АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Позитивизм в истории методологической мысли

Читайте также:
  1. B. Основные принципы исследования истории этических учений
  2. II. Мыслить относительно.
  3. II.12.3.Неопозитивизм
  4. III. Методологические основы истории
  5. III.4.1. Научные революции в истории естествознания
  6. VIII. Состояние экономической мысли в России
  7. XVI-XVII вв. в мировой истории. «Новое время» в Европе
  8. XX ВЕК В МИРОВОЙ ИСТОРИИ
  9. Аксиология в истории методологической мысли
  10. Анализ взаимодействия общества и природы, человека и среды его обитания является давней традицией в истории научной и философской мысли.
  11. АНЕКДОТЫ, ИСТОРИИ ОТ ОШО
  12. Архаический период (VIII-VI вв. до н.э.) в истории Древней Греции

Одним из зачинателей позитивизма является Клод Анри Сен-Симон (1760 – 1825 гг.) – французский мыслитель, методолог, автор сочинений «О преобра­зо­вании европейского общества», «Промышленность, или Политические, мо­ральные и философские рассуждения», «Новое христианство». Сен-Симон свя­зывал общественный прогресс с развитием позитивной науки. Лишь наука и технологии, по Сен-Симону, смогут решить острые социальные проблемы. Он определяет основные принципы позитивистского метода, выдвигает идею о том, что родообразование должно покоиться на точном наблюдении фактов и их генерализации. Представления Сен-Симона о методологии исследования концентрируются в понятии «наблюдаемая координация фактов».

Основателем позитивизма принято считать Огюста Конта (1798-1857 гг.) – французского философа, методолога, ученика Сен-Симона, изложившего ос­новные позиции позитивизма в 6-томном труде «Дух позитивной филосо­фии». Позитивная философия, в видении Конта, это здоровая философия, кото­рая из­гоняет все неразрешимые метафизические вопросы и концентрирует внимание на проблемах методологии науки. Философия, таким образом, пре­вращается в логику отдельных наук, призванную выполнять функцию система­тизации, упо­рядочивания, кодификации научных выводов. Значение понятия «позитивный» для Конта многогранно, позитивное знание – это знание реаль­ное, полезное, точное, положительное (созидательное), оно противостоит вне­научному химе­рическому, негодному, сомнительному, отрицательному (раз­рушительному) знанию. Задача позитивного метода - обнаружение законов, по которым совер­шаются умственные операции. Конт формулирует два основных закона, пред­ставляющихся ему универсальными.

Закон трех стадий интеллектуального развития гласит: каждая отрасль человеческих знаний проходит три различные теоретические состояния: теоло­гическое или фиктивное (религиозные объяснительные конструкции); метафи­зическое или отвлеченное (сущностные объяснительные конструкции); научное или позитивное. Таким образом, три стадии интеллектуального развития – это три метода мышления.

Закон постоянного подчинения воображения наблюдению, квалифици­рующий наблюдение как универсальный метод получения знаний. Закон по­стоянного подчинения воображения наблюдению, в видении Конта, помогает освободиться от догматических напластований, встать на твердую почву фак­тов. Научное знание по своему характеру, как полагает Конт, является феноме­нальным и описательным.

Идеи позитивизма развивает Джон Стюарт Милль (1806 –1873 гг.) - анг­лийский философ, методолог, автор труда «Обзор философии сэра Вильяма Гамильтона». Милль рассматривал позитивизм как вариант феноменологии. Он полагал, что исследователь познает лишь феномены, при этом знание о фено­менах носит относительный, но не абсолютный характер. Сущности факта, по мнению Милля непостижимы, исследователю открыты лишь отношения после­довательности или сходства фактов. Постоянные сходства, связывающие явле­ния между собой и постоянная последовательность, объединяющая их в виде предшествующих и последующих, называется законами этих явлений. В работе «Система логики» Милль рассматривает индуктивистскую логику как общую методологию науки. Он выделяет четыре метода опытного исследования: метод сходства, метод разницы, метод остатков и метод сопутствующих изменений.

Одним из зачинателей второго позитивизма является Эрнст Мах (1838-1916 гг.) – австрийский физик, физиолог, психолог, лидер махизма как разновид­ности научного релятивизма, автор работ «Механика. Историко-критический очерк ее развития», «Анализ ощущений и отношение физического к психиче­скому», «Познание и заблуждение», «Научно-популярные лекции».

Основу учения Маха составляет теория «экономии мышления» и идеал «чисто описательной науки». Исходное положение махизма – утверждение о том, что представления о мире основаны на ощущениях. Ощущения квалифи­цируются как материал для исследования и строительные блоки реального мира.Таким образом,Мах смещает акцент с рассмотрения материи отражаю­щейся разумом, к разуму, организующему ощущения или перцепции материи.

Мах формулирует принцип экономии мышления, согласно которому идеал экономичного и органичного взаимного приспособления совместимых между собой суждений, принадлежащих к одной области достигнут, когда уда­ется отыскать наименьшее число наипростейших независимых суждений, из которых все остальные могут быть получены как логические следствия. Прин­цип экономии мышления объясняется изначальной биологической потребно­стью организма в самосохранении и вытекает из необходимости приспособле­ния организма к окружающей среде. Наука рассматривается Махом как форма приспособления человека к окружающей среде. Ученый полагает, что в целях экономии мышления не следует тратить силы на объяснения, достаточно опи­сания. Основная задача науки, в видении Маха заключается в том, чтобы опи­сывать факты чувственного восприятия, т.е. ощущения, к которым приспосаб­ливается мысль. При этом исследовать законы связи между ощущениями должна психология; открывать законы связи между ощущениями – физика; разъяснять законы связи между ощущениями и представлениями – психофи­зика. Адаптация мыслей к фактам, по Маху, есть наблюдение, а взаимная адап­тация мыслей друг к другу - теория. В развитой науке, как полагает Мах, объ­яснительная часть является излишней, паразитической и в целях экономии мышления должна быть отброшена. Устранить объяснения, значит, освобо­диться от опасности пуститься в метафизику, т.к. объяснение отвлекает ученого от наблюдений. Паразитическим элементом науки Мах считал также понятие причинности, которое он предлагает заменить понятием функциональной зави­симости. Мах призывает стремиться к понятиям, которые не выходят за пре­делы опыта.

Задача науки, в репрезентации Маха, заключается в том, чтобы искать константу в естественных явлениях, способ их связи и взаимосвязи. Ясное и полное научное описание делает бесполезным повторный опыт, экономит мышление. Мах считает, что познание и заблуждение имеют один и тот же психологический источник, в основе всякого психического приспособления лежит ассоциация. Ассоциации приобретаются индивидуальным опытом. Не­благоприятная ситуация может направить наше внимание на несущественное и поддержать ассоциации, не соответствующие фактам и вводящие в заблужде­ние.

Идеи конвенционализма формулирует Жюль Анри Пуанкаре (1854-1912 гг.) - французский математик, физик и методолог, автор работ: «Наука и гипотеза», «Ценность науки», «Наука и метод». Пуанкаре создает теорию умеренного конвенционализма. Сторонником радикального конвенционализма был Эдуард Леруа, полагающий, что факты конструирует ученый посредством выдвигае­мых им категорий, следовательно, все теории конвенциональны. Пуанкаре от­вергает точку зрения Леруа, он утверждает, что ученый не создает факт – в ка­честве грубого материала факты существуют независимо от ученого, ученый лишь превращает эти грубые факты в научные. Пуанкаре выдвигает тезис: го­лые факты не репрезентабельны, нужна теория. Теория провозглашалась ус­ловно принятым положением, конвенцией - соглашением, которое необходимо для наиболее удобного описания соответствующих явлений. Так, например, геометрические аксиомы ученый рассматривает не как синтетические априор­ные суждения и не как экспериментальные факты, но как языковые соглашения - дефиниции. Ценность научной теории, в его видении, определяется лишь удобством и целесообразностью ее применения. Следовательно, научная объ­ективность сводится к общезначимости, интерсубъективности. Пуанкаре на­стаивает на значимости гипотез, любое обобщение, в его видении, есть гипо­теза.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)