АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Логотерапия Виктора Франкла

Читайте также:
  1. А) Логотерапия как специфическая терапия при ноогенных неврозах.
  2. Б) Логотерапия как неспецифическая терапия.
  3. Введение. Что такое логотерапия?
  4. ЛОГОТЕРАПИЯ
  5. МЕДИЦИНСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ ВИКТОРА ВАЙЦЗЕККЕРА

Теоретические положения. Стремление к смыслу - фунда­ментальная мотивационная сила в людях. Люди нуждаются не в лишенном напряжения состоянии, а в напряженном стремле­нии к некоему смыслу, который достоин их. Когда фрустриро-вано стремление к смыслу, возникает апатия, скука.

Представители данного подхода подчеркивают, что у Фрей­да, Адлера, Юнга человек зависит от влечений и не обладает сво­бодой. В рамках логотерапии, наоборот, одним из центральных тезисов является тезис о том, что человек обладает свободой вы­бора из реалистичных возможностей (как прожить предстоя­щий час). Каждая ситуация открывает для человека возмож­ность найти наилучшее свое функционирование, и это является для человека смыслом.

Предтеча логотерапии немецкий философ Макс Шиллер [Max Scheler, ск. в 1956] утверждал, что духовное в человеке начинается с того, что он говорит «нет». Человек перестает по­виноваться обстоятельствам, начинает чувствовать себя сво­бодным, проявлять свою волю, искать свое наилучшее функционирование в этом мире. Таким образом, он приблиэ#ается к нахождению своего смысла в жизни.

Состояние человека, когда у него фрустировано стремление к смыслу, называется экзистенциальным вакуумом. Экзи­стенциальный вакуум может вести к ноогенному неврозу (нев­розу, который возникает вследствие фрустрации стрем^ения к смыслу), клинической симптоматике.

Следствием экзистенциального вакуума является массовая невротическая триада: депрессия (следующий шаг - самоубий­ство), наркомания, агрессия.

Экзистенциальный вакуум поддерживается:

1) подавлением собственной духовности, религиозности. Это связано с тем, что духовность и религиозность чело­века в современном мире зачастую становятся объектом эксплуатации;

2) уходом от ответственности за поиск смысла в конформизм, тоталитаризм, невротическую триаду. Эти формы доведе­ния стали уже культурно закрепленными, определенным людям они выгодны;

3) разрушение традиций и ценностей. Видимо, связано с тем, что стремление следовать ценностям и традициям в человеческом обществе также зачастую становится причина эксплуатации, закабаления человека. Причем элемент, связанный с потребностью манипулировать другими, постоянно стре­мится выхолостить сущность традиций и ценностей;

4) редукционизм в сфере психологии и образования. Люди начинают верить, что они скорее детерминированы, чем детерминируют, и затем поддерживают в себе эту веру;

5) недостаточный акцент на самотрансценденции. Боль­шинство направлений современной психологии сосредотачиваются на самоактуализации и самовыражении. Счастье же и реализация потенциальных возможностей, согласно логотерапии там, являются побочными продуктами самотрансценде0Чии ~~ способности скорее забыть себя, чем чрезмерно сосредотачиваться на себе;

6) невротизация человечества. В мире с каждым годом все больше людей испытывают ощущение внутренней пустоты.

Трудно найти людей, обретших смысл, нет таких образцов для подражания.

Цель логотералии -помочь клиентам найти смысл в жизни. Этапы и методы работы

I. Диагностирование состояния экзистенциального ва­куума и переформулирование проблемы. Клиента подводят к тому, что понимать вопросы о смысле и искать смысл - бо­лее здоровое состояние, чем не поднимать вопросы о смысле и не искать его. Экзистенциальное отчаяние - скорее дости­жение, чем признак невроза. Это признак интеллектуальной глубины, а не поверхностности.

II. Углубление экзистенциального состояния. Используют­ся следующие методические приемы:

1. Объяснение. Например, клиентам объясняют, что не­долговечность скорее придает смысл человеческому существо­ванию, чем лишает его смысла.

2. Предложение максим (изложенных в краткой форме правил, принципов поведения).

Например: «Живите так, буд­то вы живете второй раз, и действовали в своей первой жизни так же неправильно, как собираетесь действовать теперь».

3. Использование сравнений:

· Клиентам предлагают представить свою жизнь в виде дви­жущихся картин, которые снимаются на кинопленку. При этом ничего нельзя изменить задним числом.

· Клиентам предлагают представить себя скульпторами, ко­торые имеют ограниченное время для создания своих про­изведений искусства (жизней), но не знают, когда наступит крайний срок.

III. Фокусирование на поисках смысла:

1. Подведение клиентов к осознанию своей ответствен­ности за нахождение смысла:

· До клиентов доводят, что они ответственны за достижение высочайшей из возможных «активаций» их жизни.

· Клиентам помогают понять, что жизнь никогда не теряет смысл, ее следует рассматривать как некое предопределе­ние, помогающее человеку обрести смысл.

· Если клиенты религиозны, их подводят к тому, что они от­ветственны перед Богом за нахождение смысла.

2. Клиентам помогают выслушивать голос своего пси­хического. Клиент должен выслушивать 10 тыс. требований, скрытых в 10 тыс. ситуаций, с которыми сталкивает его жизнь, повиноваться этим требованиям. При этом психоло­ги-консультанты могут приводить примеры своих неустан­ных поисков смысла.

3. Постановка перед клиентами вопросов о смысле. Ка­ких творческих успехов они могли бы добиться в своей жизни? Психолог помогает клиентам искать ответы на подобного рода вопросы.

4. Увеличение числа источников смысла. Если преж­ний источник смысла в данный момент не доступен, что еще могло бы его заменить?

5. Выявление смысла через логодрамму. Обострение кон­фликтности ситуации через введение в поле зрения клиентов но­вых людей, новых источников информации, помогающее клиен­там обрести смысл.

6. Предложение клиентам некоторых готовых вариан­тов смысла в кажущейся им бессмысленной ситуации.

7. Использование анализа сновидений для выявления по­давленной духовности и религиозности.

Большой известностью пользуются два метода, разработан­ных в рамках логотерапии:

1. Парадоксальная интенция. Клиентам с обсессивно-ком-пульсивными и фобическими расстройствами предлагают де­лать то, чего они больше всего боятся, сопровождая это шут­ками.

2. Дерефлексия — техника для борьбы с компульсивной тенденцией к самонаблюдению. Клиентам предписывают пе­реключать внимание с наблюдения за каким-либо своим ак­том (например, глотанием) на что-то другое.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)