|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Научная революция и смена типов рациональностиНаука развивается с помощью научных революций. Кун разработал («Структура научных революций») концепцию развития научных знаний, научных революций. 1) Научная революция (возникает, когда формируется наука) 2) Научная парадигма 3) Научное сообщество Научная парадигма – стандартный способ решения научных головоломок. Иногда ученые начинают мыслить по-другому, старая П отметается, появляется новая парадигма – это и есть научная революция (происходит смена научной парадигмы). Для Куна смена происходит случайно. Но научная революция не случайна, новые факты взламывают старые парадигмы. Старые парадигмы полностью не отбрасываются, она включается в новую как частный случай. Старый тип рациональности включается в новый, у старой просто сужается содержание. Меняется тип научной рациональности: 1) классический (простые механические системы, такие системы существуют независимо от позиции наблюдателя; построение абсолютно истинной картины действительности). 2) неклассический (сложные системы с обратной связью; вводятся представления об активности субъекта познания, о необходимости учета средств познания). 3) постнеклассический (сложные саморазвивающиеся системы: биосфера, метагалактика, чел. общество).
48. Проблема сущности истины. Конкретность истины. Абсолютная и Непосредственная цель познания — постижение истины, т.е. действительного знания о мире и человеке. Истина – действительное знание о мире и человеке. С позиций объективного идеализма Гегеля истина — объективный процесс самопознания логической идеи, в котором каждая последующая ступень выступает в качестве истины предыдущей: истина бытия — в сущности, истина сущности бытия — в понятии и т.д. По Гегелю, логическая идея в конце концов достигает абсолютной истины, приходит к абсолютному тождеству с собой. Для субъективного идеализма истина — лишь осознание человеком своих собственных ощущений, в каком бы варианте эта трактовка не возникала. Так, для махизма истина — сокращенное описание человеческих ощущений («элементов мира»). Русский махист А.А. Богданов считал, что истиной является любая мысль, которая организует людей к деятельности, истина — «организующая форма человеческого опыта». Ленин: Истина – такое содержание, которое не зависит от субъекта, не зависит ни от человека, ни от человечества. Всякая объективная истина – конкретна. Конкретное – действительность во всем многообразии её сторон. Связей, отношений. Конкретность истины означает, что То или иное утверждение о деятельности истинное, если учитывать все её стороны, связи и отношения. Относительная истина – ограниченные неполные знания о мире. В силу бесконечности мира, исторической ограниченности человеческого познания, достигнутые знания о мире и человеке всегда неполны и неточны. Абсолютная истина – знания о бесконечном мире в целом, во всем его богатстве и многообразии. Поскольку познание имело начало (ибо человек возникает на определенной ступени развития материи), человеческое знание всегда ограничено, относительно и абсолютная истина никогда не может быть достигнута, поскольку мир бесконечен. Абсолютная истина не может быть когда-либо познана, но она постоянно познается нами, познается по частям. Абсолютная истина не есть нечто недостижимое для человека, она непрерывно познается им. Абсолютная истина поэтому — сумма бесконечного числа относительных. Стремление к познанию объективной и абсолютной истины – одна из важнейших сторон человеческой сущности. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.) |