АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция
|
ВЫБОР ТЕМЫ
Прежде чем вы представите преподавателю примерную тему курсовой по истории искусства, вы должны проделать самостоятель- но предварительную работу. Конечно, ваш руководитель подскажет направление поиска, сориентирует в реальной художественной жиз- ни, если вы избрали для курсовой творчество художника-современ- ника, поможет уточнить формулировку. Когда вы определяете тему исследования, помните, что мы не ограничиваем вас ни временны- ми рамками, ни разделами истории изобразительного искусства, ни его видами или жанрами. Вы можете писать о древнеегипетс- ком искусстве, о средневековой иконе, об отечественном или зару- бежном искусстве Новейшего времени. Существует только одно ограничение: основной материал должен быть доступен вам в оригинале. Выполнение работы только на основе каких бы то ни было репродукций не разрешается.
Это не значит, что вы не можете привлекать репродукции как дополнительный материал при исследовании истории создания произведения, для сравнительного анализа. Но они не могут быть основным материалом. Соотношение оригинала и воспроизведе- ний в каждом конкретном случае определяется руководителем.
Итак, зная главные установки, вы выбираете тему курсовой. Чем вы должны руководствоваться? Во-первых, вы должны поду- мать о своих перспективах в учебном процессе и вне его. Допус- тим, вы решили выполнять квалификационную работу по кафед- ре живописи или рисунка. В этом случае выбирайте те проблемы в искусствоведении, которые помогут вам в создании квалифика- ционной работы по избранной специальности. Что мы имеем в виду? Связь может быть прямая: вы задумали писать пейзажи
Петербурга, и этот сюжет будете рассматривать искусствоведчес- ки, а конкретизация темы зависит от вашей индивидуальности.
Содержательная соотнесенность диплома по живописи, гра- фике или по прикладному искусству с искусствоведческой курсо- вой может быть и более опосредованной. Представьте себе, что вы имеете склонность писать в классической трехслойной манере. Естественно для вас уже в курсовой обратиться к технологии живописи, избрав для анализа любое произведение, созданное в этой живописной системе.
Разумеется, вы можете откинуть соображения узко практи- ческого характера и, выбирая тему, желаете прежде всего ре- шить, привлекает ли вас какая-либо научная проблема в области истории искусства или вы предпочитаете работу прикладного характера, помогающую вам овладеть навыками самостоятель- ного исследования темы.
Если вы определили для себя тип курсовой, обратитесь за консультацией к руководителю. Его помощь будет вам необходи- ма, особенно если вы предпочли исследовательское направление, так как студент не всегда точно может выявить «белые пятна» в искусствоведении. Преподаватель посоветует определить грани- цы исследования так, чтобы оно было достаточно конкретным и посильным для курсовой работы. Главные просчеты студента при выборе темы часто состоят в том, что он хочет охватить слишком широкий круг вопросов. Другое распространенное заблуждение: прочитав 2—3 книги о творчестве какого-нибудь художника, сту- дент решает, что это может стать поводом для выбора темы. Сле- дует посмотреть в библиотеке, нет ли других исследований об этом мастере.
Мы советуем вам: если вы «набрели» на интересное для вас явление, посмотрите, насколько оно изучено, а затем обращай- тесь к руководителю за консультацией.
Не страшитесь тематики, которая отражает современное со- стояние художественной жизни: вы пойдете особым путем, выска- зывая свое суждение без опоры на устоявшиеся, сложившиеся научные представления. Толчком для вас может стать посещение выставки и рецензия, написанная вами как отчет по музейному практикуму. Иногда тема курсовой рождается в результате на- блюдения за поведением зрителей на выставке какого-нибудь «модного» живописца. Однажды студент увидел слезы на глазах посетителей у картин Ильи Глазунова. Размышления о том, что вызывает у массового зрителя такую реакцию, побудили студен- та проанализировать творчество этого художника.
Иногда поводом для написания курсовой может послужить же- лание восполнить недостаток знания о творчестве художника, мето- да или стиля. Это достаточное основание для выбора темы. Уточ- нить же поворот или аспект проблемы вам поможет преподаватель.
Импульсом к созданию текста курсовой по истории искусства может быть и какое-нибудь очень яркое эмоциональное впечатле- ние от картины, скульптуры, архитектурного образа, так что объяс- нение самому себе этого переживания становится содержатель- ным ядром курсовой.
Тему курсовой вы выбираете самостоятельно, поэтому мы и не предлагаем вам их перечень. Но обозначить типы курсовых и дипломных работ для студентов факультета изобразительного искусства считаем необходимым. Они имеют одинаково учебно- исследовательский характер при специфическом для каждого типа предмете исследования.
Основная цель выполнения курсовых работ первых двух ти- пов — обучить студента азам исследовательской работы. Но в первом типе предмет исследования — проблемы теории и исто- рии изобразительного искусства, во втором — пути и способу адаптации материала теории и истории искусства к учебным це- лям. Первый тип рекомендуется студентам, желающим попробо- вать свои силы в искусствоведческой науке. Второй, ориентиро- ванный на творческую педагогическую деятельность, доступен любому студенту факультета.
Курсовые исследовательско-искусствоведческого характера обычно выполняются на искусствоведческих факультетах худо- жественных вузов, где, как правило, к IV курсу бывает выполне- но уже несколько письменных работ.
Конечно, при написании 1—2 курсовых в РГПУ трудно овла- деть многообразием средств, каким располагает современное ис- кусствознание. Опыт создания работы, в которой вы сможете в письменной форме изложить гипотезу, аргументируя ее, и овла- деете научным инструментарием, очень поможет в педагогичес- кой, а также в любой гуманитарной деятельности.
Если вы разовьете в себе умение мыслить свободно, без раб- ского подражания авторитетам, основываясь на доскональном зна- нии материала, вы будете интересны всем тем, с кем сведет вас профессиональная работа.
При анализе произведения искусства вам, конечно, очень по- могает собственный творческий опыт. Существует расхожее мне- ние: художнику не нужно читать об искусстве, он все понимает «нутром». Но когда вы начнете писать текст курсовой, вы обна-
ружите, как непросто изложить ясно, логично на листе бумаги то, что существует в вашем сознании. Курсовая работа закрепляет умение выстроить логику изложения материала, сделать необхо- димые выводы.
Основное, что отличает исследовательское направление кур- совой работы — наличие проблемы, не раскрытой в искусствове- дении или решенной, по вашему мнению, неверно, недостаточно полно исследованной.
Несколько лет назад на факультете защищалась дипломная работа «Художественное объединение русских живописцев "Го- лубая роза"». Тогда еще не появились солидные издания по этой проблеме, и автор диплома провел настоящую исследователь- скую работу, обратившись к периодике, проанализировав твор- чество и малоизученных, и известных мастеров. Основой диплома была курсовая работа по истории искусства. Много лет спустя урок на эту тему помог молодой учительнице занять достойное место в конкурсе на звание «Учитель года».
Третий тип курсовой включает художественно-творческую работу. Так когда-то была выполнена курсовая (переросшая по- том в диплом) студентом, который исследовал этюды И.И. Леви- тана в собрании Псковского музея и в качестве приложения к своей работе представил более десяти копий с этих этюдов.
В 1993 году были представлены на защиту два диплома одной и той же студентки на тему «История усадьбы П.В. Завад- ского в селе Ляличи (Брянская обл.)» в искусствоведческом и гра- фическом ракурсе. Эта работа свидетельствует о взаимопроникно- вении двух дисциплин в сознании автора, удачно соединившихся в нечто целостное. Об искусствоведческом дипломе, ставшем есте- ственным продолжением курсовой работы следует сказать особо. Рассматриваемая в них усадьба, к сожалению, плохо сохранилась, и автор поставил перед собой задачу собрать весь имеющийся (кста- ти, достаточно скудный) материал, систематизировал его и, осмыс- лив, сделал выводы о художественном своеобразии памятника. Представлен был и хороший визуальный ряд: фотографии общего вида усадьбы, фрагменты здания, интерьеры, архитектурные пла- ны. Быть может, они станут бесценным документом, так как к реставрации памятника только приступают.
Курсовая работа любого жанра в принципе может перерасти в более серьезное — дипломное исследование.
Особый тип курсовой могут выбрать студенты, намереваю- щиеся выполнять дипломную работу по кафедрам рисунка или живописи. В этом случае мы рекомендуем избрать проблему, ко-
торая поможет вам в предстоящей творческой работе, и стараем- ся найти оптимальный вариант темы.
Можно, например, провести исследование технико-технологи- ческого характера; изучить творческие поиски любимого вами мас- тера; работы выдающихся художников в избранном виде и жанре искусства; шедевры, созданные вашими предшественниками на тот или иной классический сюжет; максимально полно собрать худо- жественно-исторический, архивный и прочий документальный ма- териал, необходимый для разработки сложного сюжета, и т. д.
В любом случае уже на первой консультации с руководите- лем, если вы считаете возможным раскрыть ваши будущие на- мерения, сообщите о задуманной дипломной работе: ваш педа- гог приложит все усилия, чтобы помочь вам в подготовке к осу- ществлению замысла. Все преподаватели заинтересованы в том, чтобы вы прошли весь путь творческого поиска, взрастили в любой избранной области творчества свою тему в сердце, откор- ректировали ее разумом, воплотили чуткой рукой, а не просто старательно списали с натуры учебную постановку: «фигура сидящая», «фигура стоящая», «пейзаж», «натюрморт». И, ко- нечно, в том, чтобы приложение к этой работе содержало глубо- кие размышления, свидетельствовало о фундаментальном зна- нии и понимании мирового художественного наследия, а не было «дипломной отпиской».
Учебное историко-искусствоведческое исследование может быть посвящено изучению:
1) истории создания одного произведения — этапного в творче- стве художника и значительного в истории искусства, например: А.А. Иванов «Явление Христа народу», К-С. Петров-Водкин «Купа- ние красного коня», В. Тициан «Св. Себастьян», П. Корин «Русь уходящая», П. Филонов «Формула весны»;
2) сравнительно-историческому исследованию, например: «Пор- треты Л.Н. Толстого, И.Н. Крамского, Н.Н. Ге и И.Е. Репина»;
3) того или иного комплекса произведений или этапа твор- чества художника: «Библейские эскизы» Александра Ивано- ва», «Произведения Пабло Пикассо 1890—1910-х годов», «Порт- реты М. Нестерова 1920—1930-х годов»;
4) творчеству одного мастера, если, конечно, о нем нет моно- графий, написанных в последние два десятилетия: «Творчество Натальи Гончаровой», «Жизнь и творчество Вячеслава Владими- ровича Пакулина» (1900—1951);
5) истории творческого объединения на каком-либо этапе его существования: «Объединение «Маковец»», «Общество ленинград-
ских художников "Круг"», «Общество "Четыре искусства" и его вклад в развитие советского искусства», «История ОМТХ» и т. д.;
6) истории создания или существования местного художествен- ного промысла, музея, галереи, выставочного зала (если, конечно, еще нет серьезных профессиональных работ на эту тему);
7) теории или истории одного жанра, жанровой ассоциации или целой системы, например: «Парсуна XVII—XVIII вв. в со- брании ГРМ»;
8) историографической проблеме, например: «История изуче- ния русской иконы в XIX — первой четверти XX в.»;
9) проблеме формы, например: «Символика цвета в творче- стве К.С. Петрова-Водкина», «Семантика композиции картины П. Корина "Русь уходящая"».
Всего тематического круга мы не сумеем очертить, что и не- возможно, тем более что всякое время актуализирует свои грани, пласты, аспекты искусства.
Выбрав историко-искусствоведческую тему, вы должны ис- следовать избранное явление, собрав материал, с тем чтобы вы- яснить, по возможности, весь процесс возникновения изучаемого явления, а также весь комплекс условий, определивших его со- держательно-формальную сущность.
Так, например, работая над темой «Историческая картина В. Серова "Петр I"», следует, видимо, выяснить, какие социальные причины вызвали в конце XIX в. особый интерес к личности Пет- ра, какую эволюцию прошел образ основателя Петербурга в рус- ской живописи XVIII—XIX веков, как родился замысел у Серо- ва, как развивался он в сознании художника, какое воплощение нашел и что осталось «за кадром», как воспринималось произве- дение современниками, а затем — поколениями зрителей в тече- ние 100 лет. Выводы такого исследования предполагаются не только узко конкретные, имеющие отношение к творчеству В.А. Серова. Интересно сопоставить полученные результаты с кон- цепциями личности Петра, воплотившимися в картинах В.И. Сурикова, с одной стороны, и мастеров «Мира искусства» — с другой; посмотреть, какое влияние оказало полотно В. Серова на художников следующих поколений.
Разрабатывая тему «Иллюстрации В. Фаворского к "Малень- ким трагедиям" А.С. Пушкина», невозможно не обратиться к пред- шественникам художника в русской и советской графике, не попы- таться определить значение этого цикла для последователей.
Исследуя творчество мастера, не получившее должной оценки в истории искусства или требующее переоценки, вы должны рас-
сматривать его не обособленно, а в возможно более полной сово- купности историко-социальных и художественных связей. В пос- ледние 20 лет XX в. крупные музеи страны, такие, как Русский, Эрмитаж и Государственная Третьяковская галерея, представи- ли вниманию зрителей выставки из своих запасников, открываю- щие новые имена или не известные ранее работы, что позволило по-иному оценить процесс эволюции как русского, так и советско- го искусства. Среди них: «Советское искусство 20—30-х годов», «Авангард и народное искусство», выставки, посвященные твор- честву К- Малевича, В. Татлина, В. Лебедева, В. Конашевича, «Агитация за счастье. 30-е годы» (1995 г.). Если лет 10—15 назад массовый зритель, а часто и профессионалы не могли познако- миться с произведениями авангардистов, то теперь их работы находятся в постоянной экспозиции Государственной Третьяков- ской галереи и Русского музея. Дополняли представления об этом ныне ставшем даже модным направлении и выставки из зару- бежных коллекций, например «Шедевры живописи XX века из собрания Тиссен-Борнемиса» (1988).
Широко известны имена таких художников, как П. Гоген, А. Матисс, П. Пикассо, В. Ван-Гог, французские импрессионисты. Но представленные новые, т. е. не виденные нами, и хорошо извест- ные работы на выставках «Неведомые шедевры» (1994—1995), «От Моне до Пикассо» (1994) открывают перспективу для изучения явлений искусства в самых разных аспектах.
Концепция экспозиции тоже может послужить поводом для специального исследования, но, главное, произведения художни- ков, увиденные впервые, в сопоставлении с хорошо знакомыми картинами разрушают мифы, сложившиеся в искусствознании XX в. Особенно это касается авангарда в России. Меняются пред- ставления о многих художественных группировках XIX—XX вв., по-иному сейчас сопоставляют «реалистов» и «формалистов». Творчество художников XX столетия нуждается в изучении, сис- тематизации, серьезной оценке, поэтому рекомендуем не пропус- кать ни одной подобной выставки. Внимательное изучение экспо- натов на выставках поможет вам, если вы займетесь историко- искусствоведческим исследованием XX в.
Как бы ни были важны встречи с оригиналами, глубокий ана- лиз явления невозможен без изучения периодики, работы в архи- вах, бесед с теми, кто сохранил воспоминания о жизни и творче- стве интересующего вас художника.
Работу монографического характера можно написать о худож- нике, живущем в вашем городе. Ведь бывает так, что хороший
скульптор, график, архитектор или живописец обделен внимани- ем критиков. Тем интереснее вам будет писать курсовую. В этом случае вы оставите ценные документальные свидетельства: за- пись беседы с автором об истории создания его произведений, фотографии рисунков, эскизов, наконец, ваше суждение о твор- ческой манере мастера.
Очень ценной может стать и работа по истории художе- ственного промысла, особенно для тех, кто может познакомить- ся с архивными материалами, побеседовать с мастерами, уз- нав их «особые секреты», собрать уникальный иллюстратив- ный материал.
Студенты художественного факультета часто выполняют учеб- ную работу по теории искусства. Теоретико-искусствоведческий «жанр» курсовой оказывается притягательным, потому что тео- рия искусства занимается проблематикой, актуальной для каж- дого художника: типологией искусства и логикой художественно- го процесса. Теория искусства занимается проблемами формы и содержания, т. е. языком искусства, жанровой спецификой, ис- следует такие категории, как композиция, время и пространство, анализируя закономерности развития искусства.
Теория искусства имеет свою методологию, свою систему тер- минов, свой теоретический фундамент, наконец, свою длительную историю. Интересна в этом плане книга: Базен Ж. История исто- рии искусства от Вазари до наших дней. М., 1995.
Вам, наверное, кажется, что после фундаментальных штудий виднейших искусствоведов вам добавить нечего, но это совсем не так. Конечно, наука об искусстве требует объективности, но «па- радокс ее в том, что без ярко выраженной субъективной точки зрения она перестанет быть наукой. Ибо личностное пережива- ние предмета искусства — необходимая составляющая его иссле- дования» (М.Ю. Герман. Цит. по: Даниэль СМ. Искусство ви- деть. Л., 1990).
Избрав объектом изучения теорию искусства, вы будете анали- зировать (как и при выполнении курсовых иного жанра) и соб- ственное эмоциональное отношение к явлению искусства. Темы могут быть, например, такими: «Композиционная структура икон "Со- шествие во Ад" XV—XVI вв. из собрания Русского музея», «Про- странство мира и пространство картины в творчестве К.С. Пет- рова-Водкина», «Проблемы жанра в живописных работах Павла Кузнецова», «Жизнь предмета в натюрмортах французских мас- теров конца XIX — начала XX вв. из коллекции Эрмитажа», «Ар- хитектура русского классицизма и идеи Просвещения».
Конечно, если вы хотите серьезно разобраться в структуре произведения, в принципах его восприятия, вам необходимо не просто знакомство с оригиналом, а вдумчивое и многократное возвращение к нему. Разумеется, без изучения эпистолярного наследия художника, других документов эпохи, теоретических исследований интересующего вас аспекта вам не написать обсто- ятельной курсовой работы.
Другое направление самостоятельного исследования тоже тре- бует обращения к трудам по теории искусства, скрупулезного изучения документальных свидетельств современников. В центре внимания оказывается история восприятия зрителями разных поколений того или иного явления искусства. Чаще всего рабо- ты этого плана выполняют студенты-заочники, живущие в неболь- шом городе, поселке, где нет галерей, музеев и значительных па- мятников культуры. Выбор курсовых такого типа может быть обусловлен и темой будущего диплома. Например, если вы реши- ли проанализировать евангельские сюжеты в творчестве Нико- лая Ге, то вполне уместно писать курсовую по проблеме «Карти- на Н.Н. Ге "Тайная вечеря" в оценке современников». Возможны и другие варианты: «Греческая скульптура и ее оценка в трудах И.И. Винкельмана», «Проблема ордера в трудах по теории архи- тектуры, изданных в России в XVIII в.», «"Покорение Сибири Ермаком" В.И. Сурикова в восприятии современников», «Рус- ские художники второй половины XIX в. о Барбизонской школе живописи». Материалом для этого аспекта исследования служат, в первую очередь, мемуары, эпистолярное наследие (например: Мастера искусства об искусстве. Избранные отрывки из писем, дневников, речей и трактатов. В 7 т. М., 1966—1970), публикации в газетах и журналах и т. д.
Особое место занимают учебные работы в жанре художествен- ной критики. Мы уже писали о том, какое значение для художе- ственного образования имеют временные выставки, осмотр гале- рей искусств, посещение мастерской художника, наконец, выста- вок-продаж художественной (а иногда и совсем не художественной) продукции в магазинах, на улицах, рынках и в метро города.
Оценка сегодняшнего, современного искусства тоже может стать темой курсовой работы. Особая сложность работы такого плана состоит в том, что вы сталкиваетесь с явлениями, не имею- щими сколько-нибудь устоявшейся репутации, зачастую вызыва- ющими оживленные дискуссии и ожесточенные споры. Тем более интересно попробовать свои силы в рассмотрении и осмыслении нового, никем не исследованного материала, сопоставить свою
точку зрения с мнениями зрителей и профессиональных крити- ков. Если вы считаете посильной для себя такую задачу, то мож- но написать курсовую на основе впечатлений от современной ху- дожественной жизни, в частности выставки. Это должен быть не обзор экспозиции, уместный в контрольной работе или отчете музейного практикума, а именно профессиональное истолкование материала искусства. В данном случае вы понимаете, что крити- ческие суждения, высказанные вами в курсовой, могут стать ос- новой для перехода в другой жанр исследования — теоретико- искусствоведческий (при выполнении квалификационной работы). Например, проанализированные на выставке картины Ильи Гла- зунова, выполненные им в последние 10 лет, могут послужить фундаментом для темы диплома «История и миф в картинах И. Глазунова».
Приведем примеры тем курсовых критического жанра: «Твор- чество Михаила Шемякина. Экспозиция в Центральном выста- вочном зале, Санкт-Петербург, 1995», «Жанровое многообразие живописи на выставке в Петербургском Союзе художников «Осень» 1993—1995 гг.», «Автопортрет на выставке "Петербургс- кий портрет XX в."» (Большая Морская, 38; 1995 г.)», «Произве- дения греческого искусства. Впечатления с выставки коллекции Дж. Ортиса (Санкт-Петербург, 1990 г.)», «Образ человека в ис- кусстве Древнего мира» (та же выставка).
Это может быть рассмотрение одного монументального произ- ведения, например нового памятника в нашем городе — М.В. Ло- моносову (скульптор Горевой) на Университетской набережной Санкт-Петербурга или Петру I (M. Шемякин) в музейном комп- лексе Петропавловской крепости; или размышление о выставке одной картины: Сандро Боттичелли «Афина и кентавр», Эль Гре- ко «Моление о чаше», Макса Бекмана «Отплытие», Анри Матис- са «Чай» в Эрмитаже.
Ваши рецензии, как и курсовые работы, могут быть написаны в свободной форме изложения, например одной из самых слож- ных из них — эссе, или выдержаны в академически строгом сти- ле, а возможна традиционная еще с античных времен форма ди- алога со зрителем. Жанр работы может быть любым, но главное условие ее выполнения — наличие в распоряжении автора худо- жественной продукции, которую можно увидеть в оригинале. Уме- ние профессионально оценивать не только классические явления искусства, но и современные очень поможет вам в педагогической деятельности, а также в организации работы художественной га- лереи или музея.
6-4015
Как уже говорилось, немыслимо предусмотреть все возмож- ное разнообразие тем исследования. Предложенные варианты типов курсовых должны дать толчок вашим размышлениям и поискам проблемы, полностью соответствующей вашим интере- сам, способностям и возможностям.
Курсовые «прикладного» характера могут быть весьма раз- нообразными; выделяя их основные разновидности, мы исходим из того, какими формами работы в сфере истории искусства пре- подаватель должен владеть в первую очередь. Эти формы — лек- ция, беседа и экскурсия.
В чем смысл такой работы? Мы упоминали об этом в разде- ле «Выбор темы курсовой», здесь же рассмотрим этот момент подробнее.
При написании курсовой такого типа важно выработать уме- ние отбирать из великого разнообразия материала то, что подой- дет к определенному типу занятий по истории искусства в классе и вне класса. Осмыслив весь собранный материал, автор курсовой должен предложить различные композиционные решения его ис- пользования, обусловленные местом и формой проведения занятий по истории искусства. При выполнении «прикладной» работы вы приобретете практику подготовки наглядных пособий.
Мы уже отмечали, что вузовские музейные и аудиторные за- нятия, спецпрактикумы по истории искусства синтезируются в тексте курсовой. Это в большей степени и напрямую относится к работам обозначенной здесь специфики. Мы не будем повторять того, что было сказано выше о подготовке к лекциям и беседам по истории искусства в условиях вуза, отметим однако, что в классе вы даете представление о логике и основных закономерностях развития искусства с опорой на этапные произведения, а на экс- курсии прежде всего акцентируете внимание на конкретном при- мере. Интересной и продуктивной может быть тема курсовой, в которой вы продемонстрируете разные методические приемы при истолковании одного явления, например: «Петропавловская крепость в Санкт-Петербурге. Материалы для занятий: лекция, беседа, экскурсия».
Очень часто, накапливая и подбирая материалы для курсо- вой прикладного характера, студенты приходят к интересным теоретическим выводам, выполняя в дальнейшем дипломные работы. То же можно сказать о материале, собранном к семи- нару и использованном при написании курсовой. Например: выступление на семинаре на II курсе, посвященное картинам Пуссена, побудило студентку IV курса написать курсовую
'
«Пуссен и мы», главный смысл которой — размышление о том, как воспринимают современные зрители мир образов француз- ского классициста.
Какую бы тему вы ни выбрали, не забывайте, что собранный вами материал должен лечь в основу того, что вам предстоит собирать всю жизнь. Поэтому ваши выписки и картотеки, биб- лиографические списки и каталоги, фотографии и диапозитивы должны быть сделаны аккуратно, тщательно и на самом высоком современном уровне: им предстоит жить, служить вам и попол- няться долгие годы. А поскольку курсовые работы, как правило, студентам не возвращаются, рекомендуем делать их в двух эк- земплярах и один обязательно оставлять себе.
С ЧЕГО НАЧИНАТЬ РАБОТУ
Выбрав тему курсовой и готовясь к встрече с руководителем, посмотрите по каталогам, какие произведения по вашей теме на- ходятся в музее, как в экспозиции, так и в запасниках, и составь- те соответствующую картотеку (см. главу III), а также исходную библиографию по вашей проблеме. Таким образом вы приходите к преподавателю с двумя картотеками. По мере чтения литерату- ры по теме вы дополните библиографию. Работу с библиографи- ей нужно вести, начиная с самых последних научных изданий — они обычно суммируют все, что было сделано предшественника- ми, и дают самые точные, проверенные сведения.
Приступая к выполнению курсовой, вы будете обращаться к следующим источникам информации: к самим произведениям и подготовительным материалам к ним, к архивным документам, в некоторых случаях к первоизданиям, периодике, к трудам, посвя- щенным избранной вами проблеме.
Прежде чем пойти в запасники музея или в архив, нужно оформить так называемое отношение (см. Приложение 2).
В Санкт-Петербурге существуют прекрасные музеи с бога- тыми фондами и великолепные архивы (например, Централь- ный государственный исторический архив — ЦГИА), отдел ру- кописей есть и в Русском музее, и в Эрмитаже. Воспользуйтесь возможностью поработать в архиве. Архивные документы, ко- торые вы подержите в руках и почитаете, дадут вам редкую возможность ощутить непосредственно дух эпохи. Даже если эти архивные материалы проработаны до вас, может оказать- ся, что в полностью изученном архиве, просмотренном под но- вым углом зрения, вы найдете никем не замеченные интерес-
6*
ные детали, ответы на вопросы, которые возникнут у вас в про- цессе исследования.
Получив по определенным правилам разрешение заниматься в фондах музея, вы должны заранее подготовиться к работе в запасниках, составить каталожные карточки всех тех произведе- ний, которые вам нужно посмотреть. В музее вы сверите ваши сведения с теми, что обозначены в научных карточках, и внесете изменения (если будут разночтения) в свою картотеку.
После этого для вас начинается самая важная и трепетная часть работы — разглядывание произведений, которых вы рань- ше не видели. Автору этих строк довелось в тиши запасников Третьяковской галереи рассматривать альбомы в старых пере- плетах с рисунками Александра Иванова. Бережно перелисты- вая то чуть желтоватые, то голубые, то словно серебристые стра- ницы альбомов, мне удалось понять, скорее почувствовать, как рождается шедевр — от легкой «почеркушки» до артистичного и безупречного рисунка или акварели.
Расскажем о том, что нам пришлось испытать при созерца- нии икон XV—XVI вв. в Кирилло-Белозерском монастыре. В этот момент шла киносъемка икон и можно было присутствовать при таинстве их освещения, то мягкого, то сильного, при этом воспри- ятие иконы обретало особые нюансы.
Мы можем дать вам только один совет: смотрите и думайте, думайте и снова смотрите. Здесь вам снова пригодится ваш опыт семинарских занятий, но помните, что вы вряд ли сможе- те вернуться к произведению, находящемуся в фондах музея. Именно поэтому, не надеясь на память, запишите свои мысли, наблюдения, впечатления, ассоциации, вопросы, возникающие у вас в процессе «вживания» в образ. Очень пригодится и ваше умение рисовать, оно поможет лучше увидеть те детали, кото- рые могут ускользнуть при пассивном разглядывании. Рисуя, постарайтесь осознать композиционную структуру изучаемой работы художника.
Прежде чем прийти в архив, вы, конечно, ознакомитесь с пра- вилами работы в нем, но хотим вас предупредить: когда вы дела- ете выписки из документов, воспроизводите текст абсолютно точ- но, с указанием точного «адреса», принятого в данном архиве (образец архивной выписки см. в Приложении 3).
Не забывайте, что если вы предварительно изучите круг доку- ментов, уже опубликованных по изучаемой вами проблеме, вам
легче будет сориентироваться и в хранилище рукописей, писем, «личных дел» художников.
Максимально полно собрав материал по изучаемому явлению, приступайте к тексту курсовой. Продумав план работы, тезисно обозначьте основные ее части. На этом этапе полезно показать ее руководителю, для того чтобы удостовериться в правильности выбранного решения.
СТРУКТУРА КУРСОВОЙ
Каноническая структура, разработанная в последние двад- цать лет и действительная для любого научного труда — от кур- совой до докторской диссертации — не догма, от нее можно и нужно делать отступления. Композиция и характер изложения будут зависеть от типа курсовой и от вашей индивидуальности. Но так или иначе, работа должна включать:
1) обоснование темы;
2) историю вопроса, или библиографический обзор;
3) основную часть (основные положения и аргументы);
4) заключение (выводы).
Обоснование темы
В обосновании темы вы должны доказать, что занялись ею не зря, что работа над ней правомерна и небесполезна для вас.
Обоснования для работы по той или иной теме могут быть следующие:
1) недостаточная разработанность в науке выбранной вами темы, устарелость оценок, диктующая необходимость пересмот- ра, наличие нескольких противоречивых точек зрения на ее реше- ние, вызывающих желание вступить в полемику;
2) общественная значимость темы;
3) педагогическая необходимость ее разработки.
Не следует, как это иногда делают неискушенные студенты, при- давать обоснованию мемуарный характер, заявляя, что интерес к избранной проблеме возник у него чуть ли не с колыбели, но выска- зать личное отношение к исследуемой теме вполне уместно. Можно настроить читателя курсовой удачно выбранным эпиграфом, воз- можны также эпиграфы к каждому разделу и вводной части.
Обоснование должно быть сжатым и точным, поскольку оно задает тон всей работе. 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | Поиск по сайту:
|