АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Сущность государственного управления в свете «теории» элит

Читайте также:
  1. B. Департаменты и управления функционального характера.
  2. I. Разрушение управления по ПФУ
  3. I. Социально-психологическая сущность неуставных взаимоотношений
  4. II. Тип организации верховной власти в государстве (форма государственного правления).
  5. III. СТРУКТУРА И ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРИХОДА
  6. V. Ключи к искусству управления
  7. VI. Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса
  8. А. Стратегия управления
  9. Автомат управления дачным водопроводом
  10. Автоматизированная система управления запасами агрегатов и комплектующих изделий (АС “СКЛАД”).
  11. Автоматизированные системы управления (АСУ).
  12. Автоматизированные системы управления.

Элита - это определенным образом структурированная группа, которая в силу своего особого социального статуса, соответствующих политических условий, общественного восприятия, определенных политических традиций, уникального места в системе властных институтов, идеологической картины мира, принятой в данном социуме, обладает потенциалом решающего влияния (культурного, экономического, идеологического или политического) на большинство других групп и институтов в этом обществе»

Теория элиты (элитизм) -- это совокупность социально-политических концепций, утверждающих, что необходимыми составными частями любой социальной структуры являются высшие, привилегированные слои, правящее меньшинство, господствующее над остальным населением.

Политическая элита обычно трактуется как составляющая меньшинство общества самостоятельная, высшая, относительно привилегированная группа (или совокупность групп), в большей или меньшей мере обладающая выдающимися психологическими, социальными и политическими качествами и непосредственно участвующая в принятии и осуществлении решений, связанных с использованием государственной власти или воздействием на нее.

Это определенная группа, слой общества, которая концентрирует в своих руках государственную власть и занимает властные посты, управляя обществом. В основном это профессиональные политики высокого ранга, наделенные властными функциями и полномочиями. Это также высшие государственные служащие, профессионально подготовленные к участию в разработке и реализации политических программ, в выработке стратегии общественного развития.
^ 2.Функции и формирование политической элиты.
2.1. Функции элит.
По объему властных функций можно различать: высшую (непосредственное окружение президента, премьер-министра, спикера парламента, руководители органов государственной власти, ведущих полит партий), среднюю (парламентарии, сенаторы, депутаты, губернаторы, мэры и т д.) и административную (высший слой государственных служащих, занимающих высшие позиции в министерствах, департаментах и др. органах государственного управления) элиты.

На первом месте стоит стратегическая функция. Ее содержание заключается в разработке стратегии и тактики развития общества, определении политической программы действий.

Коммуникативная функция предусматривает эффективное представление, выражение и отражение в политических программах интересов и потребностей различных социальных групп и слоев населения и реализацию их в практических действиях.

Организаторская функция. Политическая элита во все времена сталкивалась и будет сталкиваться с необходимостью организовывать массы. Среди потенциальных политических элит наиболее эффективными будут те, которые в большей мере способны обеспечить поддержку своих программ массами. Эта функция предусматривает осуществление на практике выработанного курса, воплощение политических решений в жизнь.

Интегративная функция состоит в укреплении стабильности общества, устойчивости его политических и экономических систем, в недопущении конфликтов, непримиримых антагонизмов, острых противоречий, деформации полит структур. Важными содержательными элементами этой функции являются: сплочение различных слоев населения, гармонизация их социальных интересов, достижение консенсуса, сотрудничества и тесного политического взаимодействия всех сил в обществе.
^ 2.2.Механизм формирования политической элиты.
В мире существуют две тенденции в формировании и воспроизводстве политической элиты.

Первая типична для государств с недемократическими режимами и характеризуется закрытостью, узкой социальной базой формирования кругом лиц, осуществляющих отбор. Обычен для государств с низкой социальной мобильностью. Закрытый тип рекрутирования является исторически первым поэтому преобладает в консервативных обществах.

Вторая типична для демократических государств и соответственно ее обуславливает гораздо более широкий круг социальной базы и требует для своего функционирования высокой политической культуры, что является следствием развития политической системы. Хотя и для стран с демократическими принципами государственности диапазон открытости может в большой мере отличаться.
^ 3.Властвующая элита:понятие и структура.
Кроме политической элиты, властвующая элита включает также экономическую, культурную, идеологическую, научную, информационную и военную элиты.

^ Экономическая элита - социальный слой, включающий представителей крупного капитала, крупных собственников.

Идеологическая, информационная элита - ведущие представители гуманитарных наук, образования, СМИ, которые выполняют в обществе функцию формирования мировоззренческих позиций, ценностных ориентаций, идей и убеждений людей.

‑­

Военная элита. Степень ее влияния на общественную жизнь определяется уровнем милитаризации страны, характером политического режима.

^ Культурная элита включает наиболее авторитетных и влиятельных деятелей искусства, просвещения, литературы, представителей творческой интеллигенции.

Научная элита включает наиболее одаренную часть интеллектуальной элиты. Ее роль определяется степенью воздействия на такие процессы, как развитие науки и техники, научный и технический прогресс.
^ 4.Теория элит.
4.1.Функционалистская теория элиты.
Основоположниками современной теории элит можно назвать итальянских социологов Г. Моска и В. Парето. В.Парето выделял элиты: экономическую, политическую и духовную. Он был родоначальником функционалистскойтеории элиты. Согласно мнению итальянского института политики любому обществу присуща элитарность. В основе этого лежит факт естественных различий людей: физических, психологических, умственных, моральных. Эта элита характеризуется особыми политическими и организаторскими качествами. Массы признают право элиты на власть. Элиты сменяют друг друга в ходе борьбы за власть, поскольку добровольно власть никто не уступает. Факт существования элиты практически никем, кроме марксистов, не опровергается. Хотя у различных школ социологов и политологов на этот счет имеются противоположные мнения.
^ 4.2.Ценностные теории.
‑­

Ценностные теории (В.Ропке, Ортега-и-Гассет). Элита - это слой общества, наделенный высокими способностями к управлению. Элита есть результат в большей степени естественного отбора лиц с выдающимися качествами и способностями управлять обществом. Формирование элиты не противоречит принципам демократии. Социальное равенство людей должно пониматься как равенство возможностей.
^ 4.3.Тоталитарный элитизм. Элита номенклатуры.
За определенное время формируется правящий слой, кровно заинтересованный в сохранении тоталитарной системы, обладающий множеством привилегий. Формирование кадров жестко регламентируется на основе принципа отрицательного отбора.- порядочному, высокоморальному человеку практически невозможно пройти сквозь сито номенклатурной селекции.
^ 4.4. Концепция плюрализма элит.
Концепции плюрализма элит (Р.Дай, С.Келлер, О.Штаммер, Д.Рисмен). элита множественна. Ни одна входящая в нее группа не способна оказать решающего воздействия на все области жизни одновременно. В условиях демократии власть распределена между различными группами элит, кот оказывают влияние на принятие решений, отстаивая свои интересы. Конкуренция предотвращает формирование целостной элитарной группы и делает возможным контроль со стороны масс.
^ 4.5.Теория элитной демократии. Неоэлитизм.
Теория элитной демократии. Неоэлитизм (Р.Арон, Дж.Пламетац Дж.Сартори,П.Бахрах) понимание демократии как конкурентной борьбы ‑­

претендентов на руководство обществом во время избирательной кампаний. Элита не властвует, а осуществляет руководство массами с их добровольного согласия, посредством свободных выборов.

Американские историки политической науки обычно не делают различий между теориями элитного плюрализма и демократического элитизма, хотя эти отличия и существуют, и связаны они в конечном счете с расхождением идейных позиций их сторонников, тяготеющих к либеральному(теории элитного плюрализма) или консервативному (неоэлитизм) полюсам идейно - политического спектра.

Теория элит. Теория элит сформировалась в начале XX в. (работы В. Парето, Г. Моски) и получила развитие в середине века (X. Лассуэл, Д. Сартори, Т. Дай и др.). Смысл этой теории в том, что народные массы не способны управлять государством и это осуществляется верхушкой общества - его элитой. Элиты формируются по различным признакам (происхождение, образование, опыт, способности и проч.), при этом они могут пополняться за счет наиболее способных представителей масс. Современные сторонники этой теории считают, что существует несколько элит, между которыми идет борьба за власть, причем народ контролирует их деятельность, используя избирательное право.
Отмечая негативные стороны этой теории (отстранение населения от власти, отрицание ее классового характера и т.п.), следует отметить и следующее. Реализация власти практически всегда осуществляется через весьма ограниченный круг людей: депутатов, работников государственного аппарата и проч. Важно, чтобы эти лица реально выражали интересы народа, различных социальных слоев и групп. А для того чтобы это обеспечить, необходимо сознавать элитарный характер народных избранников и представителей, обеспечить действенный контроль за их работой.

 

10. Сущность государственного управления в свете технократической «теории».

Технократическая теория происхождения государства и права (Михайлевский) утверждает, что они являются результатом развития техники и обусловленной необходимостью регулирования отношений между человеком и техникой [11, 7]. В настоящее время создание государств осуществляется в результате реализации права наций на самоопределение или отдельных регионов на политическое самоопределение. Теории возникновения права Возникновение права - это сложный и многоаспектный процесс. Разнообразие теорий, пытающихся объяснить характер изменений в социальной жизни при переходе от естественного к государственно-правового состояния общества, условия и причины возникновения права, обусловлена существенными различиями в мировоззрении авторов теорий, разным пониманием самой сущности и назначения права, излиянием соответствующей исторической эпохи, отсутствием и невозможностью абсолютного знания по данной проблеме. Но все концепции имеют определенную познавательную ценность и способствуют восстановлению более достоверной картины генезиса права. За теологической теорией (Ф. Аквинский, Ж. Маритен, XII в.) Право было создано Богом и дарованное человеку через пророка или правителя. Оно выражает волю Бога, высший разум, добро и справедливость. Фома Аквинский подчеркивал, что мир основан на иерархии форм (божественной, духовной, материальной), во главе которой стоит Бог. Подчинения существует и в системе законов - вечных, природных, человеческих, божественных. Теологическая теория соответствовала религиозной идеологии, которая господствовала в эпоху средневековья, оправдывала действия правителей, поскольку право является божественным по природе и не может быть результатом воли и желаний людей. Рациональные исследования вопросов о происхождении права ограничивались рамками веры. Представители теории естественного права (Конфуций, Аристотель, Цицерон, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж. - Ж. Руссо и др.., XVII-XVIII вв.) Считали, что естественное право в отличие от положительного (установленного по воле государства) возникает как закон добродетели, как право справедливого ума.

Естественное право принадлежит человеку от рождения, однако любые законы (даже законы природы) требуют гарантий. Поэтому люди отказались от возможности самостоятельно защищать свои права и договорились образовать государство, которое имеет право издавать законы и сопровождать их санкциями. В теории естественного права доминирует антропологическое объяснение причин возникновения права. Она позволяла оценивать действующее право с позиций справедливости и разумности, призвала к его изменениям в случае несоответствия естественным правам, но выводы относительно вечности права в связи с обусловленностью его природой человека нельзя считать научно обоснованными. Историческая школа (Г. Гюго, К. Савиньи, Г. Пухта, XIX в.) Отстаивала тезис о том, что право возникает спонтанно, как язык народа. Оно вырастает из национального духа, народного сознания и приобретает специфического характера, присущего только определенному народу в самый ранний период его истории. Поэтому право исключает все факторы случайного, медленного происхождения. Законодательная деятельность - заключительная стадия образования права, законодатели только выражают в юридической форме то, что диктует народный дух. Право не имеет универсального характера, его институты следует изучать в контексте конкретного времени, места, особенностей национального духа того или иного народа. Сторонники исторической школы права верно утверждали, что право - объективное историческое явление, обусловленное этнокультурными факторами, и одновременно они преувеличивали значение общественного сознания, отвергали абстрактные методы оценки права, не давали однозначного ответа на вопрос о том, что понимать под "народным духом», который проявляется в обычаях. Психологическая теория (Л. Петражицкий, Т. Тард, XIX в.) Связывала истоки права с различными проявлениями человеческой психики (индивидуальной или коллективной).

Среди них - потребность в покорение, чувство подражания, желание и верования, волевые импульсы, приспособление как способ решения социальных противоречий и т.д..Л. Петражицкий, в частности, возводил право в правовых эмоций императивно-атрибутивного характера. Правовые переживания он разделял на два вида: переживания позитивного права (представление о том, что норма - результат внешнего решения) и переживания интуитивного, автономного права, не связанного с положительным. Интуитивное право - абсолютное, а положительное - относительное. Законодательство является только "проекцией" правовых переживаний, "фантазмов" психики. Предпочитая в процессе возникновения права психологическим факторам, эта теория не учитывала влияния на него других объективных факторов. Однако следует признать позитивный вклад психологической теории в учение о формировании правосознания. Марксистская теория (К. Маркс, Ф. Энгельс, XIX в.) Опиралась на историко-материалистическое учение об обществе и общественном развитии. Генезис права связывался с классовой борьбой. Господствующий в обществе класс меняет обычаи в свою пользу, приспосабливает их к своим потребностям, а в случае необходимости целенаправленно создает новые законы, в которых выражается его воля. Право является орудием создания жестких рамок деятельности для угнетенного класса. Как и другие формы сознания, оно возникает и развивается в соответствии с изменениями в экономической структуре общества. Именно способ производства материальных благ детерминирует общий характер политического, правового, социального, духовной жизни человека. Оценивая эту теорию, необходимо подчеркнуть, что действительно экономические факторы сыграли значительную роль в происхождении права, но они не являются единственной причиной, породившей правовые явления в истории человечества.

Кроме того, в праве часто выражена не только воля господствующего класса, но и общая воля людей, живущих в обществе. Теория примирения (Г. Берман, Е. Аннерс) объясняла происхождение права необходимостью упорядочения отношений между родами. Она исходила из того, что в разрешении конфликтов между родами было заинтересовано все первобытное общество. Договоры о примирении сначала в устной, символической форме заключались с помощью народного собрания, совета старейшин. Со временем такие договора через повторение ситуаций однородного характера постепенно переросли в правила, юридические нормы (право примирения). Эта теория, хотя и основана на исторических фактах, но является односторонней, поскольку право возникло не только для примирения родов, но и для регулирования различных сторон жизнедеятельности общества, защиты личных и общих интересов его членов.

 

Технократическая теория. Эта теория возникла в 20-х гг. нашего столетия и получила значительное распространение в 60-70-х гг. Ее сторонниками были, в частности, Т. Веблен, Д. Барн-хейм, Г. Саймон, Д. Белл и др. По сути дела, это современная интерпретация теории элит. По мнению представителей технократической теории, управлять обществом должны (и часто действительно управляют) специалисты - управленцы, менеджеры. Именно они способны определить действительные потребности общества, оптимальные пути его развития, необходимые средства. В результате управление становится научным и обеспечивает прогрессивное развитие общества. Идеи этой концепции активно используются в других теориях, относящихся как к сущности государства, так и к другим его сторонам.

 

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.)