АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Экзистенциализм. В отличие от позитивизма считавшего себя философией совре­менной науки, экзистенциализм выступает как философия человеческого существования (экзистенции)

Читайте также:
  1. III. Экзистенциализм.
  2. Билет № 24 Экзистенциализм.
  3. Проблема бытия в современной философии: марксистско-ленинская философия и экзистенциализм.
  4. Раздел 4. Экзистенциализм.
  5. Экзистенциализм.
  6. Экзистенциализм.
  7. Экзистенциализм.
  8. Экзистенциализм.

В отличие от позитивизма считавшего себя философией совре­менной науки, экзистенциализм выступает как философия человеческого существования (экзистенции).

Экзистенци­ализм знаменовал собой переход от “философии сущностей” к “фило­софии существования”.

Возникновение экзистенциализма связано с закономерным рос­том общественного интереса к проблемам человеческого существова­ния, личности.

Центральная категория экзистенциализма - категория человече­ского существования, или экзистенции. Человеческое существование - это поток переживаний, не имеющий никакой рациональной opганизации, законов и смысла. Экзистенция иррациональна, при этом под­линная экзистенция - это глубинный поток переживаний очищенный от всякого рода внешних, жизненных влияний.

 

Экзистенциализм, та­ким образом, психологизирует человека, сводит человека - реальное материальное существо, обладающее сознанием, к духовной жизни, понятой к тому же как чисто иррациональный поток переживаний.

С позиции экзистенциализма важнейшим фактором человечес­кого существования является смерть. Человеческое существование определено к смерти, движение к которой придает смысл человечес­кому существованию. В отличие от предметов природы, исчезновение которых является просто их небытием, ничто, смерть, как небытие че­ловека, является в то же время весьма существенной реальностью, бытием. Экзистенциализм включает поэтому своеобразное понимание диалектики бытия и небытия, жизни и смерти, в котором смысл жизни определяется по существу движением к смерти. Такая диалектика жиз­ни и смерти имеет явно негативный характер. С точки зрения здравого смысла, на который опирается научная философия, смысл жизни заложен в самой жизни как противоположности смерти, с позиций экзистенциализма движение к смерти придает смысл жизни.

Ценным элементом философии экзистенциализма является представ­ление о том, что человек, как личность, творит самого себя, обретает свою сущность, уже существуя.

 

Из предопределенности человеческого существования к смерти выводится, далее, феномен свободы: человек абсолютно свободен пе­ред лицом смерти. Однако поскольку человек живет в обществе себе подобных, он ангажируется, принимает на себя определнную ответственность.

Истинная экзистенция обнаруживается человеком в критичес­ких ситуациях, прежде всего ставящих человека перед перспективой смерти. Поэтому одной из важнейших проблем экзистенциализма ока­зывается проблема самоубийства.

Весьма важное место в философии экзистенциализма занимает понятие трагедии человеческого существования. Человеческое существование трагично, поскольку человек определен к смерти, одинок, испытывает непрерывное давление чуждых ему бессмысленных сил природы и общественной жизни. Трагедия человеческого существова­ния порождена отчуждением человека от общества, подав­лением человеческой личности чуждыми ей силами общества. Пробле­ма отчуждения занимает весьма важное место в философии экзистен­циализма.

 

15. Возникновение марксизма. Предпосылки, сущность. Критерии научности в
философии. Основные этапы развития научной философии.

Философия марксизма - прежде всего результат обобщения реальных фактов естествознания, обществоведения, общественно-исторической практики. Предпосылки возникновения:

1) На ступенях исторического процесса общество создавало определенные противоречивые картины мира и трактовки своей сущности. В период капитализма возникает необходимость в научном знании. Закономерная черта переходного периода мировой истории заключается в осознании человечеством своей сущности в единстве с пониманием сущности окружающего бесконечного мира - это есть общечеловеческие предпосылки возникновения марксизма.

2) Социально-экономические предпосылки: высокий уровень развития способа производства обуславливает высокую степень овладения человеком материальными силами природы и общества; *Общечеловеческая потребность к знанию и самопознанию. рост производительности труда (промышленный переворот => кризис =>война буржуазных революций); капитализм на зрелой стадии развития; социальная сила, которой по своему объективной роли в социальном прогрессе был заинтересован в объективном взгляде на мир и самого себя -пролетариат.

3) Конкретно-научные предпосылки: научная философия была подготовлена система частных наук (закон сохранения и превращения энергии, клеточного строения живого, эволюционная теория).

4) Философские предпосылки: марксизм заключается в творческой переработке предшествующих взглядов, удержание всего положительного в них и отбрасывании неприемлемого, ложного. Марксистская философия = основной дух материалистической философии Фейербаха + рациональное зерно диалектики Гегеля, отсюда новая форма материализма - научный материализм, диалектический и исторический материализм.

 

Сущность происшедшего с возникновением марксизма переворота философии можно свести к трем основным компонентам:1) коренное изменение социально-классовой природы философии: Основный классовые интересы пролетариата совпадают с общечеловеческими интересами общественного прогресса. До Маркса философия – привилегия элиты, образованного меньшинства. Пролетарии заинтересовались философией Маркса => стали интересоваться философией вообще. Т.е философия радикально демократизировалась Марксом.

3) появление научной философии: Единство общечеловеческого и классового в природе и интересах рабочего класса определяет «открытость» философии марксизма для объективной истины, для аккумуляции всех общечеловеческих духовных ценностей. Следовательно, создает предельно широкую объективную установку, предопределяющую научный характер философии.3) коренное изменение социальной функции философии.

 

 

Научность философии марксизма заключается в том, что она описывает важнейшие философские вопросы, создала понятия материи и развития, окончательно решила основной вопрос философии в пользу материализма, сформулировала объективно верную концепцию законов развития и т.д.

 

4) Раньше философы объясняли мир, Маркс ставит задачу изменения мира. Научная философия становится теоретическим руководством практического преобразования мира.

 

Критерий научности - то что отличает любую науку от ненауки. Сущ-т 2 варианта дополняющие др друга:

1в:Орлов В.В 1)наличие имперической базы., полученной путем наблюдений и экспериментов (Любая наука опирается на факты). 2)наличие специфического научного метода. (Особая методология)

3)проверяемость любых научных предположений.

2в:Алексеев, Панин, 1)объективность-ученый рассматривает свой предмет таким какой он является на самом деле, без выдумки)

2)рациональность = доказательность

3)нацеленность на воспроизведение сущности исследуемого предмета

4)системность-упорядоченность науч.знания по осознанным принципам.

5)проверяемость: логическая и практическая. Логическая используется там где нельзя проверить практически.

Эти критерии характерны для любой науки, но у научной философии есть особый дополнительный критерий научности: философское знание должно быть знанием о бесконечном и всеобщем! (философия должна понимать свою бесконечность и применять ко всему миру)

Этапы развития:

• Этап Маркса и Энгельса. Формирование и развитие научной философии определяется потребностями общественного развития. Философия со всей определенностью проявила свою теоретическую и практическую действенность, мощный объяснительный потенциал. Без ее прямого теоретического участия не могла быть создана научная политическая экономия, теория социализма, революционная теория марксизма в целом. Свою роль сыграла и материалистическая диалектика, без которой Маркс не смог бы раскрыть механизмы капиталистического общества. На этом этапе выяснен общий теоретический смысл ключевых открытий в естествознании.

• Ленинский этап. Философская теория мира и человека в этот период своего развития ищет и находит свой ответ. На этом этапе стоят четыре важные задачи: дальнейшее развитие философской теории, обоснование и участие в дальнейшей разработке научной политической экономии и научного социализма, обобщение данных развивающегося естествознания, обобщение опыта социалистического строительства. Роль в этом этапе сыграла «революция» в физике. Ведется критика махизма Лениным.

 

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.)