АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

I. АНТИЧНОСТЬ

Читайте также:
  1. Античность
  2. Античность
  3. Античность в историческом сознании и историографии Ренессанса
  4. Античность в историческом сознании и историографии Ренессанса – с. 98-102
  5. В античность
  6. Вопрос: Древность (античность) как исторический тип мировоззрения. Основные характеристики.
  7. ПОЗДНЯЯ АНТИЧНОСТЬ. ВИЗАНТИЯ
  8. Философская Античность.

Введение

Античное общество как особая ступень развития человечества. Греция и Рим. Основные этапы развития литератур этих стран и их связь с мифологией.

Источники для изучения античной литературы. Сохранность памятников. Русские переводы.

Значение античности для искусства Возрождения и Классицизма. Античная литература и XX век.

Греческая литература

Древнейший период. Представление о мироздания в отражении мифов. Олимпийская религия иместо человека в ней.

Героический эпос. Поэмы Гомера "Илиада" и "Одиссея" (VIII в. до н.э.) Сказания о Троянской войне, их исторические и мифологические эле­менты. Античный реализм в поэмах. Их композиция. Статичность в линеарность в построении "Илиады". Искусное владение сменой времени и места в "Одиссее". Обусловленность усложненной композиции второй поэмы. Гомеровский вопрос. Боги и герои. Рок исвобода в жизни героев. Отношение Гомера к ахейцам и троянцам. Ахилл и Гек­тор. Приам и Ахилл. Гектор и Андромаха. Событийность в "Одиссее"; Одиссей и Тиресий; Одиссей и феаки; Одиссей на Итаке - Евмей, Телемак, Пенелопа. Русские переводы Гомера. Отражение гомеровского эпоса в изобразительных искусствах.

Дидактический эпос. Гесиод (VIII в. до н.э.). Проблемы труда и кре­стьянской психологии в поэме "Труды и дни", история человечества в изображении Гесиода.

Поема Теогония" и ее значение для постижения античности.

Древнегреческая лирика (VII - VI вв. до н.э.). Лирика монодическая и хоровая. Развитие жанра в пору упадка эпоса. Виды монодической лирики. Архилох. Своеобразие его ямбов. Феогнид. Разрушение бла­городства как основная тема его стихов. Эолийская лирика. Алкей и Сапфо. Совершенство их поэзии. Простота и выразительность. Те­матика. Анакреонт. Праздничный характер его лирики. Традиции анакреотики в литературе нового времени. Хоровая лирика. Ее ви­ды. Пиндар. Прославление доблести победителей на состязаниях, торжественность речи.

Трагедия. Возникновение трагедии из культа Диониса и дифирамба. Устройство греческого театра, его массовость и народность. Эсхал (525-455 гг. до н.э.),- "отец трагедии" (Ф.Энгельс). "Пер­сы" - патриотизм и защита основ афинской демократии. Уважение к врагу, догмат о ценности человеческой личности вообще. Развитие этих идей в "Прикованном Прометее". Революционный, богоборчес­кий смысл этой трагедии. Прометей в последующей литературе (Гете, Байрон, Шелли). Трилогия "Орестея". Рождение диалектики долга и чувства - Орест, Электра и Клитемнестра. Материнское и отцовское право, острота вопроса. Победа новых представлений и прославление созидательных начал жизни - Эриннии, ставшие Эвменидами. Преоб­ражение роковых заклятий и победа Ореста. Влияние совета на Шекс­пира – "Гамлет".

Софокл (496-406 гг. до н.э.). Поэт расцвета афинской демократии. Проблема свободы воли и рока в трилогии о царе Эдипе. Аналити­ческое построение I части - "Царя Эдипа". Нравственный смысл трагедии. Третья часть - "Антигона". Высший долг и долг догматичес­кий в трагедии. ЕВРИПИД (480-406 гг. до н.э.). Упадок афинской демократии и его предчувствие в безвыходных ситуациях трагедий последнего велико­го трагика древности. Выбор сюжетов и поленика с традиционализмом. "Бог из машины" - дань условностям как элемент эстетика. "Медея" - миф и его воплощение. Ловкий и расчетливый Ясон, носительница карающей силы Медея. Опережение трагиком своего времени. "Иппо­лит венценосный". Боги и люди в трагедии. Герои как игрушки забавляющихся богов.

Катарсис в его место в трагедии античности. Аристотель о трагедии. Значение греческой трагедии для искусства последующих эпох. Русские переводы великих трагиков.

Комедия. Ее возникновение. Аттическая комедия. Аристофан (450-380 гг. до н.э.). Приемы гротеска в политических обличениях ко­медиографа. "Всадники". Демагогия афинских правителей и слабоумие одряхлевшего демоса. Колбасник и кожевник в сценах агона (диалога-полемики). "Лягушки" - ироническое изображение Диониса и хора его жрецов. Проблемы драмы - как элемент полемики между вымышленными Эсхилом и Еврипидом в комедии. Высота культурного уровня массового зрителя Афин.

Эллинистический период.

Новоаттическая комедия. Менандр (342-292 гг. до н.э.). "Третейский суд" и "Отрезанная коса". Появление бытовой тематики и закреплен­ных масок. Роль случая, находки и нового божества - удачи - Тихи - Фортуны - как знак новой торгашеской цивилизации. Бытовой реа­лизм.

Значение завоеваний этой комедии для последующего времени - римская комедия, Шекспир, Мольер, Бомарше. Островский.

Эллинистическая поэзия. Александрией. Глубина культуры. Многооб­разие стиховых форм. Эстетизм и стилизация. Феокрит (3 в. до н.э.). Его пастушеские идиллии в рождение буколического жанра. Влияние александризма на последующее искусство - пасторальная тепа но­вого времени.

Римский период

Проза. Эклектичность философских и религиозных представлений последних веков до н.э. Обогащение и видоизменение мифов.

Лукиан (120-180 гг. н.э.). "Разговоры богов" - насмешка над сак­ральными темами Олимпийской религии. "О кончине Перегрина" – пер­вое появление темы христианства как культа болезненного самоист­ребления. Сатирический дар писателя.

Плутарх (46-120 гг.) "Сравнительные жизнеописания". Своеобра­зие жанра - парные биографии. Великое и самобытное в пору распа­да античного общества как основная идея писателя. Гай Марций (Кориолан) и Алквиад(т. I/; Александр Македонский и Юлий Цезарь /т. III). Престо этого памятника в культуре человечества.

Позднегреческий роман. Связь этого зарождающегося жанра с ново-аттической комедией и александринизмом.

Гелиодор "Эфиопика". Изысканная живописность и обилие приключений.

Лонг "Дафнис и Хлоя". Начатки психологизма и эстетической стилизации. Популярность Лонга и использование его сюжета в разных видах искусств.

Влияние романа на литературу 16-17 вв. и руссоистскую традицию.

 

Римская литература

Сходство и различие литератур греческой и римской. Утрата памятников древнейшего периода. "Анналы" Энния.

Комедия. Тогата и ателлана. Тит Макций Плавт (ок. 250 – ок. 184 гг. до н.э.). Традиции Менандра. Буффонность комедий. Два типа комического - положений и характеров. "Хвастливый воин" и "Горшок". Популярность комедиографа среди широкого круга зрителей. Тради­ции его в позднейшей комедии дель арте и творчестве Мольера.

Теренций (190-159 гг. до н.э.). Зарождение интеллектуальной ко­медии. Углубление психологизма и реализма характеров. Мастерство в построении коллизий и общей композиции. Традиции Теренция в мещанской драме XVIII в. - Дидро, Малло и др.

Поэзия неотериков (новые поэты - греч.). Греческая традиция, ее преобразование в новых условиях. Подготовка "золотого века" римской литературы. Валерий Катулл (84-54 гг. до н.э.). Изысканная простота и искренность лирики. Богатство поэтических форм. Появ­ление рядом с темой эроса - амора мотивов любви-сострадания, любви-милосердия, то есть каритаса. Многообразие и глубина оттенков чувств и свидетельство богатства личности нового челове­ка. Влияние Катулла на русскую поэзию XIX века - Пушкин, Фет.

Философская поэзия. Лукреций Кар (ок.96-55 гг. до. н. э.). Поэма "0 природе вещей". Греческий философ Эпикур и римский мыслитель - поэт Лукреций. Богатство содержания, отлитого в стихи. Воспитание отваги, благородства, пытливого ума в человеке. Мироздание, боги и люди в поэме. Теория частиц - атомистическая теория материи.

Золотой век римской литературы

Публий Вергилий Марон (70-19 гг. до н.э.) - крупнейший поэт века Августа. Традиции Феокрита и Катулла в "Буколиках". "Георгики" - поэма о земледельцах. Создание римского эпоса - поэма "Энеида". Уподобление ее поэмам Гомера и полемика с ним. Отражение вкомпозиции и сюжете влияния "Одиссеи" и "Илиады". "Умышленный эпос". Дилемма долга и чувства в сюжете о Дидоне я Энее, определившая коллизию в театре классициз­ма 17 века. Лучшие переводы "Энеиды" на русский язык в 70-е го­ды нашего века (С. Ошерова и Ф. Петровского).

Гораций Флакк (65-6 гг. до н.э.). Величайший римский поэт. Мно­гообразие малых стиховых форм. Оды, эподы, сатиры. Культ "золотой середины" и мудрой умеренности. Влияние стоицизма и эпикуреизма. Девиз "Carpe Diem" (лови день), его первоначальный и искаженный последующий смысл. Тема творца и творчества - оды "Лебедь", "Памятник". Стихотворное "Послание к Пизонам", посвященное искус­ству поэзии. Важность этого творения. Пушкин о Горации.

Публий Овидий Мазон (43 г. до н.э. - 18г. н.э.). Судьба поэта. Новаторство и смелость жанра его посланий — "Героини". Ценность человека и его право на свободу как основной мотив всего творчества. "Наука люб­ви" и "Скорбные элегии". Поэма "Метаморфозы" - величественный итог античного мира и фиксации уходящих мифов. Вечность жизни в ее многовидных превращениях. Роль этого памятника для искусства.

Позднеримский роман. Петроний Арбитр (ум.66 г.). "Сатирикон". От­ражение времени Нерона. Глава о пире. Тримальхиона как знак по­беды пошлости и торгашества, во власти которого оказывается ис­кусство в эпоху упадка. Апулей (р. ок. 124 г. н.э.). Роман "Мета­морфозы или Золотой осел". Композиция "Матрешки" и ее фольклор­ные истоки. Мораль и ее девальвация в Риме периода упадка. Встав­ная новелла об Амуре и Психее. Ее значение для искусства.

II. СРЕДНЕВЕКОВЬЕ И ВОЗРОЖДЕНИЕ

Длительность периода. Его начало - 476 год, год падения Западной Римской империя, колец - первые десятилетия ХУЛ в.

Курс членится, в свою очередь, на раннее (VI-XI вв.) и позд­нее (XII- XIII вв.) Средневековье. Что касается следующего перио­да - Возрождения, - то здесь особенности исторического развития разных европейских стран определяют время вхождения в этот но­вый этап культуры. Для Италии это начало XIV в., в то время как для окраинной Испании, удаленной от центров Европы, это XVI век.

Переход от античности к средним векам - перемещение актив­ности творящих сил в Европе из стран Средиземноморья к северу.

Памятники раннего Средневековья - эпосы северных народов. Сохранность этих древностей в связи с удаленностью от торговых, военных и культурных путей. Неповторимые сле­ды местной художественной архаики. Древнейший памятник - англо­саксонский эпос "Беовульф" X века. Кельтские предания (саги), богатство их - источник для многих европейских культур. "Ирланд­ские сказания ". Скандинавский эпос - "Кримскригла" ("Круг зем­ной"), "Старшая Эдда", "Младшая Эдда" Снорри Стурлусона (XII в.), а также "Исландские саги". Отраженные в них исторические события, восходящие порой к I-VI векам нашей эры. Архаический слой - "Песнь о нибелунгах" (ок. 1200 г.). Элементы позднего христиан­ского и куртуазного влияния в "Песни".

Младшие среди эпосов - два романские творения, "Песнь о Роланде". Героизм перов Карла Великого, подчеркнутая безрасчетность и акцентированное чувство чести. Рыцарское служение вас­сала сюзерену, воина - "сладкой Франции". Сложившиеся феодаль­ные отношения в отражении "Песни о моем Сиде". Борьба с тем же противником, что и в "Песни о Роланде", то есть маврами, язычни­ками, "погаными" (от латинского названия нехристианских религий – паганизм).

Оба романских эпоса как яркий пример перехода от раннего Средневековья к позднему, то есть к рыцарской куртуазной поэзии и прозе XII-XIII вв.

Знакомство с эпосами и анализ соответствующих памятников изобразительных искусств.

Рыцарская поэзия. Рыцарская литература XII-XIII вв., начавшая­ся в Провансе. Уникальный культ поэтического слова, выразившего нарождающееся поклонение "прекрасной даме". Светский вариант католического почитания Мадонны.

Прованс. Традиции трубадуров. Их распространение на север и восток - рождение поэзии труверов (северная Франция) и мин­незингеров (Германия). Творец и распространитель поэзии - трубадур и жонглёр, миннезингер и шпильман (Франция, Германия). Бо­гатство стиховых форм. Темный и ясный вариант стиля. Тематичес­кие различия и соответствующие им законы формы в разделении поэзии на пять ведущих групп: сирвента, альва, канцона, тенцона и пасторелла. Выдающиеся поэты Прованса - Бернарт де Вентадорн (XII в.), Бертран де Борн (1140-1170). Усложнение психического склада человека, его чувств и системы ценностей. "Биографии тру­бадуров". Миннезингеры - Гартман фон Ауэ (1170-1210) и Вальтер фон дер Фогельвейде (1170-1230). Поэзия вагантов - "Кармина бу­рана".

Рыцарский роман. Томас Мэлори "Смерть короля Артура" (XV в.). Тема Грааля и ее место в литературе средних веков. Тристан в Изольда" - роман о величии человеческих чувств. Его истоки и традиции в следующие века. Вариант романа в изложения Жозефа Бедье. Рааяве тексты у Беруля и Тома.

Значение рыцарской литературы для эпохи романтизма и символизма – Блейк, Новалис, Гофман, Вагнер, прерафаэлиты, А. Блок, О. Бердслей.

Позднее Средневековье. Образование городов и появление го­родской литературы. Идеалы расчетливой удачливости. Фаблио и шванки. Ироническое отношение и, вместе, симпатия к пикаро - плуту и, несколько позже - пикарескам - новеллам и романам пред-буржуазного общества. "Роман о Лисе" (XIII в.) – животный эпос и смена прототипов его персонажей а зависимости от социальных доминант.

Нравоучительность, следование догматам? ал--иегооичность поэмы "Роман о Розе”. Прославление личных заслуг, а не знатности происхождения^

Рождение театра из церковной службы. Антифоны, литургическая драма, мистерия! миракль фарс и моралите. Религиозно-нравоучительное действо "Каждый человек» в Германии 16 века и его возрождение в начале XX в0 /см. пьесу 1911 г, “Jedermann” Гуго фон Гофмансталя, а также програмиу Старинного театра в С.-Петербурге «Чудо о Теофиле» зачатка фаустофской темы. «Действо об Адаме».

Раннее Возрождение

Характеристика нарождающихся новых форм общественных отношений в Северной Италии – прежде других Европейских стран.

Данте Алигьери (1265-1321). Жизненный путь. Сборник «Новая жизнь» как итог развития прованского влияния и итальянского «сладостного стиля». Следование традициям и их разрушение. «Божественная комедия». Три части, первая из них «Ад».Смыслы, вложенные поэтом в его творение. Аллегоризм, мистерия числа и цвета. Система воздаяния и наказания в нравственном вос­питании человека. Архитектоника ада и связь ее с представлениями древних об аиде. Место Вергилия в поэме. Иллюстрации С.Боттичелли и Г.Дорэ к первой кантике. Сюжеты о Франческе и Паоло; Уголино л Руджиери; Иуда, Кассий, Брут. Неприятие Данте сложившейся сис­темы представлений о грехе - начало ренессансной эпохи.

Возрождение

Италия.

Средневековая аскеза и возрождение гармонического человека Ренессанса. Продолжение дела Данте. Античность как эс­тетический источник Ренессанса. Особое развитие поэтических жан­ров, а в прозе малых форм, новеллы.

Франческе Петрарка /1304-1374/. Жизненный путь. Переход от латинского языка к итальянском; в его поэзии. Понятие accidia - внутренний раздор - как столкновение наследия средних веков и новой морали; требовательность к себе. Отношение к творчеству как главному в жизни и единственному в призвании. Стихи на жизнь и смерть Лауры /с 1327 г./. Сонет, особенности этой форvы для вы­ражения сложности чувств. Любовь как условие совершенствования личности. Знакомство со стихотворениями: 13, 19, 21, 32, 33, 51, 52, 54, 59, 66, 68, 108 /- см.Ф.Петрарка. Избранная лирика, М., 1953/.

Франческе Боккаччо /1313-1375/. Многообразие форм его проbpвзведений. Поэма "Фьезоланскяе нимфы" как знак слияния античного и возрожденческого начал в его творчестве. Влияние традиции го­родской литературы в его "Декамероне". Особенности композиция -"пояс с инкрустациями", то есть погружение новелл в обрамляющую их ткань рассказа о событиях в людях, окружавших автора. Много­образие сюжетов и их стилистических уровней - от прославления ост­роумия и находчивости до трагичееких вечных "бродячих сюжетов".

Общая характеристика позднего Возрождения. Усложнение и раз­растание сюжетов, появление героических эпопей - Ариосто "Неисто­вый 1йланд", Тассо "Освобождешшй Иерусалим". Вычурность и гро­моздкость композиции. Начало барокко.

Возрождение-ХУ-ХУ1 вв. Время Франциска I. Франсуа Рабле /1494-1553/. Гаргантюа и Пантагрюэль". Пере­работка средневековых чудесных повествований о великанах. Гротеск и его назначение. Тема Телемской обители в ее важность в воспи­тания свободного человека. Сказочные короли веселого королевства и ах друзья. Пацифизм. Радость жизни в познании мира. Аллегория и сатира. Начало и финал- эпопеи.

Праги Плеяды и Ронсар.

Англия. Конец войны Алой и Белой розы и появление хроник

Голаншеда. Связь с итальянским Возрождением. Воздействие Боккаччо на "Кентерберийские рассказы" Чосера Х1У в./. Расцвет театра. Кристофер Марло - крупнейший предшественник Шекспира,

Уильям Шекспир /1564-1616 гг./ - величайший представитель Ренессанса. Шекспировский вопрос. Периодизация творчества. Ис­торические хроника первого периода в отличав их от трагедий вто­рого периода. "Ричард Ш" или "Генрих 1У. Утверждение нравствен­ного смысла в истории, носителем которого является народ. Воздей­ствие хроник на Гете и Пушкина. Комедии. "Сон в летнюю ночь". мифы и сказочная реальность. Драма о Ромео и Джульетте. Финалы трагедий и их философский смысл. Великие трагедии первого десятилетия ХУЛ в. - "Гамлет", "Отелло", "Король Лир", "Макбет". Смысл введений шутов в "Гамлете" в "Короле Лире". Тема искусст­ва в пьесах Гамлет" и "Сон в летнюю ночь". Власть и личность в трагедиях. Двуединство маски и лица как источник трагического. Поздний Шекспир. Драма "Буря" в ее философский смысл. Гимн зна­нию и интеллекту Шекспира - от первых до последних пьес. Сонеты в скрытые смыслы в них. Русские переводы. Русская культура за 200 лет и 'Шекспир.

ПостшекспировскиЙ театр - Бен Джонсон и подготовка револю­ции е религиозных формах. Конец Возрождения.

Испания

Сервантес /1547-1616/ и его великий роман о Дон Кихоте. Вечная тема поэта - мечта о защите "униженных и оскорбленных". Рыцарственная идея и ее нереализуемость в реальной мире. Хозяин в его слуга - поэзия в проза, Дон Кихот в Санчо Панса как нераз­рывная двойственность смысла жизни. Композиция романа "Дон Кихот"

Театр. Богатство его. Два величайших драматурга -Доде де Вага и Кальдерой. Традиции плутовского романа в новоаттической комедии у Лопе де Бега. "Комедии плаща и шпаги": "Собака на се­не*. Глубине трагедий Кольдерояа. Философский характер пьесы "Казнь есть соя".

Закат Возрождения. Возможность перерождения титанически* героев в носителе! эле. Обнаружение дисгармонии как внутри че­ловека, так а в столкновении личности с окружающим миром. Ощуще­ние фантастической причудливости жязянжизни - Барокко,

Ш. КЛАССИЦИЗМ И ПРОСВЕЩЕНИЕ /ХУП-ХУШ вв./

Эстетические принципы классицизма. Нормативность и рационализм. Доминирующее искусство Франции а первенство драмы, просветительский реализм ХУШ века. Обогащение жанров - эссеистика, ро­ман. Поэзия и проза сентиментализма. его дидактичность с опорой,однако, на сенсуализм.

1. Классицизм. Франция

Классицизм и философские системы Декарта и Гаасенди. Дра­матургия и теория Скалигера о трех единствах, ее развитое в теории Корнеля и Расина. "Диалектика души" как завоевание класси­цистической трагедий,

Театр Пьера Корнеля /1606-1684/. "Сидв - источник, построение, место в психологической борьбе главных героев понятия респект. Трагедия «Гораций» - античный сюжет и его новая форма. Камилла и ее бунт против "правильных" чувств. Поздняя драма «Цинна» - назидание королям о милосердии.

Жан Расин/ 1639-1699/. Влияние янсенизма на теорию страстей в его пьесах. «Андромаха». Амор и каритас в трагедии. Стройность построения и двойственность отношения к неподконтрольным чувствам Пирра, Гермионы и Ореста. «Британник» - трагедия из истории Рима. Тема тирании и узурпации власти Нероном. Гибельность неограниченной власти для окружающих. – скрытая проекция на абсолютизм в современной Франции. «Федра» - античный протосюжет Еврипида и его переосмысление. Страть – наваждение Федры и галантная любовь Ипполта и Арисии. Поздние библейские сюжеты. «Тофолия» /"Атала"/ Праведная власть и борьба за нее мудрого Иодая.

"Высокий классицизм" - мемуары Сен-Симона; роман "Принцес­са Клевская" М.де Лафайет - предпочтение Стендалем ее психоло­гизма "обстановочному" историзму В.Скотта.

Мольер /1622-1673/. Путь от комедии дель арте к "высоким" комедиям зрелых лет. Подлинное и мнимое в человеке как источник юмора: "Смешные жеманницы. "Критика школы жен" - ответ Мольера на обвинения в неправильности построения комедий. Предпочтение ес­тественного и правдивого ходульности запрограммированного рацио­нализма - следование Гассенди. Высокие комедии его - "Тартюф", "Дон Жуан", "Мизантроп". Обличение ханжества святош в "Тартюфе". История постановок и текста. "Дон Хуан". Его испанская предыс­тория и последующая традиция: Моцарт, Гофман, Пушкин, Мериме. "Мизантроп ". Искренность и ум как источник несчастий Альцеста. Русский вариант трагикомической ситуации в «Горе от ума» Гри­боедова. "Мещанин во дворянстве" - веселое разоблачение Молье­ром "пути наверх", темы, им начатой и продолженной в следующие века. "Мнимый больной" - смерть Аргана-Мольера. Мих. Булгаков о Мольере.

Теоретик классицизма и поэт Никола Буало /1634-1711/..Рег­ламентация творчества в его поэме "Поэтическое искусство" и под­ведение им итогов классицизма. Природа и искусство в его поэме.

Постепенное вытеснение доминирующего театрального жанра другими видами литературного творчества, при сохранении норма­тивности классицизма в театре до 20-х гг. XIX века.

Общая характеристика литератур Германий в Англии ХУЛ в., где "Потерянный и возвращенный рай" Джона Мильтона является самым крупный явлением среди менее значимых творений века.

П. Просвещение. 18 век.

Просвещение и его особенности. Наследование ХУШ веком куль­та разума ХУЛ в. и свободное развитие этого культа. Терния, вос­ходящий к сути явлений, то есть просвещения власть имущих с целью добровольного изменения имя социального устройства общест­ва. Вера рационалистов ХУШ века в пропорциональность умственного и нравственного развития человека, вера в гармонию личности. Отсюда первенство внимания к теме воспитания. Веротерпимость. Неравномерность исторического процесса в европейских странах н, соответственно, разность доминирующих жанров в англия, Германии, Франции.

Англия

Первая страна буржуазной революции, покончившая с системой крепостной зависимости и открывшая возможности предприниматель­ства. Социальные проблемы уступают место нравственным. Догмат о том, что человек только продукт воспитания. Джон Локк "Трактаты о правлении и воспитании»1. Бернард де Мондевиль и его "Басня о пчелах". Учение о разумном эгоизме. Воздействие этого догмата на Фейербаха и Чернышевского. Этика и эстетика гр. Купера Шефтсбер.Бог как принцип развития мира. Влияние его эстетики на Гете и Шиллера; позднее, опосредованно, на русскую литературу XIX в.

Английский роман. Два его основные вида в ХУШ в.: роман воспитание / от рождения до брака/ и роман - путешествие, в ко­тором познание иных стран, народов, нравов делает зрелого чело­века мудрый и терпимым. Романы провозглашают относительность всякой догматики - как основу просвещения и просветительства.

Джонатан Свифт /1667-1745/. "Сказка о бочке" - сатира на фанатичный клерикализм. Роман-воспитание и роман-путешествие в образе книги о Лемюэле Гулливере. Четыре части романа - четыре способа использования гротеска. Литота и гипербола. Механицизм в двух первых частях. Псевдонаука в тиранической Лапуте. Антиуто­пия о человечестве: человекоподобные иеху и разумные лошади.

Дандэль Дефо /1661-1731/. Роман-путешестаае о Робинзоне Крузо. "Робинзонада" - проблема существования человека вне об­щества. Труд как творчество а основа воспитания. Идеализация предпринимательства. Идиллические возможности взаимоотношений хозяина и работника - Робинзона и Пятницы. Слабость второго то­ма, русская тема.

Генри _Филдинг1 /1707-1754/. Роман-воспитание о Томе Джонсе Найденыше. Ханжество его учителей и видимые добродетели их по­следователя Блайфила. Том как естественный и потому нравственный герой. Тема эгоизма в романе и связь ее с учением Мандевиля. Сельские дворяне и лондонские аристократы - лица и личины. "Юмо­ры" а их роль а романе.

Самюэль Ричардсон /1685-1761/. Предсентиментализм. Чувстви­тельность, подавленная разумом. Опора на вкус среднего сословия. Огромный успех романов о Памеле и Клариссе. Враждебность морали­заторства писателя принципам Филдинга. Идея чести девицы как то­вара и гарантий браке. Последнее роман об идеальном Грандисоне. ироническое восприятие слащавых добродетелей Ричардсона в твор­честве Пушкина.

Сентиментализм

Сентиментализм в Англии. Появление элегической лирики, тема нетронутой природы и поклонение ей. Мера ценности личности - ее близость к природным стихиям. Условие творчества - отзывчивость поэта. Беркли о внешнем мире как о "комбинациях ощущений", утверж­дение первенства чувства перед рационализмом, понимаемым как рас­судочность, расчетливость. Интерес к самобытному, ненормативно­му. Поворот к фольклору. Культ естественности.

Джемс Томсон-/1700-1748/ "Времена года" - поэма, положившая

начало "английским садам и моде на пейзажные парки.

Эдвард Янг /Юнг/ /1683-1765/. Эпопея "Ночные думы" и ее воздействие на культуру Европы. Державин и Янг.

Томас Грей /1716-1771/. "Сельское кладбище" /Два перевода В.Жуковского/. Элегия и ее воздействие на современников.

Роберт Бернс /1759-1796/ - итог поэзии сентиментализма. Стихи "Финдлей", "Джон-ячменное зерно". Горной маргаритке", "Полевой мыши", "О подбитом зайце". Сатиры-эпиграммы. Тема кре­стьянской жизни и ответственности поэта за все, что нуждается в человеческой защите.

Лоренс Стерн /1713-1768/. Повесть "Сентиментальное путешест­вие". Формальная близость к жанру путешествий и обратный смысл в решении темы. Путешествие - источник чувств, ассоциаций, мыслей. Ирония как компенсация гипертрофированной чувствительности. Пастор Йорик и его дорога в Париж. Воздействие повести на Радищева и Карамзина.

Предраматические тенденции в эпосе Макферсона "Песни Оссмана". Рождение готического романа - Г. Уолпол "Замок Отранто. МНода н таинственное, средневековое, иррациональное - как выражение предчувствия исторических сдвигов, которые представит собой для всей Европы французская революция.

В отличие от Англии во Франции революция лишь назревает. Господство публицистических жанров. Критика старого режима, об­ращенная на сословные, религиозные предрассудки. Прославление разума & естественного права. Напряженные искания в области со­циальных проблем.

Шарль Луи Монтескье /1689-1755/. "Персидские письма". Идея относительности нравственных ценностей, зависимых от националь­ных традиций. История троглодитов - история губительного эгоиз­ма нации. Власть предрассудков, критика цивилизации Х7Ш века. "Дух законов". Анализ социальных формаций - республика, монар­хия, деспотия. Воздействие Монтескье на Пушкина и декабристов.

Роман Антуана Прево /1697-1763/ "Манон Леско" - проблема прав человека и несоответствующих им возможностей. Диалектика чувств. Приближение к сентименталистскому роману Руссо.

Франсуа Мари Аруэ де Вольтер /1694-1778/. Философские воз­зрения писателя. Многообразие жанров его творчества. Театр Воль­тера. Форма трагедий - классицистическая, содержание - пафос веротерпимости и свободы: трагедии "Магомет" и "Заира". Революционизирующий характер его творчества. Сатира как способ борьбы с феодальными установлениями общества. "Философеме повести", Развлекательная форма и просветительские идеи: повесть "Кандид", человеке с оптимистическими иллюзиями большинства современников, спор с руссоизмом в повести "Простак". Вольтерьянство вех куль­турно-исторические Феномен и его значение для России.

Дени Диддо /1713-1784/..Эстетические взгляды. Многообразие познаний и участие в создании Энциклопедии /35 томов, 1751-1772/, Дидро-теоретик театрального и изобразительного искусства. "Сало­ны" Дидро и их место в истории искусствознания. Дидро - просве­титель: повесть "Монахиня", диалог "Племянник Рано". Значение диалога в характеристике общества предреволюционной Франции.

Жан-Жак Руссо /1712-1778/. Руссо - представитель сентимен­тализма: дидактика просветительства, но апелляция к чувствам. Трактат о прогрессе и культуре для Дижона, начало известности. "Трактат о неравенстве" и "Общественный договор". Попытка обос­нования уничтожения абсолютной монархии. Значение теории Руссо для грядущей революции. Роман "Новая Элоиза" и значение его в истории культуры. Чувствительность и долг. Непоследовательность в разрешении конфликта. Природа и человек в романе. "Исповедь" - история жизни автора; искренность, неведомая прежде литературе. Воспитание личности и близость идей Руссо Л.Толстому.

Последователь Руссо Б. де Сен-Пьер и его роман "Поль и Вир­гиния". Живописность 'и пышность природы. Перемещение действия в Новый свет - поиск экзотики. Путь к романтизму.

Пьер-ОгУстен Карон де Бомарше /1732-1799/. Трилогия о Фи­гаро. Утверждение достоинства и права за человеком третьего со­словия. Новый герой и его успех в театре предреволюционных го­дов. Ум и ловкость - источник побед Фигаро. Нравственное прево­сходство над графой Альмавивой. Моцарт и Россини, оперная жизнь героев Бомарше.

Литература Французской революции. Героический классицизм в драматургии- Мари-Жозеа Шенье. Поэзия Андрэ Шенье. Поэма Гермес", элегия "Жалобы узницы", ямбы. А..Шенье и А.Пушкин. Античность и ее значение для поэзия Шенье- Фольклор революции - "Сатира". "Марсельеза" Руже де Лиля, "Карманьола".

Германия

Замедленное развитие страны и позднее появление идей Просве­щения. Традиции классицизма и эстетическая теория Винкельмана. Бурное развитие Просвещения во второй половине ХУШ в.

Готхольд Эфраим Лессинг /1729-1781/. Многообразная одарен­ность. Трактат "Лаокоон"- полемика с Винкельманом. Определениев трактате специфики словесных и изобразительных искусств. Борь­ба с французским классицизмом за первенство Шекспира и националь­ного немецкого театра - "Гамбургская драматургия". Драмы. Лессинга. Классическая борьба долга и чувства а благополучное устра­нение ложно понятого чувства долга - "Манна фон Барнхельм". Тра­гедия "Эмилия Галотти" - условность перенесения действия в Ита­лию. Произвол князьков и их фаворитов. Судьба отца и доче­ри Галотти. Просветительская идея перевоспитания власть имущих
образами их жертв. "Натан мудрый". Гимн человечности. Устранение национальных и религиозных предрассудков как источника войн и раздоров на земле. Породненность всех героев - символ всеобще­го братства. Пролог к вере Шиллера в благую будущность челове­чества.

Сентиментализм а Германии, Его экспрессивный характер, на­шедший выражение в преобладании театральных жанров. Центры его. Культ Шекспира к Руссо. «Геттингенская дубрава» - союз поэтов.

Иоганн-Вольфганг Гете /1749-1832/. Раннее творчество. Мно­гообразие жанров. Стихи и драма. Гетц фон Берлихинген". Роман о юном Вертере - победа лирического начала над бунтарским. Гете о "прекрасном реализме" и античности.

Ф.-М.Клингер /1752-1831/ - автор пьесы "Буря и натиск" «Штурм унд дранг»/, давшей название всему сентиментализму и его авторам: штюрмеры. Жизнь и творчество в России. Роман о Фаусте, завершен­ный параллельно работе Гете над первой частью трагедии.

Лирика Якоба Ленца.

Фридрих Шиллер- /1759-1805/. Раннее творчество - бунтарство и лиризм последователя Клингера и Ленца. Его пьеса "Разбойники" с девизом "Против тиранов". Вопрос о возможности насилия как спо­собе борьбы с неравенством. Полярность характеров героев, "рупо­ров идей" автора. Напряженность действия. "Коварство я любовь" -лирическая тема частное жизни и противостоящая ев ложь и подлость властей в княжестве. Тема мещанского сословия - носителя вернос­ти и долга в обществе; бунт Шиллера против социальных предрас­судков. Стихи - ода "К радости", "Боги Греции", "Колокол", балла­ды.

Позднее Просвещение в Германии. "Веймарский классицизм" Ге­те и Шиллера. Новая попытка обращения к античности как источнику гармонии в 80-е годы - "Ифигения в Тавриде" Гете, нравственно просветительский характер драмы. "Мессинская невеста" Шиллера -попытка вживления "действа с хором" в современность.

Двухчастная трагедия Гете "Фауст". История создания "Фауста" - от "Профауста" 70-х годов до окончания второй частя в 1831 г. Композиция драмы. Народная книга об Иоганне Фаусте, помощнике Гутенберга и преобразование образа в 18 веке. Оправдание у Гете пытливого ума ученого и отказ представить его традиционной об­реченности. Основные персонажи, легендарные мифологемы античности и их роль в позитивной программе Гете. Финал драмы. Попытка при­мирения противоречий жизни, любование ее мелочами - автобиография "Поэзия и правда". Элементы бедермейера. Поэзия Гете, ее жизнелюбивый я философский характер: "Майская песня", "Дикая ро­за", "Ночная песнь странника", "Лесной царь", "Миньона".

Шиллер в годы расцвета - "Дон Карлос", "Мария Стюарт", "Ор­леанская дева", "Вильгельм Телль". Просветительская вера в чело­веческую личность, преобразующую мир - МаркизПоза, Жанна д'Арк. Историческая трилогия о Валленштейне как прообраз Наполеона и наполеонизма. Значение "Писем об эстетическом воспитании челове­ка". Влияние творчества Шиллера на мировую и русскую литературу.

17. РОМАНТИЗМ. РЕАЛИЗМ /1790-1890/ I. Романтизм Англия

Подготовка романтизма в поэзии сентименталистов. Готический ро­ман и его роль в повороте к иррациональному. Романы У.Бекфорда, М.Льюиса. Готический роман в пору романтизма. А.Рэдклиф, Ч.Метьюрин и его роман о Мельмоте. Пушкин о романе. Мэри Годвин и ее "Франкенштейн". Его связь с темами и идеями XX в. /К.Чапек "РУР"/.

Рождение романтизма и его особенности. Поэзия "Озерной шко­лы", срединной Англии.

Уильям Вордсворт /1770-^1850/. Тематическое продолжение поэ­зии Бернса. Сонеты и баллады: "Нас семеро". Предисловие я "Лири­ческим балладам" - манифест романтизма.

Сэмюель Кольридж /1772-1834/* Надежды на революцию в их крушение: ода "Франция".„Баллада о старом моряке и "Кристабель" /переводы Н.Гумилева и Г.Иванова/, их живописность. Вера в справедливость и тема возмездия. Романтическая природа и ее краски у поэта.

Роберт Саути /1774-1843/. Баллады и их переводы В.Жуковского. Близость к фольклору. "БленгеймскиЙ бой". Жажда равновесия в при­роде и обществе. Прославление дозволенного традицией и насмеш­ки Байрона. Иронические стихи - "Король крокодилов". Раскрытие определения Н.Гумилевым поэзии "лейкистов": "Соути называют самым типичным представителем Озерной школы, как Кольриджа самым ярким и Водсворта - самым глубоким".

Джордж Байрон /1788-1824/. Творческий путь. "Стансы к Авгус­те", "Прометей". Поэма "Чайльд Гарольд" и ее место а литературе романтизма, публицистичность и пафос свободы. "Восточные поэмы" - "Корсар". Тема титанизма - мистерия "Каин", ее богоборчество. Чрезвычайное как типическое. Социальный смысл асоциального мяте­жа героев Байрона. Поэма "Дон Жуан", элементы реализма. Место поэмы в произведениях этой темы. Байрон и Пушкин. Байронизм как явление эпохи.

Перси Биши Шелли /1792-1822/. Близость к Байрону в неприя­тии обывательских норм английского общества. Богатство красок и утопичность его социальных мечтаний в поэмах и драмах. "Освобож­денный Прометей". Трагедия о Ченчи и проблема насилия. Бунтарство и новая система ценностей в трактате "Защита поэзии".

Джон Ките /1795-1821/. Эстетика и эстетизм. Совершенство его поэзии, приметливость к мелочам жизни /переводы Пастернака/. "Мо­ре", "Ода к осени", поэма "Горшок с базиликом". Пути от Шелли и Китса к прерафаэлитам.

Вальтер Скотт /1771-1832/. Творческий путь. Фольклор и бал­лады. Автор новой формы романа; принцип историзма, его суть и отражение в построения фабулы. Совмещение исторических и вымышлен­ных персонажей. Новый метод типизации. Продуктивный момент исто­рии как тема романов. "Айвенго", "Квентин Дорвард". Декоратив­ность, совмещавшаяся с бытовой стороной жизни. Отсутствие динамизма, свойственного большинству романтиков. Значение его твор­чества для завоевания реализма XIX в.

Германия

Социальный застой в немецкой жизни. Сублимация творческих энер­гия в пору романтизма. Богатство и многообразие его форм. Пер­венство в Европе немецкой философии и музыки. Философичность, глубина и символика романтизма.

Иенский романтизм. Братья Шлегели и группа писателей вокруг них. Значение курсов литературы, театра и эстетики» читанных Ф.Шлегелем в разные годы. "Реабилитация плоти" в его повести «Люцинда», Деятельность его брата А.-В.Шлегеля, перевод Шекспи­ра. Роман о художнике "Странствия Франца Штернбальда" Л.Тика; новелла "Белокурый Экберт" - тема пограничных яви и сна как про­рыв в область подсознательного. Генрих фон Офтердинген" Новалиса - вечная устремленность поэта к совершенству. Значение книги Тика-Вакенродера "Об искусстве и художниках".

Э.Т.А.Гофман /1776-1822/. Многообразная одаренность. Соот­ношение гротескных фигур в литературе и графике художника. Роман­тическая ирония и ее значение у Гофмана. Новеллы "Золотой гор­шок" и "Крошка Цахес", художник и филистер в них. Тема "странствующего энтузиаста" в творчестве, музыкант-гений Крайслер во власти убогого князя и его двора - "Записки кота Мура". Свобода формы этого романа. "Серапионовы братья" - сборник новелл, организованный по типу рассказов Чосера. Тема искусства а рассужде­ниях друзей. Гофман а России Х1Х-ХХ веков.

Адальберт Шамиссо /1781-1838/. "Повесть о Петере Шлемиле". Ее связь как с Фаустом, так и с искусством Г.-Х.Андерсена. Тема двойничества в романтизме как элемент ее - тема тени человека.

Генрих фон Клейст /1777-1811/. Драматургия и проза. Повесть "Михаэль Кольхаас" ~и понятие категорического императива. Тема власти и победы как условие существования; трагедия личности во враждебном ей мире - "Пентезилея". Судьба писателя и его творчест­ва.

Поздний романтизм. Гейдельбергский период. Братья Я. и В. Гриммы и их записи сказок. Начало науке о фольклоре. Деятельность Брентано и Арнима, их сборник песен "Волшебный рог мальчика".

Генрих Гейне /1797-1856/. Поздний романтик, выразивший за­воевания и итоги направления. Лирика - "Книга песен". Проза -"Путевые картины". Романтическая ирония и сатира его поэм* Рас­крытие поэтом красоты немецкого фольклора - очерк "Духи стихий".

Франция

Особый путь движения романтического направления вследствие собы­тий революции. Ранний романтизм, частично связанный с эмиграции и неприятием революция. Роль в нем историков Бональда в Ж.де Местра.

Рене Шатобриан /1768-1848/. Обостреннее чувство одиночест­ва в непонятости в мире, меланхоличность повести "Реве". Страсть а обреченность - "Атала". Живописность а экзотика приро­ды Нового света е противостоящие в повеете скованности личности.

Жермена де Сталь и Бенжамен Констан. Роман "Корианна" де Сталь и "Адольф" Констана как литературный а разобщенные диалог


романтиков. Психология чувств героев на фоне пышного итальянского пейзажа; элегичность и причудливость происходящего. Дар импрови­зации как элемент романтического у де Сталь.

История молодого человека - как ведущая тема XIX в., начатая романтиками. Мюссе "Исповедь сына века".

Расцвет романтизма - творчество Ж.Санд и В.Гюго. В отличие от других европейских стран не очень многообразный ранний роман­тизм был компенсирован протяженностью его существования - до 70-х годов и богатством середины века. Дилогия Жорж Санд /1804-1876/ о великой певице - "Консуэло" и «Графиня Рудольштадт". Оби­лие исторического материала, таинственного и экзотического в ро­манах. Идеалы равенства людей и служения человечеству в финале двух частей эпопеи.

Виктор Гюго /1802-1885/. Жизненный и творческий путь. Ро­ман "Собор Парижской Богоматери" и его место в поэтике романтиз­ма. Контрасты и пафос добра в романе /Квазимодо и Эсмеральда/. Монументальное творение "Отверженные". Жан Вальжан - титаничес­кая личность одинокого носителя справедливости. Его бунт против государства, основанного на бесчеловечности. Полицейский Жавер. Роль епископа Мириеля. Фантина и Козетта. Гаврош. Семейство Тенардье. Символический финал романа. Драмы "Эрнани" а "Рюи Блаз". Их место в победе над отжившими нормами классицизма. Манифест но­вого театра - предисловие к драме "Кромвель". Поэзия Гюго разных периодов. Роман "93-Й год" - пафос величия человеческой личнос­ти и пафос революции. Место Гюго в истории гуманизации челове­ческого общества XIX века.

 

II. Реализм

Рождение этого ведущего направление в конце 20-х гг. XIX в. Его особенности. Способ отбора, типизация. Энгельс о реализме. Прав­да лизни и реализм в искусстве. Его развитие от пограничных с ро­мантизмом форм 30-х гг. к течениям - внутри направления - натура­лизма и раннего символизма.

Германия

Драматургия Георга Бюхнера /1813-1837/. Трагедия "Воццек". Новые темы и новые решения.

Прозаики "Молодой Германии". Снижение значимости литературы во П-В половине XIX века, представленной романами Теодора Штор­ма, Фридриха Шпильгагена.

Синтетическое искусство Рихарда Вагнера и драмы Фридриха Геббеля. Новое осмысление темы нибелунгов. Путь к символизму.

Англия

Романы сестер Ш. и Э.Бронте как явление переходного - от романтизма к реализму - периода /"Джейв Эйр", "Грозовой перевал"/.

Чарльз Диккенс /1812-1870/. Значительность его творческого наследия. Традиция Филдинга - тема воспитания человека. Автобио­графический роман "Дэвид Копперфильд". Традиция "юморов" 18 в. -лейтмотивы большинства персонажей /семейств Пегготи и Макобер, Дика в Бетси Тротвуд/. Традиционная английская тема ханжества -"смиренный* Урия Хип. Тема маленьких людей - "Тяжелые Бремена". "Домби и сын". Опасность стандарта, серийности. Однообразие по­зитивных героев в романах. Маргинальность как форма спасения лич­ности от смертвения /вторичные персонажи/. Родственность ментальности Диккенса русскоому гуманизму XIX в.

- 30 -

Уильям Теккерей /1811-1864/. Основательность и неспеш­ность повествования в его романах. Жизнь как "Ярмарка тщеславия". Появление в этом романе нового типаже - ловкой, обаятельной а бессовестной Ребекки Шарп. "Путь наверх" женщины и воздействие этой особы на создание Уайльдом образа леди ЧавлеЙ /"Идеальный муж"/. Типы добродетельных героев, приближенных более к Ричард­сону, чем реалистичных.

Франция

Художники-реалисты и их сосуществование на протяжении всего XIX века с романтиками.

Стендаль /1783-1842/. Жизненный и творческий путь. Романти­ческие тенденций его искусства. Романы "Красное и черное", "Парм­ская обитель". Его новый герой и эпоха реставрации. Социальный протест против реакции. Психологическая правда характеров. Тема
страстного неприятия насилия в творчестве - "Итальянские хроники" /"Ванина Ванини", "Ченчи"/. Труды о живописи и музыке, их место в искусствознании. Статьи против классицизма - "Расин и Шекспир", "Вальтер Скотт и принцесса Клевская"*

Оноре де Бальзак /1799-1850/. Путь от неистового романтиз­ма к "Человеческой комедии". План этого грандиозного замысла. Дилогия о Люсьене Шардоне - тема "пути наверх": "Утраченные иллюзии", "Блеск и нищета куртизанок". Личность и ее борьба за самореализации. Стяжательство как безумие современного паре - по­весть «Гобсек», роман "Евгения Гранде". Человек и общество "зубов и когтей" - "Отец Горио". Философия жизни в романе "Шагрене­вая кожа". Тема творца и творчеств - повесть "Неведомый шедевр".

Поэт середины века – Шарль Бодлер (1821-1867). "Цветы зла" и «Стихотворение в прозе», Традиции романтизма и их разложение под воздействием "парнасской школы" /Леконт де Лиль, Ж.М.Эредиа/. Позитивизм и его воздействие на искусство.

Гюстав Флобер /1821-1880/. Мастерство формы. Изощренный документализм и детализация. Стремление к самоустранению из произ­ведения - объективизм. Темперамент художника и попытка его по­давления. Роман об Эмме Бовари. Бунт героини против прозы и гибель ее от вездесущей прозы. Аптекарь Оме как символ преуспеяния обывателя. Франция середины века, представленная скоплением скуч­ных, глупых и ничтожных людей. Попытка выхода в историческое прошлое - роман "Саламбо" и "Легенда о св.Юлиане". Тема подлинности и доброты - повесть "Простое сердце". Разобщенность людей и не­достижимость идеалов - роман "Воспитание чувств".

Мопассан /1850-1893/. Совершенствование стиля - ученичество у Флобера. Циклы новелл. Темы - крестьянская и военная. Одино­чество, любовь и пошлость - роман "Жизнь". Сатирические новеллы я роман "Шалый друг". Поздние символико-мистические творения.

Золя /1840-1902/. Теоретик натурализма. Попытка усиления воздействия искусства на жизнь. "Экспериментальный роман" - мани­фест натуралязма. Связь с импрессионизмом. Эпопея "Ругон-Маккары" - "социальная и физиологическая история одной семьи". Рома­ны "Проступок аббата Мурэ", "Жерминаль", "Творчество". Публицистический пафос писателя поздних лет - дело Дрейфуса и речь "Я обвиняю" перед т.н. патриотами.

-32 -

У. НОВАЯ ЛИТЕРАТУРА /1890-1940/ Франция

Анатоль Франс /1844-1924/. Глубина культуры и связь с идея­ми "парнассцев". Ранний роман о книголюбе л носителе нравствен­ности - "Преступление Сильвестра Боннера". Сатирическое осмысле­ние истории Франции - "Остров пингвинов". Французская революция в романе "Боги жаждут".

Ромен Роллан /1866-1944/. История музыки и ее тепа в эпопее "Жан Кристоф". Цикл "Героические жизни" - "Микеланджедо" и др. "Театр революции" и его значение в творчестве писателя. Пьесы-"Дантон" и "Робеспьер". Первая мировая война и культура - в ос­мыслении писателя.

Марсель Пруст /1873-1922/ Новый ракурс видения действительности. Субъективизм как принцип воспроизведения впечатлений жиз­ни. Семитомная эпопея "В поисках утраченного времени" - т.1 "В сторону Свана".

Европейский символизм. Возникновение течения в конце XIX в. Реальность подлинная и кажущаяся. Утраты и завоевания. Кир как тайна со своей знаковой системой. Франция: поэзия Поля Верлена /переводы Ф.Сологуба/ и Артюра Рембо /переводы П. Антакольского/. Норвегия: Генрик Ибсен /1828-1906/. Воздействие драматурга на ев­ропейский символизм. "Бранд",*Пер Гонт". Поздние пьесы - "Приви­дения". "Доктор Стокман", "Дикая утка". Их место в истории рус­ского театра. Германия: Гергард Гауптман /1862-1946/. "Потонув­ший колокол". Место пьесы в искусстве символизма. «Михаэль Крамер» - драма о художнике. Предостережение от фаншизма - "Магнус Гарбе". Бунт личности в драме "Перед заходом солнца".

- 33 -

Генрих Манн /1871-1950/. "Учитель Унрат" и "Верноподданный" - романы о рождения "новых" ненцев, с которыми к власти придет
фашизм. Дилогия о Генрихе 17 - история и нравственный урок. Пуб­лицистика писателя.

Томас Манн /1875-1955/. Место писателя в культуре XX века. Тема искусства, альтернативного предпринимательству - новеллы "Тонио Крегер", "Тристан". Смысл гипнотического сеанса волшебни­ка в новелле "Марио и волшебник". Проблемы гуманизма и искусства

- роман "Доктор Фаустус". Его символы. Русская тема у писателя и
значение русской литературы для становления его реализма.

Райяер-Ыария Рильке /1875-1926/. Поэзия. Очерк "Ответ Роден", Переписка троих - Рильке, Цветаева, Пастернак и ее значение для европейской культуры 20-х годов.

Немецкий экспрессионизм. Литература в живопись. Принципы течения и судьба экспрессионистов в Германии.

Бертольт Брехт /1898-1956/. Театр Аристотеля и театр отчуж­дения. Новая попытка усилить воздействие искусства на зрителя. Теоретические обоснования. Пьесы "Страх и отчаяние в 3 Империи", "Жизнь Галилея". Личность и тоталитаризм. Сатира на победу на­цистов в Германии - "Карьера Артура Уи". Пацифизм, противостоя­щий гитлеризму - "Допрос Лукулла".

Анна Зегерс /1900-1983/. Роман "Седьмой крест". Вопрос все­му человечеству - возможна ли победа над всеобщим страхом и воз­можно ли действенное противостояние всесильной тайной полиции -Да, ответ писательницы. - Нет, ответ Ганса Фаллады /1893-1947/. Его роман "Каждый умирает в одиночку", ответ, написанный после уничтожения одинокого героя и нацизма.

Франд Кафка /1883-1924/- Дегуманизированное общество 20-х

годов я место в ней человека, повесть "Превращение". Учение Фрейда и его отражение а "Процессе". Кафка и литература XX в.

англия

Оскар Уайльд /1854-1900/. Парадоксы писателя как тема и эле­мент поэтики. Драматургия, сказки и роман "Портрет Дориана Грея" Искусство, вынужденное отражать пороки человека, но не отвечаю­щее за них - судьба Дорвана Грея. Сибиль Вен и тема жизни и иг­ры. Афоризмы Уайльда и прерафаэлиты. Уайльд и Обри Бердслеи. Эс­тетика Рёскина.

Бернард Шоу /1856-1950/. Его "неприятные пьесы";"Профессия миссис Уоррен" - двойная жизнь, поверхность и ее глубока. Пара­доксы писателя. Аналитическое построение пьес "Дом, где разби­ваются сердца". Новое осмысление подвига Жанны д'Арк как попыт­ки прсудить человечество - пьеса "Святая Иоанна".

Джон Голсуорси /1867-1933/. Семейный роман-эпопея о Форсай­тах. История рода как история среднего сословия 8 Англия. Секс и Иран - два вечных начала жизни. их дети Джон и Роз. Мечта соб­ственника о купле недоступного мира творчества. Соме -приобретатель картин, символическая его смерти. "Сага с Форсайтах" •_ но­вый смысл сказания-саги. Особенности композиции эпопее.

Герберт Уэллс /1866-1946/. Богатство идей, воплощенных в его фантастике. Ранние повести - "Машина времени" и *Война миров". Значение реалистических фантазий писателя для культуры ХХ века и жанра научной фантастики.

Джек Лондон /1376-1916/. Продуктивность писателя» его демо­кратизм, роман "Марты Идеи" - реализация дара художника через горькое познание и утрату смысла борьбы за самореализацию. Север­ные рассказы писателя.

У1 Новейшая литература /1940-1990 гг./

Вторая мировая война, судьба Европы. Ее искусство и литера­тура. Поздний реализм и новые течения в искусстве.

Франция

Творчество Франсуа Мориака /1885-1970/. Тупика и выгоды из них. Мастерство и правда. "Клубок змей", "Дорога в никуда"*

Альбер Камю /1913-1960/. Понятие экзистенциализма в двух его формах - религиозного и атеистического. Писатель - предста­витель первого направления. Роман "Чума" как новое возвращение к старой теме-: человечество едино, нет дальних и ближних. Те­ма долга. Повесть "Посторонний". Феномен психологического отчуж­дения и причины его.

Драматургия середины веке - Сартр "Мухи"; Жироду "Троянской войны не будет"; Ануй "Жаворонок"; Ионеску "Носороги".

Проза послевоенных лет: Антуан. де Сент-Экюпери. Франсуаза Саган. Габриэль Колетт. Веркор. Робер Мерль. Морис Дрюон. Луи Арагон, Андре Моруа.

Поэзия XX века: Луи Арагон:, Поль Валери. Блез Сандрар, Поль Элюар, Жак Превер.

Англия.

Олдос Хаксли /1894-1963/. Роман-антиутопия "Наш бравый мир". расхождения - технического совершенства и вырождение человечества, технический прогресс и утрата его смысла. Рассказы.

Джордж Оруэлл /1903-1950/ - мрачная утопия-предосте режение "1984". Личность и унификация ее при тоталитаризме; стандарт в подавление бунта против него чудовищем-государством.

Сомерсет Моэм /1874-1965/. Новеллы и романы. Повесть "Луна и грошь» о Поле Гогене. Попытка осмысления экзотических исканий ху­дожника.

Ричард Олдингтон /1892-1962/. Антивоенная тема в его рома­не "Смерть героя". Поиск путей счастья в мире мертвых традиций – «Все люди – враги»

Грэм Грин /1904 - 19 /. Острота социально-политических проблем и мастерство их воплощения - романы"Тихий американец' в "Комедианты".

Группа "Сердитые молодые леди" конца 50-х гг. и радикаль­ная критика современной Англии: Уэйн "Спеши вниз"; Брейн "Счаст­ливчик Джим". Смысл их деятельности.

Уильям Голдинг /р.1911/. Значительность его творчества и проблематики. Тема человека и человеческого долга - повесть "По­велитель мух". Прогресс и относительность в его понимании - ро­ман "Наследники".

США

Эрнест Хэмингуэй /1899-1961/. «Телеграфный стиль", причины его и завоевания. Новеллы "Недолгое счастье Фрэнсиса Макомбера". "Снега Килиманджаро". Борьба республиканцев и франкистов в романе "По ком звонит колокол". Роберт Джордан в Испании и тема един­ства Вселенное.

Уильям Фолкнер /1897-1962/. Трилогия-эпопея об Америке

40-50-х родов - "Деревушка", "Город", "Особняк". Влияние русско­го романа XIX века - широта полотен, неспешность и монументаль­ность стиля. Роман "Осквернитель праха".

Торнтон Уайдьдер /1897-1975/. Исторический роман "Мартовс­кие иды" и его аллегорический смысл для XX века. Повесть "Мост короля Людовика Святого".

Драматургия - Миллер "Смерть коммивояжера"; О Нил "Луна для пасынков судьбы". Глубина анализа человеческой личности и пафос гуманизма этих больших трагиков.

Джерси Сэлинджер /р.1919/. Детская тема и ее смысл в его новеллах в романе "Над пропастью во ржи". "Поврежденный мир" и человек в нем.

Курт Воннегут /р.1922/. Демократизм его прозы, завоевания нового гуманизма - "Бойня 5", "Колыбель для кошки".

Рэй Брэдбери /р.1920/. "Марсианские хроники" и «451° по Фа­ренгейту". Новонайденный метод реализма через фантастику, еще одно предостережение человечеству.

Германия

Тема войны и мира. Пацифизм и совершенствование человека, без чего ни один догмат и закон не имеют силы.

Герман Гессе /1877-1962/ - крупнейший писатель века. Путь от "Степного волка" к "Игре в бисер". Повесть "Сиддхарта" и вставные новеллы романа "Игра в бисер" - попытке в индуистском ключе решить проблемы человечества, проблемы века.

Эрих-Мария Ремарк /1898-1970/. Романы о двух мировых вой­нах - "На западном фронте без перемен", "Возвращение", "Триумфальная арка", "Время жить и время умирать". Тема "потерянного" поколения в неисчерпаемость проблем. Ремаркизм - как идея самоустранения из безнадежной борьбы с "ястребам:: •

Вольфганг Борхерт /1921-1947/. Рождение новой психологичес­кой прозы. Одаренность и обреченность писателя. Его новеллы и пьеса "Снаружи, за дверью". В год- его смерти возникший союз вернувшихся - "47" а видный писатель группы - Ханс Вернер Рихтер

/р. 1908/. Его книги "Не убий", повести. Понимание, раскаяние, рождение нового человека в Германия. литература и новая дейст­вительность

Генрих Белль /1917-1985/0 Его антивоенные романы и их значение в воспитании здорового посленацистского поколения «Бильярд в половине десятого",, "Дом без хозяина",, Обретение новой формы в прозе - влияние Борхерта. Ханжество нового общества в повести "Глазами клоуна".

Макс ФРиш /р. 1911/. Тема деградаций человека под воздействием техницизма века - "Homo faber” противостояние правды о войне и ее лакировка б интересах господствующих сословий пьеса"Опять они поют".

итоге курса: сближение проблем европейского и русского искууства в конце XIX в., единство русской эмигрантской литературы с литературами мира, конвергенция стилей и идея на современном этапе,

ОПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

I АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Гомер. Иллиада. Одиссея.

Гесиод. Труды и дни

Алкей, Сафо, Феогнид, Архилох. Стихи.

Эсхил. Прикованный Прометей. Орестея. Софокл. Фиванский цикл. Электра.

Еврипид. Ипполит венценосный. Медея. Аристофан. Лягушки. Всадники. Облака. Менандр. Отрезанная коса.

Феокрит. Каллимах. Стихи.

Плутарх. Сравнительные жизнеописания- Гай Марций и Алквиад, Юлий/Цезарь)и Александр (Македонский/.

Лукиан. Разговоры богов. Александр или Лжепророк.

Лонг. Дафнис и Хлоя.

Гелиодор. Эфиопика.

Плавт. Клад /или Горшок/, Хвастливый воин.

Теренций. Свекровь

Лукреций Кар. О природе вещей /хрестоматия/.

Катулл. Стихи.

Гораций. Стихи /Оды "Лебедь", "Памятник"/ эподы, сатиры Послание к Пизонам /"Искусство поэзии"/.

Вергилий. Буколики. Энеида /песни 2, 4, 6/.

Овидий. Героини. Метаморфозы /хрестоматия/. Печальные эллегии/хрестоматия/.

Апулей. Метаморфозы, или Золотой осел. Пособия:

И.М.Тронский. История античной литературы. Л., 1957. хрестоматия по античной литературе. Сост Н.А.Тимофеева и Н Ф.Дератани, Изд.7. 1966.

Мифологический словарь.


 

П. СРЕДНЕВЕКОВЬЕ И ВОЗРОЖДЕНИЕ

Песнь о Роланде.

Песнь о нибелунгах /хрестоматия/.

Ирландские саги /Плавание Брана, Цикл о Кухулине/. Старшая Эдда /хрестоматия/

Ленте. Ад.

Петрарка. Сонеты.

Боккаччо. Декамерон. Фьезоланские нимфы.

Поэзия "Плеяды", ^Хрестоматия)

Рабле. Гаргантюа и Пантагрюэль.

Сервантес. Дон Кихот.

Кальдерон. Жизнь есть сон.

Лопе де Вега. Увечий источник.

Чосер. Кентерберийские рассказы /хрестоматия/.

Шекспир. Сон в летнюю ночь. Ричард Ш. Гамлет. Король Лир. Отелло. Макбет. Буря. Сонеты.

Пособия:

В.М.Жирмунский. Средние века и Возрождение /два издания/. Хрестоматия /Средние века/. Два издания под рез.В.Шора.

Ш. КЛАССИЦИЗМ, 17 век

П.Корнель. Сад. Гораций.

Ж.Расин. Андромаха. Федра. Британник.

Молъер. Дон Жуан. Мизантроп. Тартюф. Мещанин во дворянстве.


1 | 2 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.08 сек.)