|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Проблема субъекта мировоззренияСубъект - это непосредственный носитель мировоззрения. Проблема субъекта мировоззрения сложная. Дело в том, что субъект мировоззрения абстрактен и конкретен одновременно. Он также процессуален, динамичен. В реальной жизни, на улице, на пример, мы с вами не встретим мировоззрение вообще, мы встретим конкретного Ивана Ивановича со всем, что твориться у него в голове и в душе. Но и сам Иван Иванович не будет утверждать, что все содержимое его головы - его личное достижение. Одно ему известно от родителей, другое от коллег, соседей, а третье вообще «так принято», а почему он и сам не знает. Но «родителей» и «коллег» мы тоже не встретим, они состоят из конкретных индивидов. Но если они обладают каким-то общим содержанием (мировоззренческим полем), то есть являются его коллективными носителями, то они тоже субъекты этого коллективного мировоззрения (семейного или профессионального и т.п.).
Таким образом, как субъект, конкретностью существования обладает только индивид. Все остальные в той или иной степени абстрактны. По степени абстрактности субъекты мировоззрения создают пирамидальную иерархию: · человечество в целом (планетарное) · региональный · государственный (национальный) · социальные группы · семья · индивид По степени абстракции предельно абстрактным является субъект «человечество в целом». Абстрактное — сторона, часть целого, одностороннее, простое, неразвитое. Абстрактное — этап движения самого конкретного, нераскрывшееся, не развернувшееся, не развившееся конкретное. Поэтому предельно абстрактный субъект тождественен нулю конкретности. Индивид — предельно конкретен, тождественен нулю абстрактности. Конкретное — многообразное, многостороннее, сложное, развитое, целостное. В нуле эти две противоположности сходятся, образуя противоречивое единство субъекта мировоззрения.
Как видно из из схемы, мировоззренческие поля наполняются содержанием с верху вниз. Процесс становления индивидуального мировоззрения идет с низу вверх, наполнение мировоззренческого поля конкретного индивида происходит при сочетании этих векторов. Это происходит индивидуально и зависит от конкретного субъекта. Несмотря на свою конкретность, индивид не имеет своего собственного содержания, то есть созданного только им без каких либо факторов. В этом смысле содержание субъекта индивида тождественно нулю. Предельный максимум (человечество в целом) и предельный минимум (индивид) сходятся в своей тождественной нулю предельности и одновременно противоположны друг другу.
Возникновение каждого субъектного уровня происходит со временем, в процессе истории. Государство, нация как субъект мировоззрения возникает только тогда, когда они становятся субъектом истории. Региональный субъект возник относительно недавно. В процессе интеграции наций, близких по своей культуре, через единство экономических и геополитических интересов складывается мировоззренческое поле доминантой которого становится региональность. Например европейское мировоззрение, латиноамериканское и т.д.. О возникновении планетарного мировоззрения мы можем говорить только с конца прошлого столетия, знаковым событием здесь можно считать конференцию ООН по охране окружающей среды и устойчивому развитию 1982 года в Рио-де – Жанейро. Именно здесь документально на международном уровне было объявлено о существовании общих интересов, общей судьбы человечества в целом. И зачастую, они противопоставлены региональным и национальным, но не как антиподы, а как иерархически подчиненные. То есть речь идет о признании появления новой доминанты — человечества в целом.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |