|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Русская социальная философия 18-20 вв
Развитие философской мысли в России происходило сначала под влиянием обострения антикрепостнической борьбы, а затем – и антибуржуазной, поэтому одной из важнейших особенностей русской философии на всем протяжении ее развития является острая политическая направленность, непосредственно связанная с призывом к преобразованию общественной жизни, к созданию условий, достойных для жизни и реализации творческих возможностей народа. Другая особенность творческой мысли в России – господство в ней коллективной идеи. Чувство нравственной свободы – необходимый признак русской мысли, постоянно ощущающий недостаток свободы в самой жизни. С творчеством А.Н. Радищева начался новый, дворянский этап освободительного движения в России. Народ – главная сила грядущей революции, основа всей хозяйственной деятельности и создатель материальных ценностей. В.Г. Белинский высоко ценил идею прогрессивного развития через отрицание старого новым, называл ее законом исторического развития, без которого невозможен прогресс. Главной движущей силой истории он объявляет народ. У А.И. Герцена и Н.П. Огарева диалектика призвана соединить философию с социализмом, доказать необходимость социальной революции. Источник развития общества Герцен искал в совершенствовании человеческих знаний и распространении их в среде народа. Н.Г. Чернышевский утверждал, что общественная жизнь движется не по воле абсолютной идеи, а на основе собственных закономерностей. Им предпринята попытка выведения закономерностей развития общества из потребностей, качеств и свойств человеческой природы. Также он стремится объяснить качества людей их историческим бытием и с этой целью изучает экономические интересы и отношения, присущие им в различные эпохи. Революционные восстания масс – неизбежный спутник исторического развития. В целом развитие общества определяется уровнем знания. В качестве критерия общественного прогресса Н.К. Михайловский выдвигает всестороннее развитие личности. Общественная борьба – это борьба личности за свою индивидуальность. Религиозная философия 19-20 вв стремится представить русского человека духовной индивидуальностью, неразрывно связанной с космосом. В.Л.Соловьев развивает представление о человеке как внутренне противоречивом существе, совмещающем в себе тело и дух, божество и ничтожество, смысл жизни которого состоит в приумножении нравственности. Согласно Соловьеву общество есть дополненная или расширенная личность, а личность – сжатое или сосредоточенное общество. Ф.М. Достоевский также видел одну из важнейших сторон исторической миссии русского народа в том, что только оставаясь народом-богоносцем, тот сможет внести примирение в европейские противоречия. Как ни устраивай жизнь, ничего не изменишь, ибо зло лежит не во внешней жизни, а в самом человеке. Н.А. Бердяев вслед за Соловьевым исходил из идеи об особом пути России. Согласно Бердяеву, идея социального прогресса допускает лишь одно поколение счастливцев, а христианство – все поколения. И бог, и человек конкретные личности, поэтому они оба – творцы. Бог и человек есть одно и то же, т.е. они тождественны, оставаясь в то же время и противоположными. Представителями неклассической философии истории в России были неославянофилы А.А. Григорьев, Н.Я. Данилевский, К.Н. Леонтьев, отвергнувшие взгляд на историю как на единый закономерный процесс развития универсальной сущности человека. Григорьев выдвинул идею о том, что в истории действуют народные организмы, имеющие цельное, самоответственное значение и существующие независимо друг от друга. Каждый народ проходит 3 основных стадии развития: этнографическую, государственную и цивилизационную. По мнению Леонтьева, каждый исторический народ проходит 3 стадии развития: детства, расцвета и старости. Однако идею об особой миссии русского народа он не разделял. Смыслом истории поэтому является не религиозно-нравственное совершенствование народа, а развитие эстетики жизни. Л.Н. Гумилев разрабатывал концепцию этногенеза, или рождения новых народов. Подобно человеку, каждый народ, проходит ряд возрастных фаз: становления, подросткового буйства, взросления и старения.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.) |