|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Вопрос: Учение и судьба эпикуреизма и неоплатонизмаСледующая философская школа Эллинизма — эпикуреизм, основатель Эпикур (342 — 270 гг. до н.э.). Эта школа продолжает развитие античного атомизма — одного из основных учений античности. Поэтому его можно считать философской рефлексией старого мифологического мировоззрения. Но и оно имеет черты переходного мировоззрения. Например, Эпикур обосновывает свободу воли человека, допуская, что пери движении атомы способны самопроизвольно отклоняться, а это приводит к столкновению атомов и порождает случайность. Эту позицию он противопоставляет атомизму Демокрита. Переходному мировоззрению характерно особое внимание к человеку и его воле. Так свобода человека — это его ответственность за разумный выбор образа жизни. (соответственно, реальность предоставляла эпикурейцам такую возможность, это также характерно для переходного мировоззрения). Сфера человеческой свободы — ответственность за себя, она вне необходимости («необходимость не подлежит ответственности»), свобода вне непостоянного случая (пример объективации субъективного, субъект мыслит себя как определяющий реальность). Государство и законы — результат договора людей между собой об их общей пользе. Эпикур разработал концепцию изменяющейся справедливости. Она также переходная, так как только в переходный период ценностное ядро мировоззрения приобретает относительный характер. Создается впечатление, что добро и зло меняются местами. У Эпикура справедливость — не вредить друг другу и не терпеть вреда. Для каждого времени и для каждого места своя справедливость, что кладется в основу законов. Переходная по содержанию и этика Эпикура. Высшее благо в жизни – наслаждение, но наслаждение это отсутствие страданий. Надо самоустраняться от всех волнений и тревог, от общественных и государственных дел, обеспечить себе максимальную независимость от внешних условий. Хаотичность и непредсказуемость объективной реальности заставляет индивида самоизолироваться, создавая свою саму для себя реальность. К концу эпохи Эллинизма эпикуреизм был вытеснен стоицизмом, который предложил более приемлемый вариант для мировоззренческой основы будущего. Более категорическим отрицанием реальности, крайней нигилистической позицией по отношению к обществу отличалась школа киников. Основоположником считается Антисфен (444-368 гг. до н.э.), современник Сократа и Платона. Но более оформленной является позиция Диогена Синопского (400-323 гг. до н.э.). Это философия отщепенцев (людей вне общества), они сознательно ставили себя вне общества, отбрасывали общепринятую мораль, нормы поведения, и возводят такое поведение в принцип. Призывают опираться только на самого себя. Презирают богатство и все, что цениться в материальном мире, а также социальную иерархию. В эпоху Эллинизма продолжала действовать Академия, основанная Платоном, развивая его учение. А также действовали школы пифагореизма и неопифагореизма. Но это философская рефлексия старого мировоззрения. Неоплатонизм, философская школа, которая смогла создать новое мировоззрение, обеспечив при этом генетическую преемственность старого. Сохранив и органически включив в свое учение все жизнеспособное из платонизма. Неоплатонизм сформулировал теоретическую платформу будущего средневекового мировоззрения. Существовала одновременно с апологетикой, но это переходное учение, в отличие от последней. Так как апологеты не только отрицали античную и эллинистическую философия, но и нашли новое основание мировоззрения — безусловная религиозная монотеистическая вера. Они противопоставили ее человеческим знаниям, которые в свою очередь были признаны ими не состоятельными. Мы ничего знать не можем, так как это прерогатива бога. Неоплатоники, напротив, разрабатывали систему знаний о едином бытие, создав теоретическую платформу для христианской философии. Основатель Аммоний Саккас (175 — 242 гг.). Продолжили платоновское противопоставление чувственного мира и сверхчувственного. Разработали учение о сверхчувственном и сверхбытийственном. «Единое» = «Благо» -исходное первоначало, не постижимо для разума. Но понятия веры не вводят. Постичь «Единое» можно только в состоянии «сверхразумного экстаза» (выход за пределы «житейской реальности», выход за пределы себя). К единому неоплатоники при меняют только отрицательные определения. Оно вне временно, в состоянии вечного покоя. Творец бытия, времени и материи. Также разработана теория божественных эманаций (истечений, излучений) порождающего Бытия=Ум (Нус).
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |