АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Консервативная политическая мысль

Читайте также:
  1. III.3. Естественнонаучная и математическая мысль эпохи Средневековья
  2. V3: Политическая ситуация в России в июле – октябре 1917 г. Октябрьская революция
  3. V3: Февральская революция. Политическая ситуация в России в марте – июне 1917 г.
  4. А.Н.Радищев, Новиков. Оппозиционная самодержавию и крепостничеству общественно-политическая мысль
  5. Абсолютная монархия в Англии ХVI – середина ХVII вв.: политическая централизация, королевская администрация, политическая доктрина абсолютизма.
  6. Авторитарная политическая система.
  7. Альтернативы развития России и социально-политическая практика весной-летом 1917 г.
  8. Андервуд посмотрела на него, прищурив один глаз. Она хотела что-то сказать, но мысль о том, то Алекс очень похож на Мэйсона, сбила её. Франческа быстро ушла в зал.
  9. Белорусская политическая система в контексте идеологии белорусского государства.
  10. Белорусская философская и общественно-политическая мысль.
  11. Билет 23. Политическая раздробленность Древней Руси: причины и последствия.
  12. Внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации

На формирование консервативной политической мысли в России оказали несомненное влияние идеи европейских традиционалистов — Э. Берка, Ж. Де Местра и др.: их резко критическое отношение к теориям естественного права, идеям индивидуальной свободы и гражданского равенства.

Российские консерваторы М. М. Щербатов (1733-1790), Н. М. Карамзин (1766-1826) подчеркивали незыблемость монархии и крепостного права, сословного построения общества.

Самодержавие, по их мнению, есть всесословное и отеческое правление, властитель — строгий и добрый отец, крепкий в православной вере и отстаивании заветов старины. Только такое правление — гарант единства общества и его благополучия.

 

В 1811г. Карамзин пишет «Записку о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях», в которой резко критикует либеральные реформы, которые начал Александр I.

В «Записке» сформулированы классические принципы русской охранительной идеологии: «требуем более мудрости охрани­тельной, нежели творческой», «всякая новость в государственном порядке есть зло, к коему надо прибегать только в необходимости». Однако, создавая образ иде­ального самодержавного правления, Карамзин критикует самодержавие реальное: самодержец для него есть «обычный политик».

 

В «Записке» впервые сфор­мулирована важнейшая задача: не переносить механически на русскую почву выработанные европейской культурой понятия, а осмысливать собственный ис­торический опыт для создания новых законов и политических процедур.

 

Идеи Карамзина стали основой для развития русской консервативной мысли, в даль­нейшем представленной Н. Я. Данилевским (1822-1855), К. Н. Леонтьевым (1831-1891), К. П. Победоносцевым (1827-1907), евразийцами и др.

 

В книге Данилевского «Россия и Европа» (1871) обосновывается концепция о принципиальном расхождении между Европой и «славянским культурно-историческим типом».

Подобные мысли высказывает и К. Н. Леонтьев. Обосновывая византийские истоки российской цивилизации, он предостерегает от следования «отвратительному пути», по которому пошла Евро­па.

От разрушительного влияния Запада Рос­сию ограждает православие. По Леонтьеву, назначение России — создание особой цивилизации, славяно-азиатской, причем ближайшая практическая задача — «взятие Царь-града и заложение там основ новому куль­турно-государственному зданию».

Таким образом, византизм Леонтьева основы­вался и на идее перенесения столицы как предпосылке обновления и возвышения России.

Гибельность европейского пути для России обосновывает К. П. Победо­носцев в своей знаменитой работе «Великая ложь нашего времени».

Такой лож­ной идеей является, с его точки зрения, теория парламентаризма: выборы не от­ражают волю избирателей, а избранные представители руководствуются лишь собственными честолюбивыми интересами.

Последовательным критиком демократии - самого страшного, по его мнению, вида деспотизма – был Л.А. Тихоми­ров (1852-1923), автор трактата «Монархическая государственность».

 

При всем разнообразии концепций можно выделить рад общих признаков, присущих российской консервативной мысли:

· провозглашение необходимости для России следовать по собственному пути развития, отличному от западного;

· признание незыблемости самодержавной власти в России, допускающее возможность проведения реформ, не затрагивающих сути существующей системы власти;

· критика парламентаризма (представительная система есть отчуждение власти от народа, а парламент - «ужасная говорильня»), либерализма и социализма (свобода и равенство, идеи народного суверенитета — самые лживые из политических идей);

· религиозное (православное) мировоззрение, сакрализация явлений политической жизни, представление о монархе как о «помазаннике Божьем»;

· сохранение традиционной системы отношений, общественной иерархии как основы самодержавной власти и отражения «иерархии небесной»;

· высшая нравственная задача личности — служение общему благу, выразителем которого является государство.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)