АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

В античность

Читайте также:
  1. Античность
  2. Античность в историческом сознании и историографии Ренессанса
  3. Античность в историческом сознании и историографии Ренессанса – с. 98-102
  4. ПОЗДНЯЯ АНТИЧНОСТЬ. ВИЗАНТИЯ
  5. Философская Античность.

Социально-философская мысль достигает наибольшего развития в классическом античном обществе (VII-IV вв до н.э.) в философских системах Гераклита, Демокрита, Платона и Аристотеля.

К проблемам, которые решались социально-философской мыслью, относились проблемы сущности человека и общества, исторической закономерности и социального прогресса, индивида и общества, свободы и творчества, смысла человеческого бытия и истории.

Классическая античная философия выработала своеобразный взгляд на мир, человека, историю, сутью которого является тождество мира, человека и общества.

Гераклит различал людей по их индивидуальным логосам, которые делил на «бодрствующие» (способные постичь всеобщее, то есть мыслить и действовать сообразно объективному логосу) и «спящие» (обнаруживающие непонимаение всобщего и даже вражду к нему). «Наилучший» субъективный логос – это «сам себя умножающий», самовозрастающий, логос, который не просто совпадает с объективным, но и отрешен от него.

Демокрит также делил людей по их способности мыслить и рассуждать, а истинным счастьем считал спокойное состояние духа, которое дается логическим познанием. Вместе с тем без привычки к труду люди, по его мнению, не могут научиться ни письму, ни музыке, ни гимнастике. Нужда и опыт были для человека учителями во всем, и все искусства порождены потребностями и обстоятельствами.

Геракли т: Мудрость он считает великой заслугой человека, понимая под этим самостоятельное постижение индивидом сущности вещей и мира, и противопоставляет его многознани (сумме приобретенных знаний). При этом мудрость состоит не только в том, чтобы говорить истинное, но и в том, чтобы поступать сообразно природе, ей внимая.

Свобода понимается Гераклитом как познанная необходимость, но свободны немногие, прежде всего мудрецы.

Как часть мирового процесса общество живет жизнью единого и всеобщего целого, законы которого регулируют рождение и гибель, смену поколений и исторических событий. Подобно космосу, общественная жизнь постоянно меняется.

«Душа, согласно Платону, независима от тела, связывающего его с царством животных, бессмертна, состоит из 3х частей: душа, мужество, страсти. Она пребывает до вселения в индивида в мире идей. Человеческая душа и гос-во (общество) имеют одинаковую структуру. Трем частям души в обществе соответствуют три сословия граждан: правители, стражи, земледельцы и ремесленники, а каждому сословию – своя добродетель: правителям – мудрость, стражам – мужество, земледельцам и ремесленникам – сдержанность. Выполнение каждым сословием своей общественной функции и есть справедливость. Хорошее государство должно соединять в себе основные элементы монархии и демократии. Он видит близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью. Назначение человека, смысл его бытия по существу состоит в реализации божественного предопределения.

По Аристотелю, человек есть социальное (политическое) животное, обладающее душой, осознанной волей, склонностью к искусству. В душе он усматривает высшую деятельность человеческого тела, его «действительность», или осуществление («энтелехия»).Как форма тела, душа связана с формой всех форм- богом. Аристотель признает собственно человеческим в человеке его разумность, а подлинный смысл человеческого бытия усматривает не в вещественном богатстве, не в наслаждении, не в этической добродетели, а в деятельности разума. При одинаковых природных возможностях один человек может реализовать себя лучше, чем другой. Истинное назначение человека – разумная деятельность, присущая лучшей части его души – уму.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)