АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Научная философия о сущности познания. Принципы научной гносеологии

Читайте также:
  1. I. Структурные принципы
  2. I. Философия жизни.
  3. I.1.2.Философия: взгляд изнутри
  4. I.1.4. Философия в первом приближении
  5. I.1.5. Философия как теория и
  6. I.1.6. Философия и наука
  7. I.1.8. Философия и ценности.
  8. I.2.5.Предфилософия: Гесиод
  9. II. Принципы процесса
  10. II. Принципы средневековой философии.
  11. II. Проблема источника и метода познания.
  12. II. Философия Чаадаева.

Научная философия – наиболее общее учение о мире (онтология) и о процессе его познания (гносеология).

Мир есть процесс познания, существующий сам по себе, вне и независимо от материи и познающих существ (с точки зрения объективного идеализма)

Познание есть процесс объективного самопознания, познание субъектом самого себя. (субъективный идеализм)

1. мир есть не что иное, как процесс познания, существующий сам по себе, вне и независимо от материи и познающих существ. Гегель: мир представляет собой логическую идею, которая познает самое себя и этот процесс ее самопознания составляет этапы развития мира.

2. познание – процесс объективного самопознания, познание субъектом самого себя.

С позиции научного материализма познание – процесс отражения объективного мира в голове человека.

Материализм сформулировал четыре основных принципа теории познания, в которых реализуется сущностное определение познавательного процесса.

Первым принципом научной гносеологии является признание существования объективного мира, который познается человеком. Научная концепция объективного мира, на который направлена познавательная деятельность человека, создает широкую основу научной теории познания, исключая идеалистические трактовки познавательного процесса.

 

 

Вторым краеугольным принципом научной теории познания является признание безусловной познаваемости мира для человека. Никакой принципиальной разницы между явлением и вещью в себе, нет и быть не может. Различие есть просто между тем, что познано, и тем, что еще не познано… (ленин)

Научный материализм опровергает различные формы агностицизма.

Третьим принципом научной теории познания выступает признание диалектического характера процесса познания. Всему человеческому познанию - от его простейших форм, ощущений, до сложнейших - теоретических построений - свойственна диалектика. Ленин отмечал, что уже в простейших предложениях «Иван есть человек. Жучка есть собака. Листья дерева зелены» есть зачатки всех черт диалектики, например, тождества противоположностей (единичного и общего). Всему процессу познания свойственно противоречие между знанием и незнанием.

Четвертым принципом научной теории познания выступает положение об общественно-исторической практике как основе познания и критерии истины.

То что соответствует общественной практике, то есть истина.

Знание заключается в том, что мы отображаем мир таким, каков он на самом деле.

Кореная особенность отношения познания к действительности заключается в том, что сходство образа и оригинала, значения и действительности не может быть отождествлено с каким-либо частным своим видом – формальным, наглядным, физическим и т.д. Сущность сходства образа и оригинала, познания и действительности – в его универсальном, бесконечном характере.

Человеческое познание способно воспроизводить любое качественное многообразие, оно обладает бесконечной способностью уподобления миру. Процесс познания проходит две основные ступени: чувственную (живое созерцание) и логическую (абстрактное мышление). Эти ступени различаются прежде всего по предмету отражения, то есть сторонам действительности, которые они отображают.

Чувственное познание характеризуется как непосредственное знание о действительности, логическое – как опосредованное. Логическое знание опосредовано чувственным знанием и самим собой.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)