АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Гуссерль производит переворот в понимании термина, предлагая рассматривать не явления, постигаемые в чувственном опыте, а смыслы предметов в сознании человека

Читайте также:
  1. I. Расчет производительности технологической линии
  2. III. О САМОПОНИМАНИИ СВЕТСКОГО РАЗУМА
  3. А кто в сознании Кришны постоянно веселыми
  4. А) дворцового переворота
  5. Августовский переворот 1991 г.
  6. Анализ безубыточности деятельности. Влияние на безубыточность деятельности производителей цены продукции, затрат на производство, объемов продаж
  7. Анализ производительности
  8. Анализ производительности труда
  9. Анализ производительности труда
  10. Античность в историческом сознании и историографии Ренессанса
  11. Античность в историческом сознании и историографии Ренессанса – с. 98-102
  12. Антропопсихогенез – возникновение и развитие психики человека. Сознание как высшая форма психики

 

Основные работы:
«Логические исследования» 1900-1901

«Философия как строгая наука» переведена на рус.в 1911

«Кризис европейских наук и трансцедентальная феноменология» опубл.в 1954, написана в 1936.

«Первая философия» опубл.в 1956-59 г.г.

 

Главная категория в учении– феномен, феномен - это единство субъекта и объекта, сущности и явления; смысл, значение предмета.

Гуссерль не ставил под сомнение существование объективного мира, мир предметов существует, но задача исследователя – постичь их смысл.

Бытие вещественных предметов постигается эмпирическими науками и обыденным знанием; но знания описывают сами предметы, а то, что мы получаем в качестве знания о предмете – описание причинно-следственных связей и описание самого предмета через внешние характеристики.

Этот подход не позволяет вскрыть глубину предмета, явления; понимания смысла не дает и теоретическое знание, т.к. оно еще больше психологизировано, чем опыт. Именно от личности исследователя исходят те гипотезы, точки зрения, которые затмевают сущность предмета. Феноменология тесно переплетается с герменевтикой.

Задача феноменологии – создание предпосылок для того, чтобы философия стала строгой наукой.

т.к. философия всегда рассматривалась как основание науки, то феноменология позволит ей стать подлинной наукой, перейти от описания в преднауке к подлинной науке, проникнуть в их смысл и сущность.

Как достичь этой цели? Необходимо произвести редукцию, т.е. «вынести за скобки», за пределы сознания все оценочные суждения, многообразные точки зрения, предпосылочные суждения, иными словами исследователь должен иметь перед глазами чистую «вещь в себе», а уже после производить ее в объект, т.е. смысл вещи.

Его девиз: «назад к Канту, назад к вещам».

Важное место в познании сущности Гуссерль отводит интенциональности сознания – направленности сознания на объект. С одной стороны, это помогает интуитивно схватить смысл предмета, с другой – сохранить связь смысла с эмпирическим объектом.

Интенциональная деятельность связана с интуицией, главным способом очищения интуиции от эмпирического содержания – редукция.

Гуссерль говорит о 3 видах редукции:

1) Феноменологическая редукция – эпохЕ – вынесение за скобки всех собственных переживаний; есть и другая трактовка: эпохе – заключение в скобки предметного мира для того, чтобы выделить чистый разум.

(мир)=> я или (я)=> мир

Смысл редукции – восприятие чистых сущностей в нашем сознании

2) Эйдосы – помогает выявить чистые виды переживаний, всеобщие виды переживаний.

3) Трансцендентальная редукция – призвана описывать саму структуру сознания как переживание. Надстраивается над первыми двумя видами, распространяется не только на реальный мир, но и на все идеальные миры (представления о том, каким мир должен быть). Человека уже перестает интересовать собственное бытие, собств.душевная жизнь. Задача этого типа редукции – очистить сознание от любых метафизических остатков.

 

Фильм «Фонтан», 2006 г. у ученого все 3 вида редукции: сперва выносит мир за скобки, замкнут на поиске лекарства, 2 редукция – замкнул на переживаниях после смерти жены, 3 редукция – он с древом воспоминания.

В самом феномене Гуссерль выделяет несколько слоев:

1. Языковые оболочки

2. Психические переживания

3. Предмет, мыслимый в сознании

4. Смысл

5. Содержание языковых выражений

К 4 и 5 слоям обращается феноменология. По мнению Гуссерля, сознание содержит в себе:

· ноэму; ноэма– некое предметное содержание, идеальное значение, смысл действительного предмета

· ноэзис – познавательный акт, смысл ноэматического предмета. Ноэза изучает ноэму.

 

Воспринимаемый цвет – ноэза, а цвет как предмет познавательного акта – ноэма.

Любой действительный предмет выступает то как ноэза, то как ноэма.

 

Т.о. созерцание сущности связано с актом сознания, его интенциональной работой, которое распадается на ноэтическую интенциональность (От познающего субъекта к познаваемому предмету) и ноэматическую интенциональность (от познаваемого предмета к смыслу предмета).

Такое абстрагирование от всей внешней данности в процессе редукции приводит к тому, что сознание замыкается на самом себе и способно порождать смыслы, которые не имеют никакой связи с предметами.

Если на всех этапах научного творчества важны такие этапы, как идеализация, мысленный эксперимент, эмпирическая и теоретическая д-ть, то Гуссерль противопоставляет смыслопорождение теоретическому и эмпирическому уровням познания.

Поэтому критикуют Гуссерля за то, что его задача превратить философию в строгую наука потерпел крах из-за того, что философия, обладающая смыслом, противопоставляется экспериментальному и теоретическому уровням науки.

Феноменология прошла 2 этапа в развитии:

1 этап связан с анализом структур чистого разума

2 этап хар-тся большим вниманием к анализу жизненного мира

 

Жизненный мир – единство практической и теоретической деятельности. Работы 2 периода легли в основу экзистенциальной философии. Жизненный мир – горизонт всех горизонтов, в котором образ мира не отделен от своего прообраза.

Субъективное становится основой объективного, наше восприятие совпадает с объективным выражением феномена вещи.

 

Гуссерль выделяет несколько типов жизненных миров:

1) витальный («вита» - жизнь) – мир непосредственной жизненности. Основные черты:

o нет случайного и необходимого

o нет противопоставления части и целого

o нет ощущения времени

человек стремится к тому, чтобы любая его потребность нашла свое удовлетворение здесь и сейчас. В этом мире возникает первое противоречие, его желание отделяется от возможности его удовлетворения.

2)жизненный мир целеполагания и целевыполнения – мир работы. Характеризуется:

o человек пытается осмыслить промежуток между потребностью и удовлетворением потребности. Возникают такие представления, как: цель, надежда, терпение, стремление

o возникают пространственно-временные характеристики

o естественный (витальный) мир рационализируется, мы пытаемся для себя найти некое понимание о мире, в котором живем. Удовлетворение всех потребностей в мире работы приводит к духовной смерти человека: нечего желать, нечего хотеть.

Если человек находит некие смыслы, то человек переходит на 3 уровень

3)мир высших ценностей (мир духа). Характеризуется:

o служением высшим ценностям: истине, добру, справедливости

o человек выносит за скобки судьбу, желания, не стремится к тем целям, которые порабощают его. Это полное освобождение от судьбы и телесности.

В первом мире человек - неподвижный центр, все движется вокруг него. Во втором мире он сталкивается с противоречием: человек и я («все люди смертны, но не я»).

Во втором мире человек находится за пределами мира. В третьем мире человек свободен от жизни. В этом мире живут аскеты, святые. Для этого мира характерна не борьба с судьбой, а борьба с идеей судьбы.

Смерть в третьем мире – отказ от себя и растворение «Я» во всеобщем.

Смерть в одном мире – возрождение в следующем.

Идеи Гуссерля развивались в Швеции, Франции, России. У нас феноменологию развивал Шпет Г.И., во Франции – Мерло Понти, в Польше – Р.ИнгАрден.

Феноменологические идеи нашли развитие в персонализме, герминевтике, экзистенциализме.

 

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ

Развивается в Германии, особенно в период первой и второй мировых, позже развивается в России, Испании, Франции.

 

Выделяют 2 направления:

1) атеистическое (Франция)

2) религиозное (Бердяев, Ясперс)

 

нет единого направления. Экзистенциалы – интуитивное постижение, иррациональное.

Познакомиться с работой Сартра «экзистенциализм – это гуманизм», Камю «Миф о Сезифе» (эссе об абсурде).

 

Зарождается в период между 1 и 2 мировыми войнами в Германии, к окончанию 2 мировой войны развивается во Франции.

 

Немецкие эк-ты излагали идеи в философских трактатах, французские философы избрали жанр худ.лит., пьесы.

 

Школы: русская (Бердяев, Шестов), испанская (Хосе Ортега-и-Гассет, Уномуно), немецкая (Хайдеггер, Ясперс, Рильке, С. Къеркегор)

 

Общие черты направления:

1) антропоцентричность; рассматривается не человек как усредненный человек, а конкретный человек в его жизненных обстоятельствах

2) бытие человека рассматривается не «извне», а «изнутри». Это не рассудочное, а эмоциональное, чувствующее познание человека. Они провозглашают эмоциональное восприятие человека

3) новое понимание проблем истории, в основе – постижение индивидуального бытия человека

4) попытка сформулировать смысла жизненных проблем через категории «вины», «ответственности», «свободы», «выбор», «жизнь», «смерть»

 

характерными категориями являются: заброшенность, тревога, отчаяние, подлинность. Эти категории не претендуют на научность, их содержание нельзя отразить рационально, но помогает внетеоретическое рассмотрение человеческого бытия.

Возникновение экзистенциализма связываются с выходом в 1927 книги Мартина Хайдеггера «Бытие и время». в ней сформулированы основные категории, при помощи которых можно рассматривать мир человека.

Если традиционная философия рассматривала мир сквозь призму человеческого сознания, то Хайдеггер предлагает рассматривать мир через экзистенциалы. Он утверждает, что человек – неопределимое и открытое всему существо, которое способно вместить в себя целое.

Будучи частью человечества человек выступает как нечто большее, что может вместить в себя целое.

Хайдеггер критикует тезис о том, что сущность предшествует существованию, «сущность» как некая заданность и «существование» как проявление этой заданности.

Средневековые мыслители отстаивали противоположный тезис: «познай себя – познаешь Бога», «мир – испытание души, душа изначально чиста и не порочна, вернуть к подлинной сущности может только религия».

Хайдеггер считает, что существование предшествует сущности. Человек вброшен в мир и создает и себя и свое мировоззрение. Не каждый человек способен на такое творчество, чаще всего люди стремятся отказаться от решения этой задачи, утверждает Хайдеггер. А так как творчество созидания опирается на свободу, то человек готов отказаться от свободы, т.к.не выносит акта выбора.

Свобода – это не просто возможность выбора, а сам выбор. От него человек не может отказаться, если стремится к самопознанию и выступает заложником выбора.

Человек - единственное существо знающее о своей смертности. Поэтому главным вопросом должен стать вопрос: что есть смерть?

Отбрасывая такие вопросы, как: откуда? Зачем? Куда? Человек отбрасывает и главный вопрос: что такое смерть?

По мнению Хайдеггера человек, который не задумывается о смерти, ведет неподлинную жизнь, а сам человек становится «сторожем бытия». Главной характеристикой неподлинного бытия выступает категория «забота». Характеризуя заботу через понимание прошлого, настоящего и будущего человек забегает вперед, проектирует себя, т.е. превращает собственную жизнь в то, «чем она не является».

«Das man» - безликое «оно»;желание быть «как все». Он критикует объективный взгляд на личность говоря о том, что когда мы ставим на место другого человека, другой заполняет наше бытие, в результате возникает господство других, при этом не каких-то определенных других, а усредненных других, которые отнимают подлинность и превращают нас в усредненного человека. Единственное, что способно возвратить человеку подлинность, это осознание собственной смерти или «Ничто». Хайдегер опирается на учение Сократа, который говорил, что мы не можем рассуждать о смерти, т.к. мы не знаем, что это такое на самом деле.

«Dasein» -вот бытие. Процесс постижения собственной сущности – путь от дазман к дазайн.

Быть современным – лишить себя собственной экзистенции, гнаться за убегающим зеркалом современности.

Направления:

1. Религиозный экзистенциализм

2. Атеистический экзистенциализм

3. Позитивный экзистенциализм

 

Религиозный экзистенциализм

Идея бога осмысливается не богословски, а философски. Бог создает человека свободным, но человек пользуется свободой как своеволием. РЭ большое значение придают работам Ф.М. Достоевского. Именно он вывел ту цепочку, которая является определяющей:

«свобода как дар используется человеком как своеволие, которое приводит к предступление, за ним следует наказание, за ним – страдание, страдание примиряет с Богом».

Человек должен пережить состояние богооставленности, абсолютного одиночества, абс отв-ти, если не переживет этот этап, то он уйдет в мистические или языческие ритуалы. При этом считают, что не важно, верующий человек или нет. каждый кто стремится к самопознанию должен пройти этап экз.интуиции. это направление часто называют «теологией без Бога».

Понятия «высшей справедливости», «высшего блага» заменяют учения отцов церкви.

Представители: Лев Шестов, Бердяев, Маритён, Габриэль Марсель, Мартин Бубер, Карл Ясперс.

 

Карл Ясперс 1883-1969

В его концепции присутствует Бог, понятие которого близко к понятию «ничто» у Хайдеггера.

Познание человеком самого себя настолько сложно и трудно, что Бог не может помочь человеку в этом.

Бог не открывается каждому, но только лишь тем, кто способен научиться решать свои проблемы самостоятельно и творчески.

 

Райнер - Мария Рильке 1875-1926

Дает новую интерпритацию библейской притчи «о блудном сыне». Когда получил свою часть наследства, прокутил все, уйдя из дома, но затем отец его принял. Рильке считает, что блудный сын ушел от отца потому что его слишком сильно любили, эта любовь вынуждала его быть таким, каким его хотели видеть в семье, потому он оказался перед выбором: остаться дома в семье и «лгать приблизительной жизнью, которую ему навязали» или уйти в никуда, в ничто, изменить мир и раздвинуть стены того мира, в котором он находился. Блудный сын хотел безопасной любви, быть ничьим и всеобщим. Мечтая об этой любви, он открывает для себя Бога и любовь к Богу становится любовью к миру, эта любовь возвращает его домой.

Парадокс таков: возвращаясь домой, он молит о том, чтобы его не любили.

 

Атеистический экзистенциализм

Представители: Альберт Камю – нобелевский лауреат (1913-1960), Ж.-П. Сартр (1905-1980).

Основной трактат Сартра «Бытие и ничто», сильное влияние Хайдеггера, написала в 1943.

Утверждает, что человек - существо открытое всем изменениям. Появление человека показало миру, что мир существует. То, что у Хайдеггера – экзистенциала, у Сартра – «негативы сознания»: отсутствие, неприязнь, сожаление, тревога. Негативность (отрицательность) характеризуют духовное бытие человека. Все человеческое бытие – постоянное отрицание, самоотрицание.

Свобода человека – не объективная обстановка, в которой человек существует, а отношение человека к этой обстановке.

В 1946 пишет статью «экзистенциализм это гуманизм», пытаясь оправдать философию экзист-ма.

Человек – бытие, благодаря которому возникает ничто. Способность выделять ничто декарт, вслед за стоиками, назвал свободой. «Так что такое свобода человека, если путем ее порождается Ничто»?

Сартр приходит к выводу, что человек – проект,в нем нет заданности, это совокупность того, чем он может стать. Мир оживает только в тот момент, когда человек отваживается на бунт. Поэтому человек несет отв-ть не только за себя, но и за мир: «вся тяжесть мира лежит на плечах человека», от личной отв-ти не могут спасти ни внешние обст-ва, ни давление, ни принуждение.

(обратить внимание на смех героя в произведении стена).

 

Если человек выбирает витальные потребности (естественные, необходимые), то он заполняет Пустоту страхом боли и смерти. В этом проявляется экзистенциальная вина человека.

Сартр считает, что экз-зм - философия действия, она может показаться жестокой для тех, кто не преуспел в жизни. Но главный девиз учения- «быть самим собой, быть верным себе, выбрать себя».

Т.к. человек – набросок, проект, заброшенный мир и наше появление не зависит от нашей воли., то мир – нечто враждебное по отношению к человеку. Это приводит к тому,что вид беременной женщины как ассоциация мира вызывает у одного из персонажей Сартра тошноту.

 

Камю

Мир- декорации, которые позволяют человеку проявить свою подлинность. Часто его философию называют философией абсурда (парадокса). Мы знаем, что впереди – смерть, но живем, мы знаем, что нет идеальной любви, но стремимся к ней.

Не каждый человек способен к абсурду, абсурдность – не что-то заданное.

Пока мир и человек движутся параллельно, человек здоров и счастлив, мы не замечаем, что мир вечен, а человек – конечен. Абсурд возникает тогда, когда мир заданности рушится.

Разлад между миром и привычно заданным ритмом и вопросом «зачем?» приводит к абсурду.

 

Боги – некие часовщики, задавшие направление мира, но в созидании самого себя человек оставлен наедине с собой.

 

Став один раз абсурдным героем, человек не может выйти из ситуации.Камю выделяет в качестве осн.проблемы – проблему самоубийства. Оно мб физическое и философское. Физическое самоубийство безразлично миру. Философское самоубийство – принятие абсурда, принятие смерти в свое бытие.

Человек начинает жить подлинно в тот момент, когда оказывается лицом к лицу к смерти.

(читая Постороннего обратить внимание, что произведение разделено на 2 части; обратить внимание, какой персонаж отс-ет во 2 части книги и появл. На посл.стр-цах).

 

ПОЗИТИВНЫЙ ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ

Миколо Аббаньяло (1901- 1990)

В 1998 была опубликована работа «введение в экзистенциализм»: т.к. философия по сути своей – сомнение и выбор, то подлинной философией выступает экзистенциализм. Но это невсегда признавалось.

Считает первым экзистенциалистом считает Сократа, главным девизом которого было «познай самого себя».

Главный экзист.акт можно свести к следующему: «все, что я делаю, есть мое решение».

Пока ч-к не владеет своими возможностями, он живет в состоянии рассеяния. Владея возможностями он становится хозяином своей судьбы, т.к. сам выбирает как свое бытие, так и свое будущее. Но т.к. у человека огромный спектр возможностей, то по-настоящему выбор – движение от возможности к «возможной возможности». Человека он стравнивает с бароном Мюнхаузеном, который сам себя вытащил за волосы, выбирая это из множества других возм-тей спасения.

Вопрос: какую же возможную возм-ть мы можем выбрать? Морально оправдан только тот выбор, который человек готов повторить в будущем. Н-р: выбор мужа, профессии, поступка.

 

Философию экз-ма называют философией зрелого человека,имеющего за плечами жизненный опыт.

 

Позитивного экзистенциализма придерживался Х. Ортега-и-Гассет.

Считал, что человеческая подлинность может проявиться и в приключении, авантюре, а не только при столкновении со смертью.

 

Основные направления можно сфокусировать по отношению к проблеме выбора. Те, кто утв-ет, что каждый выбор оправдан и человек не может отказаться от выбора, а значит, абсолютно свободен – атеистическое направление. Все возможности равнозначны, кроме одной – смерти, эта позиция характерна для Хайдеггера. Третья позиция: все возможности равнозначны, т.к. выбор невозможен, бог отстранился. Четвертое направление: выбор возможной возможности.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.023 сек.)