|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Зачем нам нужна история?
Метод – способ достижения цели (определённым образом упорядоченная деятельность.) Как средство познания метод – есть способ воспроизведения в мышлении изучаемого предмета. Метод – сист норм, правил, приёмов получ знаний о мире. Осн функц метода явл. Внутр регулирование и организация процесса познания. (Методология – совокупность методов (или обл. знания изучающая принципы организации познаватнльной деятельности). Медодология науки изуч науч знание и научную деятельность.Чтобы получить истину нужно сопоставлять исторические и логические методы. Метод –система норм, правил, приемов получения знаний о мире. Методология – определенная система методов в конкретной области познания. Основной функцией метода является внутреннее регулирование и организация процесса познания). При делении методов по уровню познания выделяют: эмпирические, теоретические общенаучные (общелогические) методы. В теоретических методах выделяют: а) методы построения и исследования теоретического объекта (абстрагирование, идеализация, формализация и мыслительный эксперимент); б) методы организации и обоснования теоретического материала (аксиоматизация, концептуализация, универсализация и гипотетико-дедуктивный метод) Человеческое познание в любом случае обусловлено практической деятельностью человечества. Повседневное познание может довольствоваться внешней стороной явлений. Научное познание основывается на специфических методах, которых нет в обыденном познании, и осуществляется на 2 х уровнях: Эмпирическом (основывается на опытном знании) и Теоретическом (познание сущностных, закономерных связей в какой-либо области). Различные философы считали основными различные уровни познания. Например, Ф.Бэкон отдавал приоритет эмпирическому познанию, а Р.Декарт — теоретическому. Методы эмпирического познания. (средствами эмпирического познания выступают органы чувств человека и различные приборы.) Метод наблюдения - исп-ся практически во всех случаях. Наблюдение – целенаправленное и организованное восприятие объекта для отбора опред. практич. материала. Наблюдение м/б: · непосредственным (органы чувств) и опосредованным (с использ. технич. приборов), когда оно исп-ся в астрономии и космологии. · простым – фиксация всех получаемых данных без специального отбора; и сложным – наблюдение с использованием методик отбора материала. · внешним – субъект познания нах-ся вне сис-мы связей объекта; и включенным – субъект познания берет на себя выполнение опред. функций в сис-ме процессов данного объекта, оно исп-ся при наблюдении за природ. объектами, в социологии. · самонаблюдение – исп-ся в психологии, биологии. Набл-е предполагает в целом пассивное отнош. субъекта к объекту, субъект максимально нацелен на сохранение естественных условий сущ-ия объекта. Среди требований к набл-ю особую роль играют наличие цели (систематичности) + тщательность. Эксперимент (Э) – (проба, опыт) активное воздействие субъекта на объект в процессе его исследования (создание новых условий для сущ-ия объекта; изменение течения процессов; ограничение функий). Осн. смысл эксперимента – отвлечение от существенного в объекта, фиксация внимания на наиб. значимом. Э исп-ся широко и яв-ся методом получения нового знания, способом проверки уже сущ-го знания. Требования к Э: многократность повторения; наличие цели; системность; непрерыв. контроль; тщательность; ориентация на получение фактов о конкретно изначально выбранной стране сущ-ия объекта. Преимущество Э. перед наблюдением – но в большей степени решает поставленные задачи. Недостаток – в ходе Э. искажается картина реального сущ-ия объекта. Наблюдение и эксперимент исп-ся как взаимодополняющие методы. Описание. измерение и сравнение – сопутствующие методы эксперименту и наблюдению. Измерение (И) – фиксация количественных хар-к объектов на основе принятых в науке эталонов опред-ия этих хар-ик (эталоны длины, веса). И. – процесс нахождения отнош-ия зафиксированной величины к другой, принятой за единицу. Описание (О) – упорядоченное фиксирование данных экспериментов и наблюдений. О. предполагает использ-ие некоторых общепринятых обозначений (символов, знаков, схем, графиков). Сравнение (С) – процедура установления сходства и различия опред. объектов (чаще однородных). С. позволяет установит тип связи разных объектов. Измерение может считаться одним из проявлений метода сравнения. Методы теоретического научного познания. (Средства: понятие (обычно слово/словосочетание — выражение в обобщенной форме некоторого предмета/явления/связи), категория (предельно общие понятия, выражающие наиболее существенные, закономерные связи и отношения), закон (необходимые, устойчивые, существенные и повторяющиеся связи предметов/явлений) Абстрагирование – мысленное отвлечение предмета от ряда его свойств или вычленение какого либо качества. Идеализация – процесс создания абстрактных объектов ка кпредельных случаев определ. класса реальных объектов. В проц Ид. Некот св-ва объекта доводятся до макс степени проявления, развития и сопоставления с реальными св-ми данного класса объектов. При этом в теор постороении указаные усовия определяют достижение этого макс рез-та. С учётом вышесказ выявляется тенденция развит реального объекта. Формализация – фиксирование содержательного знания в знаково символическом виде. При этом исп искуст и ест языки.Форм треб построен знания по определ логике с учётом точного значения символов и знаков. Мыслительный эксперимент – организ на основе абстрагирования, идеализации, формализации с использованием технических средств. Требов к нему теже что и к эмпирическому эксперименту. Аксиоматический метод – (дедукт построение научных теорий) принимается определённое кол-во принимаемых без док-ва предложений (аксиом), фиксируются правила построения теории, на основании аксиом и методов стоятся теоремы. Общенаучные (общелогические) методы познания: (Эти методы находят свое применение в познавательной деятельности в целом, в научном познании на всех уровнях). Анализ и синтез. Анализ – мысленное или практическое разделение объекта на составные части и изучение их в отдельности. Любой объект имеет свой предел для применения анализа за которым начинается другой уровень исследования. Всякий анализ конкретен и связан с проблемой исследования данного объекта. Синтез – мысленное или практическое соединение ранее разделенных частей в целостном объекте. Этот используется в исследовании объекта как целого в многообразии составляющих его частей. Он имеет свои пределы, определенные проблемой исследования. Индукция и дедукция. Эти два метода касаются взаимовлияния разных видов знаний друг на друга, отношения знаний с т.з. их обобщенности. Индукция – метод построения вывода на основе частных посылок. Основой выступают как правило факты, совокупный опыт экспертной деятельности. Чаще всего индукция ведет к выводу о сходстве определенного ряда явлений. В результате создается знание в котором можно определить большую или меньшую степень вероятности. Индукция выступает в разных формах. Самая простая – популярная или перечислительная индукция, когда регулярно повторяющиеся свойства переносятся на все явления данного класса. Полная индукция – когда делается вывод, что всем представители данного общества присуще определенное свойство. Неполная индукция – когда свойство обнаруженное у некоторых представителей множества приписывается всем остальным. Выделяют научную и математическую индукции. Индуктивный вывод строится с учетом определенной теории или математической формулы. Индукция проявляет себя и в тех случаях когда требуется принять решение в неопределенных условиях. Дедукция – процедура в которой из общего положения делается вывод частного характера, т.е. некоторая теория или гипотеза преломляется в определенном факте как его объяснение. Дедукция тесно связана с индукцией и очень часто обе эти процедуры выступают этапами единого исследования. Дедукция и индукция находятся во взаимной согласованности. Дедукция часто применяется в математике. Восхождение от абстрактного к конкретному – означает объединение разных видов знаний получаемых разными методами. В широком смысле это метод движения знания от частного, неполного к более полному, целостному. Абстрактное в данном случае представляет собой некоторую часть целого, которое выделяется и которое определяет направление дальнейшего исследования. Чаще всего таким начальным моментом выступает то, что признается более значимым по отношению ко всему остальному. Конкретное означает объект, взятый во всем многообразии его свойств и связан с ними. Конкретное это богатое по содержанию знание об объекте в единстве конкретных фактов и теорий их объясняющих. Наше познание постоянно движется в эту сторону. Достижение конкретного знания процесс бесконечный, непрерывный и обусловленный не столько бесконечностью мира, сколько бесконечным многообразием проблем, которые ставит человек в процессе освоения мира. Исторические и логические методы. Метод исторического познания объекта означает исследование объекта в его многообразной динамики, в реальных фактах, явлениях, событиях развития данного объекта. Исторический метод предполагает определенную последовательность реальных фактов и событий. При чем эти факты, события могут как наблюдаться так и реконструироваться с помощью определенных проявлений их в других событиях и фактах. Исторический метод позволяет обнаруживать самые многообразные явления. Логический метод – процесс изучения объекта с учетом достигнутого им уровня развития, на основе чего делается вывод о важнейших тенденциях, закономерностях этого развития. Логический метод позволяет «спрямить» некоторые направления развития объекта и сделать вывод о возможных путях его дальнейшего развития, преломить опыт прошлого в будущее. Чаще всего такое знание носит гипотетический характер. Метод моделирования – метод построения различных моделей для различных целей исследования. Этот метод является аспектом всех без исключения методов познания. Модель – некоторый аналог реального или воображаемого объекта выполняющий функции хранения и расширения знаний о мире, контроля за его явлениями и процессами, преобразования или управления этими явлениями. Между моделью и реальным объектом существует отношение подобия, однако в модели фиксируется не столько сам объект, сколько те возможности его которые позволяют решить познавательную проблему. Модели бывают как материальные так и идеальные (мыслительные) (физическое моделирование (велосипед, ракета) и математическое моделирование (чертеж, график, система уравнений)). В последнее время широкое применение получают математические модели. Они унифицируют все процессы моделирования. Системный метод. Система – такая совокупность элементов, которые находятся в определенных связях друг с другом и с окружающей средой. Всякая система обладает структурой, т.е. упорядоченными связями элементов в целом. Всякая система обладает следующими свойствами: 1 целое всегда больше, сложнее суммы составляющего его элементов; 2 всякая система обладает иерархией элементов с учетом системообразующего элемента. В каждом конкретном способе исследования можно выделить и различные системообразующие элементы или отношения. Всякая система многогранна; 3 каждый элемент в системе выполняет свои функции в поддержании целого и в его связях с внешней средой; 4 система это такое целое, которое находится в непрерывном развитии определяемого особенностями всех элементов и их функциями по отношения друг к другу. Системный метод предполагает следующие приемы: - выявление характера зависимости элементов; - выявление свойств элементов и системы обеспечения её устойчивости при разных влияниях внешней среды; - выявление устойчивых способов взаимосвязи системы с внешней средой; - рассмотрение системы в развитии, выявление тенденции этого развития с учетом особенности внутренних и внешних условий; - обеспечение многообразных подходов к описанию системы.
40. Общество как предмет философского анализа
Мысль о системе общества зародилась в глубокой древности и нашла отражение в трудах Геродота(5 в. до н.э.). Аристотель понимал общество как совокупность людей, объединяющихся для удовлетворения социальных инстинктов. Средневековые философы (Августин, Ф. Аквинский) рассматривали общество и его систему как воплощение божественного провидения. Люди - актеры драмы, автором которой является Бог. Это течение получило название "провиденциализм". Начиная с эпохи возрождения формируется светская социальная философия, которая считает творцом истории самого человека, который творчески преобразовывает мир и самого себя. Начиная с 17 до 19 вв. в социальной философии существует договорная теория общества, с точки зрения которой общество появилось на основе договора между людьми с одинаковой направленностью интересов. Общество необходимо людям своими действиями (поступками). Весь материализм нового времени стоял на идеальных позициях в понимании общества:"Разум правит миром" (философы материалисты 18в.). Они полагали, что историю общества творят великие личности - короли, монархи,... Гегель, критикуя договорную теорию, понимал гражданское общество как сферу экономических отношений, где всесторонне переплетается зависимость всех от всех. Наиболее адекватную модель общества в середине 19 в. создали К.Маркс и Ф.Энгельс. Они отмечали, что решающую роль в существовании и развитии общества играют материальные отношения между людьми, развитие производства, духовная, культурная, политическая мотивация. В 70-90гг. 19 в. переживает возрождение социологическая теория М.Вебера. Если Маркс абсолютизировал роль материального фактора и недооценивал значения духовной культуры, права, этики в жизни и развитии общества. То Вебер доказывал громадную роль протестантской этики, культуры, традиций и религии в быстрой модернизации западноевропейского общества. Что же на самом деле является первопричиной возникновения общества. Основной причиной и предпосылкой общества является живой человек (индивид), обладающий биологическими потребностями, удовлетворение которых и служит воспроизводству и жизни. Для удовлетворения витальных потребностей в условиях суровой природы люди вступаю друг с другом в социальные связи. Так им было легче добывать предметы, удовлетворяющие их потребности и в совместной деятельности выжить. Следовательно, важнейшим признаком общества являются общественные отношения, которые отличаю общество от всех других материальных явлений. Общество - люди, объединенные системой общественных отношений. Основные признаки общества: - Материальное производство, труд - вот специфичный признак общества. Именно общественные отношения превращают человека в личность и жизнедеятельность людей в общество. - людей в общество объединяет и продукты их деятельности, их взаимодействия: материальное производство, общественный строй, организация семьи, т.е. созданная людьми культура. - специфика общественной жизни состоит в том, что она представляет собой единство материального и реального - объективного (практическую деятельность) и субъективного (познания, целеполагания). В обществе действуют люди, наделенные сознанием и волей, и их деятельность и поступки всегда целенаправленны. Сознание человека, как субъекта всех социальных изменений неотделимо от деятельности. - для эффективного развития общества; организации материального производства необходимо духовное производство: наука, мораль, право, политика, религия, философия - духовная культура. Духовные процессы в обществе предшествуют материальным, практической деятельности людей (Д.С.Лихачев). Поэтому в обществе сознание определяет общественное бытие. - общество - как высшая форма материи в своём развитии подчиняется объективным социальным законам. В 19в. Гегель отмечал, что общество развивается по необходимости и прогрессивно. Социальные законы раскрываются с помощью социологических категорий (общество, культура, цивилизация, свобода, ответственность, человек, личность и т.д.) Социальный закон - объективная, необходимая, существенная и повторяющаяся связь между явлениями общественной жизни, характеризующая основную тенденцию их развития. Источник социальных законов лежит в объективных связях и отношениях между людьми в обществе. Из столкновения их деятельности, целей, интересов в обществе возникают противоречия, итогом разрешения которых является объективный социальный закон. Законы общества, как и законы природы, объективны. Они действуют независимо от сознания и воли людей. Они начинают действовать, когда начинают действовать необъективные условия, и перестают действовать, когда эти условия исчезают. Между законами природы и социальными законами есть сходства и различия. 1. Так как природа бесконечна в пространстве и во времени, постольку среди её законов есть вечные. Законы общества не вечны, они возникают и действуют с образованием общества. 2. Законы природы проявляются через действие стихийных сил. Законы общества через сознательную деятельность людей. 3. Социальные законы более сложны, так как они действуют на уровне наивысшей социальной формы существования материи. Природные законы менее сложны, так как они действуют в биологическом и в неорганическом мире. 4. Законы общества действуют как тенденции, и поэтому они вероятностны, т.е. являются статистическими. В природе большая часть законов относится к динамическим. Социальная философия в зависимости от сферы действия классифицирует (разделает) общественные законы на три типа: 1. всеобщие законы (действуют на протяжении всей истории человечества) 2. Частные законы (действуют на определенном этапе (законы классовой борьбы)) 3. Специфические (действуют в отдельной общественно-экономической формации) Всеобщие законы обеспечивают преемственность, непрерывность исторического процесса. Частные и специфические законы обуславливают качественные особенности определенных этапов истории.
41. Основные сферы общественной жизни В социальной философии существует множество идеальных моделей общества, однако наиболее адекватно жизнь общества как целостной развивающейся системы отражена в диалектико-материалистичной модели, так как без материальной жизни людей нет смысла говорить о существовании духовного производства, социальной сферы, политической жизни общества как такового. Автор теории К.Маркс(1818-1883) и Ф.Энгельс (1820-1895) в 40-х годах 19 в. В обществе самым замысловатым способом переплетены хозяйственные, государственные, политические, национальные, семейные и др. отношения, явления духовного порядка. Все это, взаимодействуя, развивается, образуя единый поток общественной жизни. Маркс открыл, что основу общества составляет труд, материальное производство, а сознание (идея) есть лишь отражение материальной жизни общества. Марксом был открыт социальный закон соответствия общественного сознания общественному бытию. Общественное бытие – материальная жизнь общества К нему относится материальное производство, производственные отношения и воспроизводство людей, как общественных существ. Основным признаком общественного бытия является его объективность. Многообразие общественного бытия отражается в общественном сознании. Общественное сознание – духовная жизнь общества, отражение общественного бытия Общественное бытие первично по отношению к общественному сознанию, т.к., во-первых, общественное бытие объективно, во-вторых, общественное бытие определяет общественное сознание – взгляды людей изменяются на основе развития общественной жизни, в-третьих, явления общественного бытия возникают раньше, чем они отразятся в обществе. Однако общественное сознание, определяясь общественным бытием, само оказывает активное влияние на материальную жизнь общества: люди изменяют свою жизнь, свое бытие целенаправленно и сознательно. Общественное сознание существует как реальность в конкретных формах: - политическая идеология;- правосознание;- мораль;- искусство;- религия; - философия; - наука. Различают два уровня общественного сознания: - общественная психология; - общественная идеология. Общественная психология – взгляды, знания, настроения, заблуждения людей, которые непосредственно отражают их жизнь и формируются в процессе их повседневного опыта. Общественная идеология – совокупность идей, которые в явной четкой форме выражают коренные интересы классов и социальных слоёв. Идеология создается особыми людьми – идеологами класса. Она играет существенную роль в развитии общества. Объясняя явления общественной жизни идеология формирует сознание людей, их представление о жизненных ценностях. Она обуславливает целостную ориентацию граждан и тем самым обеспечивает общую стратегическую линию их поведения, направления деятельности. Общественная психология и идеология существуют в единстве. Всякое общество, структура которого включает в себя антагонистические классы, чтобы выжить управляется государством. Государство существовало не всегда. Оно имеет следующие причины своего возникновения в обществе: - общественное разделение труда; - появление частной собственности; - разделение общества на антагонистические классы. Государство – политическая организация, осуществляющая управление обществом, характеризующаяся его экономической и социальной структурой. Признаки государства: - публичная власть; - налоги с населения; - территория. Публичная власть: - чиновничий аппарат, суды, тюрьмы, прокуратура, армия, полиция, госбезопасность, и т.д. Как элемент надстройки государство порождается способом производства. Поэтому в истории общества существуют следующие сложившиеся формы государства: - государство азиатского способа производства (опирается на госсобственность) - рабовладельческое государство (собственность рабовладельца на имущество и самого раба) - феодальное (собственность феодалов на собственность и крестьянина) - буржуазное (собственность на орудия труда(буржуазия), на собственную силу (пролетарии)) - социалистическое государство. Государства отличаются друг от друга по формам правления, т.е. по методам организации власти, ее источниками. В реальной жизни существуют: - авторитарная форма правления (монархия, империя, королевство), где власть передается по наследству - диктатура (Пиночет, Сталин, Муссолини, Гитлер и др.) - демократия (источник власти – народ, а госорганы избраны им и ему подотчетны) Государство различается по формам государственного устройства: - унитарное – единое государственное образование с централизованной формой управления - федеративное – состоит из относительно автономных государственных образований – республик, штатов, земель, кантонов. В марксистской модели общества уделяется слишком большое внимание материальному фактору в жизни общества и недооценивается духовно-культурный фактор. Каждое государство имеет свою правовую систему, которая регулирует отношения собственности и другие отношения между гражданами. Право – совокупность законов, санкционированных государством, и регулирующих правовые отношения между людьми в обществе.
Само общество может быть рассмотрена как определенная система взаимодействующих подсистем и элементов. Обычно говорят о существовании четырех важнейших социальных (общественных) сфер: экономическая- | политическая- | социальная- | духовная- охватывает отно- |охватывает отноше-|охватывает отно- |охватывает от- шения,возникаю- |ния,связанные с |шения,связанные с|ношения, щие в процессе |взаимодействием |взаимодействием |связанные с производства,рас- |государства,партий |классов,социаль- | развитием об- пределения,обмена |политических орга- |слоев и групп |щественного и потребления ма- |низаций по поводу | |сознания,науки териальных благ |власти и управле- | |культуры, |ния | |исскуства Общественные отношения. Для характеристике общества как системы недостаточно выделить входящие в него подсистемы и элементы. Важно показать, что они находятся во взаимной связи между собой и могут быть представлены как связи между социальными группами, нациями, индивидами, возникающими а процессе экономической, политической, социальной, духовной жизни общества. Для обозначения этих связей используется термин "общественные отношения". Виды общественных отношений: материальные: по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных благ; духовные: политические, правовые, нравственные, идеологические. Взаимодействие основных сфер общественной жизни. Общество, таким образом, представляет собой определенную совокупность элементов, взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом. Сферы общественной жизни взаимопроницаемы и взаимосвязаны. Экономические трудности и тем более кризисы (экономическая сфера) порождают социальную неустойчивость и недовольство различных общественных сил (социальная сфера) и ведут к обострению политической борьбы и нестабильности (политическая сфера).Все это обычно сопровождается апатией, смятением духа, но и - духовными поисками, интенсивными научными исследованиями, усилиями деятелей культуры, направленными на осознание истоков кризиса и путей выхода из него. Таков один из примеров, иллюстрирующих взаимодействие основных сфер общественной жизни. Военный переворот (политическая сфера) как следствие экономического кризиса, резкое снижение уровня жизни (экономическая сфера),разногласие в обществе (социальная сфера) и все это отражается на духовной жизни общества.(Пиночет (1973) (военная хунта) пришел к власти в Чили в результате военно-фашистского переворота, установил режим жесточайшего террора, экономика улучшилась, разногласие в обществе, творческая интеллигенция ушла в подполье. 42. Природа и общество
Возникновение общества. История челов. общества в опред смысле являет картину его изменяющегося взаимод с природой. Однако общество не сущ изначально. История его возникнов не отделима от истории становления самого человека. Являясь частью прир человек постепенно, в поцессе труда и общения формир как социальное существо. Этот проц имеет своим началом выделение чел из животного мира, формир у него социальных побудит мотивов вповедении. В силу вступает наряду с естеств и социальный отбор. (применительно к сообществам) Выживали те сообщества кот подчинялись опред социально значимым требованиям: сплоченности взаимопомощи... Это социально значимое закреплялось естеств отбором и передачей опыта. В преобразов первобытного стада в челов общество все большую роль играли соц закономерности на фоне действия биологич. Это осущ в первую очередь в проц труда. Для труда характерен коллективно организованный, целенаправленный общ способ деятельности. Труд есть процесс, совершающийся между чел и природой, процесс, в кот. человек своей собственной деятельностью опосредует, регулирует и контролирует обмен в-еств между собой и природой. Т.о. труд - та главная мат сила, кот вела к возникнов и формированию собственно человеческой жизни - общества. Однако ее действие было бы невозможным без формирования языка., кот является важнейшим средством осущ трудового процесса. Прир Среда - естественное условие жизни общества. История Земли и история человечества - это две главы одного романа”- Герцен. Общество явл частью более обширного целого- природы. Чел живет на земле в пределах тонкой ее оболочки - географ Среды. Она есть зона обитания чел и сфера прилож его сил. Географ среда - это та часть пр, котрая составл еобходимое условие жизни общества, будучи вовлеченной в процесс общ производства. Вне ее наша жизнь евозможна. С самого возникнов челов общество изменяло окруж природу и само менялось под ее воздействием. Воздействие общ на прир обуславливается развитием мат производства, науки и техники, общ потребностей. При этом происходит расширение рамок геогр Среды, накопление новых свойств, все более отдаляющих ее от девственного состояния. Если лишить соврем геогр среду ее свойств, созданных трудом многих поколений, и поставить совр общество в исх природные условия, то оно не сможет существовать. В свою очередь и геогр среда влияет на развитие общества. Сравним развитие народов севера и юга, тропиков. Геогр Среда оказывает влияние на хозяйственную специализацию стран ирайонов. Так, если в усл тундры насел занимается оленеводством, а в субтропиках - разведением цитрусовых. Влияние геогр Среды на общество - явление историческое: чем глубже в глубь веков, чем слабее силы общества, тем больше его зав-ть от геогр Среды. Ограничивается ли Среда жизни обществалишь географ средой? Нет. качественно иной естеств средой его жизни явл сфера всего живого - биосфера. В р-те длит эволюции биосф сложилась как динамическая, внутренне дифференцированная равновесная система. Она развивается вместе с эволюцией Вселенной и всего живого. Помимо всего живого биосфера включает в себя и человека. Причем его влияние сильно меняет биосферу. С развитием человечества осуществляется переход к новому качественному состоянию - ноосфере, представляющую собой сферу живого и разумного. Ноосфера т.о. новая особая реальность, связанная с более глубокими и всесторонними формами преобраз воздействия общества на природу. Экология. - наука, изучающая закономерности взаимодействия живого с внешними условиями его обитания с целью поддежания динам равновесия системы “общество-природа”. Развитие человечества, его производ сил столкнули челов с пробл ограниченности прир ресурсов, возможного наруш динам равновесия системы общ-прир. “Не стоит обольщаться победами над природой. За каждую такую победу она мстит. Каждая из этих побед имеет правда в первую очередь те последствия, на кот мы рассчитывали, но во втор и в третью очередь совсем другие, непредвиденные последствия, кот очень часто уничтожают значение первых.” Мы все воюем с природой, а надо мирно существовать в ней. Чел, превращая все большую часть природы в среду своего обитания, расширяет границы своей свободы по отношению к природе, что должно обострять в нем чувство ответственности за преобразующее воздействие на нее. Здесь находит отражение общефил прнцип: “чем полнее свобода, тем выше ответственность”. В настоящее время глобальность эколог проблем требует от чел иного способа мышления, новой формы самосознания - Экологического сознания. Это прежде всего означает, что челов должно осознать себя как единое целое в своем отношении к природе. Самое первое и главное условие сохранение равновесия и гармонии с природой - это разумное сосуществование людей друг с другом. Необходимо соединить усилия всех людей, всего человечества в решениях этих проблем. В соврем обществе потребления решение эколог проблем невозможно... Человек в процессе своей технологической промышленной деятельности нарушает экологическое равновесие и непоправимо сокращает жизнеобеспечивающую емкость планеты. Тем самым он может расправиться с самим собой и жизнью на планете не хуже чем при помощм ядерного оружия. Так, в 1994 г. с лица Земли исчезал 1 вид живых существ в час, тогда как еще в 1974 скорость исчезновения равнялась 1 вид в день. Уже к 2010 году площадь лесов на нашей планете сократится на 40%. Вырубка лесов, осушение болот, создание искусственных водохранилищ, т.е. преобразующая деятельность человека пагубно влияет на климат и продуктивность биосферы. К этому следует добавить радиоактивное загрязнение вследствие ядерных испытаний, аварий на ядерных АЭС, добычи ядерной руды, ее переработки, захоронения отходов и т.п. А также то обстоятельство, что человек обеспечивает себя (развитие промышленности, транспорт) энергией, получаемой в основном за счет сжигания углеводородного топлива(угля, нефти), связанного с потреблением атмосферного кислорода и выбросами, прежде всего, серы и углекислого газа. Так, только одна ТЭС мощностью 1 тыс. мегаватт, сжигающая уголь или нефть с 2%-ым содержанием серы, ежеминутно выбрасывает в атмосферу до 250 кг сернистого ангидрида, не говоря уже об углекислом газе. Отсюда кислотные дожди, убивающие леса, непрерывный рост углекислого газа в атмосфере, порождающий "парниковый эффект"(повышение среднегодовых температур на планете), следствием этого является изменение структуры атмосферной циркуляции, глобальное перераспределение осадков. Добавим к этому еще загрязнение мирового океана только, напр. нефтью - более 1,5 млрд т. нефти перевозится ежегодно морским путем, причем 15 млн т. попадает в воду(без учета аварий). А ведь нефтяная пленка, кроме всего прочего, препятствует фотосинтезу водорослей, убивает планктон, т.е. мешает поглощению углекислого газа и производству кислорода, да еще и уменьшает испарение влаги(отсюда уменьшение среднего количества осадков).
Понятие культуры относится к числу фундаментальных в современной философии, т.к. она выражает глубину и неизмеримость человеческого бытия. Культура от лат. – возделывание, и поэтому неслучайно понятие культуры в античном мире отождествлялось с образованностью, преобразующей все человеческое существо (Цицерон, Платон). "культура ума – есть философия", - говорил Цицерон. В эпоху средневековья чаще употреблялось понятие культуры. Оно выражало способность и готовность человека раскрыть свой творческий потенциал в любви к Богу. В эпоху ренессанса понятие культуры выражало творческие начало человека, который стремился к всестороннему гармоничному саморазвитию и самосовершенствованию. В эпоху "нового времени" культура понимается мыслителями как форма духовного саморазвития общества и человека. Французские мыслители 18в. сводили культуру к развитию человеческого разума. Культура нации, страны состоит в разумности их общественных порядков и прогрессивно развивается совокупностью достижений наук и искусств. Цель культуры – сделать всех счастливыми, живущими в согласии с потребностями своей естественной природы. В современной философии культура характеризуется следующими признаками: - в отличии от природы (естественного), культура – есть нечто искусственное, созданное руками и разумом, духом человека. Но по замечанию П.А.Флоренского: "Природа и культура существуют в диалектическом единстве", - так как в основе всякого культурного явления лежит некоторое природное явление, возделанное культурой. - признаком культуры является её контрено исторический характер: культура одной исторической эпохи отличается от культуры другой. - культура – это всегда творчество, т.к. культурный человек всегда творит нечто новое, чего нет в природе: он достраивает природу и овладевает своей человеческой природой. - культура – сознательный феномен, который связывает природу и общество через развертывание творческой деятельности человека. В центре культуры стоит человек, как субъект её деятельности (творец). И в тоже время, как её продукт. Культура – производство самого человека во всем богатстве и многообразности его связей, во всем многообразии и целостности его общественного бытия. Культура имеет ценностью природу (аксиологическую), так как она есть реализация идеально-ценностных целей осуществление идеалов личности – переселение ценностей из мира возможного в мир действительности. - культура соединяется с такой человеческой деятельностью, которая носит сакральный, священный характер. Эта деятельность связана с поиском смыслов, вычитываемых в бытие. Создание полезных для выживания человека орудий, технологий приобретает сакральный характер, т.к. любое орудие (любой артефакт) есть проекция способности и творческих сил человека во вне, т.е. в материальный мир. Культура – социально прогрессивная творческая деятельность человечества во всех сферах бытия, являющаяся единством процессов опредмечивания (создание ценностей, норм, знаковых систем и т.д.) и распредмечивания (освоения культурного наследия), направленное на преобразование мира, на превращения богатства человеческой истории во внутренне достояние личности. Реальные люди и государство живут не только в условиях определенной культуры, но и цивилизации. Понятие цивилизации с лат. означает гражданский, государственный. Эта категория отличается многозначностью: - она синоним культуры - она обозначает степень развития материальной и духовной культуры - это ступень общества, следующая за варварством. Признаки цивилизации, которые объединяют людей, живущих в ней. 1. наличие исторически определенной системы ценностных установок и мотивации деятельности людей, которые выражают способ осмысления ими их индивидуального и общественного бытия, а также тот смысл, который они придают в своей жизни. 2. фундамент каждой цивилизации образует определенный тип культуры, который обуславливает смысл и направленность человеческой деятельности в обществе на протяжении большой исторической эпохи (Россия, Запад, Восток, Арабский мир) 3. характер цивилизации определяется объективными отношениями общества с природой, а также социальными связями между людьми Основу каждой цивилизации составляет определенный уровень развития техники, технологии производства и управления. Итак, если понятие "культура" обозначает степень духовного развития общества и человека, то категория "цивилизация" фиксирует уровень развития техники и технологии общества и степень овладения ими людьми. Цивилизация – исторически определенная социальная реальность, как целостность материальной и духовной жизни людей в определенных пространственных и временных границах. Жизнь и деятельность человека протекает в многообразном и многоцветном мире культуры: в мире науки, философии, религии, искусства и т.д. В настоящее время многие философские направления считают, что понятие культуры человечески содержательный аспект общественных отношений. Культура понимается ими как процесс, результат и поле осуществления способностей человека в данную историческую эпоху. Культура со всеми её гранями является функцией человеческой природы, в центре развития форм культуры стоит человек. В философии существует правильное мнение, что человек является производителем культуры, и в тоже время он сам формируется под воздействием культуры, т.к. способности человека включают в себя как элемент культуры. Батищев в "Особенностях культуры глубинного общения" отмечает некоторые закономерности воздействия культуры на человека в условиях современного НТР. В наше дни преобладающее место в духовном мире человека занимает научно-техническая культура, которая вытесняет на задний план все другие формы культуры (искусство, нравственность и т.д.) Этот перевес научно-технической культуры свидетельствует о несовершенстве современного человека, его неразвитости в иных измерениях. Далее, притязания научно-технической культуры на приоритет в духовном мире личности свидетельствует о её ущербности и неполноценности. Чтобы исправить положение, требуется гуманитаризация научно-технического образования и познания: - установления содружества научно-технической культуры с искусством, нравственностью, экологизация, космизация технических знаний, его ответственность за человечество, Землю, Вселенную. Только это может придать научно-технической культуре подлинную духовность и позитивное влияние на человека. Культура (с лат.-возделывание, обработка) – специфическая форма бытия, возникновение, существование и изменение которой связано с человеком и определяется его деятельностью. Брагин: К. — объективированная в результатах материальной и духовной деятельности явленность родовой человеческой сущности. Долгое время у нас К. включала 2 аспекта: материальная К. и духовная К. (теперь критикуется) Представители кинического течения: К. и общество с их законами и требованиями являются главными источниками зла, поскольку искажают естественную сущность человека. Руссо и последователи: К. сделала человека несчастным, обременив его тяготами, неравенством, социальными бедами. Вне К. невозможно не только бытие человека, но и сам он как особая сущность. Функции К.: созидательная (К. создается в процессе творческой деятельности человека, производства ценностей), общения (создает общезначимые средства общения, трансляции опыта и знаний), познавательная (способствует поискам форм познания), идеологическая (мир познается в соотнесении с некоторыми социальными образцами). Часто культурно-историческое бытие человека разделяют на две составляющие: К. и Ц. Термин цивилизация возник для обозначения противоположной варварству стадии истории. В диалектико-материалистической ф. термин используется для характеристики определенной стадии развития, которые следует рассматривать как неразвитые ступени развития. Ц. также используют для обозначения определенных локально-исторических образований и используют понятия культуры и цивилизации как синонимы. Под К. понимают состояние науки или общества в стадии высокой творческой активности, в которой господствуют духовные идеальные начала, ценности, человек охвачен устремлением к созиданию нового. Ц. характеризует общество в фазе затухания творческой активности, перемещения деятельности с духовных предметов в сферу материального (формализованное бытие, репродуктивные формы производства). – Шпенглер, Бердяев, Сорокин. А. Тойнби под Ц. понимал способ и форму реализации идейно-духовного, ценностного ядра, именуемого К., которая составляет содержание культурно-исторического процесса. А. Вебер рассматривал К. и Ц. не как два относительно самостоятельных аспекта истории, а как взаимодействующие между собой, но протекающие по разным законам процессы (наряду с государством – третьим, социальным аспектом истории). Развитие Ц. происходит в определенных социально-исторических и культурных условиях, зависящих от экономических и политических факторов. Поэтому, если Ц. употребляется для обозначения определенной стадии развития общества, то под понятием К. Вебер имеет в виду качественную сторону цивилизации. Иногда понятие К. связывают с представлением о гуманистической составляющей жизни того или иного общества, в целом по критериям развития или организации различных сфер своей деятельности, относимого к цивилизации определенного типа. 44. Проблема общественного прогресса
Рассмотрение проблемы исторического прогресса следует начать с выявления взаимосвязи прогресса и развития. Развитие нельзя считать простым синонимом изменения или приравнивать его к прогрессу. Развитие - процесс более сложный, чем изменение или совокупность изменений. Развитие - это особый тип изменения. Установление факта совершающихся в предмете изменений еще не свидетельствует об их характере, тенденции. Изменения могут носить количественный характер. Развитие же предполагает рождение нового, изменения качественные. Но и не всякие качественные изменения равнозначны развитию (простое разрушение предмета или циклические процессы с повторением однотипных фаз или просто обратимые изменения типа "вода - пар - вода..."). Понятие развития выделяет из общей массы изменений такие, которые связаны с обновлением системы, с ее внутренним структурным и функциональным изменением, превращением в нечто новое, иное. Развитие - процесс длительных, накапливающихся, необратимых, поступательных изменений сложных системных объектов в достаточно большие интервалы времени (например, эволюция литосферы, экосистем, историческое развитие человеческих сообществ, орудий и навыков труда, НТП и т.д.). Развитие нельзя понимать как линейный процесс. Так, реальное социально-историческое развитие происходит с постоянными отклонениями в сторону, с возвратами назад. Важно отметить соблюдение принципа историзма - рассмотрение объектов как целостных систем, возникших в определенных условиях в результате действия соответствующих причин. Необходимо учитывать не только обусловленность настоящего прошлым, но и развитие самой современности. Историзм тесно связан с концепцией детерминации явлений. История - не заданный изначально процесс с заранее предопределенным результатом. Объективные закономерности исторического развития прокладывают себе дорогу не в единственно возможной форме. Их реализация варьируема. И важно учитывать многообразие возможных форм, путей развития. Наиболее сложным типом развития является история общества, включающая в себя, кроме объективных, также субъективные факторы: взгляды, цели, интересы людей. В реализации исторических перспектив, возможностей участвуют человеческий выбор, идеалы, воля к действию. В процессах развития проявляет себя противоречивый характер изменений. Двумя наиболее общими противоположными по своим характеристикам, разнонаправленными друг от друга, диалектически связанными тенденциями развития являются прогресс и регресс. Прогресс - тип, направление развития, характеризующееся переходом от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. О прогрессе можно говорить применительно к системе в целом, к отдельным ее элементам, к структуре и др. параметрам развивающегося объекта. Понятие прогресса соотносительно с понятием регресса. Регресс - когда в результате процесса развития уменьшается набор полезных для системы функций, распадаются существовавшие ранее структуры, уменьшается число подсистем, элементов и связей, обеспечивающих существование, устойчивость и жизнедеятельность данной системы Социальный прогресс и его критерии. Представление о том, что изменения в мире происходят в определенном направлении, возникло в глубокой древности и первоначально было чисто оценочным. В развитии докапиталистических формаций многообразие и острота политических событий сочетались с крайне медленным изменением социально-экономических основ общественной жизни. Для большинства античных авторов история - простая последовательность событий, за которыми стоит нечто неизменное. История - регрессивный процесс, идущий по нисходящей от древнего "золотого века" (Гесиод, Сенека), либо циклический круговорот, повторяющий одни и те же стадии (Платон, Аристотель, Полибий). Христианская историософия рассматривает историю как процесс, идущий в определенном направлении, как движение к некоей предустановленной цели, лежащей за рамками действительной истории. Социальная философия подымающейся буржуазии, отражавшая реальное ускорение общественного развития, была овеяна уверенностью в том, что "царство разума" лежит не в прошлом, а в будущем. Прежде всего, был замечен прогресс в сфере научного познания: уже Ф.Бэкон и Р.Декарт учили, что не нужно оглядываться на древних, что научное познание мира идет вперед. Затем идея прогресса распространяется и на сферу социальных отношений (Тюрго, Кондорсе). Но рационалистическим теориям прогресса был чужд историзм. они возводили в ранг конечной цели истории преходящие идеалы и иллюзии буржуазии. Вместе с тем уже Вико и особенно Руссо указывали на противоречивый характер исторического развития. Романтическая историография начала XIX века: идея медленной органической эволюции, не допускающей вмешательства извне, и тезис об индивидуальности и несравнимости исторических эпох. Однако этот историзм был односторонне обращен в прошлое. Более глубокую трактовку прогресса дал Гегель, выступив против обеих теорий. Однако, понимая исторический прогресс как саморазвитие мирового духа, Гегель не мог объяснить переход от одной ступени общественного развития к другой. Его философия истории превращается в теодицею, оправдание бога в истории. Диалектический материализм выработал принципиально иной подход к этой проблеме, выдвинул и обосновал объективный критерий прогресса. Прогресс не есть какая-то самостоятельная сущность или цель исторического развития. Понятие прогресса имеет смысл лишь применительно к определенному историческому процессу или явлению в строго определенной системе отсчета. Цели, стремления и идеалы, в свете которых люди оценивают историческое развитие, сами меняются в ходе истории, поэтому такие оценки часто страдают субъективностью, неисторичностью. Общая тенденция исторического развития - переход от систем с преобладанием естественной детерминации к системам с преобладанием социально-исторической детерминации, в основе чего лежит развитие производительных сил. Степень овладения обществом стихийными силами природы (рост производительности труда) и степень освобождения людей из под гнета стихийных общественных сил, социально-политического неравенства и духовной неразвитости - вот наиболее общие критерии исторического прогресса. А значит общественно-экономические формации представляют собой закономерные стадии поступательного развития человечества. Но процесс этот противоречив, а типы и темпы его различны. Отсюда и рост социального пессимизма, многочисленные философские и социологические теории ХХ в., прямо или косвенно отрицающие прогресс.
45. Проблема природы и сущности человека
При рассмотрении проблемы человека можно выделить двойственность, противоречивость его природы: 1) Он представляет собой живой организм; 2) Он наделен сознанием и волей, способностью к практическому преобразованию мира, к творчеству. Проблема противоречия биологического и социального в человеке в разные эпохи философская мысль решала по-разному. В античной традиции в целом делался акцент на единстве, гармонии телесной и духовной сторон. Средневековая философия, основанная на христианстве, иначе решает эту проблему. Христианская религия противопоставляет духовное, божественное начало в человеке телесному. Согласно такой философии, человеческий удел, - постоянное мучительное противоречие между порывами духа “вверх” и тяготением “вниз” греховной плоти. В философии XVII-XVIII веков господствующим становится метафизический, механический подход. Он характерен для решения проблемы соотношения телесного и духовного в человеке. Так, Рене Декарт исходит из принципа дуализма души и тела. При этом тело рассматривается как автомат, машина. Духовное же понимается в эту эпоху как разум, рассудок. В целом в немецкой философии XVIII-XIX ве ков происходит возвращение к пониманию человека как живой целостности, без резкого разграничения телесной и духовной сторон. Для немецкой классической философии определяющим является представление о человеке как о субъекте духовной деятельности, носителе общезначимого сознания, всеобщего идеального начала - духа, разума (Георг Гегель, Иоганн Фихте, Фридрих Шеллинг). Еще один вариант решения проблемы природного и социального предлагает философия жизни - иррационалистическое философское течение XIX-XX веков. Этот период характеризуется ростом интереса философской мысли к антропологической проблематике. Рубеж XIX-XX веков - это время кризиса классического европейского рационализма. Вера во всесилие, мощь и правоту человеческого разума была подорвана. В этих условиях становятся популярными философские течения и системы, трактующие человека как средоточение природных сил, влечений и импульсов. Дарвинизм, т.е. учения Чарльза Дарвина, распространившийся в биологии в середине прошлого века, рассматривал движущую силу развития живых организмов как естественный отбор, борьбу за существование. Этот принцип ряд философов и социологов перенесли на социальную сферу - социальный дарвинизм. Марксистская философия решает проблему биологического и социального начала в человеке с позиций диалектического материализма. Согласно марксистской концепции, социальный уровень материи - высший, качественно иной по сравнению с биологическим уровень. Именно социальное начало является в человеке определяющим. Противоречие биологического и социального, телесного и духовного начал в человеке есть одно из главных объективных противоречий человеческой природы. Неудивительно поэтому, что данная философская проблема не решена и весьма актуальна по сей день. Вероятно, как всегда происходит в философии, на новый уровень философского знания ее выведут новые достижения естественных наук, изучающих человека. О сущности человека можно говорить, только исходя из его существования. Сущность является единой и абсолютной, но проявляет себя только в существовании отдельных личностей. Свойства человека: 1.Дистантность (наличие дистанции по отношению к Миру и себе); 2.Трансцендентность (способность выходить за пределы любой данности); 3.Свобода; 4.Творчество;5.Моральность. Сущность ч. связана с обществ. условиями его функционирования и развития, с деятельностью, в ходе которой он оказывается и предпосылкой и продуктом истории. Подходы понимания сущности человека:1. Идеалистический 2. Религиозно-мистический 3. Натуралистический антропологизм. 4. Материалистический. М. Шелер, Г. Плеснер, представители философской антропологии ориентируются на создание «синтетической» концепции человека, сводят субстратную сторону к сущностной или наоборот. Сторонники биологического варианта подменяют понятие сущности понятием естественного субстрата, рассматриваемого в плане идеалистического натурализма и биологизма. Сторонники функционалистской трактовки абсолютизируют факт отчужденности человека и интерпретируют отношения в духе идеалистического символизма. Представители экзистенциализма противопоставляют свою концепцию «рациональному» подходу изучения человеческой сущности. Они делают упор на бытие человека. Марксизм связывает понимание сущности человека с общественными условиями его функционирования и развития, сознательной деятельностью, в ходе которой человек оказывается предпосылкой и продуктом истории. ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ БЫТИЕ - осознание самого себя в Мире, это присутствие в нем на основе физического существования и Жизни. Развитие человека есть не изменение сущности, а лишь существования, которое может более или менее полно соответствовать родовой сущности. Человеческое бытие в зависимости от соотношения сущности и существования может быть гармоничным и дисгармоничным. Подлинно человеческое существование - это существование открывающее максимальный простор творческому самовыражению сущности человека, его разумного, духовного существа. Существование отдельного человека ограничено пространственно-временными и ситуативными рамками, оно относительно. Родовая же человеческая сущность, в силу своей абсолютности, не вмещается в эти рамки, она трансцендируется за их пределы, реализуясь в историческом бытии человеческого рода. Сущность человека - стержень, который объединяет отдельных людей, разные этносы, культуры эпохи в единый процесс - историю человечества.
ИНДИВИД (от лат. individuum - неделимое), первоначально - лат. перевод греч. понятия 'атом' (впервые у Цицерона), в дальнейшем - обозначение единичного в отличие от совокупности, массы; отд. живое существо, особь, отд. человек - в отличие от коллектива, социальной группы, общества в целом. С одной стороны, индивид имеет общие свойства, по которым его можно отнести к роду, с другой стороны любой индивид имеет ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ - неповторимое своеобразие к.-л. явления, отд. существа, человека. В самом общем плане И. в качестве особенного, характеризующего данную единичность в ее качеств. отличиях, противопоставляется типичному как общему, присущему всем элементам данного рода или значительной части их. Индивидуальность не просто "атомарность" человека, скорее характеристика его единичности и своеобразия выводящих за рамки этой единичности. Человек выступает сначала как особь, "случайный индивид" (Маркс), потом как социальный индивид, персонифицированная социальная группа, и затем как личность ЛИЧНОСТЬ - общежитейский и науч. термин, обозначающий: 1) человеч. индивида как субъекта отношений и сознат. деятельности или 2) устойчивую систему социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности. Индивидуальность не только обладает различными способностями, но еще и представляет некую их целостность. Если понятие индивидуальности подводит деятельность человека под меру своеобразия и неповторимости, многосторонности и гармоничности, естественности и непринужденности, то понятие личности поддерживает в ней сознательно-волевое начало. Человек как индивидуальность выражает себя в продуктивных действиях, и поступки его интересуют нас лишь в той мере, в какой они получают органичное предметное воплощение. О личности можно сказать обратное: в ней интересны именно поступки. Процесс восхождения от индивида через индивидуальность к личности можно в какой-то мере рассматривать и как процесс социализации (влияния общества) с одной стороны и как процесс самосовершенствования человека изнутри, с другой. Процесс социализации отдельной личности неразрывно связан с развитием всего общества, а развитие общества определяется личностями. С другой стороны, с точки зрения экзистенциализма общество - всеобщая безличная сила, подавляющая и разруш. индивидуальность, отнимающая у чел. его бытие., навязыв. личности трафаретные вкусы, нравы, взгляды (Ясперс).
46. Общество и техника
Технические знания имеют прикладной характер. Технические знания развивались вместе с развитием техники, поэтапно. История техники может быть разделена на три основных этапа: Ѓ орудия ручного труда (инструменты); ‚ машины (на уровне механизации); ѓ автоматы (машины на уровне автоматизации). Первый этап характеризуется таким способом соединения человека и техники в технологическом процессе, при котором человек является материальной основой технологического процесса, а орудия лишь удлиняют и усиливают его работающие органы. Труд при этом носит ручной характер. Второй этап характерен тем, что основой технологического процесса становится машина, а человек лишь дополняет ее своими органами труда, является ее технологическим элементом. Труд при этом становится механизированным. Третий этап характеризуется свободным типом связи человека и техники. Переставая быть непосредственным звеном технологической цепи, человек получает условия для творческого использования своих способностей. Техника в свою очередь не ограничивается более в своем развитии физиологическими пределами человеческого организма. С усложнением практической деятельности, с ее развитием, развиваются, накапливаются и технические знания. Как известно, наука делится на прикладную и теоретическую. Технические знания относятся к прикладной науке и с бурным развитием последней, технические знания, в настоящий момент могут выполнять прогностические функции. Деятельность человека носит творческий процесс. С этим переплетается техническое творчество, когда человек генерирует определенные формы, необходимые для решения определенных практических проблем. С этим, в свою очередь, переплетается изобретательная и инженерная деятельность. На третьем этапе развития техники, в период ее соединения с наукой, формируется классическая инженерная деятельность. Сегодня, в виду бурного развития техники, человек во многих вопросах связанных с его профессиональной и личной деятельностью полагается на технические средства. Это вносит определенную специфику в характер современной инженерной деятельности. Концепции техники в социальной философии. - марксистская концепция; - средство для утверждения власти; - современная концепция: Техника самостоятельная ценность, Ч – лишь посредник.. 47. Смысл жизни – интегральная проблема антропологии и аксиологии. Проблема смерти и бессмертия в философии.
Проблема смысла жизни является древнейшей в философии, т.к. человеку свойственно жить не бездумно. Он стремится понять смысл своего бытия. Уже первобытный человек, обнаружив сове отличие от иных существ, осознавал свою ценность и свое место в мире. Смысл жизни – совокупность безусловных ценностей и идеалов, которым следует личность в своей жизнедеятельности. На вопрос о том, что есть смысл жизни философы отвечали по-разному. Мыслители античной Греции видели смысл жизни в поисках истины. которая делает человека свободным. Ф. Др. Египта усматривали смысл жизни в подготовке ч. к загробной жизни, поэтому она воспитывала в человеке такие качества как любовь, уважение к родителям, милосердие и справедливость. Но в античной Греции школа Эпикурейцев высказывала мысль о том, что смысл жизни человека заключается в достижении земного счастья, наслаждения и удовлетворения, т.к. жизнь коротка, и надо брать от неё всё. Др. Даосы выдели смысл жизни в сохранении жизни, чтобы ч. прожил отпущенный ему срок. Большое внимание проблеме смысла жизни уделяли русские философы: Достоевский, Соловьев, Толстой. Толстой отмечает, что жизнь истинная есть только та, которая продолжает жизнь прошедшую, действует благу жизни современной и жизни будущей. Толстой утверждал, что человек выводит смысл своего предназначения из того, что осознает себя частью общества, своего народа, членом семьи и потому он должен соотносить свой смысл жизни с общим благом. Достоевский видел смысл жизни человека в нравственном самосовершенствовании, которое ведет человека вперед к высоким идеям. Он отдавал ведущую роль религии. Соловьев писал: "делание добра и поиск правды - вот смысл жизни человека, но в основе добротворения должны лежать нравственные нормы, которым следует человек, сознательно поставивший себе эту цель". Человек должен служить добру, всесильному и всемогущему. В учении русских философов важна мысль о нравственном смысле жизни, как процессе совершенствования социальной сущности и духовных оснований человека. Каждая историческая эпоха, класс, социальный слой наполнял своим содержание понятие смысла человеческого бытия. Современные ф. утверждают, что понятие смысла жизни включает в себя: - общечеловеческие ценности - идеалы, традиции данной цивилизации, народа, класса, соц. слоя - индивидуальные убеждения, ценности и идеалы. Жизнь общества и человека динамична, и поэтому личность, реализуя свои потребности, интересы, сама обнаруживает смысл жизни. Смысл жизни человека определяется характером общественных отношений, господствующих в обществе. Решая проблему смысла жизни философы исходят из самоценности человеческой жизни, которая является неслучайной, так как личность рассматривается как часть общества. Когда говорят о поиске смысла жизни, не имеют ввиду, что он где-то хранится в готовом виде и его нужно отыскать. Смысл жизни предполагает отношение человека к происходящим явления, их осмысление и оценку их значения с точки зрения того, что нужно человеку. Это значит, что смысл любых процессов возникает не сам собой, а вырабатывается человеком в энергетическом поле его взаимодействия с миром. Следовательно инициирующим, смыслообразующим началом выступает он сам, смысл жизни сотворяется им самим. Сенека говорил:"Важно не то – долго ли, а правильно ли ты прожил жизнь". Давинчи учил, что всякая хорошо прожитая жизнь есть долгая жизнь. Значит мера жизни определяется их личностно-социальным и нравственным содержанием. Нормальный человек, стремясь к личному благу должен соизмерять свои стремления с интересами общественного блага. Проблема смерти и бессмертия была поставлена еще философией древности. Античная идеалистическая традиция в лице Сократа и Платона утверждала, что человек бесс Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.047 сек.) |