|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Л.Н. Толстой(1828-1910) В 16 стал студентом Казанского государственного университета, успешно сдал первый экзамен, стал слушателем словесного отделения. Но из-за конфликта с семьей перешел на юридический факультет. Но ему было не интересно и он бросил университет, вдохновившись идеями Руссо. Спустя 4 года под влиянием старшего брата, тоже отправляется служить на Кавказ. На Кавказе проявил себя, позже перевели его в Крым. В 27 лет возвращается в Спб, уже известным (были опубликованы первые рассказы: Севастопольские рассказы). Влияние оказал Шопенгауэр, помимо Руссо, Кант. После возвращения из Крыма с братом отправляются в Европу, но брат заболевает туберкулезом и вскоре умирает. Смерть оставила неизгладимый отпечаток, т.к. братья были очень близки. В произведении «Смерть Ивана Ильича» Толстой описывает 2 чувства, испытываемые перед лицом смерти: отчаяние и ожидание. Слова Ивана Ильича: «меня не будет, так что же будет? Где я буду?». Эти вопросы будут позже подниматься и во Франции (Сартр «Стена»). «Кай – человек, люди – смертны, значит Кай – смертен. Но это Кай смертен, а не я» - рассуждает Толстой. Дружба с франц.гувернером, пытавшегося вернуть писателя к жизни и остановить пьянство, увлекает Толстого музыкой, тот начинает учиться играть. Толстой пишет Сонату. В 1862 женится на Софье Андреевне Берс. Первые годы были очень счастливыми и очень удачными, он пишет «Войну и мир», «Анна Каренина». После написания «АК» Толстого настигает духовный кризис. Семейную жизнь он воспринимает как «фелистерское счастье» (фелистер у Шопенгауэра). Жизнь до этого он видит пустой, бездушной, он приходит к мысли, что жить не за чем. Это было духовное перерождение. В результате он отказывается от всех своих произведений, он обличает низкую культуру общества, которое что бы он не написал, будет «помнить его по войне». Выйти из кризиса помогает общение с крестьянами, работавшие в Красной поляне. В произведении «Смерть Ивана Ильича» главный герой беспомощен, жена и дочь подчинили свою жизни уходу за больным, отношения с близкими Ив.Ильич называет ложью. Лишь простота крестьянина, носившего дрова, воду, уход, отсутствие брезгливости у него дают надежду умирающему.
Толстой отказался от авторских прав, стал вегетарианцем, пытался вести простую крестьянскую жизнь. Человека отличает от животного лишь то, что он погибнет, добывая еду в одиночку. С Толстого начинается такое явление, как «хождение в народ». К народу он относился как к ребенку, шаловливому, нуждающемуся в наставлениях, направлении. Увлекшись образом жизни простого народа, Толстой увлекся христианством. Толстой был атеистом, он плохо знал православную литературу. Увлекшись православием, он начал его обдумывать, критиковать и в итоге разошлись вовсе: его отлучили от церкви (анафеме он не был предан, но заключение синода было о том, что Толстой не относится в рамках церковной власти и это собственный выбор Толстого), а Толстой испытывал пренебрежение к церкви. В работе «критика догматического..» показал расхождения православия с христианскими заповедями. Он пишет работы «Исповедь», «в чем моя вера», «Царство божие внутри нас». Единственное лит.произв, которое можно поставить на один уровень с первыми романами, это Воскресение. Толстой пишет о равнодушии церкви, безразличии «света общества» к творящемуся разврату и… Религия нравственности и философия нравственности должна быть такой, чтобы была воспринята представителем любой религии. Подобно другим русским мыслытелям, Толстой все подчиняет морали. Охарактеризовать вообще его учение можно как «тирания этики». Вслед за кантом, он тоже выделяет мир телесный и духовный, мир феноменальный и ноуименальный, но если у Канта ноуменальный мир не может проникать в феноменальный, то Толстой утв, что все поведение человека определяется нравственностью. Толстой критикует науку и религию, т.к. все строится на рациональных началах, т.о. пытаясь оправдать любой поступок человека. Спасение - в любви ко Христу, живи люди во любви к нему, не было бы зла. Духовные начала в человеке - самоценный абсолют, существующий на самостоятельных онтологических основаниях. Закон божий – онтологическое основание мира.Начало начал разума и есть Бог. Толстой в Христианстве не признает ничего, кроме нормативных правил. Он отрицает природу Христа двуединую, но признает только то, что Бог - хозяин, это безграничная сила. Вера Толстого – странная смесь рационализма, буддизма, атеизма и много чего другого, по мнению Булгакова. Его поддерживали многие. Толстой очень импульсивен, непоследователен, особенно в отношении к самому себе, но главная его заслуга в том, что он на почве русской философии создает учение Учение о двух мирах. Духовный – свободный, внутр. Жизнь, материальный – зависимый, обществ. Жизнь (государство, церковь, политика, культура, экономика.) считал, что исторический процесс может быть подчинен требованиям морали. Толстой выступал за остановку исторического процесса. В работе «путь жизни» пишет, что люди увлекаются обустройством своей жизни, самим существованием а не тем, зачем жить. Толстой критикует науку и философию, т.к. последняя трактует о чем угодно, кроме как о том как быть лучше, жить лучше. Для Толстого добро определяет понимание красоты. В работе «что такое искусство»: «красота – это то, что нравится сердцу», «добро не имеет ничего общего с красотой, т.к. крастота - оценочное суждение». По мнению Толстого, лишь музыка Мендельсона заслуживает восприятия. Он выдвигает новый критерий искусства – общедоступность. «что же такое искусство, если откинуть красоту? Искусство подчинено целям добра, оно интересно тем, что мы можем рассуждать о субъективном восприятии красоты, носящей объективный характер, основанный на принципах морали». Главный посыл нравственного учения – непротивление злу насилием. Определения насилия по Толстому: 1. Насилие связано с убийством или угрозой убийства, 2. насилие как внешнее воздействие 3. насиловать - значит делать то, чего не хочет тот, над которым совершается насилие свое видение проблемы насилия он излагает в работе «в чем моя вера», статье «царство божие внутри нас». Светсткие критики, в ответ на заповедь о непротивлени злу насилием: 1. насилие не противоречит учению христа, оно разрешено и даже предписано учением ВЗ и НЗ. Толстой считает, что они опровергают учение Христа, придумывают нового Христа для себя. 2. Хотя Христос и учил подставлять другую щеку, но на свете есть злодеи, если их не усмирять силой, то мир погибнет. 3. Христианин может подставить вторую щеку, если зло касается лично его. Но когда зло направлено против ближних, он обязан защищать их. 4. Помимо непротивления злу, есть еще 9 заповедений. Если преступает одну или неск заповедей, преступив ее, человек не перестает быть христианином. Главное – правильно верить 5. Этот вопрос вообще не в нашей компетенции. Рассуждать на эту тему – больший грех, нежели преступление этой заповеди. Различие между русскими и иностранными критиками в отношении к прогрессу. Они упрекают его в том, что Толстой не знает насилия, а без насилия были бы не достигнуты многие вещи. Либо христианство для нового мира не годится.
Толстой делает вывод, что люди н воспринимают его учение, т.к. полное исполнение требования уничтожает жизнь, заставляет коренным образом изменить отношение к ней у каждого.
Оставляет 5 заповедей: 1. Любить всех, не держать зла 2. Полное целомудрие, даже в мыслях 3. Не заботиться о будущем, а жить настоящим, не давать клятв 4. Никогда не для какой цели не употреблять насилие, терпеть насилие, отдвалать последнюю рубаху 5. Любить врагов, ненавидящих вас Главный оппонент Толстого – Ильин, противопоставивший его формуле требование заставления и остановления. Ильин различает насилие и заставление (принуждение) Выделяет несколько форм заставления: 1) Самопонуждение 2) Самопринуждение 3) Психическое принуждение 4) Физическое понуждение 5) Пресечение Т.к. Толстой считает, что принуждение к добру - одна из форм насилия, то себя ильин считает сторонником насилия. Совершилась встреча русского морализма с русским нигилизмом, Толстого он называет злым гением, сыгравшим в русской революции не меньшую роль, чем Руссо во Французской.
Иррациональная философия. Философия жизни 60-70 года 19 века. Шопенгауэр, Ортега-и- Гассет, Ницше, Дилтей, Берсон. Религия превращается в рациональный инструмент. Вера в науку, в ее способность на все. В искусстве возрождается, используется перспектива, игра света и тени. Государство – машина, механизм, а не нечто созданное Богом. С середины 19 века раздаются голоса мыслителей, художников, писателей, которые говорят, что такое господства рассудка во всех сферах ведет к ограничению духовной свободы человека. Ряд философов противопоставляет разум и чувства, задаются вопросом: чему верить? (при общении с человеком разум говорит, что человек хороший, а чувствуется отторжение) Жизнь начинается трактоваться как абсолютное начало мира, которое предшествует разделению бытия на материю и сознание. Жизнь невозможно понять, постить при помощи рассудка и разума, да и чувства не дают истинного знания. Жизнь доступна лишь переживанию и интуиции. Чем больше открытий в науке, тем больше вопросов у исследователей. Науки могут постичь только отношения между предметами, но не сам смысл предмета и его жизненное своеобразие. На первый план выходят такие категории как «понимание», «постижение», «чувствование», ценностные характеристики предмета становятся важнее их рационального исследования. ШОПЕНГАУЭР Родился в семье купца. В противовес желанию учиться отец предлагает путешествие по всему миру. Сын на 3 года забывает об учебе. Он побывал в Италии, на Сицилии, во Франции. Был склонен к пессимизму, это была наследственная болезнь. У отца бывали приступы меланхолии, преследования, страхов. В один из них он умер. Мать была несколько легкомысленна, к жизни относилась легко. Не стала запрещать сыну учебу в университете. В 20 лет он полностью разорвал отношения с матерью и до самой смерти матери (еще 24 года) они не общались. В 1809 стал студентом мед.факультета Гуттенбергского университета, его привлекают естественные науки. Потом переводится на философский. В 1818 выходит его работа «Мир как воля и представление». Не была востребована, всего лишь 2-3 рецензии было за 3 года, она была очень сложно написана. Его приглашают на должность приват-доцента. Он ставит свои лекции одновременно с Гегелем, его лекции называются «учение и смысле жизни», но на его лекции не ходят. В 1931 уехал во Франкфорт-на-Майне. «парерги и параллипомены» - последняя работа Шопенгауэра, переводится как «второстепенное и дополнения». Это 2 тома различных статей, дополняющих «мир как воля и представление». 1851 г.,«Афоризм житейской мудрости» Слава настигает Шопенгауэра под конец жизни, по-настоящему приходит после его смерти. Основная идея книги обращена к учению Канта, в центре – человек и его способность к познанию. Человек – единство познающего и телесного существа. Как субъекту познания человеку мир открывается как представление, а как телесному – через желания и хотения, мир является волей. То, что у Канта «вещь в себе», у Шопенгауэра – «воля». Мы можем описать лишь то, что происходит, но почему это происходит?? Шопенгауэр ищет ответ. По мнению Ш., тело – лишь видимость, настоящая реальность - воля. Воля не имеет конечной цели, значит она по своей сути есть абсолютное зло, иначе человек добивался бы удовлетворения своих потребностей, в итоге счастья, если бы воля имела цель. Воля освобождает от какого-либо желания, страдания, за которой следует новое. Необходимо стремиться к угасанию, нужна нирвана, как у Будды, для постижения спокойствия. Чем меньше мы будем напрягать волю, тем меньше будет страданий. Подавить индивидуальную волю человек может путем аскетизма и истязаний. Мировую волю можно победить через искусство, в первую очередь через трагедию и музыку. Познание позволяет увидеть человеку, что все вещи и все люди по сути одно и то же. Все страдают. Приняв это, человек приобщается к любви.
Страдание – справедливость – любовь, сострадание. Если страдание пронизывает весь мир, то встает вопрос: зачем? Оно не может быть бесполезным, случайным. По-настоящему позитивный х-р, по мнению Ш. носит зло, т.к. постоянно заставляет стремиться к чему-то, добиваться, а добро приносит умиротворение. Человек эгоистичен, он достигает наивысшего предела в отличие от остальных живых существ. Вся история человечества – история войн и связанных с ними страданий. При этом если бы все желания человека исполнились бы, то мир перестал бы существовать. Если бы человек сумел избежать страдания, то умер бы от скуки Т.к. человек обладает желаниями и потребностями, а животное – только потребностями, то значит счастье недоступно человеку. Т.к. животное живет здесь и сейчас и способно испытывать удовлетворение от исполнения необходимого, то животное намного счастливее нас. В этом животные умнее нас, в умении наслаждаться настоящим, не думая о будущем. «дружба с животными» - месть человека животным за то, что они способны быть счастливыми. Он хочет приручить животное с тем, чтобы сделать его менее счастливым. Эмоции животного начинают зависеть от хозяина: вкусно или нет покормила хояйка влияет на настрой кота. Человек мстиииит Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.008 сек.) |