АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

В МУЗЕЕ И В АРХИТЕКТУРНОЙ СРЕДЕ

Читайте также:
  1. Безопасность жизнедеятельности в жилой среде
  2. В ПРОМЫШЛЕННОЙ СРЕДЕ 1 страница
  3. В ПРОМЫШЛЕННОЙ СРЕДЕ 2 страница
  4. В ПРОМЫШЛЕННОЙ СРЕДЕ 3 страница
  5. В ПРОМЫШЛЕННОЙ СРЕДЕ 4 страница
  6. В ПРОМЫШЛЕННОЙ СРЕДЕ 5 страница
  7. В ПРОМЫШЛЕННОЙ СРЕДЕ 6 страница
  8. В ПРОМЫШЛЕННОЙ СРЕДЕ 7 страница
  9. В трудовой среде
  10. Ввод и редактирование программы в среде QBASIC
  11. Виды архитектурной композиции

Научить студента работе в музее с группой (на занятиях со-
курсников, впоследствии учеников) — главная цель семинария.
Для ее достижения необходимо последовательно решить несколь-
ко задач.

О первой, главной, говорилось выше: это работа с отдельным
произведением искусства, самая фундаментальная из задач. По-
этому упражнения на ее решение продолжаются с I курса вуза
до последнего.

Еще сложнее — сравнение и сопоставление двух, а затем и
нескольких произведений. Но и в этой задаче идти следует, не
пропуская ни одного из этапов: от общей эмоциональной подго-
товки к поочередному непосредственному общению с каждым из
произведений, — к сопоставительной вербализации (сравнению
на уровне целостного первичного восприятия, выраженному в
слове), затем следует сравнительный анализ, в процессе которого
надо ответить на основной вопрос: как художнику (или художни-
кам) удалось добиться столь различного (или, напротив, сходно-
го) впечатления, И завершается работа возвращением к целост-
ному восприятию художественного произведения.

После того как студент научился организовывать работу груп-
пы с произведением искусства и сопоставлять несколько произве-
дений, он получает задание разработать монографическую экс-
курсию и позднее — экскурсию проблемную.

Здесь мы будем учить отбору материала, его организации,
но сразу укажем на наиболее распространенные на первых по-
рах ошибки. Главная сложность — это умение увязать содержа-
ние сообщения с музейной экспозицией. Зная особенности вос-
приятия произведения, легко понять, сколь опасны и отрыв от
экспозиции, и «прилипание» к ней. В первом случае ведущий
занятие подводит группу к произведению искусства и, вместо
того чтобы обратить к нему внимание зрителей, начинает рас-
сказывать, пусть даже интересные, вещи «по поводу» произве-
дения, связанные с ним, но не включенные в ткань художествен-
ного образа. Если группа подошла к картине или скульптуре,
то следует работать непосредственно с ней.
Историю жизни
художника и историю создания произведения нужно рассказать
заранее, и лучше не в экспозиции, а если и в экспозиции, то не у
картины. Трудно выстроить связный рассказ, не отвлекаясь от


экспозиции, но эти отвлечения должны быть увязаны с перехо-
дами от одной работы к другой. Для того чтобы не впасть в
другую крайность (не «влипнуть» в экспозицию), надо проду-
мать свой маршрут с логическими переходами, которые можно
использовать для разговора по конкретной теме. Но у картин
или скульптур всякое слово должно относиться непосредственно
к воспринимаемому произведению, роль ведущего занятие — это
роль посредника, а не информатора.

Мастерство ведущего особенно необходимо на первой, тре-
тьей и при переходе к пятой стадии работы с произведением
искусства. На втором этапе (молчаливого созерцания) никто не
нужен, и зритель остается наедине с произведением. На тре-
тьей — важно доверие группы к учителю (ведущему) и друг
другу. А вот работе на четвертом этапе группа ничуть не ме-
шает, а даже помогает и способствует, потому что знания соби-
раются в общую корзину, и в поисках истины все мнения рав-
ны и важны.

Те же советы можно дать и по работе с архитектурным произ-
ведением, потому что всякое строение также воплощает художе-
ственный образ, если, конечно, оно создано истинным мастером, и
выявить воздействие этого образа на человека — важнейшая за-
дача. В этой работе продуманный план-маршрут еще более ва-
жен, нежели в экспозиции музея, и потому прежде чем вести груп-
пу, посоветуйтесь с преподавателем.

И последнее: никакие советы, учебники, пособия не научат
тому, чему студент может научиться непосредственно у своего
педагога и однокурсников. Именно поэтому музейная работа и
архитектурные занятия — это самая важная часть подготовки
педагога, особенно художника.

ТЕМАТИКА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

I, Искусство Древнего мира
(Египет, Греция, Рим)

Тема 1. Мифология и искусство Древнего Египта.
Тема 2. Керамика Древней Греции (IX—IV вв. до н. э.).
Тема 3. Скульптура Древней Греции (VI—IV вв. до н. э.).
Тема 4. Искусство эпохи эллинизма (IV в. до н. э. — I в. н. э.).
Тема 5. Искусство Древнего Рима (I в. до н. э. — IV в. н. э.).
Тема 6. Итоговое занятие по искусству Древнего мира (семи-
нарское занятие в аудитории).


П. Искусство Средневековья
(Византия, Западная Европа, Древняя Русь)

Тема 1. Византийское искусство (IV—VIII вв.).

Тема 2. Византийское искусство (XIXV вв.).

Тема 3. Домонгольская икона.

Тема 4. Живопись Новгорода и Пскова (ХШ—XV вв.).

Тема 5. Московская школа живописи XV века. Творчество
Андрея Рублева и Дионисия.

Тема б. Русская живопись (XVI—XVII вв.).

Тема 7. Памятники западноевропейского Средневековья (само-
стоятельное изучение экспозиций Эрмитажа, Казанского собора).

Тема 8. Зачетное итоговое занятие: «Храм в культуре Средне-
вековья».

III. Возрождение
(Западная Европа)


 

Тема 1. Италия. Проторенессанс и раннее Возрождение.

Тема 2. Италия. Высокое Возрождение.

Тема 3. Искусство Венеции (XV—XVI вв.).

Тема 4. Искусство Италии XVI в. Основные стилевые тенденции.

Тема 5. Нидерланды и Германия. Своеобразие Северного Воз-
рождения. Главные особенности Возрождения в Испании.

Тема 6. Итоговое занятие по искусству Возрождения (семи-
нарское занятие в аудитории).

Варианты тем для семинара

1. Философы, поэты и художники эпохи Возрождения о пре-
красном в человеке.

2. Мастер эпохи Возрождения об искусстве.

3. Античное наследие в искусстве эпохи Возрождения.

IV. Искусство Западной Европы XVII века
(Фландрия, Италия, Франция, Голландия, Испания)

1-й вариант

Тема I. Барокко. Творчество П. Рубенса.

Тема 2. Барокко. Фламандское и итальянское искусство XVII в.

Тема 3. Классицизм. Творчество Н. Пуссена.

Тема 4. Реализм. Голландская живопись XVII в..


Тема 5. Реализм. Творчество Рембрандта.
Тема 6. Искусство Испании XVII в.

2-й вариант

Тема 1. Барокко. Творчество П. Рубенса и фламандская жи-
вопись XVII в.

Тема 2. Классицизм. Творчество Н. Пуссена и К. Лоррена.

Тема 3. Реализм. Голландская и французская живопись XVII в.

Тема 4. Реализм. Творчество Рембрандта.

Тема 5. Искусство Испании и Италии XVII в.

Тема 6. Вселенная и Человек в искусстве XVII в. (семинар-
ское занятие в аудитории).

V. Искусство XVIII века
(Западная Европа, Россия)

Тема 1. Искусство Франции первой половины XVIII в. Твор-
чество А. Ватто и стиль рококо.

Тема 2. Искусство Франции в век Просвещения.

Тема 3. Искусство Италии и Англии в XVIII в.

Тема 4. Русская живопись и скульптура первой половины XVIII в.

Тема 5. Русская живопись и скульптура второй половины XVIII в.
Портретный и исторический жанры.

Тема 6. Петербургская Академия художеств в XVIII в.

Тема 7. Архитектура Петербурга XVIII в.

VI. Искусство XIX века
(Западная Европа, Россия)

Тема I. Искусство Франции первой половины XIX в.
Тема 2. Искусство России первой половины XIX в.
Тема 3. Искусство Франции второй половины XIX в.
Тема 4. Искусство Франции рубежа XIX—XX вв.
Тема 5. Искусство России второй половины XIX в.

VII. Искусство XX века
(зарубежное, отечественное)

Тема I. Крупнейшие мастера европейской живописи XX в.
(А. Матисс, П. Пикассо, П. Боннар).

Тема 2. Скульптура XX в. (Франция, Италия).


Тема 3. Искусство второй половины XX века.

Тема 4. Искусство России в 1900—1920-е годы.

Тема 5. Искусство СССР в 1930—1990-е годы.

Тема 6. Основные тенденции развития художественного про-
цесса в постсоветской России.

Тема 7. Итоговое занятие. Логика художественного процесса
в XX веке и искусство века XXI.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
СТУДЕНТУ-ПЕРВОКУРСНИКУ

I этап. АНАЛИЗ ОДНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Студент 1 курса, готовящийся к участию в музейных семина-
рах по истории искусства, должен учитывать следующее: работать
необходимо не «рывками» и не от случая к случаю, а ритмично.

Для этого в течение всего учебного года нужно выступить с сооб-
щением о произведении не один раз, тогда приобретенные навыки
будут закрепляться, а качество докладов заметно улучшится.

Лучше всего заранее распределить задания и готовиться к своей
теме в соответствии с лекционным курсом по истории искусства.

Как же готовиться к публичному выступлению в музее?

Общие принципы обозначены в методических рекомендациях,
но первокурснику рекомендуем обратить особое внимание на под-
готовительный этап. Прежде чем студент выберет «свое» произ-
ведение, ему надо обратиться к основным идеям семинара, обо-
значенным в каждой теме, для того чтобы понять, как доклад
будет вписываться в содержание занятия.

Выбрав для анализа произведение, следует пройтись еще раз
по музейному залу, постараться «вчувствоваться» в произведе-
ние, пережить его эмоционально и запомнить то, что вас порази-
ло, удивило. Только после этого можно изучать специальную ли-
тературу о памятнике.

Собирая исторический, искусствоведческий, литературный,
философский материал о выбранном произведении, необходимо в
конспекте или на карточках пояснять, из какой книги (автор, на-
звание, место и год издания, страница) извлечены эти сведения.

Максимально полно проштудировав литературу по произве-
дению, необходимо продумать структуру рассказа в музее.

Совсем не обязательно записывать все выступление, важнее
обозначить главные идеи, зафиксировав их тезисно или в виде
плана. Надо прикинуть, сколько понадобится времени на раз-


мышление вслух. Если на одном музейном занятии выступают
4—5 человек, то каждое сообщение должно длиться не более
15—20 минут на каждого студента.

Учитывая, что студент 1 курса еще не имеет опыта работы в
условиях музея, преподаватель сам режиссирует семинар, но при
этом опирается на помощника — студента, который берет на себя
организационную работу.

Тем не менее не нужно думать, что при такой «режиссуре» не
остается места для творчества. Любой из участников семинара
может вносить дополнения по ходу обсуждаемой темы, задавать
вопросы выступающему и обращаться с вопросом во время своего
рассказа к сокурсникам. Такие «наводящие» или «провокацион-
ные» вопросы могут быть заготовлены, придуманы заранее, но не
исключаются, а наоборот, поощряются импровизации как по «сво-
ему» памятнику, так и по произведению, анализируемому другим
первокурсником. В течение первого года обучения сохраняется ус-
ловие работы в музее «дуэтом», т. е. об одном и том же произведе-
нии готовятся рассказывать два человека. Это позволяет, с одной
стороны, избежать организационных срывов, с другой — выявлять
индивидуальный подход к изучаемому явлению искусства.

И, наконец, десять советов первокурснику, выполнение кото-
рых поможет ему учиться творчески на музейных занятиях по
истории искусства.

СОВЕТЫ ПЕРВОКУРСНИКУ,
НАЧИНАЮЩЕМУ ЗАНИМАТЬСЯ В МУЗЕЕ

1. В музее нельзя очень долго говорить о фактах, не имеющих
прямого отношения к предмету разговора.

2. Нельзя читать «уткнувшись носом» в текст, даже если вы
цитируете, нужно «подсматривать» так, чтобы не утрачивать кон-
такт с аудиторией.

3. Ни в коем случае нельзя вставать спиной к сокурсникам,
помните: ваш голос должен быть направлен так, чтобы всем было
слышно, но так, чтобы не оглушать рядом стоящих.

4. Следует избегать удобных, привычных словосочетаний, штам-
пов. Искать «заветное» слово, которое позволит выразить то, что
ощущаете именно вы.

5. Не стесняться задавать вопросы и преподавателю, и сокур-
сникам, но прежде попытаться найти ответ самостоятельно.

6. Рассказывать не для оценки, а для того чтобы постичь ис-
тину. Тогда работа в музее доставит огромное удовольствие.


7. Относиться доброжелательно, без снобизма ко всем, кто рабо-
тает с вами вместе: ободряя стеснительного, вы помогаете ему и себе.

8. Не перебивать говорящего, а если возникает такая необхо-
димость, делать это деликатно.

9. Рассказывать о произведении и следить за вниманием со-
курсников, если вас не слушают, применять маленькие хитрости:
задать вопрос, сделать какое-нибудь замечание по поводу обсуж-
даемой работы и пр.

10. Помните: если вам удалось раскрыть смысл произведения
и сделать это ярко, убедительно и эмоционально, то это оставит
след в душе сокурсников.

Искусство Древнего мира
(Египет, Греция, Рим)

ТЕМА 1. МИФОЛОГИЯ И ИСКУССТВО
ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

Основные проблемы

Взаимообусловленность мифологии и искусства древнего Егип-
та. Каноничность древнеегипетского искусства. Специфика худо-
жественного мышления древнеегипетского мастера. Взаимосвязь
пиктографической и иероглифической письменности и изобрази-
тельного искусства. Своеобразие орнамента в искусстве древнего
Египта, его семантика. Основные этапы развития древнеегипет-
ского искусства и анализ памятников экспозиции Государствен-
ного Эрмитажа.

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ТЕМЫ И ПРОИЗВЕДЕНИЯ
ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ВЫСТУПЛЕНИЮ В ЭРМИТАЖЕ

1. Памятники искусства додинастического периода и Древне-
го Царства:

— бронзовые статуэтки — пантеон египетских богов;

— каменные и глиняные сосуды IV—III тыс., до н. э. Шифер-
ные палетки и амулеты IV—III тыс. до н. э. — характерное явле-
ние для искусства додинастического периода;

— рельеф из гробницы Нимаатра, рельеф из гробницы Мери-
раанха, рельеф с изображением судебного чиновника Иринеса
(возможен сопоставительный анализ);

— скульптурная группа правителя Уджанхджес с женой
Иинефертеф.

2. Памятники Среднего Царства:

— статуя Ахенемхета III;


— статуэтки слуг в гробницах;

— статуя писца Ири;

— сосуд в форме утки;

— надгробные стелы Хекаиба, Хнумхотепа, Гора;

— ложная гробница Сахатора.

3. Памятники Нового Царства:

— статуя писца Мааниамона;

— скульптурная группа писца Шери с семьей;

— статуя Сохмет-Мут;

— стела опахалоносца Ипи перед Анубисом;

— группа градоначальника Аменемхеба с женой и матерью;

— статуэтка молодого мужчины (дерево), конец XV — начало
XIV в. до н. э.;

— стела Хоремхеба.

4. Памятники древнеегипетского искусства. Поздний период:

— статуэтка фараона Тахарки;

— статуя царицы Арсинои II;

— царская голова (отливка с модели);

— эрмитажный папирус 6-й главы «Книги мертвых»;

— саркофаг Мапуи, жреца бога Амона.

Выбрав памятник (или группу экспонатов), студент подготав-
ливает выступление по одной из тем:

1. Мифологические представления древних египтян.

2. Надгробные стелы, их специфика, эволюция.

3. Инвентарь, обслуживавший заупокойный культ.

ТЕМА 2. КЕРАМИКА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
(IX—IV
вв. до н. э.)


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.018 сек.)