 1993.

42. Символизм в России 1890—1930-х гг. Выставка. М., 1990.

43. Сомов К. Письма, дневники. М., 1979.

44. Стернин Г. Русская художественная культура второй по-
ловины XIX — начала XX в. М., 1984.

45. Суздалев П.И. Коровин. М., 1952.

46. Суздалев П.Н. Врубель. Личность, мировоззрение, метод.
М., 1984.

47. Тарубукин Н.Н. М.М. Врубель. М., 1974.

48. Федоров-Давыдов А. Русский пейзаж конца XIX — нача-
ла XX в. М., 1974.

49. Федоров-Давыдов А. И.И. Левитан. Жизнь и творчество.
1860—1900. М., 1976.


50. Филиппов В. Импрессионизм в русской живописи. М. 2003.

51. Эткинд М.Г. Бенуа и русская художественная культура
онца XIX — начала XX в. Л., 1989.

Искусство XX века
(зарубежное, отечественное)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ИЗУЧАЮЩЕМУ ИСКУССТВО XX века

В курсе «Искусство XX века» параллельно и одновременно изу-
чаются зарубежное и отечественное искусство (искусство России
1900—1917 гг. и советского периода), в том числе народов, объеди-
нявшихся до 1991 года в СССР. Поэтому практические занятия
на V курсе проводятся в Эрмитаже и в Русском музее. Работая с
литературой советского периода, необходимо учитывать и коррек-
тировать исторический и идеологический контекст и помнить о по-
ложении и возможностях официальных критиков и печатавшихся
искусствоведов в государстве тоталитарного режима. Подобная си-
туация в искусствоведении отражала реальное расслоение худо-
жественного процесса на официальное и неофициальное искусство
(андеграунд), «реалистическое» и «формалистическое».

Помимо музейных занятий в учебную программу включены
обсуждение выставки (групповой, тематической или персональ-
ной), дискуссия в мастерской художника (живописца, графика,
скульптора или прикладника) и заключительный итоговый семи-
нар, на котором студентам предлагается обсудить те темы и воп-
росы, которые не могли быть затронуты в работе на выставках и
в музеях, но необходимы для формирования у студентов более
целостного представления о развитии искусства в XX веке.

На практических занятиях студент V курса должен усовер-
шенствовать свои навыки свободного ведения диалога и дискус-
сии, умение высказать свое суждение «критика», не «оглядыва-
ясь» на авторитеты профессионалов.

Многообразие предлагаемых форм работы на практических
занятиях по истории искусств требует от студентов не только
высокой организованности, но и большой самоподготовки, особен-
но по разделам теории и художественной критики (такая литера-
тура включена в рекомендуемый список).

На практические занятия по истории искусств на V курсе в
учебном плане отводится около 14 часов:


15-4015



— экспозиция Эрмитажа (или временная выставка) — 6 ч;

— экспозиция ГРМ (или временная выставка в корпусе Бе-
нуа) —4 ч;

— выставка (в одном из выставочных залов и художественных
галерей Петербурга) или мастерская художника —2 (4 ч);

— заключительный семинар в аудитории —2 ч.
Тематический план практических и семинарских занятий

включает пять разделов:

Изобразительное искусство стран Европы и Америки XX в.:

1. Крупнейшие мастера в европейской живописи XX в.: А. Ма-
тисс, П. Пикассо, П. Боннар.

2. Скульптура XX в.: Франция и Италия.
Искусство России начала XX в.

3. Авангард 1910-х годов. Путь к беспредметному: В. Кандин-
ский, К- Малевич, П. Филонов.

4. Художественные группировки 1910—1920-х годов: «Бубно-
вый валет», «Голубая роза» и др. Монографии по выбору.

5. Искусство советского периода 1930—1990-х годов:

 

— выставка с обсуждением;

— мастерская художника (с беседой).

На заключительное семинарское занятие (аудиторное) выно-
сятся следующие темы:

1. Выдающиеся мастера искусства народов СССР.

2. Художники русского зарубежья.

3. Искусство книжной графики.

4. Проблемы и тенденции в современном декоративно-приклад-
ном искусстве.

5. Архитектура XX в.: основные этапы, школы, мастера.

6. Монументальное искусство (живопись, скульптура) XX в.

7. Авангард и народное искусство

8. Сезанн и русский авангард.

9. Переживание кубизма в искусстве начала XX в.

 

10. Коллекции С. Щукина и М. Морозова.

11. Мастера искусства об искусстве (А. Матисс, П. Пикассо,
А. Бурдель, К- Петров-Водкин, В. Фаворский и др.).

По сравнению с I—IV курсами задание студенту V курса во
время его самостоятельной подготовки к выступлению в музее
или на семинаре усложняется. Ему предлагается выбрать для
анализа не одно произведение, а группу работ, характеризуя
период в творчестве одного мастера, одно какое-либо направле-
ние или художественную группировку или выявляя логику или
противоречия эволюции опять же одного художника на примере


произведений, относящихся к разным периодам его творческого
пути.

В зависимости от места проведения занятий студенту пред-
лагается выбрать соответствующий ракурс (вариант) подачи ма-
териала по предлагаемым опорным вопросам. Так, например,
выбран вопрос по объединению «Бубновый валет». Тогда на семи-
нарском занятии в аудитории уместно будет остановиться под-
робнее на истории этой группировки: времени ее образования,
этапах развития, основных выставках, теоретических выступле-
ниях и высказываниях ее лидеров, дальнейших путях и судьбах
отдельных членов этого художественного объединения. В музее на
постоянной экспозиции удобно рассмотреть творчество художни-
ков «Бубнового валета» в сравнении, раскрыв индивидуальность
манеры каждого из ее членов. А если занятие будет проводиться
на ретроспективной персональной выставке одного из художников
названной группы, то студенту предоставляется возможность на
частном примере, учитывая своеобразие индивидуального пути и
оригинальность поиска мастера, на основе его творческого порт-
рета раскрыть и выявить общие закономерности и особенности
художественного направления.

Готовясь к выступлению на семинаре, студент может воскре-
сить в памяти выставки и отдельные произведения, относящиеся
к искусству XX века, которые привозились в Петербург за после-
дние годы из крупнейших музеев мира (картины Ван-Гога «Пор-
трет почтальона Рулена», А. Матисса «Чай», триптих «Отплы-
тие», М. Бекмана «Три штудии к распятию» Ф. Бэкона, «Танцов-
щица» К- ван Донгена, три картины абстрактного экспрессионизма
из Музея современного искусства в Нью-Йорке, работы совре-
менных, итальянских скульпторов, выставки «Сезанн и русский
авангард начала XX века» и многое другое).

Это задание служит студенту стимулом в течение 5 лет регу-
лярно посещать временные выставки, знакомящие нас с дости-
жениями искусства XX столетия.

ТЕМА 1. КРУПНЕЙШИЕ МАСТЕРА
В ЕВРОПЕЙСКОЙ ЖИВОПИСИ XX
века
(А. МАТИСС, П. ПИКАССО, П. БОННАР)


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.)