|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Экзистенциализм. Как направление философии зарождается в Германии в период между 1ой и 2ой мировыми войнами
Как направление философии зарождается в Германии в период между 1ой и 2ой мировыми войнами. Популяризация идей происходит во Франции ближе к концу 2ой мировой. Произведения экзистенциалистов разные и по хар-ру и по жанру. Немецкие экзистенциалисты излагали свои идеи в философ трактатах, франц философы- худож лит-ра, пьесы. Была русская школа экз-в- Бердяев, Шестов, испанская- Хосе. Ортега – И – Гассет, Уномуно, Хайдеггер, Карл Ясперс, Рильке, Къеркегор, Черты общие у всех школ экзистенциалистов: 1)Антропоцентричность- рассматривается не человек вообще как некоторый усредненный человек, а конкретный в его жизненных обстоятельствах 2)Бытие человека рассматривается не извне, а изнутри. Это не рассудочное рассмотрение, а эмоциональное, чувствующее. 3) Новое понимание истории, ее проблем. Исходный пункт- постижение индивидуального бытия человека. 4) Формулирование смысло- жизненных проблем. Формулирование происходит через такие категории как «вина», ответственность, свобода, выбор, жизнь и смерть. 5) Характерные категории: заброшенность, тревога, отчаяние, подлинность. Все они не претендуют на научность, мы не можем рационально отразить содержание этих категорий, предлагают внетеоретич рассмотрение человеч бытия. Возникновение экзистен-ма началось с книги Хайдеггера «Бытие и время»(1927)- рассматривалась как противовес классич философии. В ней он сформулировал различные категории. Традиц философия рассматривала мир как бытие челов сознания, то Хайдеггер предлагает такие осмысления, которые называют экзистенциалы- человек это неопределимое и открытое всему существо, которое способно вместить в себя целое. У нас понимание целого как состоящее из частей. Тут человек как нечто большее чем целое, способен вместить целое в себя. Хайдеггер критикует тезис «Сущность предшествует существованию». Сущность как некая заданность и существование как проявление этой заданности. Мир-то испытание которое проходит человеч душа будет отделена от бож сущности.- критика этого тезиса. Хайдеггер- существование предшествует сущности. Человек вброшен в мир и создает и себя и свое мировоззрение. Не каждый человек способен на такое творчество, чаще всего люди стремятся отказаться от решения этой задачи, а т.к. творчество, созидание опирается на свободу то человек готов отказаться от свободы т.к не выносит акта выбора. =) экзистенциалисты рассматривают свободу не как свободу выбора, а как выбор, от кот человек не может отказаться если стремиться к самопознанию и выступает заложником этого выбора. Человек- единственное существо, знающее о своей смертности. =) гл вопросом должен стать вопрос: что есть смерть? Отбрасывая такие вопросы как откуда? зачем? куда? Человек тем самым отбрасывает и гл вопрос: что такое смерть? Человек который не задумывается о смерти ведет неподлинную жизнь, а сам человек становится «сторожом бытия». Гл характеристика бытия где отсутствует понимание смерти выступает категория «забота». Забота харак-ся через прошлое, настоящее и будущее, человек забегает вперед, проектирует себя, превращает собственную жизнь в «то, чем она не является», в то «что она не есть». Вводит Хайдеггер такой экзистенциал как дас ман- безликое оно (или желание быть как все). Критикует объективный взгяд на личность, говорит что когда мы ставим себя на место другого человека, другой заполняет наше бытие, в результате возникает господство других, причем усредненно других, которое отнимает у нас подлинность и превращает нас в некого усредненного человека. Единственное что способно возвратить человеку подлинность- осознание собственной смерти или «НИЧТО». Подлинное существование Хайдеггер характеризует как Дазань (Dasein)- вот бытие. Процесс постижения собственной сущности- то путь от безликого оно к вот бытию. Быть современным- лишить себя собственной экзистенции, гнаться за убегающим зеркалом современности. 1)Религиозный экзистенциализцм- идея Бога осмысливается тут не богословски, а филосовски. Бог создает человека свободным, но человек пользуется свободой как своеволием. Большое значение они предает работам Достоевского. Н вводит ту цепочку, которая становится определяющей в религ направлении: свобода как дар используется человеком как своеволие которое приводит человека к своеволию, спреступление ведет к наказанию, наказание ведет к страданию, а страдание примиряет с Юогом.Человек должен пережить состояние богооставленности, абсолютного одиночества, а значит абсолютной ответственности, если человек не переживет этот этап он не вернется к Богу, а уйдет в мистич или языч ритуалы. При этом неважно, верующий человек или нет, каждый кто стремиться к самопознанию дожжен пройти этап экзистенциальной интуиции. Это направление называют: теология без Бога. Представители: Лев Шестов, Николай Бердяев, Жак Маритён, Габриэль Марсен, Мартин Бубер, Ясперс., Рильке 2)Атеистический- 3) Позитивный экзистенциализм Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |