|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ГЛОССАРИЙ. Аксиология – (греч. axia – ценность, logos – учение) – теория ценностей, философское учение о природе ценностей
Аксиология – ( греч. axia – ценность, logos – учение) – теория ценностей, философское учение о природе ценностей, их месте в реальности, стрктуре ценностного мира. Антикумулятивизм - модель историографии науки, рамках которой история науки предстает как череда революционных смен систем знания. Антиномичность объекта познания– понимание объекта познания как сложного, обладающего многоуровневой организацией, внутренне противоречивого, многоаспектного. Антропный принцип – интерпретация мира как «человекоразмерной» системы, т.е. связи всего происходящего во Вселенной с человеком как разумным существом. Герменевтический круг - метод исследования юридических текстов, соединяющий индукцию и дедукцию, анализ и синтез, направленный на постоянное разрешение смыслового противоречия между частью и целым, между частным и общим, текстом и контекстом, предпониманием и пониманием. Гносеология – (греч. gnosis – познание, logos – учение) теория познания, раздел философии, изучающий источники, средства и условия истинности научного познания. Гносеологический объективизм - идея суверенности разума, объективности и предметности знания, достигаемой за счет исключения всего того, что относится к субъекту и процедурам его познавательной деятельности. Гносеологический оптимизм - вера в абсолютную познаваемость законов мироздания с целью обретения власти над вещами, природой. Детерминизм – признание всеобщей объективной закономерности и причинной обусловленности всех явлений природы и общества, отражаемой в законах науки. Диалогизм – представление о диалоге как универсальном способе организации научного знания. Дисциплинарный синкретизм – нерасчлененное единство научного знания. Интернализм - модель историографии науки, в рамках которой развитие науки понимается как саморазвитие – разворачивание внутренней логики познавательных процессов. Культурно-исторический подход - методология юридических исследований, базирующаяся на идее культурного плюрализма, позиционирующая право как автономный, циклически развивающийся, имеющий свой уникальный дух, организм. Кумулятивизм – модель историографии науки, в рамках которой история науки предстает как эволюционный процесс накопления и усовершенствования знания. Методологический монизм – абсолютизация того или иного метода как единственно истинного. Методологический плюрализм – многообразие исследовательских подходов и методов. Механистический детерминизм - представление о жесткой причинно следственной связи явлений мира, их подчиненности законам динамического типа, дающим предсказания точно определенного, однозначного характера. Механицизм – понимание мира как механической системы, редуцирование всех систем к механическим системам. Натуроцентризм – определение природы как универсальной основы всего сущего, объяснение мира посредством апелляции к природе. Наука – форма познания мира, сфера общественного сознания, имеющая в своем основании особый тип познания - научный рационализм. Научная гипотеза - допущение или предположение, истинное значение которого неопределенно и нуждается в доказательстве. Научная истина - достоверная информация об объекте, представленная в виде отдельного утверждения или системы утверждений. Научная картина мира – предельно обобщенная модель действительности, в схематической форме представляющая реальные объекты и процессы. Научная проблема - вопрос или комплекс вопросов, возникающих в процессе научного познания, решение которых представляет теоретическую или практическую значимость. Научная теория - система принципов, идей, выражающих сущность, глубинные связи изучаемого объекта во всей его целостности и конкретности как единство многообразного. Научный закон – форма теоретического знания, содержащая представления о существенных, необходимых и повторяющихся связях между явлениями реального мира. Научный метод – способ научного познания, представляющий собой систему принципов, норм, процедур, организующих научно-исследовательский процесс. Научный рационализм - основанное на опыте, рефлексирующее, ориентированное на формирование освобожденных от конкретики обобщающих, опирающиеся на доказательства построений, разумно-рассудочное мышление. Объект научного познания – фрагмент бытия, на который направлена познавательная активность субъекта научного познания. Онтология – (греч. ontos – сущее, logos – учение) учение о бытии, раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия. Органицизм - представление о мире как едином организме - большой, саморазвивающейся системе. Парадигма - совокупность устойчивых и общезначимых норм, теорий, методов научной деятельности, предполагающая единство в толковании теории, в организации эмпирических исследований. Предмет научного познания (предметное поле научного познания) - конкретный аспект (аспекты) исследуемого объекта, на который направлено внимание исследователя. Принцип дополнительности – представление о том, что только совокупность взаимоисключающих понятий, объяснительных конструкций дает полное представление об изучаемых явлениях как целостных объектах. Прогрессизм – вера в возможность преобразования и улучшения окружающей социальной и материальной среды посредством развития человеческого разума. Рациоцентризм – представление о разумном, основании и рациональном устройстве мира. Рефлексия – способность мышления сделать своим предметом мышление. Статистический детерминизм - неклассическое понимание причинности как статистической закономерности и вероятностной зависимости. Структурный функционализм - методология юридический исследований, рассматривающая право сквозь призму базовых потребностей человека, выдвигающая задачу системного исследования правовых явлений и процессов как структурно-расчлененной целостности, в которой каждый элемент структуры имеет определенное функциональное значение. Субъект научного познания - личность или социальная группа, осуществляющая научное исследование. Сциентизм – квалификация научного знания как ведущей формы культуры и главной производительной силы общества. Формационный подход - методология юридических исследований, базирующаяся на представлении о праве как надстройке над экономическим базисом, эволюционно развивающейся и проходящей первобытно-общинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и социалистическую стадии. Экстернализм - модель историографии науки, в рамках которой развитие науки понимается как процесс, обусловленный внешними – социальными, культурными, экономическими и т.д. факторами. Эпистемология – (греч episteme - знание, logos – учение) теория научного познания. Юридическая аксиология - методология юридических исследований, позиционирующая предмет исследования как ценности, лежащие в основании правовой реальности, выдвигающая задачу реконструкции ценностей, посредством отнесения исследуемого объекта правовой реальности к некоторому априорно существующему идеалу. Юридическая герменевтика -методология познания права, позиционирующая предмет исследования как правовой текст, выдвигающая задачу его осмысления, посредством объективированной и субъективированной интерпретации и понимании. Юридический дискурс - система юридического знания, выраженная в языке. Юридическая синергетика - методология юридических исследований, рассматривающая правовую сферу жизни общества и ее элементы как большие, сложные открытые, неравновесные, нелинейные динамические системы, обладающие обратной связью и существующие лишь в условиях постоянного обмена энергией - информацией с внешней средой. Юридическая феноменология - методология познания правовых явлений, позиционирующая предмет исследования как являющуюся в сознании сущность этих явлений, выдвигающая задачу ее выявления посредством методологической процедуры эпохе. Юридический позитивизм -методологияисследования права, опирающаяся на формально-логический анализ юридических текстов на предмет выявления и устранения противоречий в законе. Юридический постмодернизм -методология юридических исследований, позиционирующие право как некую сумму текстов, выдвигающие задачу выявления базовых структур текстов, понимаемых как «следы» дискурса власти. Юридический прагматизм - методология юридических исследований, позиционирующая предмет исследования как реально действующее право, выдвигающая задачу реконструкции опыта, с целью формирования «практически непогрешимого» решения той или иной регулируемой правом проблемной ситуации.
Список литературы Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.) |