|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Гештальттерапия
Направление, созданное американским психотерапевтом Фридрихом Перлзом (Perls F. S., 1893-1970) под влиянием идей гештальтпсихологии, экзистенциализма и психоанализа, в частности теории Райха (Reich W.). Теоретические основы. Для сохранения гармонии с самим собой и окружающим миром человеку нужно доверять мудрости своего тела: прислушиваться к потребностям своего организма и не мешать их реализации. Возникновение и удовлетворение потребностей рассматривается как ритм формирования и завершения гештальтов. Человек, хронически препятствующий удовлетворению потребностей своего тела, становится невротиком. Он направляет все свои усилия на реализацию Я-концепции, создаваемой для него другими людьми, прежде всего близкими, которую он со временем начинает принимать за свое истинное «Я». В гештальттерапии различают пять механизмов нарушения процесса саморегуляции: 1. Интроекция. Человек усваивает чувства, мнения, взгляды, убеждения, оценки, нормы, образцы поведения других людей, которые, однако, вступая в противоречие с собственным опытом, не ассимилируются личностью. Этот неассими-лированный опыт - интроект - является чуждой для человека частью его личности. Наиболее ранними интроектами являются родительские поучения, которые усваиваются ребенком без критического осмысления. Со временем становится трудно различать интроекты и свои собственные убеждения. 2. Проекция - прямая противоположность интроекции. Человек отчуждает присущие ему качества, поскольку они не соответствуют его Я-концепции, и проецирует их на других людей. 3. Ретрофлексия («поворот на себя») наблюдается в тех случаях, когда какие-либо потребности не могут быть удовлетворены из-за их блокирования социальной средой, и тогда энергия, предназначенная для манипулирования во внешней среде, направляется на самого себя. Так часто происходит с агрессивными чувствами. Ретрофлексия при этом проявляется в мышечных зажимах. Первоначальный конфликт между «Я» и другими превращается во внутрилично-стный конфликт. Показателем ретрофлексии является использование в речи выражений типа «Я должен заставить себя сделать это». 4. Дефлексия -уклонение от реального контакта с другими людьми. Выражается в форме салонных разговоров, болтливости, шутовства, ритуальности и условности поведения, тенденции «сглаживания» конфликтных ситуаций и т. д. 5. Конфлуенция (слияние) выражается в стирании границ между «Я» и окружением. Такие люди с трудом отличают свои чувства, мысли, желания от чужих. Они полностью идентифицируют себя с группой. Для них при описании своего поведения характерно использование местоимения «мы» вместо «я». В результате действия этих механизмов личность оказывается фрагментированной, разделенной на отдельные части. Перлз описал конфликт между «нападающим» (top-dog) и «защищающимся» (under-dog). «Нападающий» - это интроект родительских поучений и ожиданий, диктующих человеку, что и как он должен делать (Родитель в терминах тразактного анализа). «Защищающийся» - зависимая, неуверенная в себе часть личности, отбивающаяся различными хитростями, проволочками, типа «Сделаю завтра», «Обещаю...», «Да, но...», «Постараюсь...» (Ребенок в терминах тразактного анализа). Основная цель гештальттерапии состоит в интеграции фраг-ментированных частей личности. Технические процедуры в гештальттерапии называются играми. Их функция заключается в том, что они способствуют конфронтации со значимым содержанием и переживаниями. В процессе игр клиенты «примеряют» различные роли, поочередно отождествляются с различными значимыми чувствами и переживаниями, отчужденными частями личности и интроектами. Наиболее известными являются следующие игры: я* 1. Диалог с частями собственной личности - агрессивным и пассивным, «нападающим» и «защищающимся». Это может быть диалог с собственным чувством, например со страхом, частями или органами собственного тела, с воображаемым значимым для клиента человеком. Напротив стула, на котором сидит клиент («горячий стул») располагается пустой стул, на который сажают воображаемого собеседника. Клиент поочередно меняет стулья, проигрывая диалог, пытаясь максимально отождествить себя с различными частями своей личности. 2. Совершение кругов. Клиенту предлагается по кругу опросить ряд лиц по какому-либо волнующему его вопросу. Например, выяснить, как его оценивают другие, что они о нем думают, выразить собственные чувства по отношению к этим другим. 3. Незаконченное дело. Чаще всего в качестве незаконченных, незавершенных дел рассматриваются жалобы и претензии к окружающим, которые возникают у нас, когда какие-либо наши чувства или потребности были ущемлены, но наше воспитание не позволяет нам адекватно отреагировать на накопившиеся эмоции. Клиенту предлагают с помощью «пустого стула» высказать свои претензии, чувства, обиды воображаемому собеседнику. 4. Проективная игра. Когда клиент заявляет, что другой человек имеет некое чувство или черту характера, его просят проверить, не является ли это его проекцией. Ему предлагают разыграть проекцию, т. е. примерить на самого себя это чувство или черту. Например, если клиент говорит: «Я испытываю к этому человеку жалость», его просят разыграть роль человека, вызывающего жалость, подходя к разным людям, и вступая с ними во взаимодействие. 5. Выявление противоположного (реверсия). Явное поведение клиента часто носит характер защиты, скрывающей противоположные тенденции. Клиенту предлагается разыграть роль, противоположную той, которую он обычно демонстрирует. 6. Упражнение на воображение с использованием процесса проекции - игра «Старый заброшенный магазин». Клиенту предлатают закрыть глаза, расслабиться, затем представить, что поздно ночью он проходит по маленькой улочке мимо старого заброшенного магазина, и описать предмет, обнаруженный за окном. Далее ему предлагают вообразить себя этим предметом и от первого лица описать свои чувства, ответить на вопрос, почему он оставлен в магазине, на что похоже его существование в качестве этого предмета. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |