|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ЛЕЙБНИЦ (1646-1716)Метафизика – ядро философии по его мнению, способна обосновать любое знание: как научное, так и теологическое. Сущ-ет три степени понятий: 1) Обыденные 2) Математические 3) Метафизические Любые матем., научные знания зависят от метафизики. «Рассуждения и метафизике»: если частные явления и можно объяснить научным языком, то все общие начала природы и механики носят метафизический характер. Говоря об интеллектеуальной интуиции и сущ-нии надмирового разума, поддерживает Декарта, но выделяет 3 вида истин: 1) Первичные (интуитивные) - в отл.от Декарта не считает их врожденными, ясными и отчетливыми, а опираются на закон тождеств 2) Математические – выводятся из первичных истин и опираются на закон противоречия. Их называет «вечными» истинами 3) Истины факта – опираются на закон достаточного основания
Бог - изначальная простая субстанция, хар-ся тремя главными атрибутами: · Могущество · Знание · Воля Человек не способен к чистому познанию, в отличие от Бога. Религия – естественная религия, чуда не существует: «Бог ничего не делает без достаточного основания». Бог лишен чувственного знания, поэтому способен к чистому познанию. Творец субстанций – Бог. Субстанция – естественное постоянство, противящееся изменению Монада - духовная единица бытия, лишенная пространственных характеристик, в отличие от геометрических точек. Главный атрибут монады – сила, энергия, которую Лейбниц называет жизнью. Т.к. каждой монаде присуща своя степень жизненной силы, то в мире нет ничего одинакового, даже двух капель воды. Лейбниц формулирует основной закон метафизики: закон непрерывности всех переходов в природе и человеке. Позже развит у Спенсера- «ползучий рационализм». Материя одушевлена, способна к самопознанию, т.к. материя – совокупность монад. В человеке идеальное начало трансформируется в дух или сферу человеческого сознания. Способность человека воспринимать окружающий мир – перцепции. Способность к самопознанию – апперцепция. «Думать о каком-либо цвете и осознавать, что думаешь о нем, это две совершенно различные вещи». Считает, что объект беднее субъекта, эмпирики же считают, что объект богаче субъекта. Лейбниц один из основоположников Петербургской академии наук.
Гносеология. Эмпирический метод развивается Бэкон, рационилистический метод – Декарт. Островной эмпиризм – Гоббс, Беркли, Юм ЛОКК Считает себя сенсуалистом, отрицает существование врожденных идей, душа – чистая доска, на которой опыт пишет свои имена. Внешний опыт опирается на ощущения, внутренний – на саморефлексию. При этом, по отношению друг к другу – внешний опыт первичен. Внешний опыт включает в себя идеи первичных и вторичных качеств. Первичные качества представлены в наших ощущениях. Являются фундаментом опытного познания. Первичными являются плотность, протяженность, фигура, движение или покой, число. Вторичные качества не находятся в самих вещах, являются продуктом движения частиц, не доступных человеческому восприятию: цвет, запах, вкус, тепло или холод. Данные внешнего и внутреннего опыта – всего лишь материал наших знаний, только после обработки посредством сравнения, абстракции, сочетания возможно получение истинного знания. Дружба – простое понятие, любовь – сложное. Большинство исследователей считают учение Локка выражением здравого смысла, т.к. любое знание опирается на чувственный опыт, ощущения.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |