АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Глоссарий. Абсолют(от лат. absolutus – безусловный) – понятие, обозначающее

Читайте также:
  1. V. глоссарий
  2. Глоссарий
  3. ГЛОССАРИЙ
  4. Глоссарий
  5. Глоссарий
  6. Глоссарий
  7. Глоссарий
  8. ГЛОССАРИЙ
  9. Глоссарий
  10. Глоссарий
  11. ГЛОССАРИЙ
  12. ГЛОССАРИЙ

 

Абсолют (от лат. absolutus – безусловный) – понятие, обозначающее

бесконечную духовную первооснову и первоначало всего сущего, полноту

бытия и совершенство.

Абсолютный (от лат. absolutus – безусловный) – свободный от всех

отношений и условий; совершенный; независимый. Противоположное понятие – относительный.

Абсолютный дух – в философии Г. Гегеля1 конечное звено развития

духа, проходящего через ряд этапов восхождения к абсолютному знанию.

Абстрагирование (от лат. abstractio – удаление, отвлечение) – отвлече-

ние от несущественных свойств и связей изучаемого объекта с целью выделения наиболее важных для решения теоретической (или практической) задачи характеристик объекта. В науке – теоретический метод создания идеальных обобщенных образов и понятий.

Августин Аврелий, Блаженный (354 – 430) – христианский философ,

святой, представитель патристики. Для него характерно обращение к внутреннему миру человека («Исповедь»). Родоначальник неоплатонизма в христианской философии, господствовавшего в европейской философии до XIII в. Труды: «О граде Божием» и др.

Авенариус Рихард (1843 – 1896) – швейцарский философ, родоначаль-

ник эмпириокритицизма.

Аверроэс (лат. от Ибн Рушд, Мухаммед, 1126 – 1198) – исламский,

арабский философ. Развивал учение Аристотеля. Высказывал еретические

идеи о вечности Бога и материи (т.е. о несотворенности материи Богом). От-

рицал бессмертие души и загробную жизнь. Выступал за независимость философии от религии. Имел последователей в средневековой Европе.

Авеста (перс. – основной текст) – священный текст персов, в котором

изложена религия пророка Заратустры – зороастризм.

Авиценна (лат. от Ибн Сина, 980 – 1037) – выдающийся исламский

философ и врач персидского происхождения. Пытался соединить философию

Аристотеля с неоплатонизмом. Его «Книга исцеления» и «Канон медицины»

были известны не только восточным, но и европейским философам и врачам.

Авторитаризм (автократия) – единовластие.

Агностицизм (от греч. a+gnosis – частица отрицания+знание) – отрицание возможности достоверного познания сущности объектов.

Аграрное общество см.: традиционное общество.

Аграрный – сельскохозяйственный.

Адекватный (от лат. adaequatus – приравненный) – правильный, соот-

ветствующий, согласующийся, соразмерный.

Апейрон (греч. apeiron – неограниченное) – у древнегреческого фило-

софа Анаксимандра бесконечное первовещество, из которого состоят все ве-

щи. У пифагорейцев и Платона – синоним материи.

Академия – название философской школы Платона

Аксиология (от греч. axia+logos – значимость+учение) – теория ценно-

стей. Ее становление как самостоятельной философской дисциплины проис-

ходит в конце XIX в. в Германии, во Франции и в России. Среди родоначаль-

ников – Г. Риккерт, В.С. Соловьев и др. Главные проблемы аксиологии: сущ-

ность ценностей, типы и виды ценностей, их система, иерархия и динамика.

Аксиоматизация – в науке выделение аксиом – оснований, не тре-

бующих доказательств ввиду их очевидности, на основе которых строятся

теоремы.

Акциденция (лат. accidentia – случайность) – несущественное свойство

вещи.

Алетиология (от греч. alethieia – истина) – учение об истине.

Алхимия – средневековая донаучная предшественница химии, тайное

религиозно-философское направление, имевшее целью нахождение «философ-

ского камня» – эликсира, способного излечивать все болезни и получать зо-

лото из других металлов.

Альтернатива (от лат. alter – другой) – необходимость выбора между

взаимоисключающими двумя возможностями.

Альтруизм (от лат. alter – другой) – нравственный принцип, заклю-

чающийся в бескорыстном служении другим людям. Введен в философию

О. Контом.

Амбивалентность (от лат. ambo+valentia обе+сила) – двойственность

противоречащих друг другу устремлений.

Анаксимандр из Милета (611 – 545 до н.э.) – представитель древнегре-

ческой натурфилософии (философии природы), ученик Фалеса. Определял

первоначало всего сущего как принцип, апейрон – первовещество, из которого путем выделения возникают различные вещества.

Анаксимен из Милета (585 – 525 до н.э.) – представитель древнегрече-

ской натурфилософии (философии природы). Считал материальным первона-

чалом всего воздух.

Анализпознавательная процедура мысленного расчленения целого

на части. Противоположен синтезу.

Аналогия (греч. analogia – сходство) – сходство различных вещей по

некоторым признакам. В познании рассуждение по аналогии (путем сравне-

ния) используется для выдвижения гипотез.

Анархизм – социально-философское политическое течение, обосновы-

вающее идею революционного перехода к безгосударственному обществу,

состоящему из независимых коммун. Представители – М.А. Бакунин,

П.А. Кропоткин.

Анимизм (от лат. anima – душа) – вера в существование душ и духов,

одна из форм религии в первобытном обществе.

Ансельм Кентерберийский (1033 – 1109) – христианский философ-

схоласт.

Антиномия – у И. Канта неразрешимое противоречие между проти-

воположными высказываниями, каждое из которых логически доказуемо.

Антисфендревнегреческий философ V – IV вв. до н.э., ученик

Сократа, основатель школы киников.

Антисциентизм – принижение роли науки в жизни общества, критика

отрицательных последствий развития науки.

Античная философия – древнегреческая и древнеримская философия.

Антропогенное общество см.: постиндустриальное общество.

Антропологизм – учение, вслед за Л. Фейербахом считающее естест-

веннонаучную медицинскую антропологию универсальной наукой о человеке.

Антропологическая философия – см.: философия.

Антропология (от греч. antropos+logos – человек+учение) – учение о че-

ловеке, философская теория человека. Важнейшими ее проблемами являются

антропогенез (происхождение человека), сущность человека и смысл челове-

ческого бытия.

Антропоцентризм – трактовка положения человека в мире как цен-

трального.

Априорное (лат. a priori – предшествующий) – знание, предшествую-

щее опыту и независимое от него. У И. Канта априорными являются такие

категории, как пространство и время.

Арабская философия – см. исламская философия.

Аргумент (от лат. argumentum – довод) – доказательство.

Аристотель – древнегреческий философ IV в. до н.э., учился у

Платона. Виднейший представитель и систематизатор античной философии.

Если у Платона мир разделен на мир идей и мир вещей, то у Аристотеля мир

един. В нем есть пассивное, вещественное начало (материя) и активное, одухотворяющее начало (форма). Аристотель обосновал законы логики. Разделил философские дисциплины на теоретические (математику, физику и психологию), практические (этику, политику, экономику) и поэтические (технику, эстетику, риторику, или педагогику). Внес вклад в теорию государства. Главные труды: «Органон», «Физика», «Метафизика» и др.

Арон Раймон (1905 – 1983) – французский социолог, философ и пуб-

лицист, один из родоначальников теории индустриального общества.

Архетипы (от греч. arche+typos – начало+образ) – термин К. Юнга.

Общечеловеческие прообразы, символы, аккумулирующие опыт человечества: «мать-земля», «мудрый старец», и т.д.

Астрология (от греч. astrum+logos – звезда+учение) – учение о влия-

нии звезд и планет на судьбу человека. В современной философии считаетсяквазинаукой (псевдонаукой): имея разработанный астрономический, математический и понятийный аппарат, она не имеет теории, способной объяснить механизм связи человека с космосом.

Атеизм – отрицание Бога.

Атман (санскритское – душа) – одно из центральных понятий индий-

ской философии – божественная духовная сущность человека.

Атом (от греч. atomos – неделимый) – у античных философов

Демокрита и Левкиппа – вечная, неделимая первооснова вещества. В совре-

менной науке – одно из состояний материи, имеющее планетоподобную

структуру.

Атрибут – неотъемлемое сущностное свойство вещи.

Ахинса (санскритское – непричинение вреда) – нравственный принцип

индийской философии и религии: воздержание от нанесения вреда всему жи-

вому.

Бадараянадревнеиндийский философ VI в. до н.э., основатель ве-

данты.

Базис – см.: формация.

Бакунин Михаил Александрович (1814 – 1876) – революционер, родо-

начальник анархизма.

Бахтин Михаил Михайлович (1895 – 1975) – философ, литературовед,

лингвист, культуролог. Развивал понимание культуры как диалога.

Белинский Виссарион Григорьевич – философ, революционер-демо-

крат XIX в.

Белл Дэниел (род. в 1919) – американский социолог, футуролог, один

из создателей теории постиндустриализма. В работе «Грядущее постиндуст-

риальное общество» (1973) вводит базовые понятия новой теории.

Бергсон Анри (1859 – 1941) – французский философ, представитель

философии жизни.

Бердяев Николай Александрович (1874 – 1948) – представитель рус-

ской религиозной философии и персонализма. Основные работы: «Смысл творчества», «Смысл истории», «Русская идея», «Самопознание».

Беркли Джорж (1685 – 1753) – представитель субъективного идеа-

лизма в философии Нового времени.

Бернхэм Джеймс (род. 1905) – американский социолог, автор теории

мирной «менеджерской революции», в результате которой к власти придут

высшие администраторы-менеджеры. Гл. работа – «Менеджерская револю-

ция» (1941).

Бессознательное – психическая жизнь, совершающаяся без участия

сознания. Изучалась З. Фрейдом и др.

Бжезинский Збигнев (род. 1928) – американский политолог и государ-

ственный деятель, один из радикальных идеологов антикоммунизма. Считает

что во второй половине ХХ в. началась «технотронная эра», пришедшая на

смену аграрной и промышленной.

Библия (от греч. biblia – книги) – священное писание иудаистов и хри-

стиан. Иудаисты признают только Ветхий Завет. Для христиан главной книгой является Новый Завет, жизнеописание Иисуса Христа, написанное его учениками.

Блаватская Елена Петровна – религиозный философ XIX в., созда-

тельница теософии (философии божественной мудрости) – эзотерической

(тайной религиозно-философской) системы, в которой она попыталась соеди-

нить корни всех религий, достижения древнеиндийской и современной евро-

пейской философии.

Благо – то, что имеет ценность.

Богданов (псевдоним Малиновского) Александр Александрович (1873

– 1928) – философ-марксист, автор тектологии, или всеобщей организацион-

ной науки – предшественницы теории управления и теории организации__

Бор Нильс (1885 – 1962) – датский физик, создатель модели атома, по-

строенной на основе квантовой теории.

Брахманизмдревнеиндийская религия, предшественница современ-

ного индуизма, согласно которой мир создан Брахмой из несотворимого и

непреходящего первовещества (пракрити) и в вечном круговороте снова пре-

вращается в эту первоматерию. В основных направлениях брахманизма (ми-

манса, веданта, санхья, йога, вайшешика, ньяя) вероучение тесно переплета-

ется с философией.

Бруно Джордано – итальянский философ- гуманист и естествоиспыта-

тель XVI в. Сожжен на костре за еретические проповеди.

Будда (букв. – просветленный) – древнеиндийский принц Сиддхартха

Гаутама (VI в. до н.э.), основатель буддизма.

Буддизм – религиозное учение и одно из базовых направлений в ин-

дийской философии. Возник в VI в. до н.э. В 40 лет принц Сиддхартха Гаутама достиг просветления и стал называться Буддой, т.е. «просветленным». Он учил, что жизнь является страданием; источник страданий – жажда наслаждений, власти, обладания, а освобождение от желаний ведет к избавлению от страданий и достижению нирваны (слияния с Абсолютом). Буддизм стал первой мировой религией, получившей распространение во многих странах Азии (в т.ч. и в России).

Булгаков Сергей Николаевич (1871 – 1944) – представитель русской

религиозной философии, богослов, экономист. Автор работ по теологии, эко-

номическому обоснованию теории христианского социализма (кн. «Филосо-

фия хозяйства») и др. Развивал идею всеединства В.С. Соловьева. Спасение

России искал на пути религиозного возрождения и в этой связи все социаль-

ные, национальные отношения и культуру видел переоцененными на религи-

озных началах. Основатель софиологии – учения о Софии – божественной

мудрости, которая проявляется в мире и человеке, делая их причастными Богу.

Бытие – свойство вещи существовать, быть в наличии. Противополож-

ные понятия: небытие, сознание. Одна из базовых философских категорий.

Бэкон Фрэнсис (1561 – 1626) – английский государственный деятель.

Представитель философии Нового времени, родоначальник эмпиризма.

Варварство – в работах А. Фергюсона, Л. Моргана, Ф. Энгельса вторая

стадия в развитии человечества (дикость – варварство – цивилизация).

Василий Великий, Кесарийский – греческий христианский теолог и

философ IV в., святой.

Введенский Александр Иванович (1856 – 1925) – философ и психолог,

представитель кантианства в России. Ограничивал психологию описанием

душевных явлений (интроспекцией – самонаблюдением).

Вебер Макс (1864 – 1920) – немецкий философ и социолог, сторонник

концепции социального действия в понимании природы общества. Внес за-

метный вклад в развитие аксиологии и других областей обществознания. Не

отрицая значения экономики, он показал, что не меньшую роль в истории иг-

рают политика и культура.

Веданта (санскритское – завершение Вед) – одно из главных направ-

лений индийской философии. Возникла в VI в. до н.э. Основатель – Бадарая-на. Главная цель – логическое (или мистическое) истолкование Вед. Соглас-

но веданте смысл жизни человека заключается в достижении после правед-

ной жизни (точнее – цепи перевоплощений) состояния «мокша» – слияния

Атмана (индивидуальной души) с Брахманом (Космической, Божественной

душой, Абсолютом). Развивалось в работах Шанкары, Рамакришны,

Вивекананды и др.

Веды – священные книги ариев (индоевропейцев), завоевавших Индию

в XIII в. до н.э.

Венский кружок – неформальное объединение неопозитивистов.

Верификация – в неопозитивизме экспериментальная или логическая

проверка гипотезы.

Вернадский Владимир Иванович (1863 – 1945) – ученый и философ,

представитель русского космизма, автор концепции ноосферы (сферы разума), согласно которой человечество по мере своего развития превращается из биологического сообщества в мощную био-гео-космическую силу. Огромное значение отводил роли философии, логики и методологии в исследовании в области естественных наук. Основатель генетической минералогии, геохимии,биогеохимии, радиогеологии.

Вещь-в-себе – по И. Канту, вещь, существующая для себя самой, неза-

висимо от познающего субъекта, истинное, рационально непознаваемое бытие вещи, ее сущность.

Виды материи – неживая природа, живая природа, социальная мате-

рия (экономический базис общества, население).

Виндельбанд Вильгельм (1848 – 1915) – немецкий философ- неокан-

тианец, один из основателей аксиологии – теории ценностей. Разделял науки

на генерализирующие (или номотетические, естественные, законополагающие) и идиографические (науки о культуре, которые стремятся понять единичные факты).

Витальный (от лат. vita – жизнь) – жизненный.

Витгенштейн Людвиг (1889 – 1951) – австрийский неопозитивист.

Возрождение (Ренессанс) – в европейской истории период XIV – XVI

вв., когда философы и художники (Данте, Л. да Винчи и др.) делают попытку

соединить христианские ценности и идеалы с возрожденными ценностями

античной (древнегреческой) культуры. Характеризуется появлением светского искусства и философии гуманизма, обосновывающей право человека на свободу и творчество. Развитие техники, медицины и естествознания в трудах Н. Коперника, Д. Бруно, Г. Галилея и других ученых заложило основы для формирования современной науки. Появляются первые социалисты- утописты – Т. Мор, Т. Кампанелла.

Вольтер (настоящее имя Франсуа Мари Аруэ) – французский просве-

титель XVIII в.

Воспитание – процесс систематического и целенаправленного воздей-

ствия на духовное и физическое развитие человека с целью его подготовки к

профессиональной, общественной и культурной деятельности.

Время – совокупность отношений, характеризующая последователь-

ность и длительность явлений или состояний.

Всеединство – единство Вселенной, в которой вещи в их внутренней

связи и взаимодействии образуют единое целое. Базовое понятие философии

В.С. Соловьева.

Галилей Галилео (1564 – 1642) – итальянский философ, математик,

физик, астроном, родоначальник современной (экспериментальной) науки.

Гармония (греч. harmonia – связь, соразмерность) – созвучие, согласие,

соответствующая эстетическим законам согласованность частей целого.

Гартман Николай (1882 – 1950) – немецкий философ, объективный

идеалист. Разработал систему категорий бытия и познания; внес вклад в ре-

шение проблем этики и теории ценностей.

Гаутама – см.: буддизм.

Гегель Георг Фридрих Вильгельм (1770 – 1831) – виднейший предста-

витель немецкой классической философии. Гегель считал, что философия имеет тот же предмет познания, что и религия – абсолют. Абсолют, т.е. Бог, есть во всем, но лишь в чистом мышлении («абсолютной идее») он выступает в своей истинной форме и посредством человеческого разума постигает сам себя в философии. Гегель внес заметный вклад в философию истории и философию права. Сформулировал основные законы диалектики.

Гедонизм (от греч. hedone – удовольствие) – этическое направление в

древнегреческой философии, рассматривающее радость, удовольствие как

цель нравственного поведения.

Гелен Арнольд (1904 – 1976) – представитель философской антропо-

логии.

Гельвеций Клод Адриан (1715 – 1771) – французский просветитель,

психолог, сторонник механистического материализма.

Генезис – происхождение, возникновение, развитие.

Геополитика – концепция западной политологии и социальной фило-

софии, согласно которой политика государств определяется природно-географическими факторами. Появилась в конце XIX в. Родоначальники –

Ф. Ратцель, Р. Челен.

Геоцентризм – представление о Земле как о центре мира.

Гераклит из Эфеса (535 – 470) – представитель древнегреческой на-

турфилософии (философии природы). Он говорил об огне как о первовеществе, из которого произошли мир в целом, отдельные предметы и души, а также о непрерывном движении и развитии, в процессе которых всякие вещи и всякое свойство переходили в свою противоположность. Вводит понятие «логос» –закон мироздания, посредник между человеком и Космосом.

Герменевтика (от греч. hermeneutikos – истолковывающий) – искус-

ство истолкования текстов. Начиная с XIX в. – метод понимания (в отличие от объяснения) текста путем «вживания» в него и в ту культурно-историческую ситуацию, в которой создан текст.

Геродот – древнегреческий историк V в. до н.э.

Герцен Александр Иванович – писатель, публицист и философ XIX в.,

основоположник народничества.

Гѐте Иоганн Вольфганг (1749 – 1832) – немецкий поэт и мыслитель.

Взгляды на мир близки к пантеизму и гилозоизму. Внес вклад в диалектику и

другие области философии.

Гилозоизм (от греч. hyle и zoe – жизнь) – философская позиция, рас-

сматривающая материю как живую, одушевленную. В XVIII – XIX вв. проти-

востоит механистическому взгляду на мир.

Гипотеза (от греч. hypothesis – основание, основа) – научное предпо-

ложение, истинность которого еще не доказана, но вполне вероятна. Доказан-

ная (в серии экспериментов) гипотеза превращается в теорию.

Глобально-цивилизационный подход к истории – см.: цивилизация,

постиндустриализм.

Глобальные проблемы современности – общеземные проблемы пре-

дотвращения мировой войны, экологическая, демографическая и др. Их реше-

ние возможно лишь при объединении усилий всего мирового сообщества.

Глобальный – общеземной.

Гносеология (от греч. gnosis+logos – знание+учение) – теория позна-

ния.

Гоббс Томас (1588 – 1679) – английский философ Нового времени и го-

сударственный деятель. Сторонник механистического материализма. В об-

ласти социальной философии развивал идею общественного договора.

Гольбах Поль Анри – французский просветитель XVIII в. Автор ра-

боты «Система природы, или О законах мира физического и мира духовного»

– главного произведения французского механистического материализма и

атеизма.

Государственный социализм – см.: социализм государственный.

Государство – система органов власти (законодательной, исполни-

тельной и контрольной). Государство обладает определенными признаками

(наличие территории, аппарата управления, законов и др.) и функциями (пра-

воохранительная, хозяйственная и др.) Государства различают по форме государственного устройства (унитарная, федеративная, конфедеративная), по форме правления (абсолютная монархия, сословно-представительная монархия, конституционная монархия, президентская республика, парламентская республика) и политическому режиму (демократический, авторитарный, тоталитарный).

Гражданское общество – общество с высоким уровнем политической

культуры. Состоит из независимых от государства общественных организа-

ций: профсоюзов, гильдий, корпораций, партий, органов информации и др.

Грановский Тимофей Николаевич (1813 – 1855) – историк, представи-

тель западников.

Григорий Богослов – греческий христианский мыслитель IV в., один

из отцов церкви, поэт.

Гуманизм (от лат. humanus – человеческий, человечный) – человеко-

любие, уважение к свободе личности, философское понятие, означающее право человека на свободу и творчество. Происходит от термина «humanitas» – воспитанная способность совершать добродетельные поступки, введенного

философом эпохи Возрождения Салютати.

Гумилев Лев Николаевич – советский философ, сын Анны Ахматовой

и Николая Гумилева. Создал оригинальную историософскую концепцию на

стыке культурно-исторического и натуралистического подходов к истории с

элементами геополитики и космизма. В ее центре – проблема эволюции этносов.

Гуссерль Эдмунд (1859 – 1938) – немецкий философ, основатель фе-

номенологической школы.

Д'Аламбер Жан Лерон – французский просветитель, математик, есте-

ствоиспытатель, один из авторов Энциклопедии.

Данилевский Николай Яковлевич – ученый, философ, представитель

славянофилов. Считал, что основной единицей истории является обособлен-

ный культурно-исторический тип (локальная цивилизация), который в своем

развитии проходит стадии зарождения, возмужания, расцвета, дряхления и гибели. Выделял 13 культурно-исторических типов. Россию относил к славянскому типу. Главное произведение «Россия и Европа».

Данте Алигьери (1265 – 1321) – итальянский поэт и философ. Предста-

витель Проторенессанса – периода в развитии итальянской культуры рубежа

XIII – XIV вв., когда вызревают идеи Возрождения – интерес к человеку и

античной культуре.

Дао (кит. – путь) – важнейшая категория китайской философии, озна-

чающая высшую закономерность бытия (абсолют, космический разум).

Даосизм – учение о «дао», философия Лао-цзы (VI в. до н.э.). Согласно

этому учению мир вечен и находится в непрерывном изменении. Даосизм проповедовал пассивное отношение человека к окружающей действительности и, вместе с тем, гармонию с миропорядком. Смысл существования человека –максимальное продление жизни (в идеале – достижение бессмертия). Социальным идеалом считается крепкая крестьянская община и небольшое стабильное самодостаточное государство.

Движение – количественные и качественные изменения. В современ-

ном материализме – атрибут, способ существования материи. Выделяют слеующие формы движения: механическое, физическое, химическое, биологическое, социальное. Движение происходит в пространстве и времени.

Дедукция – рассуждение от общего к частному, один из методов ра-

ционального познания.

Дезинтеграция – распад единства, разъединение.

Деизм (лат. Deus – Бог) – учение, признающее Бога в качестве безлич-

ной первопричины мира, развивающегося далее самостоятельно. Возникло в

философии Нового времени, в XVII в. (И. Ньютон и др.). Получило развитие в философии Просвещения (Вольтер и др.). Разновидность дуализма.

Декарт Рене – французский философ, математик и естествоиспытатель

XVII в. Работал в Голландии. Родоначальник рационализма, видный предста-

витель философии Нового времени.

Демократия (от греч. demos+kratos – народ+власть) – политический

режим, при которой осуществляется правление народа или действенный кон-

троль над осуществлением власти со стороны народа. Существует прямая де-

мократия (выборы, референдум и т.п.) и представительная (парламент и др.).__

Демокрит (460 – 371 до н.э.) из Абдеp – древнегреческий философ, вы-

сказал гипотезу о том, что мир состоит из атомов.

Деррида Жак (1930 – 2004) – французский философ -постмодернист.

Дескрипцияописание, упорядоченное изложение фактов.

Детерминизм – учение о всеобщей обусловленности природных и об-

щественных явлений.

Дефиниция (от лат. definitio – ограничение) – определение понятия,

раскрытие понятия путем перечисления его признаков.

Деятельность – целесообразное преобразование окружающего мира.

Джайнизм – индийская религия и философия, родственная буддизму.

Джемс Уильям (1842 – 1910) – американский философ, основатель

прагматизма.

Джефферсон Томас (1743 – 1826) – американский просветитель, тре-

тий президент США, автор Декларации независимости (1776).

Дзэн-буддизм – японский вариант буддизма, возникший в VII в.

Диалектика – у Сократа означает искусство философского спора. Се-

годня под диалектикой понимается учение о сложности мира и развитии.

Диалог – философский спор.

Дидактика – теория обучения.

Дидро Дени – французский просветитель XVIII в., сторонник панте-

изма и материализма.

Дикость – в работах А. Фергюсона, Л. Моргана, Ф. Энгельса первая

стадия в развитии человечества (дикость – варварствоцивилизация).

Диктатура – неограниченная власть, опирающаяся на насилие.

Дильтей Вильгельм (1833 – 1911) – немецкий философ, представитель

философии жизни. Создатель теории познания наук о духе (в отличие от наук о природе). Целью философии истории и исторической науки считал герменевтическое воссоздание неповторимых эпох прошлого.

Динамические (императивные) законы – законы, где одна причина

необходимо порождает единственное следствие (например, законы Ньютона в физике).

Диоген из Синопа – древнегреческий философ- киник IV в. до н.э. По

легенде, проповедуя аскетизм и презрение к нормам общества, жил в бочке.

Диоген Лаэртский – древнегреческий писатель III в., написавший исто-

рию философии в 10 томах.

Дискурс – дискурсивное (логическое) мышление в противоположность

интуитивному познанию путем созерцания.

Достоевский Федор Михайлович – русский религиозный философ

XIX в., писатель, родоначальник социально-психологического романа, пред-

шественник экзистенциализма. Считал, что добро и зло в обществе зависят не от культуры или государственного устройства, а от самого человека, что любой человек в состоянии вырваться из окружающих его социальных обстоятельств и волен сам определять свои нравственные позиции, а значит, и поступки.

Древнегреческая философия – начала формироваться в VII в. до н.э.

В VI в. до н. э. существовало несколько школ натурфилософии, или фило-софии природы (милетская, элейская и др.), занимавшихся вопросами космо-

логии и онтологии, в частности, поисками субстанции (Фалес, Гераклит, Де-

мокрит и др.). В V – IV вв. до н.э. Сократ сосредоточил внимание на антро-

пологических и нравственных проблемах. Считал необходимым отыскивать

истину в диалоге с собеседником. Сократ открывает классический период развития античной философии, который продолжили Платон и Аристотель. По Платону (V – IV вв. до н.э.) кроме конкретных вещей существуют нематериальные сверхчувственные идеи (эйдосы). Мир вещей есть лишь отражение мира идей. Большое внимание Платон уделял созданию образа идеального государства. Вершиной древнегреческой философии является учение Аристотеля (IV в. до н.э.), объединившее предшествующий опыт философствования и зачатки научных знаний. Аристотелю принадлежит множество трудов по разным отраслям знаний. Наибольшее значение имеет учение о категориях и формах мышления (логика).

Древнеиндийская философия – в Древней Индии все философские

школы ведут свое начало от Вед – священных книг ариев (индоевропейцев),

завоевавших Индию в XIII в. до н.э. Индийская философия возникла в VI в. До н.э. В целом для нее характерны идеализм, религиозность, космоцентризм, созерцательность. Основные направления: веданта, буддизм.

Древнекитайская философия – возникла в VI в. до н.э. Включает в

себя ряд религиозно-философских школ (даосизм, конфуцианство и др.). По

мнению китайских мыслителей, все изменения в мире являются результатом

взаимодействия двух начал – ян и инь – светлого и темного, мужского и жен-

ского. Важнейшая категория китайской философии «дао» – путь, закон миро-

здания.

Древнерусская цивилизация – высокоразвитое сообщество восточно-

славянских и некоторых других народов в Средние века. Как правило, ее формирование связывают с образованием в IX в. единого государства – Киевской Руси. Некоторые авторы называют более ранние даты (V в., I в. и др.). Наследницей древнерусской является российская цивилизация.

Дуализм (от лат. duo – два) – разновидность плюрализма, признающая

одновременно материальную и духовную субстанции (т.е. два основания

мира). Характерен для философии Р. Декарта, И. Канта и др.

Дух – невещественное, нематериальное начало. В человеке – божест-

венное начало. Противоположное понятие – материя.

Духовная сфера общественной жизни – см.: культура.

Душа – невещественное, нематериальное начало. В большинстве опре-

делений душа, в отличие от безличного духа, конкретна, персонифицирована

(например, душа конкретного человека).

Дьюи Джон (1859 – 1952) – родоначальник американского инструмен-

тализма.

Ересь – течение, отклоняющееся от официального церковного веро-

учения. Может превратиться в секту – самостоятельную религиозную группу,

отколовшуюся от церкви или дать основу новой религии.

Жильсон Анри (1884 – 1978) – французский религиозный философ- не-

отомист.

Закон – повторяющаяся, необходимая, существенная (или сущност-

ная) связь явлений. Среди законов, с которыми имеет дело философия, важ-

нейшими являются законы диалектики.

Закон достаточного основания – общий логический принцип, со-

гласно которому положение считается истинным, если приведено достаточное основание его истинности. В составе достаточного основания должны быть заведомо истинные суждения.

Закон единства и борьбы противоположностей – закон диалектики,

который раскрывает источник развития. Каждая вещь в природе и обществе

«раздвоена» на противоположности, которые взаимно предполагают и одно-

временно ограничивают друг друга. Такое противоречие между противопо-

ложностями может перерасти во внутренний конфликт, который разрешается

исчезновением одной или обеих противоположностей, приводящим к изменению качества вещи (или ее уничтожению).

Закон отрицания отрицания – закон диалектики, который выражает

направленность развития. Действие этого закона распадается на три стадии:

тезис, антитезис, синтез. Последняя стадия представляет частичный возврат к

тезису, с сохранением ряда качеств, присущих антитезису.

Закон перехода количества в качество – закон диалектики, который

раскрывает механизм перехода от одной ступени развития к другой. Количе-

ство – это определенность предмета с точки зрения его соизмеримости с дру-

гими предметами. Качество выражает своеобразие предмета. При накоплении количественных изменений выше определенной меры происходит качественный (революционный) скачок в развитии.

Западники – представители направления русской философии и обще-

ственной мысли сер. XIX в. (Т.Н. Грановский, К.Д. Кавелин, М.Н. Катков, и

др.). Выступали за развитие России по западноевропейскому пути, противо-

стояли славянофилам. Впоследствии взгляды западников легли в основу идеологии партии кадетов.

Заратустра (ориентировочно X – VI вв. до н.э.) – пророк и создатель

древнеиранской религии – зороастризма.

Земства – выборные органы самоуправления (земские собрания, зем-

ские управы) в России. Введены земской реформой 1864 г. Ведали просвеще-

нием, здравоохранением, строительством дорог и т.д. Упразднены в 1918 г.

Зенон Элейский – древнегреческий философ V в. до н.э.

Знак – предмет, упрощенный образ или сигнал, в процессе общения

замещающий другой предмет.

Золотое правило этики – общепринятое в этике название библейской

заповеди: «Во всем, как хотите, чтобы другие поступали с вами, поступайте и

вы с ними». Философское обоснование и более жесткую формулировку ему

дал И. Кант.

Ибн Рушд – см.: Аверроэс.

Ибн Сина – см.: Авиценна.

Ибн-Хальдун Абдаррахман Абу Зейд (1332 – 1406) – арабский госу-

дарственный деятель, историк. В философии – последователь Аверроэса и

один из родоначальников философии истории. Гл. работы: «Всемирная исто-

рия» и «Введение в философию истории».

Идеал (франц. ideal) – образец, высшая цель стремлений.

Идеализм философская позиция, признающая первоосновой мира и

бытия сознание, дух, идею или Бога. Противоположен материализму.

Идеология – в широком смысле – «верхний», профессиональный, ор-

ганизованный уровень культуры (духовной жизни), включающий науку, религию и другие виды систематизированных мировоззренческих представлений и теоретических знаний, в отличие от обыденного сознания. В узком смысле –теории (прежде всего политические), выражающие интересы класса или другой большой социальной группы (буржуазная идеология и т.п.).

Илларион (XI в.) – первый русский митрополит (глава Русской Право-

славной Церкви), автор одного из первых отечественных философских трудов– «Слова о Законе и Благодати». В нем автор рассуждает о соотношении язычества (закона) и православия (благодати), о роли русского народа в мировой истории.

Ильин Иван Александрович (1882 – 1954) – русский религиозный фи-

лософ, теоретик государства и права, представитель русского неогегельянства.

Имманентный – пребывающий внутри, базирующийся на собствен-

ных предпосылках; у И. Канта – противоположный трансцендентному.

Императив – повеление, общеобязательное правило.

Империализм – монополистический капитализм. Модель индустри-

ального общества, оформившаяся в конце XIX в. в США и Европе. Характеризуется отходом от рыночных принципов (конкуренция и др.), господством монополий. Термин вводит английский либеральный экономист Джон Гобсон. В книге «Империализм» (1902 г.) он показал прямую связь милитаризма и агрессивной внешней политики с корыстными интересами финансовой олигархии. Д. Гобсон призывал к политике перераспределения доходов монополий в пользу бедных слоев населения. Теорию империализма активно развивали марксисты – К. Каутский, Э. Бернштейн и др. По В.И. Ленину, империализм – высшая стадия развития капитализма, канун социалистической революции.

Индетерминизм – отрицание причинной обусловленности явлений.

Индивид – см.: человек.

Индивидуальность – см.: человек.

Индивидуум – см.: человек.

Индукция – метод познания, рассуждение от единичных фактов к

обобщениям.

Индустриализация – создание крупного машинного производства.

Индустриальное общество (индустриальная цивилизация) в теории

постиндустриализма один из типов общества (первобытное, традиционное,

индустриальное, постиндустриальное). Синонимы – современное, техногенное общество

Инструментализм – 1) подход к проявлениям духовной жизни (нрав-

ственность, познание и др.) как инструментам приспособления к внешним

условиям жизни; 2) название философии Д. Дьюи. См. также: прагматизм.

Интеграция – объединение или восстановление единства.

Интеллект (лат. intellectus – ум, рассудок) – разум, способность мыс-

лить.

Интенция (лат. intentio – стремление) – направленность мысли на ка-

кой-либо предмет.

Интериоризация (от лат. interior – внутренний) – усвоение человеком

социальных ценностей.

Интерпретация – объяснение, истолкование.

Интолерантность – нетерпимость.

Интуиция – форма иррационального познания, способность непосред-

ственного постижения истины, умение «схватывать» сущность вещей без по-

средства логических рассуждений.

Информационное общество – см.: постиндустриальное общество.

Информация (лат. informatio – ознакомление, разъяснение, понятие) –

сообщение, сведения. В узком смысле – сообщение или управленческий сиг-

нал, снимающий (или уменьшающий) неопределенность у получателя. Не-

определенность возникает, когда из-за неполноты информации приходится

делать выбор из двух или большего числа вариантов решений. Информация

обладает такими параметрами, как количество, полезность, содержание и др.

Иррационализм – отрицание возможности неограниченного рацио-

нального познания.

Иррациональное познание – вид познания, основанный не на чувст-

вах (ощущениях) или логике, а на мистическом прозрении или интуитивных

догадках.

Искусствоформа общественного сознания, возникшая в первобыт-

ном обществе и нацеленная на освоение мира в художественных образах. Ос-

новные виды искусства: литература, изобразительное искусство, музыка, та-

нец, театр, кино.

Ислам (арабское – покорность) – третья (после буддизма и христиан-

ства) мировая религия, возникшая у арабов в VII в. н.э. Исламская космология похожа на библейскую. Ислам отличает строгий монотеизм (единобожие). В мусульманстве компромиссно сочетались учение о божественном предопределении и о допущении известной свободы действий человека, что создавало благоприятные возможности для развития исламской философии.

Исламская философия – возникает в Средние века на арабском Вос-

токе. Основным содержанием философских споров была борьба последовате-

лей учения Аристотеля, старавшихся соединить его идеи с канонами ислама исторонников ортодоксального ислама. Были положены начала рациональнойтеологии, развивались идеи пантеизма, деизма, атомарного строения материии др. Исламские философия и естествознание (работы Авиценны, Аверрооэсаи др.) оказали значительное влияние на европейскую и мировую культуру.

Истинаадекватное отражение объективной реальности познающим

субъектом.

Историософияфилософия истории. В XIX в. этим термином обозна-

чали философию истории Гегеля.

Йога – в Индии религиозная практика, система упражнений, которые

позволяют достигнуть состояния «самадхи» (сосредоточения). В сочетании с

безгрешной жизнью дает шанс познать истину, прервать цепь новых рождений

на Земле и после смерти соединиться с космическим божественным началом.

Кавелин Константин Дмитриевич – философ- западник, историк, пра-

вовед.

Кампанелла Томмазо (1568 – 1639) – итальянский философ эпохи

Возрождения, поэт, политический деятель, монах. В утопии «Город солнца»

рисует картину совершенного общества, в котором управляют священники-

философы, нет собственности, а идеалом является труд.

Камю Альбер (1913 – 1960) – французский философ- экзистенциалист.

Кант Иммануил (1724 – 1804) – родоначальник немецкой классической

философии XVIII в. Ставил задачу критического анализа познавательных способностей человека. Считал, что теоретический разум способен постичь явление, но не сущность (вещь-в-себе). Большое внимание уделял вопросам нравственности.

Карма – в индийской философии космический закон воздаяния за гре-

хи и праведные дела. В зависимости от кармы человек после смерти, в сле-

дующей жизни, возрождается либо на более низкой, либо на более высокой

социальной ступени общества. Грешная жизнь чревата превращением в жи-

вотное.

Карсавин Лев Платонович (1882 – 1952) – русский религиозный фило-

соф, историк. В онтологии синтезировал взгляды отцов церкви и

В.С. Соловьева. Работы по гносеологии, антропологии, философии истории.

Картезианство – философия Р. Декарта и его последователей.

Кастельс Мануэль (род. в 1942) – испанский социолог. Считается од-

ним из крупнейших социологов современности, специализирующимся в об-

ласти теории постиндустриального общества. С 1979 г. — профессор Кали-

форнийского университета в Беркли, США. Читал лекции в крупнейших уни-

верситетах мира. Неоднократно посещал СССР и Россию.

Категории – наиболее фундаментальные понятия философии.

Категории диалектикипонятия, в которых осмысливаются универ-

сальные связи бытия, как правило, группируются по парам. Наиболее важ-

ными из них можно считать следующие: явление и сущность, содержание и

форма, часть и целое.

Качество – одно из важных, необходимых свойств предмета.

Квант (от лат. quantum – сколько) – численно определенная величина:

количество, вес, масса.

Квантовая теория – в физике современная теория микрочастиц. Ос-

новы заложены М. Планком в 1900 г., утверждавшим, что атомы испускают

энергию квантами (порциями). При этом атом описывается и как частица

(корпускула), и как волна.

Кейнс Джон Мейнард (1883 – 1946) – английский экономист, автор

теории государственного регулирования рыночной экономики. Гл. работа

«Общая теория занятости, процента и денег» (1936).

Кибернетика – наука об ЭВМ и самоуправляющихся механизмах.

Термин предложен американским ученым Н. Винером в 1948 г. в работе «Ки-

бернетика, или Управление и связь в животном и машине». Н. Винер показы-

вает, что мозг действует аналогично ЭВМ с двоичной системой исчисления.

Киники (циники) – школа Антисфена в древнегреческой философии.

Проповедовали умеренность в образе жизни, труд для удовлетворения самых

простых потребностей, аскетизм, презрение к общественным нормам.

Киреевский Иван Васильевич – философ- славянофил.

Классика – образцовые, общепризнанные достижения.

Классы – большие, относительно устойчивые социальные группы,

имеющие общие экономические, политические, социальные и духовные интересы, ценности и нормы поведения, а также права и обязанности (как правило,закрепленные в законах), отражающие их роль в общественном разделениитруда. Марксизм выделяет следующие классы: рабы, рабовладельцы, крестьяне, феодалы, рабочие, капиталисты. В современной западной социологиинаряду с этим принято и иное разделение общества на высший (по уровнюдоходов и социальному положению), средний и низший классы.

Количество – совокупность изменений, которые не меняют качество

предмета.

Коммунизм – теория построения бесклассового общества, экономика

которого основана не на частной, а на общенародной собственности. См.: марксизм, социализм.

Компаративный – сравнительный.

Конвенционализм (от лат. conventio – соглашение) – понятие в фило-

софии науки, означающее, что базовые категории науки (аксиомы, принципы)– не объективная истина, а результат негласного соглашения ученых.

Кондорсе Мари Жан Антуан – французский просветитель XVIII в.

Кондратьев Николай Дмитриевич – русский и советский экономист. В

1920-е годы разрабатывал научную концепцию регулируемого рынка. Считал,

что при планировании надо учитывать многолетние (48-55 лет) колебания мировой экономической конъюнктуры – длинные волны.

Консервативные партии – в XIX – XXI вв. на Западе, как правило,

выражают интересы крупной промышленной и финансовой буржуазии.

Консерватизм (от лат. conservo – сохранять) – 1) приверженность об-

щественного сознания сложившимся установкам и ценностям, неприятие но-

вого; 2) совокупность политических теорий, ориентирующихся на сохранение и поддержание основ исторически сложившихся форм государственной и общественной жизни; 3) общественно-политическое течение, движение. Консерватизм выступает альтернативой социализму и либерализму и усиливается в периоды резких социальных изменений, имеющих революционный характер.

Конт Огюст (1798 – 1857) – французский философ, родоначальник по-

зитивизма и социологии.

Континуум – непрерывная совокупность.

Конфедерация – устойчивое объединение независимых государств

(Швейцария и др.).

Конфуцианство – философия, основанная Конфуцием в VI в. до н.э. В

центре его учения – человек, понимаемый как член общества; последнее, в

свою очередь, уподоблялось большой семье во главе с отцом- патриархом

(императором). Все проблемы человеческого существования и мироздания

осмысливаются Конфуцием в социально-этической плоскости. Конфуцианство сыграло большую роль в формировании образа честного, грамотного и справедливого чиновника, что способствовало прочности государственно-имперских традиций в Китае.

Конфуций (Кун-цзы, 552 – 479 до н.э.) – древнекитайский философ,

основатель конфуцианства.

Концепция – синоним понятия «теория» или шире – определенный

способ понимания какого-либо явления, процесса, основная точка зрения на

него.

Кооперация – добровольное объединение для ведения совместной хо-

зяйственной деятельности. Типы кооперации: производственная и непроизводственная (потребительская, кредитная, снабженческо-сбытовая). Виды производственной кооперации: промысловая и сельскохозяйственная. Формы сельскохозяйственной кооперации в России и СССР: ТОЗ (товарищество по совместной обработке земли), артель (колхоз), коммуна.

Коперник Николай (1473 – 1543) – польский философ, астроном, ме-

дик эпохи Возрождения. Показал ошибочность геоцентризма и предложил

гелиоцентрическую картину мира (где в цетнре мира находится Солнце).

Коран – главная священная книга в исламе.

Космизм – направление в философии, целью которого является выяс-

нение места человека в космосе и их взаимовлияния.

Космополитизм (от греч. kosmopolitēs – гражданин мира) – идеология,

проповедующая отказ от национальных традиций и культуры, патриотизма,

отрицающая государственный и национальный суверенитет.

Космос – вселенная; в философии Пифагора – упорядоченный мир, в

противоположность хаосу.

Космоцентризм – постановка в центр философии Космоса, понимае-

мого как мир в целом (вселенная), как духовный мир или как Абсолют.

Креативность (от лат. creare – создавать) – способность к творчеству.

Креационизм – религиозное учение о сотворении мира Богом из ни-

чего.

Кропоткин Петр Алексеевич (1842 – 1921) – революционер, писатель,

теоретик анархизма.

Кузанский Николай (1401 – 1464) – философ эпохи Возрождения.

Внес вклад в разработку диалектики. На основе осмысления бесконечности и

других математических понятий он открывает принцип совпадения противо-

положностей – максимума и минимума.

Культ (лат. cultus – почитание) – религиозная практика – богослужение

и другие обряды. В переносном смысле – фанатичное почитание чего-то или

кого-то.

Культура (лат. cultura – обработка, возделывание, воспитание, почита-

ние) – в широком смысле слова все, что создано человечеством. В более узком смысле – система ценностей. В наиболее узком смысле – духовная жизнь, духовная сфера общества, в отличие от экономической, политической и социальной сфер. Большинство современных отечественных философов и культурологов трактуют культуру как специфически человеческий способ деятельности (технологию деятельности, образ жизни), а иные определения (их сегодня насчитывается несколько сот) рассматривают как дополнительные.

Культурно-исторический подход к истории – см.: локальные цивили-

зации.

Кун Томас (р. 1922) – философ- постпозитивист, автор книги «Струк-

тура научных революций». Ввел понятие «парадигма».

Кьеркегор Серен (1813 – 1855) – датский религиозный философ.

Взгляды близки к философии жизни. Для него характерно пессимистическое

мировосприятие и призыв к сосредоточению философии на подлинном чело-

веческом существовании – экзистенции.

Лавров Петр Лаврович (1823—1900) – философ, публицист, теоретик

народничества.

Лакруа Жан – французский философ- персоналист.

Ламарк Жан (1744 – 1829) – французский ученый, основатель биоло-

гии и теории происхождения видов.

Лао-цзы (кит., букв. – старый учитель) – почетное имя древнекитай-

ского философа VI в. до н.э. (род. в 604 г.) Ли Эра (Ли Бояня, Лао Даня), осно

вателя даосизма.

Леви-Стросс Клод (р. 1908) – французский антрополог, этнограф,

культуролог ХХ в., теоретик структурализма.

Лейбниц Готфрид Вильгельм (1646 – 1716) – немецкий философ и

ученый. Ввел понятие «оптимизм» – представление о мире как созданном Бо-

гом наилучшем из возможных миров. Автор монадологии – учения о монадах

– мыслящих сущностях, высшая из которых – Бог.

Ленин Владимир Ильич (1870 – 1924) – русский и советский политиче-

ский деятель. Его перу принадлежит ряд глубоких произведений в области

гносеологии и социальной философии, по теории империализма, теории рево-

люции и др. Он – автор оригинальной «теории отражения» и концепции по-

строения социализма в одной стране. Известна полемика В.И. Ленина с

А.А. Богдановым и другими сторонниками позитивизма (книга «Материализм и эмпириокритицизм», 1909).

Либерализм (от лат. liberalis – касающийся свободы, свободный) – об-

щественно-политическое течение, движение, объединяющее сторонников парламентского строя, свобод, предпринимательства. В XIX – XXI вв. либеральные партии на Западе, как правило, выражают интересы средней и мелкой буржуазии.

Лингвистическая философия – одно из направлений неопозитивизма,

изучавшее естественный язык.

Лиотар Жан-Франсуа (р. 1924) – философ- постмодернист.

Личность (персона – от лат. persona – маска, роль актера) – свободный,

самостоятельно мыслящий и действующий человек.

Логика – учение о способах доказательств и опровержений. Ее целью

является выработка таких способов рассуждений, которые от истинных суж-

дений -посылок приводят к истинным суждениям-следствиям. Основателем

классической логики считается древнегреческий философ Аристотель. Обязательное присутствие логики отличает науку и философию от других форм общественного сознания.

Логос (греч. logos) – в древнегреческой философии первоначально –

мысль, понятие, идея, разум, смысл, мировой закон. У Гераклита – мировой

разум, возвышающийся над богами. В поздней античной философии – разум,

слово Бога, создавшее мир и управляющее им; посредник между Богом и ми-

ром. В христианстве этот посредник персонифицируется в образе Христа.

Локальные цивилизации (от лат. locus – место, localis – местный, ре-

гиональный) – устойчивые культурно-исторические сообщества, включающие одно крупное или несколько государств: Китай, Западная Европа, Россия и др.

Обоснован в работах Н.Я. Данилевского, О. Шпенглера. Наибольшее развитие

понятие локальной цивилизации получило в теории А. Тойнби, выделявшего в мировой истории 13 основных и ряд других цивилизаций. См. также: цивилизация.

Локаята (санскр. – направленный только на этот мир) – древнеиндий-

ская философская школа, проповедовавшая материализм, атеизм и гедонизм.

Локк Джон (1632 – 1704) – английский философ и педагог. Сторонник

эмпиризма. Называл сознание ребенка «чистым листом» – tabula rasa, на котором лишь с накоплением опыта появляются идеи.

Ломброзо Чезаре (1836 – 1910) – итальянский медик, родоначальник

криминологии – науки о преступности. Автор идеи о том, что некоторые люди от рождения предрасположены к преступлениям.

Ломоносов Михаил Васильевич (1711 – 1765) – русский ученый и фи-

лософ- просветитель. В философских взглядах тяготел к механическому материализму и деизму.

Лосев Алексей Федорович (1893 – 1988) – философ и филолог. Взгля-

ды близки русской религиозной философии. Одно из главных произведений –

семитомная «История античной эстетики» (1963 – 1980).

Лосский Николай Онуфриевич (1870 – 1965) – русский религиозный

философ, аксиолог, автор «Истории русской философии».

Лукреций Кар – древнеримский философ- атомист I в. до н.э.

Лютер Мартин (1483 – 1546) – немецкий монах и философ, родона-

чальник Реформации.

Макиавелли Никколо (1469 – 1527) – итальянский политический дея-

тель и историк. В трактате «Государь» разрабатывает правила политического

поведения, часто расходящиеся с нормами морали. Отсюда термин «макиавеллизм», употребляемый для определения беспринципной политики.

Макрокосм – Вселенная, универсум, мир в целом.

Максима (от лат. propositio maxima – высший принцип) – всеобщее

жизненное правило, субъективный принцип воли.

Мануфактура – предприятие, где использовались ремесленная техника

и ручной труд. Появилась в XVI в.

Маритен Жак (1882 – 1973) – французский неотомист.

Марк Аврелий (121 – 180) – римский император и философ, предста-

витель стоицизма.

Маркс Карл (1818 – 1883) – немецкий философ. Родоначальник мар-

ксизма.

Марксизм – философское, экономическое, социально-политическое

учение, основоположники которого К. Маркс и Ф. Энгельс соединили диале

тику Г. Гегеля с материализмом Л. Фейербаха и применили диалектико-

материалистический метод к познанию общественных явлений (материали-


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.172 сек.)