|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Вопрос: Древность (античность) как исторический тип мировоззрения. Основные характеристикиРождение философии, ее становление происходят в рамках следующего исторического типа мировоззрения — древнего или античного. Доминирующим компонентом мировоззренческого поля здесь по прежнему является миф. Но миф видоизмененный — классический. В этот же период классический миф перерождается в политеистические религии, но политеизм не может заменить доминирующий в мировоззрении миф, так как не противопоставлен ему. Наоборот, политеизм соткан из мифа, это наиболее абстрактная форма мифа. Поэтому представленные на прошлых лекциях черты мифа характерны и для этого исторического типа мировоззрения. В результате сравнения с помощью наших критериев первобытного и древнего типов мировоззрения получается следующая картина. Отношение человек и природа: человек осознал свою противопоставленность природе, выделил себя из нее. Но это противопоставленность, а не противоположность. Принцип «я есть то, то есть я» эволюционировал в принцип аналогичности. Человек — это микрокосмос, природа — это макрокосмос. Человек создал свой мир, аналогичный природному. Но природный мир – зона сакрального, он по прежнему властен над человеком. И человек, осознавая свою противопоставленность космосу, начинает выстраивать отношения с ним. Это очень хорошо видно в поэмах Гомера, в легендах о Геракле и других героях, которые божественной прихоти противопоставили свое искусство, волю, любовь, смекалку, мужество и пр. собственно человеческие качества. Но не смотря на воспевание героев и в их лице человека, в этих эпических произведениях утверждается и всемогущество богов (природы), а исход дела зависит от умения человека выстраивать отношения с богами. Человек включен в космос как его элемент. Включенность в природу и постоянное общение с ней демонстрирует и древняя архитектура. Принцип постройки жилых помещений и храмов предполагал открытость контуров и возможность обзора, колонны, окна обращенные наружу и пр.. Отношения человек — человек: отношения между людьми строятся как отношения между индивидуальностями. Не только человек вообще, но и каждый отдельный человек — микрокосмос. Отличаются они друг от друга своими качествами, умениями и мыслями. Поэтому олимпиады из ритуала поклонения богам — олимпийцам трансформировались в поклонение человеческим умениям. Среди людей в Греции определяли семь мудрецов, и этот список постоянно поддерживался, обновлялся. Это первый в истории рейтинговый список. Индивидуальные качества выделяли человека среди других людей, делали его единственным в своем роде. И это ценилось не смотря на то, что эти качества не были общественно полезными, они были индивидуально значимыми. В этом принципиальное отличие отношений к человеку в первобытности и в древности. Отношения человек — общество: Оставаясь частью общества, человек противопоставлен ему своей индивидуальностью. Несмотря на существование в этот период частной собственности говорить о личности еще не приходится, так как господствовало общинное устройство общества. Личного интереса как противоположности общественному не существовало. Поэтому в контексте членства в общине (государстве) и строились отношения человека и общества. Эти отношения регулировались уже не только обычным правом, но и писанными законами, где фиксировались и моральные, и правовые нормы. Эти нормы определяли правила поведения человека в обществе, отношения между людьми. Общество и человек как субъекты права в этих законах не противопоставляются. Сам факт появления письменных законов и характер этих законов говорит о необходимости упорядочивания и систематизации (только уже права) характерной для данного исторического типа мировоззрения, а не о появлении личности и общества как субъектов права.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |