|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Вопрос: Теоретические границы переходных типов мировоззрения, их практическое воплощение в Эллинистический период и эпоху ВозрожденияТеоретические границы переходных типов мировоззрения также возможно определить. Начало сопровождается скептицизмом и нигилизмом по отношению к старому обществу и его мировоззрению. Конец — защита и продвижение побеждающего нового. Отрицание старого, поиски его замены начинаются тогда, когда отсутствует возможность старыми методами и старыми аргументами объяснить происходящие в обществе изменения. А в самом обществе отсутствуют возможности выйти из сложившегося кризисного, неравновесного состояния при сохранении старого качества общества. Например, суд над Сократом показал насколько больно общество, судившее философа. И эта болезнь не может быть излечена, пока в умах людей не произойдет переосмысление ранее несомненного, и критическое его преодоление. В обществе, оптимально развитом для начала перехода, обострение всех противоречий послужило причиной и двигателем переходных исторических периодов. В старой системе происходит надлом, она находится в неравновесном состоянии. Общество уже не может воспроизводить свои старые структуры. К неравновесному состоянию, потере системной устойчивости и взрывной бифуркации приводит комплекс взаимодействия внешних и внутренних причин, связанных с системным кризисом и невозможностью старой правящей элите вывести общество из кризисного состояния, используя ресурсы старой управленческой системы и старые мировоззренческие штампы. В материальной и социальной сферах жизни общества необходимость изменений может быть не реализована по ряду причин, и общество вступает на путь реверсивного развития (возвращается к старому уровню развития, проходит примерно такой же путь до кризиса, и снова возвращается обратно). С мировоззрением такого не происходит. Причина невозможности реверсивного движения в мировоззрении лежит в природе мировоззрения (см. лекцию 1.) Моментом начала перехода необходимо считать момент разрушения старого качества и явное возникновение неких событий (явлений) связанных с образованием новой структуры, нового содержания. Начало и конец переходных процессов обозначены некими «бросающимися в глаза» событиями, которые суть концентрация совершаемого перехода. Они как пограничные столбы, где заканчивается одно и начинается другое. Заканчивается переход, тогда когда новое стало преобладать над старым. Так, предтечей Итальянского Возрождения считается Данте Алигъери (1265-1321) – «Автор божественной комедии». Начало эпохи Возрождения связывается с деятельностью двух других итальянских поэтов — Франческо Петрарки (1304 — 1374) и Джовани Боккаччо (1313-1375). Уже в их творчестве царит неприкрытый интерес к античной культуре, которая в Средневековье осуждалась церковью как языческая. Возрождение античной культуры, но людьми, обладающими Евангелием (т.е. благочестивыми христианами) – стало девизом эпохи, откуда и пошло ее название (данное позднее). Поиски эталона для нового мировоззрения в давно забытом и отвергнутом прошлом — одна из характерных черт переходного мировоззрения. Концом данного переходного типа мировоззрения можно считать творчество Фр. Бэкона (1561 – 1626). Мыслитель, ученый, государственный деятель, его труды еще боролись с «идолами» пришлого, но философия Фр. Бэкона уже полностью приобрела черты нового мировоззрения – мировоззрения Нового времени. Поэтому, рассматривать его творчество мы будем в соответствующем разделе. Теоретической границей начала эллинизма можно считать появление школы скептицизма, в частности это отражено в творчестве Пиррона (360-270 гг. до н.э.), младший современник Аристотеля, который полностью отрицал все знания и саму возможность познания, так как истинного знания быть не может. Он считал, что различные мудрецы по-разному объясняли происхождение и сущность мира и невозможно предпочесть одну точку зрения другой. Каждая вещь есть «это» не в большей степени, чем «то». Таким образом, наблюдается мировоззренческий нигилизм, в крайней степени, отрицание старого без предложения чего-либо в замен. Это как раз характерно для начала переходного периода. Концом данного переходного мировоззрения является появление апологетики (II в. – III в.) – Иустин-мученик (ок.166г.), Татиан, Тертуллиан, Климент Александрийский, Ориген (185-254гг). Характерно избирательное отношение к языческим философам, их критическое преодоление с позиции нового мировоззрения, и утверждение монотеистического христианского вероучения.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |