АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

И Государственного Эрмитажа

Читайте также:
  1. II. Тип организации верховной власти в государстве (форма государственного правления).
  2. Административно-правовые методы государственного управления
  3. Административно-правовые методы государственного управления
  4. Аналитическая основа государственного регулирования кризисных ситуаций
  5. Б.Правовые основы государственного и муниципального управления
  6. В26. Основные теории и формы взаимодействия международного и внутригосударственного права.
  7. В27. Взаимодействие международного права и внутригосударственного права Российской Федерации.
  8. Ведение государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов
  9. Виды административно-правовых актов государственного управления
  10. Виды государственного регулирования кризисных ситуаций
  11. Влияние фискальной политики на профицит государственного бюджета
  12. Возникновение экономики государственного социализма

1. Алпатов М.В. Образ Георгия-воина в искусстве Византии
и Древней Руси // Труды отдела древнерусской литературы АН
СССР. 1956. Т. 12.

2. Алпатов М.В. Вариант иконы «Битва новгородцев с суз-
дальцами» // Памятники культуры. Новые открытия. Письмен-
ность. Искусство. Археология / Ежегодник-1975. М., 1976.

3. Антонова В.И., Мнева Н.Е. Каталог древнерусской живо-
писи. М., 1963. Т. 1—2.

4. Государственный Русский музей: К 80-летию со дня откры-
тия. Выставка новых поступлений. Древнерусское искусство. Ка-
талог / Научн. ред. В. Лаурина. Л., 1978.

5. Дмитриев Ю. Строгановская школа живописи // Всеоб-
щая история искусства. М., 1955. Т. 3.

6. Живопись домонгольской Руси: Каталог. М., 1974.


7. Живопись древней Руси XI — начала XIII вв. Мозаики,
фрески. Иконы. Л., 1982.

8. Искусство строгановских мастеров в собрании Русского
музея: Каталог выставки, Л., 1987.

9. Косцова А. Культура Древней Руси VI—XV вв.: Путеводи-
тель по Эрмитажу. Л., 1968.

 

10. Лаурина В. Две иконы Новгородского Зверина монас-
тыря. К вопросу о новгородской иконописи первой половины
XIV в. // Сообщения Государственного Русского музея. Л., 1964.
Вып. 8.

11. Лаурина В. Иконы Борисоглебской церкви в Новгороде.
К вопросу о новгородской иконописи второй половины XIV в. //
Сообщения Государственного Русского музея. Л., 1968. Вып. 9.

12. Лаурина В. Новгородская иконопись конца XV — начала
XVI в. и московское искусство // Древнерусское искусство. Ху-
дожественная культура Москвы и прилежащих к ней княжеств
XIV—XVI вв. М., 1970.

13. Лелекова О. О составе иконостаса Успенского собора Ки-
рилло-Белозерского монастыря // Сообщения Всесоюзной цент-
ральной научно-исследовательской лаборатории по консервации
и реставрации художественных ценностей Министерства культу-
ры СССР. М., 1971. Вып. 26.

14. Лелекова О. Пророческий ряд иконостаса Успенского со-
бора Кирилло-Белозерского монастыря // Сообщения Всесоюз-
ной центральной научно-исследовательской лаборатории по кон-
сервации и реставрации художественных ценностей Министер-
ства культуры СССР. М., 1973. Вып. 28.

15. Лихачева Л. Икона «Никола в житии» из погоста Озерево //
Сообщения Государственного Русского музея. Л., 1974. Вып. 10.

16. Перцев Н. О некоторых приемах изображения лица в древ-
нерусской станковой живописи XII—XIII вв. // Сообщения Госу-
дарственного Русского музея. Л., 1964. Вып. 8.

17. Перцев Н. Икона Николы из Любони // Сообщения Госу-
дарственного Русского музея. Л., 1965. Вып. 9.

18. Подобедова О. Московская школа живописи при Иване IV.
Работы в Московском Кремле 40—70-х гг. XVI в. М., 1972.

19. Порфиридов Н.Г. Два сюжета древнерусской живописи в их
отношении к литературной основе // Труды отдела древнерусской
литературы Института русской литературы, Л., 1966. Вып. 22.

20. Порфиридов Н.Г. Два произведения новгородской станко-
вой живописи XIII в. // Древнерусское искусство. Художествен-
ная культура Новгорода. М., 1968.


11-4015



21. Пречистому образу твоему поклоняемся. Образ Богомате-
ри из собрания икон Русского музея. СПб., 1994.

22. Русский музей. Живопись, Л., 1975.

23. Русский музей. Иконы из собрания Русского музея. М.,
1970.

24. Русские древности. Из собрания Государственного Рус-
ского музея: Краткий иллюстрированный каталог, Л., 1988.

25. Смирнова Э.С. Две иконы из Кирилло-Белозерского мона-
стыря // Сообщения Государственного Русского музея. Л., 1964.
Вып. 8.

26. Смирнова Э.С. Икона Николы 1294 г. мастера Алексы
Петрова // Древнерусское искусство. Зарубежные связи. М.,
1975.

27. Смирнова Э.С. Отражение литературных произведений о
Борисе и Глебе в древнерусской станковой живописи // Труды
отдела древнерусской литературы. М.; Л., 1958. Т. 15.

28. Сто икон из Фондов Эрмитажа. Л., 1987.

II ЭТАП: АНАЛИЗ ДВУХ ИЛИ НЕСКОЛЬКИХ
ПРОИЗВЕДЕНИЙ

На первом этапе обучения студент анализировал одно произ-
ведение искусства. Лишь изредка, по желанию, он мог получить
более сложное задание опережающего характера — сделать по-
пытку сопоставления двух произведений (например, «Троица вет-
хозаветная» — работы неизвестного псковского мастера XVI в. и
Симона Ушакова — царского изографа XVII в.). Теперь перед
ним ставится более сложная задача: сравнение и сопоставление
двух или нескольких памятников искусства.

По какому принципу строить эти сопоставления? Решений
здесь может быть очень много, и студент должен уметь находить
их самостоятельно. Приведем некоторые рекомендации.

Во-первых, возможно сопоставление двух или нескольких ра-
бот одного автора для того, чтобы проанализировать развитие
метода, стиля или жанра. Например, для сравнения можно выб-
рать живописные полотна Леонардо да Винчи «Мадонна Бе-
нуа» и «Мадонна, Литта», обратиться к портретам в творчестве
П.П. Рубенса или Рембрандта, пейзажам Я. Рейсдаля или на-
тюрмортам Питера Класа.

Во-вторых, применяется и противоположный подход: сравне-
ние работ разных мастеров, но написанных в одной стилевой сис-
теме, что позволяет достаточно отчетливо проанализировать инди-


видуальность художника. Плодотворным в этом аспекте будет вы-
бор произведений П. Рубенса и Ван-Дейка, А. Остаде и Г. Метсю.

В-третьих, можно обратиться к памятникам одного периода, но
разных художественных центров или школ. Продуктивным в этом
плане будет сравнение, например, произведений флорентийской и
венецианской школы ренессансной эпохи: «Мадонна с младенцем»
школы Вероккио и «Мадонна с младенцем» Чима де Конельяно.

Не менее интересным представляется сравнительное истолко-
вание холстов голландских и фламандских мастеров XVII столе-
тия, немецких и итальянских художников XV—XVI вв.

В-четвертых, анализ двух или группы произведений, объеди-
няемых по сюжетно-тематическому принципу. Например, «Образ
Св. Себастьяна» в искусстве XV—XVI вв., «Несение креста» Ти-
циана и Себастьяно дель Пьомбо, «Образ мадонны в искусстве
XV—XVII вв.». Достаточно эффективным является опыт сравни-
тельного анализа работ, созданных на одной сюжетной основе, но
написанных в разных стилевых тенденциях: «Снятие с креста»
кисти П. Рубенса, Н. Пуссена и Рембрандта.

В-пятых, действенным для понимания языка пластического
искусства является сопоставительный анализ памятников изоб-
разительного и литературного творчества. Здесь могут быть при-
менены разные решения: литературные «параллели», поэтичес-
кие соответствия, поэтические рефлексии. Чтобы убедиться в при-
влекательности такого сравнительного истолкования, обратитесь
к сонетам Ф. Петрарки, чтобы острее ощутить ростки ренессанс-
ной культуры в произведении Симоне Мартини «Мадонна».

Прочитав сонеты Микеланджело, написанные им в последние
годы жизни, студент значительно глубже и тоньше поймет смысл
его творения «Скорчившийся мальчик».

Каждый из вас найдет свой способ сравнительного искусство-
ведческого анализа, но все эти решения необходимы для того, чтобы
установить контакт с произведением искусства и друг с другом.

В связи с тем что обучение на втором этапе предполагает более
сложную систему «взаимоотношений» с памятником искусства, воз-
никает потребность несколько иной организации работы в музее.

На раннем этапе учебы в музее преподаватель служит неким
связующим «звеном» между участниками семинара, выполняя
функции и «режиссера» и «дирижера», иногда и участника семи-
нара, и, конечно, строгого ценителя и зрителя. Но на следующем
этапе на роль «режиссера» выбирается студент, который теперь
следит не только за распределением ролей, т. е. тем выступлений,
но и стремится к тому, чтобы все действующие лица взаимодей-


U*



21. Пречистому образу твоему поклоняемся. Образ Богомате-
ри из собрания икон Русского музея. СПб., 1994.

22. Русский музей. Живопись, Л., 1975.

23. Русский музей. Иконы из собрания Русского музея. М.,
1970.

24. Русские древности. Из собрания Государственного Рус-
ского музея: Краткий иллюстрированный каталог, Л., 1988.

25. Смирнова Э.С. Две иконы из Кирилло-Белозерского мона-
стыря // Сообщения Государственного Русского музея. Л., 1964.
Вып. 8.

 

26. Смирнова Э.С. Икона Николы 1294 г. мастера Алексы
Петрова // Древнерусское искусство. Зарубежные связи. М.,
1975.

27. Смирнова Э.С. Отражение литературных произведений о
Борисе и Глебе в древнерусской станковой живописи // Труды
отдела древнерусской литературы. М.; Л., 1958. Т. 15.

28. Сто икон из Фондов Эрмитажа. Л., 1987.

II ЭТАП: АНАЛИЗ ДВУХ ИЛИ НЕСКОЛЬКИХ
ПРОИЗВЕДЕНИЙ

На первом этапе обучения студент анализировал одно произ-
ведение искусства. Лишь изредка, по желанию, он мог получить
более сложное задание опережающего характера — сделать по-
пытку сопоставления двух произведений (например, «Троица вет-
хозаветная» — работы неизвестного псковского мастера XVI в. и
Симона Ушакова — царского изографа XVII в.). Теперь перед
ним ставится более сложная задача: сравнение и сопоставление
двух или нескольких памятников искусства.

По какому принципу строить эти сопоставления? Решений
здесь может быть очень много, и студент должен уметь находить
их самостоятельно. Приведем некоторые рекомендации.

Во-первых, возможно сопоставление двух или нескольких ра-
бот одного автора для того, чтобы проанализировать развитие
метода, стиля или жанра. Например, для сравнения можно выб-
рать живописные полотна Леонардо да Винчи «Мадонна Бе-
нуа» и «Мадонна, Литта», обратиться к портретам в творчестве
П.П. Рубенса или Рембрандта, пейзажам Я. Рейсдаля или на-
тюрмортам Питера Класа.

Во-вторых, применяется и противоположный подход: сравне-
ние работ разных мастеров, но написанных в одной стилевой сис-
теме, что позволяет достаточно отчетливо проанализировать инди-


видуальность художника. Плодотворным в этом аспекте будет вы-
бор произведений П. Рубенса и Ван-Дейка, А. Остаде и Г. Метсю.

В-третьих, можно обратиться к памятникам одного периода, но
разных художественных центров или школ. Продуктивным в этом
плане будет сравнение, например, произведений флорентийской и
венецианской школы ренессансной эпохи: «Мадонна с младенцем»
школы Вероккио и «Мадонна с младенцем» Чима де Конельяно.

Не менее интересным представляется сравнительное истолко-
вание холстов голландских и фламандских мастеров XVII столе-
тия, немецких и итальянских художников XV—XVI вв.

В-четвертых, анализ двух или группы произведений, объеди-
няемых по сюжетно-тематическому принципу. Например, «Образ
Св. Себастьяна» в искусстве XV—XVI вв., «Несение креста» Ти-
циана и Себастьяно дель Пьомбо, «Образ мадонны в искусстве
XV—XVII вв.». Достаточно эффективным является опыт сравни-
тельного анализа работ, созданных на одной сюжетной основе, но
написанных в разных стилевых тенденциях: «Снятие с креста»
кисти П. Рубенса, Н. Пуссена и Рембрандта.

В-пятых, действенным для понимания языка пластического
искусства является сопоставительный анализ памятников изоб-
разительного и литературного творчества. Здесь могут быть при-
менены разные решения: литературные «параллели», поэтичес-
кие соответствия, поэтические рефлексии. Чтобы убедиться в при-
влекательности такого сравнительного истолкования, обратитесь
к сонетам Ф. Петрарки, чтобы острее ощутить ростки ренессанс-
ной культуры в произведении Симоне Мартини «Мадонна».

Прочитав сонеты Микеланджело, написанные им в последние
годы жизни, студент значительно глубже и тоньше поймет смысл
его творения «Скорчившийся мальчик».

Каждый из вас найдет свой способ сравнительного искусство-
ведческого анализа, но все эти решения необходимы для того, чтобы
установить контакт с произведением искусства и друг с другом.

В связи с тем что обучение на втором этапе предполагает более
сложную систему «взаимоотношений» с памятником искусства, воз-
никает потребность несколько иной организации работы в музее.

На раннем этапе учебы в музее преподаватель служит неким
связующим «звеном» между участниками семинара, выполняя
функции и «режиссера» и «дирижера», иногда и участника семи-
нара, и, конечно, строгого ценителя и зрителя. Но на следующем
этапе на роль «режиссера» выбирается студент, который теперь
следит не только за распределением ролей, т. е. тем выступлений,
но и стремится к тому, чтобы все действующие лица взаимодей-


ствовали друг с другом согласно определенному замыслу. Он же
заранее продумывает и определяет время каждого докладчика.

Студент-режиссер, конечно, должен обладать соответствую-
щими качествами, но выбор на эту роль предоставляется одно-
курсникам. Студент-режиссер может быть выбран на длитель-
ный срок, а может попробовать себя в этой роли только на одном
или двух занятиях в музее.

Семинары по истории искусства строятся по принципу диало-
га: во-первых, с произведением искусства; во-вторых, друг с дру-
гом; в-третьих, с «режиссером». Умение вести подобные диалоги
профессионально, ярко и образно необходимо художнику-педаго-
гу, поэтому и на этом этапе учебы в музее тоже предполагается
готовить одну и ту же тему, но выступать на занятии уже с до-
полнением, а диалог строить по принципу противопоставления
мнений, несхожести суждений для обретения навыков ведения
дискуссии на основе более сложного контакта как друг с другом,
так и с группой в целом.

Возрождение
(Западная Европа)

ТЕМА 1. ИТАЛИЯ.
ПРОТОРЕНЕССАНС И РАННЕЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ

Основные проблемы

Образ человека в искусстве эпохи Возрождения. Антропоцен-
тризм художественной картины мира, обращение к античному
наследию. Представления человека ренессансного о пространстве
и времени, отражение этих представлений в творчестве.

Рекомендуемые темы и произведения
для подготовки к выступлению в Эрмитаже

1. — Симоне Мартини «Мадонна из сцены Благовещения», XIV в.
— образ прекрасной донны в живописи и поэзии проторенессан-
сной эпохи. Сонеты Петрарки;

— любое произведение XIV в. (по выбору) студент может оха-
рактеризовать как явление, предшествующее Возрождению.

2. Произведения раннего итальянского Возрождения:

— живописные работы Фра Беато Анжелико да Фьезоле. Фрес-
ка «Мадонна с младенцем, Св. Домиником и Св. Фомой Аквинс-
ким» — образец монументального пластического стиля кватроченто;


— часть пределлы «Видение Блаженного Августина» Фра
филиппо Липпи — ренессансное видение мира, пространствен-
ная концепция;

— живописное произведение мастера школы Андреа Верок-
кио «Мадонна с младенцем» — образ вселенной в творчестве
мастера кватроченто. Природа и человек в живописи и поэзии
XV в.;

— скульптура раннего Возрождения. Произведения мастерс-
кой делла Роббиа «Мадонна с младенцем и Иоанном Крестите-
лем», «Рождество», «Мадонна с младенцем». Характеристика
мышления скульптора раннего Возрождения, освоение традиций
античного рельефа, специфика майолики ренессансной эпохи;

— «Поклонение младенцу Христу» Филиппино Липпи — кар-
тина переходной эпохи конца XV века, художественная атмосфера
двора Медичи. Театральные творения Анджело Полициано и про-
изведения живописцев Сандро Боттичелли и Филиппино Липпи;

— произведения Пьетро Перуджино «Святой Себастьян» и
«Мужской портрет».

ТЕМА 2. ИТАЛИЯ. ВЫСОКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ
Основные проблемы

Образ прекрасного сильного духом человека — главное со-
держание искусства этого периода. Стремление гуманистов Ре-
нессанса постичь общие закономерности явлений жизни, вопло-
тить их в своих произведениях. Характеристика пластического
метода мастеров Высокого Возрождения.

Рекомендуемые темы и произведения
для подготовки к выступлению в Эрмитаже

1. Рафаэль Санти:

— «Мадонна Конестабиле», около 1504 г. — произведение,
воплощающее мечту о гармонии человека и природы;

— «Святое семейство» («Мадонна с безбородым Иосифом»),
около 1506 г. — особенности композиционного мышления ху-
дожника, монументально-синтетический стиль. Образ мадонны

поэзии и живописи Высокого Возрождения. Стихотворение
С. Пушкина «Возрождение».

2. Леонардо да Винчи:

— «Мадонна с младенцем» («Мадонна Бенуа»), около 1482 г.
дея познания мира. Леонардо да Винчи как ученый и худож-


ник, его представления о живописи как «внучке природы». Живо-
писный метод художника;

— «Мадонна Литта», около 1482 г. Воплощение представле-
ния художника о гармонии. Образ человека как части космичес-
кого целого в живописных произведениях Леонардо да Винчи.
Композиционный анализ картины.

3. Декоративно-прикладное искусство Италии конца XV—XVI в.:

— итальянская майолика XV—XVI вв. Чаши, блюда, тарелки
с изображением сцен из античной мифологии: блюдо и тарелка с
изображением статуи Лаокоона и Вулкана, кующего стрелы для
Амура, «Марса и Венеры, пойманных в сети Вулкана», «Персея,
освобождающего Андромеду» и другие по выбору студента;

— свадебные сундуки, античные сосуды. Отражение ренес-
сансного мироощущения в предметах декоративно-прикладного
искусства. Мастерские Фаэнцы и Урбино. Функция и технология
изготовления керамических изделий.

4. Скульптура Италии конца XV—XVI в.:

— Лоренцо Лоренцетти «Мертвый мальчик на дельфине» —
пример скульптуры Высокого Возрождения;

— Микеланджело Буонарротти «Скорчившийся мальчик», вто-
рая половина XVI в. — олицетворение ренессансного человека в
переломный момент. Черты позднего Возрождения в произведении
мастера. Его творческий метод. Сонеты Микеланджело, в которых
ощущается трагизм его мировосприятия;

— терракотовые копии произведений Микеланджело: «Опла-
кивание Христа», «Моисей», «Вечер и день».;

— портреты (скульптурные) XV—XVI вв. в собрании Эрмита-
жа (по выбору студента).

ТЕМА 3. ИСКУССТВО ВЕНЕЦИИ (XV—XVI вв.).

Основные проблемы

Венеция художественный центр Италии XV—XVI вв. Основные
особенности венецианской школы живописи, своеобразие колорис-
тической системы. Живопись и литература Венеции XV—XVI вв.
Главные этапы развития венецианской школы живописи.

Рекомендуемые темы и произведения
для подготовки к выступлению в Эрмитаже

1. Живописные произведения Венеции конца XV — начала XVI в.:


Картины Чима де Конельяно «Мадонна с младенцем» и «Бла-
говещенье». Образ природы в творчестве художника, просветлен-
ный пантеизм и новые гуманистические веяния.

2. Произведения Джорджоне де Кастельфранко — зачинате-
ля великого «золотого века» в искусстве Венеции:

— «Юдифь» — особый мир, мир субъективных, интимных пе-
реживаний, восприятие холста, основанное на поэтически-музы-
кальных ассоциациях;

— «Мадонна с младенцем в пейзаже» — образ печально-сла-
достного слияния человека с природой. Живописная манера ху-
дожника в этом произведении.

3. Произведения В. Тициана, величайшего мастера Высокого
и позднего Возрождения, в собрании Эрмитажа:

— картина «Бегство в Египет» — утверждение собственного
метода и влияние Джорджоне. Образ природы в произведении
Тициана и в литературном творчестве современников: Пьетро
Аретино и др.;

— «Портрет молодой женщины». 1530 г. — образ Тициановой
«прекрасной дамы». Атмосфера ясности духа и праздничной тор-
жественности;

— «Даная», 1550-е годы — возвышенный и убедительно ося-
зательный характер изображения. Динамика и величавый покой
как принцип композиции этого произведения;

— «Кающаяся Мария Магдалина», 1566—1570 гг. — образ
сложной психологической характеристики: чувство полноты бы-
тия, его цветения и черты трагической взволнованности. Душев-
ный конфликт Марии Магдалины и «конфликт» колорита;

— «Несение креста», «Св. Себастьян» — образ ренессансного
человека, духовно не сломленного, но испытывающего душевные
муки. Живописно-«трагическая» интонация последних произве-
дений художника.

4. Произведения Паоло Веронезе — мастера позднего Возрождения:

— «Святое семейство со Святой Екатериной», 1486 г.;

— «Диана», «Мужской портрет»;

 

— эскиз «Поклонение волхвов» — пример монументального
стиля художника, празднично-торжественного колорита;

— «Обращение Савла» — черты эпохи позднего Возрожде-
ния, напряженность, экспрессия композиционного решения;

— «Оплакивание Христа», около 1582 г. — одно из лучших
произведений Веронезе, драматичное и одновременно светло-тор-
жественное размышление художника. Колористический строй од-
ного из последних в творчестве художника холстов;


— «Воскрешение Лазаря» картина выполнена в так называе-
мой технике кьяроскуро. Анализ живописного метода мастеров
эпохи Возрождения.

5. Портрет в творчестве венецианских мастеров XV —XVI вв.
(Лоренцо Лотто, Вичеллио Тициан, Паоло Веронезе, Доменико
Каприоло, Пальма Веккио Младший).

Эту тему студенты могут обсуждать по свободному выбору.

ТЕМА 4. ИСКУССТВО ИТАЛИИ XVI в.
ОСНОВНЫЕ СТИЛЕВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ

Основные проблемы

Кризис гуманистических идей Высокого Возрождения. Об-
раз человека в искусстве Италии второй половины XVI в., уси-
ление индивидуального начала. Маньеризм, болонский акаде-
мизм и реализм — главные стилевые тенденции позднего Воз-
рождения.

Рекомендуемые темы и произведения
для подготовки к выступлению в Эрмитаже

1. Искусство Венеции второй половины XVI в.:

— произведения Якобо Тинторетто и его круга: «Рождение
Иоанна Крестителя», «Св. Георгий и принцесса» — характер
интерпретации эпизодов Священного Писания, анализ компози-
ции этих картин;

— произведения мастеров террафермы Венеции. Произведе-
ния Франческо Бассано «Осень», «Лето» и другие — подра-
жание творчеству Тициана, Веронезе и одновременно насы-
щенность конкретными реалиями сельского быта. Образ при-
роды в литературе и живописи второй половины XVI в.

2. Произведения маньеристов в собрании Эрмитажа:

— картины Себастьяна дель Пьомбо: «Несение Креста»,
«Оплакивание Христа» — черты, характерные для творчества
маньеристов «первого поколения»: стремление к монументали-
зации человеческого образа, изучение опыта Рафаэля, Мике-
ланджело и одновременно гнетущие настроения молчаливого оди-
ночества;

— «Женский портрет» Корреджо — сопоставление с портре-
тами мастеров Высокого Возрождения, интимность, «затаенность»
характеристики персонажа, артистизм и рафинированная живо-
писная манера художника;


— Россо Фьорентино «Мадонна с ангелами», около 1517 г.,
Якопо Каруччи да Понтормо «Мадонна с младенцем, Св. Иоси-
фом и Иоанном Крестителем» — сопоставление образов мадон-
ны в творчестве художников Высокого Возрождения и в творче-
стве маньеристов. Теоретические работы Федерико Цуккаро и
Джованни Паоло Ломаццо, их представления о творческом ме-
тоде художника, общении с натурой, обращении к классическо-
му наследию;

— Бронзино «Портрет Фердинанда Медичи» (?) — характер-
ное явление для маньеристической стилистики;

— возможны произведения художников-маньеристов по выбо-
ру студента, например: Андреа дель Сарто, Джулио Романо,
Федерико Бароччи и др.

3. Картины мастеров Болонской Академии XVI в. в собрании
Эрмитажа:

— Аннибале Караччи «Святые жены у гроба Христа», «Ав-
топортрет», «Пейзаж с отдыхом святого семейства на пути в
Египет» — характеристика этих работ А. Караччи как основа-
теля Болонской Академии. Черты Болонского академизма в его
произведениях;

— Агостино Караччи «Оплакивание Христа» — сравнение с
произведениями аналогичного сюжета предшествующего этапа
(П. Веронезе, Себастьяно дель Пьомбо). Характеристика компо-
зиционного мышления художников этой стилевой тенденции.

4. Произведения Караваджо и Лионелло Спада в Эрмитаже —
живописцев реалистического направления:

— Караваджо «Юноша с лютней»;

— Лионнелло Спада «Казнь Святого Петра» — анализ систе-
мы школы Караваджо.

ТЕМА 5. НИДЕРЛАНДЫ И ГЕРМАНИЯ.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.018 сек.)