АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

КРОПОТКИН Петр Алексеевич

Читайте также:
  1. Автор: Иван Алексеевич Бунин
  2. Алексей Алексеевич Вигасин
  3. Влад. Алексеевич Воропаев о «Выбранных местах из переписки с друзьями»
  4. Гг. Царствование Федора Алексеевича Романова.
  5. Евгений Алексеевич Торчинов
  6. Кропоткин, Петр Алексеевич, (1842–1921)
  7. Кузин Феликс Алексеевич Культура делового общения 1 страница
  8. Кузин Феликс Алексеевич Культура делового общения 10 страница
  9. Кузин Феликс Алексеевич Культура делового общения 11 страница
  10. Кузин Феликс Алексеевич Культура делового общения 12 страница
  11. Кузин Феликс Алексеевич Культура делового общения 13 страница

(1842¾1921) ¾ ученый, путешест­венник, видный революционер-на­родник, крупнейший идеолог анархиз­ма конца XIX — начала XX в.

В 1872 г. Кропоткин присоединил­ся к народническому кружку «чайковцев». За революционную агитацию и пропаганду был арестован, затем со­вершил побег из тюремного госпита­ля, четыре десятилетия провел в эми­грации (возвратиться в Россию ему удалось лишь в 1917 г.). В период эми­грации Кропоткин создал свои основ­ные произведения: «Речи бунтовщи­ка» (1885), «Хлеб и воля» (1892), «Взаимопомощь как фактор эволю­ции» (1902), «Записки революционе­ра» (1902), «Современная наука и анархия»(1913).

Теория анархизма Кропоткина — связующее звено между классичес­ким анархизмом XIX в. и анархизмом XX в. Без учения о государстве и праве Кропоткина (как и учений Штирнера, Прудона, Бакунина) невозможно до­статочно полно представить сильные и слабые стороны анархизма в целом, его критической и позитивной про­блематики.

В теории анархо-коммунизма Кро­поткина четко выделяются три основ­ные группы проблем: теоретическое обоснование социализма; разработка проблем анархо-коммунистического


идеала; вопросы путей, форм и средств достижения идеала, т.е. тео­рия социальной революции.

Наиболее типичными чертами анархизма-коммунизма Кропоткина были беспощадная критика буржуаз­ного общества и пропаганда его рево­люционного преодоления, убежден­ность в необходимости скорейшего после революции утверждения сво­бодного федеративного самооргани­зующегося коммунистического обще­ственного строя. В качестве осново­полагающих принципов отношений между людьми выдвигались взаимо­помощь и гуманизм. Взглядам Кро­поткина были присущи характерные для всего анархизма негативное отно­шение к любой государственной влас­ти, законодательству, ориентация на скорую предстоящую замену государ­ства различными общественными ор­ганизациями и союзами.

Кропоткин, в сравнении со своими предшественниками, гораздо больше сил, времени и внимания уделял раз­работке проблем идеала будущего безгосударственного общества. Он изображает свой общественный идеал следующим образом: «Осво­бождение производителя от ига капи­тала. Коммунальное производство и свободное потребление всех продук­тов совместной работы. Освобожде­ние его от ярма правительства. Сво­бодное развитие индивидов в группах и групп в федерациях. Свобода орга­низации от простых до сложных сооб­разно взаимным нуждам и традициям. Освобождение от религиозной мора­ли. Свободная мораль, без принужде­ния и санкции, развивающаяся из самой жизни общества и переходящая в состояние обычая».


811 ИМЕННОЙ СЛОВАРЬ-СПРАВОЧНИК


 


Важное место в политической кон­цепции Кропоткина занимает его уче­ние о федерализме.

В истории человеческого общества Кропоткин различал несколько видов федерализма: федерации и конфеде­рации родов и племен у дика рей и вар­варов; федерации вольных городов, деревень и общин в средние века; со­временные ему государственные фе­дерации и будущие безгосударствен­ные федерации.

Кропоткин полагал, что государст­венный федерализм есть переходная форма к безгосударственному строю. Анархическая федерация в учении Кропоткина(как и у Бакунина) — универсальное средство осуществления всеобщей свободы «снизу доверху»:

индивидуальной, групповой, профес­сиональной, областной, националь­ной и т.д. Но, в отличие от Бакунина, Кропоткин не был склонен разраба­тывать детальные федеративные про­екты с подробной регламентацией структуры, прав и взаимоотношений отдельных звеньев федерации. Его идеал — абстрактная «свободная федеративная группировка от простого к сложному», которая могла бы напол­няться различным содержанием в раз­ных условиях.

ЛЕБОН Гюстав (1841¾1931) ¾ французский социолог, социальный психолог и публицист.

В своей работе «Психология наро­дов и масс» ученый сформулировал одну из первых концепций массового общества: отождествляя массу с тол­пой, он пророчил наступление «эры масс» и следующий за этим упадок ци­вилизации. В толпе, по мнению Лебо-


на, индивиды утрачивают чувство от­ветственности и оказываются во власти иррациональных чувств, не­терпимости, всемогущества, так как ими управляет закон «духовного един­ства толпы».

ЛЕЙПХАРТ Аренд ¾ американский политолог, специалист в области сравнительных политических иссле­дований. Автор книг «Демократия в многосоставных обществах» (1977), «Демократии: типы мажоритарного и консенсусного правления в двадцати одной стране» (1984) и др.

ЛЕНИН (Ульянов) Владимир Ильич (1870¾1924) — организатор, теоре­тик и лидер коммунистического (боль­шевистского) движения в России, ос­нователь Советского государства, председатель Совета Народных Ко­миссаров (октябрь 1917 — январь 1924 гг.). Англо-американская соци­альная энциклопедия включает его в «первую десятку» выдающихся лич­ностей мировой истории.

Ленин рассматривал политику как область взаимоотношения между классами и как искусство подчинения их интересов задаче подготовки про­летарской революции. По его мне­нию, для ускорения ее начала необхо­димо активное воздействие передовой революционной организации на ход социально-исторического прогресса. Цель партии — «просветить» и «ор­ганизовать» рабочий класс и другие эксплуатируемые классы для борьбы с буржуазией, установить диктатуру пролетариата и обеспечить переход сначала к социализму, а потом, заме­нив ее социалистической демократией,


 

 

812 ИМЕННОЙ СЛОВАРЬ-СПРАВОЧНИК


 


— к коммунизму, т.е. к бесклас­совому обществу.

Положения о диктатуре рабочего класса, о пролетарской демократии, о соотношении коммунистической пар­тии и советского государства, об эко­номических функциях такого государ­ства, его территориальном единстве, внешней политике образуют костяк ленинского учения о социалистичес­кой государственности. Однако чересчур долгой жизни Ленин этой госу­дарственности не прочит. Он как пра­воверный марксист стоит за отмира­ние государства: «...по Марксу, про­летариату нужно лишь отмирающее государство, т.е. устроенное так, чтобы оно немедленно начало отми­рать и не могло не отмирать». Ленин неоднократно повторяет эту мысль: «...пролетарское государство сейчас же после его победы начнет отмирать, ибо в обществе без классовых проти­воречий государство не нужно и не­возможно». Разумеется, окончатель­ное отмирание государства Ленин увязывает с выполнением ряда высо­ких социально-экономических и об­щекультурных условий. Но сама идея отмирания государства остается в марксизме-ленинизме незыблемой и сугубо важной.

Ленин — оригинальный интерпре­татор политической доктрины марксиз­ма в новых исторических условиях ХХ в. В отличие от К. Маркса, писавшего о необходимости одновременной победы пролетариата во всем мире или наибо­лее развитых странах, Ленин выдви-нул идею возможности прорыва цепи империалистических государств в ее наиболее слабом звене.

В своей работе «Империализм как высшая стадия капитализма» Ленин


доказывал, что капитализм вступил в высшую и последнюю стадию своего развития - империализм, свидетель­ствующую о начале его конца и кануне социалистической революции. По его мнению, «загнивающий и монополис­тический капитализм» создал между­народный рынок, разделение труда и производительные силы, тем самым подготовив условия для социалисти­ческого переворота. Мировая война, в случае ее превращения в граждан­скую, направленную против своих правительств, могла стать катализа­тором гибели империализма. Ленин полагал, что именно Россия — самое слабое звено в цепи империализма -начнет мировую революцию.

Как полагал Н.А. Бердяев, «в Ле­нине соединились традиции русской революционной интеллигенции в ее наиболее максималистских течениях и традиции русской исторической власти в ее наиболее деспотических проявлениях».

Основные работы В.И. Ленина: «Что делать?» (1902), «Империа­лизм как высшая стадия капитализ­ма» (1916), «Государство и револю­ция. Учение марксизма о государстве и задачи пролетариата в революции» (1917), «Пролетарская революция и ренегат Каутский» (1918), «Детская болезнь левизны в коммунизме» (1920).

ЛЕОНТЬЕВ Константин Николаевич (1831 — 1891) — известный русский мыслитель консервативного направ­ления. Оценки Леонтьева в литерату­ре: «Кромвель без меча», «диктатор без диктатуры», «политический Торквемада», «более Ницше, чем сам Ницше», «самый острый ум, рожденный


 

 

813 ИМЕННОЙ СЛОВАРЬ-СПРАВОЧНИК


 


русской культурой в XIX веке» (П.Б. Струве).

В качестве концептуальной основы исследования Леонтьев предложил универсальный закон триединого про­цесса развития. По его мнению, любая вещь, любое явление от космического тела до человеческой цивили­зации в своем существовании проходит три стадии:«1. Первичная просто­та; 2. Цветущее объединение и слож­ность; 3. Вторичное смесительное уп­рощение, свойственное точно так же, как и всему существующему, и жизни человеческих обществ, государствам и целым культурным мирам». На пер­вом этапе общество характеризуется неразвитостью и дискретностью, затем необходимая боль, сопровож­дающая рождение более сложного со­циума, символизирующая накопление формотворческой энергии, усилива­ется. Через боль общество вступает в пору «цветущей сложности», буйства красок и обособления формы.

Впоследствии боль утихает, зла и притеснений становится меньше, люди делаются свободнее, но ткань общественного организма располза­ется, наступает упадок, стертость не­когда ярких красок и обыденность причудливых ранее очертаний.

Развитие государства, согласно леонтьевскому закону «первичной простоты, цветущей сложности и вто­ричного смесительного упрощения», выглядит следующим образом: сперва совершается обособление свойственной ему политической формы, затем наступает период «наибольшей слож­ности и высшего единства», а после происходит падение государства. Го­сударства живут не более тысячи — тысячи двухсот лет. Вслед за француз­ским историком Гизо, отсчитав евро­пейскую государственность от IX в., Леонтьев пришел к выводу, что Евро­па уже подошла к роковой черте своей истории, она уже одряхлела, изжила свое прекрасное в прошлом разноцве­тье, сделалась однообразно демокра­тической и неумолимо идет к закату.

Анализируя развитие государст­венности, Леонтьев считал, что на на­чальной стадии, как правило, прева­лирует аристократическая форма; на стадии цветущей сложности «являет­ся наклонность к единоличной власти (хотя бы в виде сильного президентст­ва, временной диктатуры, единолич­ной демагогии или тирании, как у эллинов в их цветущем периоде), а к ста­рости и к смерти воцаряется демокра­тическое, эгалитарное и либеральное начало». Формула сильного государст­ва — диктатура, жесткая централиза­ция, слабого же и умирающего — урав­нение, «демократизация жизни и ума».

Особенность России Леонтьев осознавал и декларировал через кон­цепцию византизма. Основание Рос­сии (по Леонтьеву) составили три ис­ходных начала: византийское право­славие, византийское самодержавие и византийские нравы. В отличие от славянофилов Леонтьев считал госу­дарственное начало в России более самобытным, чем общественно-на­родное. Политическим кредо Леон­тьева могли бы стать слова Данилев­ского: «Если дерево начало расти криво, то, чтобы его выпрямить, надо насильственно перегнуть его в проти­воположную сторону».

«Леонтьев — выдающийся пред­ставитель великой контрреволюции XIX в., которая защищала качество от количества; даровитое меньшин-


814 ИМЕННОЙ СЛОВАРЬ-СПРАВОЧНИК


 


ство от бездарного большинства; яркую мысль от серой массы; дух от материи; природу от техники; истину от рекла­мы и пропаганды; творческую свободу от плутократии и бюрократии...» (И.П. Иваск).

Основные работы Леонтьева:

«Восток, Россия и славянство» (1885—1886), «Национальная поли­тика как орудие всемирной револю­ции» (1889).

ЛОКК Джон (1632¾1704) ¾ анг­лийский философ и политик, родона­чальник либерализма.

Возражая против учения Т. Гоббса об абсолютном, неограниченном ха­рактере государственной. власти, Локк доказывал, что основной обя­занностью государства, возникшего на основе договора, является соблю­дение «естествен-ного права», защита личной свободы и частной собствен­ности граждан.

В работе «Два трактата о государ­ственном правлении» (1690) Локк рассматривает широкий комплекс проблем государства и гражданского общества, политических свобод, за­конности, собственности и др.

Государство, по Локку, получает от людей ровно столько власти, сколько необходимо для достижения главной цели политического сообще­ства ¾ реализовать свои граждан­ские идеи и прежде всего право вла­деть собственностью. В государстве никто и ничто не может находиться вне подчинения законам и законнос­ти. Локк предвосхитил идею правового государства. По его мнению, имен­но закон является главным инстру­ментом сохранения и расширения свободы личности, «Там, где нет за­


конов, там нет и свободы». Локк по­лагал, что нельзя достичь блага всех, если не обеспечить посредством за­конов свободы каждому.

Поддержание режима свободы, ре­ализация «главной и великой цели» политического сообщества непре­менно требуют, по Локку, чтобы пуб­лично-властные правомочия государ­ства были четко разграничены и поде­лены между разными его органами. Правомочие принимать законы (зако­нодательная власть) полагается толь­ко представительному учреждению всей нации — парламенту. Компетен­ция претворять законы в жизнь (ис­полнительная власть) подобает мо­нарху, кабинету министров. Их дело ведать также сношениями с иностран­ными государствами (отправлять фе­деративную власть). Имея в виду не допускать узурпации кем-либо всей полноты государственной власти, предотвратить возможности деспоти­ческого использования этой власти, Локк наметил принципы связи и вза­имодействия «отдельных ее частей». Эти воззрения английского мыслите­ля о дифференциации, принципах распределения, связи и взаимодейст­вий отдельных частей (слагаемых) единой государственной власти легли в основу рождавшейся в XVII в. док­трины конституционализма.

МАКИАВЕЛЛИ Никколо (1469 ¾1527) — итальянский политический мыслитель.

В работах «Государь» (1513), «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия» (1519), «История Флорен­ции» (1532) он резко выступает про­тив средневековой концепции боже-


ИМЕННОЙ СЛОВАРЬ-СПРАВОЧНИК 815


 


ственного предопределения государ­ства и политики, выдвигая идею объ­ективной исторической необходимос­ти и закономерности, которую он на­зывает fortuna (судьба). Однако судь­ба не определяет фатально все по­ступки людей: «Чтобы не была потеря­на свободная воля, можно полагать правдой, что судьба предопределяет по­ловину наших действий, а другой поло­виной или около того она предоставляет управлять нам». Поэтому кроме судьбы основой политики Макиавелли называ­ет virtu — личную энергию, которая проявляется у человека как сила, пред­приимчивость, доблесть.

Макиавелли вводит новое полити­ческое понятие — stato (государство). Причем это не конкретное государст­во, страна, власть и т.д., а политичес­кая форма общества в целом. В отли­чие от представлений средневековья это государство постоянно меняется, а направленность изменений опреде­ляется соотношением борющихся сил — аристократии (дворянства) и народа. Массы, рассуждает он, не хотят, чтобы ими командовали и угне­тали их, а знать, напротив, стремится властвовать и порабощать народ.

Формы государства Макиавелли (так же как и Аристотель) рассматри­вает в зависимости от числа правите­лей и цели государства. У него тоже есть формы правильные (монархия, аристократия и демократия), целью ко­торых является благо людей и величие государства, и неправильные (тира­ния, олигархия и «распущенность»), в которых правители заботятся только о своих интересах, попирают законы. Смена форм государства происходит циклически, на основе круговорота и связывается мыслителем не с божественной волей, а с закономер­ным повторением определенных си­туаций и соотношением борющих­ся сил.

В «Государе» Н. Макиавелли пы­тается сформулировать правила поли­тического искусства, которые необхо­димы для создания сильного государст­ва в условиях, когда в народе не разви­ты гражданские добродетели. Для до­стижения политической цели, считает Макиавелли, допустимы все средства. Выступая как частное лицо, государь должен руководствоваться общепри­нятыми нормами поведения, но он может не считаться с требованиями морали, если его действия направля­ются заботой о процветании и могу­ществе государства. «Когда речь идет о спасении родины, не следует прини­мать во внимание никакие соображе­ния о том, что справедливо и что не­справедливо, что милосердно и что жестоко, что похвально и что позор­но, но необходимо, забыв обо всем прочем, действовать так, чтобы спас­ти ее существование, ее свободу». Следовательно, политику, полити­ческие деяния нельзя судить с нрав­ственных позиций.

Широкое распространение полу­чил термин «макиавеллизм», под ко­торым понимается модель политичес­кого поведения, пренебрегающая нормами морали для достижения по­литических целей. Отличительной особенностью макиавеллизма, его ос­нованием является тезис: «цель оп­равдывает средства», когда ради до­стижения поставленных целей счита­ются оправданными и приемлемыми любые средства, включая вероломст­во, коварство, жестокость, обман политического противника.


816 ИМЕННОЙ СЛОВАРЬ СПРАВОЧНИК


 


МАККИНДЕР Хэлфорд Джон (1861¾1947) ¾ британский географ и историк, теоретик международных отношений.

Первым и самым ярким выступле­нием X. Маккиндера был его доклад «Географическая ось истории», про­читанный в Королевском географи­ческом обществе в 1904 г. и опубли­кованный на русском языке только восемьдесят лет спустя. Эта работа X. Маккиндера привлекла внимание как научных, так и политических кру­гов мирового сообщества, оказала оп­ределенное влияние на процесс выяв­ления перспектив международных от­ношений и всемирного развития в на­чале XX столетия. Однако полностью значение рассматриваемой работы современникам оценить было затруд­нительно. Теоретическое построение X. Маккиндера представляло собой первую глобальную геополитическую модель развития мировой системы, которая в то время еще не сформиро­валась окончательно как единый и це­лостный феномен.

В основе модели английского уче­ного лежит геополитическая диффе­ренциация мира, в котором он выде­лил три зоны. Первая — осевой реги­он, который отождествлялся прежде всего с территорией России и приле­гающих к ней земель. Соотечествен­ник автора данной теории Дж. Фэргив в 1915 г. назвал данный регион «Хартленд» (англ. heartland, т.е. «сердце­винная земля»); этот термин прочно вошел в геополитический понятий­ный аппарат. Вторая зона, согласно дифференциации X. Маккиндера, включает в себя Германию, Австрию, Турцию, Индию и Китай, т.е. главные страны, занимавшие побережье Ев­-


разии на Западе, Юге и Востоке. Дан­ный регион был назван внутренним или окраинным полумесяцем. И, на­конец, третья зона — внешний полу­месяц, в состав которого английский геополитик включил Британию, Южную Африку, Австралию, Соеди­ненные Штаты, Канаду и Японию, т.е. ведущие государства морского мира.

Маккиндер выделил также так на­зываемый Мировой Остров, в кото­рый он включил Хартленд и внутрен­ний полумесяц, т.е. Евразию, а также прилегающую близко к ней Африку, за исключением ее южной части. Рас­сматривая поведение своей модели в динамике, ее автор сформулировал принципиальный геополитический постулат: «Тот, кто контролирует Восточную Европу, доминирует над Хартлендом; тот, кто доминирует над Хартлендом, доминирует над Миро­вым Островом; тот, кто доминирует над Мировым Островом, доминирует над миром».

Свои геополитические концепции Маккиндер развил в книге «Демокра­тические идеалы и реальность» (1919) и в статье «Географическая завершенность земного шара и обрете­ние мира»(1943).

МАННГЕЙМ Карл (1893¾1947) ¾ немецкий философ и социолог, один из основателей социологии знания. Автор работ «Идеология и утопия» (1929), «Человек и общество в эпоху преобразования» (1935), «Диагноз на­шего времени: очерки военного време­ни, написанные социологом» (1943).

В своей работе «Идеология и уто­пия» Маннгейм подчеркнул, что любая идеология — это апология су­ществующего строя, теоретизированные


ИМЕННОЙ СЛОВАРЬ-СПРАВОЧНИК 817


 


взгляды класса, добившегося гос­подства и заинтересованного в сохра­нении статус-кво. «Идеологиям» всегда противостоят «утопии» — как правило, недостаточно теоретизированные, эмоционально окрашенные «духовные образования», порожден­ные сознанием оппозиционных, угне­тенных классов, слоев и групп, стре­мящихся к социальному реваншу, а потому столь же субъективно-при­страстные, как и «идеологии». По су­ществу «утопии» ничем не отличаются от «идеологий», поскольку также стремятся «выдать часть за целое» свою одностороннюю правоту за абсо­лютную истину. С приходом к власти ранее угнетаемых слоев «утопии» автоматически превращаются в «идеологии». Маннгейм выделяет и характеризует четыре идеально-типи­ческих формы утопического сознания: «оргиастический хилиазм анабаптис­тов», «либерально-гуманистическую идею», «консервативную идею» и «социа-листически-коммунистическую утопию».

МАРКС Карл (1818¾1883) ¾ немец­кий ученый и революционер. Марксу принадлежит разработка материалистической концепции исто­рии, которая подчеркивала решаю­щее значение экономической сферы в жизни общества. Из философского и экономическо­го учения марксизма вытекают осо­бенности его политической теории. Стержнем марксистского понимания политики выступает учение о классо­вой борьбе, ориентация на преимуще­ственно насильственную реализацию
классовых целей. Раскрывая содер­жание и формы классовой борьбы пролетариата, Маркс и Энгельс опре­делили ее основную цель: установле­ние диктатуры пролетариата, являю­щейся антиподом диктатуры эксплуа­таторских классов и приводящей к по­строению бесклассового общества, созданию условий для отмирания го­сударства. В истории Маркс различает три пе­риода: 1) переход от капитализма к пер­вой ступени коммунистического обще­ства — социализму, 2) первую (низ­шую) фазу коммунистического обще­ства, 3) высшую фазу коммунизма. Анализ общественного положения классов, слоев, социальных групп в марксизме является исходным пунк­том для понимания политического по­ведения масс, отдельных лидеров, их интересов.

Основные работы Маркса — «Ма­нифест Коммунистической партии» (1848, совместно с Ф. Энгельсом), «Восемнадцатое брюмера Луи Бона­парта» (1852), «Критика Готской программы» (1875), «Капитал» (Т. 1¾3, 1867¾1894).

МЕДОУЗ Деннис Л. ¾ американский кибернетик, профессор Массачусетского технологического института, специалист в области системной ди­намики, член Римского клуба. Воз­главлял исследовательский проект «Пределы роста. Доклад Римскому клубу»(1972).

МЕРРИАМ Чарльз Эдвард (1874¾1953) — американский ученый, один из создателей современной полити­ческой науки. Научно-педагогическая деятель­ность Мерриама была связана с Чи­кагским университетом, где с 1923 по


818 ИМЕННОЙ СЛОВАРЬ-СПРАВОЧНИК


 


1940 г. он возглавлял отделение поли­тической науки, в рамках которого сформировалась чикагская школа по­литических исследований. В своих ра­ботах ученый развил бихевиорист­ский подход к изучению политических явлений. Разрабатывая новую мето­дологию научного анализа, Мерриам обосновал необходимость междис­циплинарных исследований, широко­го использования количественных ме­тодов, настаивал на тесной связи по­литической науки с действительнос­тью. Все эти вопросы широко освеще­ны в его книге «Новые аспекты поли­тики» (1925).

Ч. Мерриам стоял у истоков фор­мирования новых направлений поли­тических исследований, внеся боль­шой вклад в изучение феномена поли­тической власти и теории демократии «Политическая власть: ее структура и сфера действия (1934), «Что такое демократия?» (1941), в исследова­ние американской партийной системы и политического лидерства («Амери­канская партийная система» (1922, совместно с Г. Госнеллом), «Четыре американских партийных лидера» (1926), в осмысление проблем граж­данского воспитания («Воспи-тание гражданственности в Соединенных Штатах» (1934).

МИЛЗА Пьер ¾ французский иссле­дователь проблем фашизма. Автор работ «Фашизмы и реакционные идеологии в Европе. 1919-1945» (1969), «Фашизм» (1986), «Фран­цузский фашизм. Прошлое и настоя­щее» (1988) и др.

МИЛЛЬ Джон Стюарт (1806¾1873) — английский философ-утили-­


тарист, экономист, либеральный по­литический мыслитель, государствен­ный деятель.

Свобода индивида ¾ та «команд­ная высота», с которой Милль рас­сматривает ключевые для себя поли­тические и правовые проблемы. Их перечень традиционен для либерализма: предпосылки и содержание свобо­ды человеческой личности, свобода, порядок и прогресс, оптимальный по­литический строй и т.д.

Индивидуальная свобода, по мне­нию английского мыслителя, означа­ет абсолютную независимость чело­века в сфере тех действий, которые прямо касаются только его самого. В качестве граней индивидуальной сво­боды Милль выделяет следующие моменты: свобода мысли и мнения, свобода действовать сообща с други­ми индивидами, свобода выбора и преследования жизненных целей и самостоятельное устроение личной судьбы.

Свобода индивида, частного лица первична по отношению к политичес­ким структурам и их функционирова­нию. Это решающее, по Миллю, об­стоятельство ставит государство в за­висимость от воли и умения людей создавать и налаживать цивилизо­ванное человеческое общежитие. Го­сударственность такова, каково об­щество в целом, и посему оно в пер­вую очередь ответственно за его со­стояние. Главное условие существо­вания достойного государства — самосовершенствование народа, вы­сокие качества людей, членов того общества, для которого предназнача­ется государство.

В своих работах Милль обосновы­вает идею непосредственной причаст-


ИМЕННОЙ СЛОВАРЬ-СПРАВОЧНИК 819


 


ности народа к устройству и деятель­ности государства, ответственности народа за состояние государственнос­ти. Чтобы избавиться от большинст­ва, подавляющего меньшинство, Милль в работе «Размышления о представительном правлении» (1861) предлагает систему пропорциональ­ного представительства, а чтобы из­бавиться от подавления невеждами образованных людей — систему пода­чи голоса последними в нескольких избирательных округах. Все осталь­ные должны иметь один голос. Милль пытался уравновесить два обстоя­тельства: широкое участие избирате­лей в выборах и сохранение влияния интеллектуальной, просвещенной элиты.

МИХЕЛЬС Роберт (1876¾1936) ¾ немецкий политолог, один из основа­телей партологии (раздела полити­ческой науки, изучающего партию как политический институт). Известность ученому принесло исследование «По­литические партии: социологическое исследование олигархических тенден­ций современной демократии» (1911).

Исследуя социальные отношения, Михельс пришел к выводу о невоз­можности прямой демократии, пря­мого господства масс. Следствием этого является делегирование от масс отдельных членов в специальные ор­ганы для выражения и защиты инте­ресов. С появлением партий, предста­вительных органов власти и др. возни­кают первые признаки олигархизации — отрыв властвующей верхушки от масс и превращение ее в замкнутую касту.

Михельс указывает на три главных


причины, способствующие олигархизации. Первая — узкая специализа­ция в управлении, которая препятст­вует контролю за управляющим. Эта специализация, усложнение управле­ния растут вместе с расширением ор­ганизации. Вторая причина состоит в психологических свойствах самой массы — политической индифферент­ности, паническом страхе и тяге к сильной власти, чувстве благодарнос­ти вождю и т.п. Перечисленные свой­ства создают тягу к сильной власти и к подчинению ей. Третье условие олигархизации ¾ харизматические каче­ства самого вождя, его способность навязывать свою волю подвластным. Совокупность причин и методов воз­никновения олигархической власти в любой организации Михельс назвал «железным законом олигархизации».

МОНТЕСКЬЕ Шарль Луи (1689¾1755) — французский политический философ.

Существенным вкладом Монтес­кье в политическую мысль явилась разработка им проблемы совокупнос­ти факторов, определяющих «дух за­конов», или «образ правления», в ра­боте «Дух законов» (1748). Он счи­тал, что моральные и физические фак­торы в их совокупности непосредст­венно влияют на природу и организа­цию различных форм правления, их стабильность и вырождение, на ха­рактер отношений между правителя­ми и подданными. Монтескье иссле­дует влияние на форму правления со стороны религии, нравов, обычаев, черт характера, образа жизни, харак­тера основных занятий, факторов гео­графической среды и т.д. Так, от ут­верждает, что в жарких странах кли-


 


820 ИМЕННОЙ СЛОВАРЬ-СПРАВОЧНИК


 


мат способствует установлению дес­потической формы правления. Жара приводит к утрате мужества, малоду­шию народа, и он не может успешно выступать против произвола и зло­употреблений властью со стороны правителей, смиряется со своим раб­ским положением. Напротив, холод­ный климат сохраняет людям мужест­во, и в странах с таким климатом чаще устанавливаются республики. Уме­ренный климат Европы способствует установлению монархий.

Среди факторов, воздействующих на формы правления, Монтескье назы­вал почву, ландшафт, величину страны. Так, он утверждал, что «республика по своей природе требует небольшой тер­ритории, иначе она не удержится». Мо­нархии же по своей природе требуют территории средней величины таких размеров, как Франция, Англия, Ис­пания середины XVIII в. Напротив, для деспотии характерны обширные размеры государства. «Чем более уси­ливается в каждой нации действие одной из этих причин, тем более ос­лабляется действие прочих».

Как и другие французские филосо­фы XVIII в., Монтескье верил в прогресс и разум. Но название книги го­ворит, что он шел дальше века Про­свещения. Монтескье интересовали не законы, а дух законов. Мыслитель различал три вида законов: закон наций (относящийся к международ­ным делам), закон политический (ре­гулирующий отношения правительст­ва и граждан) и закон гражданский (говорящий о взаимоотношениях граждан).

Теория разделения властей — еще одно достижение Монтескье. Эта тео­рия происходит из идеи «смешанного


правления», которую разрабатывали еще Аристотель и Цицерон.

Впервые идея разделения властей нашла свое практическое воплощение в Англии в период правления Кромвеля. Анализируя британскую полити­ческую систему, где в ходе естествен­ного развития был создан механизм разделения властей, Монтескье тео­ретически осмыслил его. Так как по­литической властью, подчеркивал ученый, всегда злоупотребляют, что вытекает из природы человека, верхо­венство права может быть обеспечено лишь разделением властей на законо­дательную, исполнительную и судеб­ную, с тем чтобы различные власти могли взаимно сдерживать друг друга.

МОРГЕНТАУ Ганс (1904¾1982) ¾ классик американской политической науки в области международных отно­шений.

Моргентау — один из отцов-осно­вателей школы «политического реа­лизма». Его видение внешнего мира и закономерностей, им управляющих, базируется на трех постулатах: основ­ным субъектом международных отно­шений является национальное госу­дарство, выражающее свои интересы в категориях силы (т.е. они обуслов­лены той силой, которой он обладает); следствием этого внутренней пружи­ной, двигающей международные от­ношения, становится борьба госу­дарств за максимализацию своего влияния во внешней среде; оптималь­ным ее состоянием видится междуна­родное (регио-нальное) равновесие сил, предупреждающее образование национальной или коалиционной мощи, превосходящей существующие государства и их коалиции, что достигается


ИМЕННОЙ СЛОВАРЬ-СПРАВОЧНИК 821


 


(сознательно или бессозна­тельно) политикой баланса сил. Эти идеи в наиболее систематизирован­ном виде были изложены Моргентау в его фундаментальном труде «Между­народная политика», изданном в США в 1948 г. и переизданном более 20 раз.

Важно отметить стремление Мор­гентау обосновать мысль о том, что в основе теории международной поли­тики лежат законы политического по­ведения, корни которых следует ис­кать в самой человеческой природе.

МОСКА Гаэтано (1853¾1941) ¾ итальянский экономист, социолог и политолог, один из основоположни­ков элитистского направления в политологии. Ему принадлежит заслуга создания и разработки концепции «господст-вующего политического класса», которую он впервые изло­жил в «Теории правления и парла­ментского правления», а затем в книге «Правящий класс» (1896) и двухтомном труде «Основы полити­ческой науки» [Т. 2 (1896); Т. 1 (1923)].

Изучая как историю, так и совре­менное ему общество, Моска пришел к выводу, что власть в обществе осу­ществляется особым организованным меньшинством. Это организованное меньшинство он называл политичес­ким классом. Осуществление власти в обществе во многом зависит от спосо­ба сохранения и воспроизводства по-литического класса.

Анализируя структуру и динамику правящего класса, Моска отметил две присущие ему тенденции: аристокра­тическую и демократическую. Пер­вая, аристократическая, тенденция


проявляется в том, что стоящие у кор­мила власти стремятся всячески за­крепить свое господство и передать власть по наследству. Наблюдается, по выражению Моски, «кристаллиза­ция» правящего класса, определен­ная застылость форм и методов управ­ления, окостенелость и консерватизм. Обновление элиты при этом происхо­дит крайне медленно. Вторая, демо­кратическая, тенденция наблюдается тогда, когда в обществе происходят изменения в соотношении политичес­ких сил. Находящиеся у власти отчас­ти утрачивают свое значение, и тогда изменения в составе правящего клас­са происходят путем пополнения его рядов наиболее способными к управ­лению и активными представителями низших слоев общества.

Таким образом, Моска выделяет три способа, с помощью которых пра­вящий класс закрепляет и обновляет себя: наследование власти, выбор по­литического руководства и коопта­цию. Любой политический класс, счи­тал Моска, стремится к сохранению и воспроизводству своей власти путем наследования. В то же самое время в обществе всегда есть другие полити­ческие силы, которые стремятся к власти, используя для этого систему выборов., Политические симпатии ученого склонялись к обществу, где два указанных способа обновления политического класса уравновешива­ют друг друга.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.016 сек.)