АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вопрос: Гуманизм эпохи Возрождения

Читайте также:
  1. III.3. Естественнонаучная и математическая мысль эпохи Средневековья
  2. Английская историография эпохи Просвещения
  3. Антропоцентризм и гуманизм в философии Возрождения.
  4. Антропоцентризм философии эпохи Возрождения
  5. Антропоцентризм философии эпохи Возрождения.
  6. Архитектура Возрождения.
  7. Белорусское искусство XVIII века. График Гершка Лейбович, резчик Ян Шмитт, художники Хеские. Слуцкие пояса и другие произведения декоративно-прикладного искусства данной эпохи.
  8. Билет № 14 Философия Возрождения. Философия политики Н. Макиавелли. Утопизм (Т. Мор, Т. Кампанелла)
  9. Билет № 16«Политика меркантилизма петровской эпохи:сущность и результаты».
  10. Билет № 17 Философский смысл эпохи просвещения
  11. Билет9.Философия эпохи эллинизма.
  12. В ЭПОХИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ВОЗРОЖДЕНИЯ

Возрождение выработало комплекс идей, называемый гуманизмом. Но гуманизм эпохи Возрождения принципиально отличается от современного понимания этого термина как «человеколюбия». Тогда гуманистами называли образованных людей, хорошо знавших гуманитарные науки (studia humana. лат. – науки человеческие). К ним относили грамматику, риторику, литературу, поэзию, историю, этику.

Так Петрарка (1304-1374) анализировал причины испорченности и безбожия своего времени и способы борьбы с ними. Пессимистический настрой в отношении современности так же типично для переходного мировоззрения. Но ответ не менее парадоксален: во всем виноваты увлечение натурализмом и изучением природы, а так же рационалистическими методами мышления, диалектикой и логикой (как раз то, что мы, потомки, считаем самой сильной и революционной чертой данной эпохи). Таким образом Петрарка не увидел новое и прогрессивное в данной современной ему тенденции в мировоззрении, критикует ее. Как способ борьбы предлагает обращение к человеку и человеческой душе, и возвращение к гуманитарным наукам и их методам. Но это уже не средневековое представление о человеке — сосуде греха, человек эпохи Возрождения — самое совершенное творение Бога, созданное по его подобию. Человек, как и Бог, является творцом, и в этом его высшее предназначение. Это еще не антропоцентризм Нового времени, но подготовка к нему, его логическая предпосылка.

Точно также, высокая оценка значения каждой конкретной личности — переходная предпосылка новоевропейского индивидуализма. Например, Лоренцо Валло (1407-1457) считал чувственные удовольствия не безнравственными, а требованиями человеческой природы, которая в свою очередь тождественна Богу (пантеистический тезис о тождестве Природы и Бога). Поэтому интересы других людей надо учитывать лишь постольку, поскольку они связаны с личными удовольствиями. Эта позиция крайне индивидуалистическая, и в последствии была скорректирована в мировоззрении Нового времени государством и общественным договором. А способ корректировки также рожден Возрождением. Речь идет о идеи гражданственности — одного из главных слагаемых достоинства индивида, бескорыстное инициативное служение общему благу. В свою очередь под общее благо стало подводиться представление о государстве с республиканским устройством, опирающемся на принципы равенства (в смысле ликвидации сословных привилегий и ограничений) и справедливости. Гарантии же равенства и справедливости, залог свободы личности усматривались в издании и соблюдении законов, содержание которых согласуется с естеством человека.

В рамках возрожденческого миропонимания была обоснована стародавняя концепция общественного договора (известная еще в античности). С ее помощью объяснялось причина возникновения государства и легитимность государственной власти. Таким образом, мы видим пример генетической преемственности мировоззрений, когда жизнеспособное переносится из старого и приспосабливается в новой мировоззренческой системе. Осуществляется включение предыдущего уровня мировоззрения в последующее. Причем ударение ставилось на значении свободного волеизъявления всеми организующимися в государство людьми, обычно добрыми по природе. (в отличие от новоевропейского принципа – «человек человеку волк»).

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.002 сек.)