АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вопрос: Политические и правовые идеи реформации

Читайте также:
  1. I. Нормативно-правовые акты
  2. I. Нормативно-правовые акты
  3. I. Нормативно-правовые акты
  4. V.2. Правовые категории лиц в зависимости от status libertatis
  5. V.3. Правовые категории лиц в зависимости от status civitatis
  6. V.4. Правовые категории лиц в зависимости от status familiae
  7. VIII. Социально-политические течения Ренессанса.
  8. XIII. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО АУДИТА
  9. Административно-политические реформы 60 – 70-х гг. XIX в.
  10. Административно-правовые методы государственного управления
  11. Административно-правовые методы государственного управления
  12. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ

Политические и правовые идеи реформации – другой источник новоевропейского мировоззрения. Целью Реформации является «исправление» официальной доктрины римско-католической церкви, преобразование церковной организации, перестройка взаимоотношений церкви и государства. Миряне должны «оправдываться одной верой» без посреднической роли духовенства в спасении верующего. Движение реформации было не однородно, были и крайние течения и «центристы». Мартин Лютер (1483-1546): Одним из исходных пунктов лютеранского вероучения является тезис, что спасение достигается исключительно верой, каждый верующий оправдывается ею лично перед богом (идея всесвященства). Идея равноправия, переходная версия, направленности,отрицающая прежнее представления об обществе, но реально ничего не предлагающая взамен: все смертные ничтожны перед богом, никто из людей не имеет превосходства над себе подобными. Но при этом, истинно христианский образ жизни обеспечивается мирскими порядками, которые опираются на естественное, а не божественное право. Естественное право управляет миром (поведение, имущество и пр.), а божественное внутренним миром человека. В такой позиции проявляется еще и мировоззренческая двойственность. Мысль о укреплении роли государства, распространение на него функций главы церкви также характерна для переходного мировоззрения. Позицию лютеранства считают не последовательной, противоречивой, но другой в переходный период возникнуть не могло. Ценно то, что эта позиция предлагала разумный метод выхода из создавшейся конкретно-исторической переходной ситуации. Лютеранство было популярно тогда, это многочисленная религиозная конфессия сейчас. Ее идеи, очищенные от переходной противоречивости, легли в основу нового мировоззрения.

Учение Томаса Мюнцера — проявление крайней позиции нигилизма и революционности. Но и они не бесплодны, здесь есть зачатки республиканских идей. Отчетливо было сформулировано требование обеспечить охрану основ государства, определения направление основ государственной политики и постоянный контроль над нею исключительно самими народными массами. В этом ярко выразился демократизм мюнцеровской программы. В мировоззренческом плане нигилизм и революционность этих взглядов расчистили путь для самых смелых и прогрессивных идей, которые на много опередили время, и были восприняты человечеством как должное гораздо позже.

То же самое можно сказать и о идеях европейского социализма XVI-XVII вв. Они предложили особый, антибуржуазный смысл в разработке вопросов власти, государства и права. Социализм занимал самостоятельное и достаточно заметное место в умственной жизни общества. Основная проблема, которой посвящены их работы – какими должны быть политико-правовые институты, способные адекватно воплотить строй, основанный на общности имущества, покончивший с частной собственностью, с материальным неравенством между людьми, с прежними тираническими формами правления. Поскольку в данный исторический период осуществление этих идей объективно было не возможно, поэтому они имели форму мечтаний или утопий. Это направление в философской мысли называют утопическим социализмом. Например, Томас Мор (1478-1535) автор произведения «Утопия», так называлась у него воображаемая страна. Томмазо Кампанелла (1568-1639) автор произведения «Город солнца». В этих произведения в художественной форме было описано общественное устройство будущего. В новоевропейское мировоззрение из этих учений попало мало, только идея равенства людей, и мысль о большом значении науки, образования в жизни обществ, идея научного прогресса. Но эти утопии — источник следующего после новоевропейского мировоззрения, и они уже получили свою реализацию, но все еще впереди. Социалисты-утописты, будучи детьми своего времени (и это отпечаталось в их произведениях), опередили своих современников на многое века.

Жан Кальвин (1509-1564) предложил миру свое учение, сердцевиной которого был догмат о божественном предопределении. Согласно Кальвину, бог заранее предопределил одних людей к спасению и блаженству, других — к погибели. Люди бессильны изменить волю бога, но могут догадаться о ней по тому, как складывается у них жизнь на земле. Если их профессиональная деятельность (ее предуказывает бог) успешна, если они набожны и добродетельны, трудолюбивы и покорны властям (установленным богом), значит, бог благоволит к ним. В этом учении доведено до логического конца библейское божественное предопределение. Оно здесь абсолютизируется, таким образом создается мировоззренческая ситуация объективации (или попытки найти объективное объяснение) субъективных и хаотических процессов переходного периода. Догмат о предопределении в Кальвинистском понимании дал твердую почву под ноги ищущим. Она по старому привычна — все списывается на волю бога, но и по новому революционна, избранность определяется не обществом, не по рождению, а успешностью в делах. Кто выиграл, тот и прав. Тот же принцип распространяется и на устройство церкви и на устройство государства. Церковные общины возглавлялись богатыми мирянами, они же были и проповедниками. В государственном устройстве предпочтение отдавал олигархической организации управления государством, выступления против властей позволялось только лицам, подчиненным государю. Но и эти господа не были застрахованы от «праведного гнева Бога» и кальвинистов, выступающих от его имени. Поэтому на практике, магистраты, где у власти стаяли кальвинисты, были подвергнуты жестокому деспотическому правлению, преследованиям и казням еретиков. Таким образом, в эпоху реформации от инквизиции разных мастей погибло больше людей, чем за все Средневековье. Кальвинизм предложил не только идею, основу мировоззрения будущего, но и действенный, конкурентоспособный план выхода из кризисного состояния обществ: определить единственно правильную идеологию, единственно допустимое поведение, контролировать все это жесткой централизованной властью, которой доступны и души, и дома, и дела людей.

Вместе с другими идейными течениями Реформации кальвинизм подготовлял тот мыслительный материал, на почве которого в XVII-XVIII вв. сложилось классическое политико-юридическое мировоззрение буржуазии.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)