|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Основные идеи и принципы эволюционизма как методологии социально-гуманитарного познания
Эволюционизм – (лат. evolution – развертывание) методологический подход, в рамках которого культура, социальная организация, мышление человека рассматриваются как формы адаптации к окружающей природной и социокультурной среде, при этом акцент делается на изучении развития этих форм, выявлении его стадий и на этой основе выведении его закономерностей. В основании эволюционизма лежит идея единства человеческого рода и единообразия развития культур, обществ. Классический эволюционизм в целом оперирует однолинейными моделями развития, которое представляется как униформное движение от простого к сложному, от несовершенного к совершенному посредством прохождения одинаковых для разных народов стадий. Соответственно, классики эволюционного подхода были сторонниками принципов социального и культурного монизма, прогрессизма и исторического оптимизма. Рассмотрим основные принципы и исследовательские процедуры эволюционного подхода: Исходный принцип эволюционизма – принцип монокультурализма. В рамках эволюционисткой парадигмы культура рассматривается как совокупность форм адаптации людей, организованных в сообщества к природному окружению. Ключевойэволюционистской идеей является идея видового психического единства человечества как предпосылки культурного единства. Эволюционисты исходят из представления о том, что психика человека одинакова во все времена и повсюду. Поскольку именно психика обусловливает реакции человека на условия существования, то культура как форма адаптации человека к этим условиям едина. В эволюционистском контексте сходства культурных черт объясняется подобием жизненных условий. Такое понимание базируется на эволюционной модели Дарвина который с помощью концепции естественного отбора придал объективный статус интерпретации изменений, происходящих при взаимодействии организмов с окружением. Эволюционизм квалифицирует эволюцию как всеобщий последовательный процесс необратимых изменений, протекающих в природе, обществе, культуре, связанный с усложнением и дифференциацией социокультурной жизни. Эволюция человека, общества, культуры квалифицируется как процесс, обусловленный действием механизмов адаптации человека к окружению, имеющим как биологическую, так и культурную форму. При этом утверждается, что эволюция может осуществляться в рамках установившейся культуры или общества или вести к радикальным сдвигам. Классический эволюционизм понимает эволюцию, прежде всего как эволюцию видов – элементов или форм культуры. Одной из ключевых для классического эволюционизма является идея стадиальности развития культуры и общества, понимаемой как процесс усовершенствования видов или элементов культуры. Классической считается стадиальная модель: «дикость - варварство - цивилизация», - как обязательная, закономерная для всех культур. Реконструкция процесса социокультурной эволюции осуществляется при помощи сравнительного метода как адекватного средства, спомощью которого можно заполнить пробелы эволюции культуры. Классический эволюционизм содержит идею прогрессивного развития культуры, понимаемого как процесс усовершенствования видов или элементов культуры, как движение от низшего к высшему, от худшего к лучшему. Эволюционизмом допускаются возможности ретрогрессии или статики, однако признается доминирование эволюции над инволюцией. В его рамках бытует также представление о развитии как усложнении и дифференциации – расслоении исходного нерасчлененного элемента. Эволюционизм неотделим от представления о наличии объективных критериев для сравнения культур по степени сложности и по уровню развития. Среди этих критериев: технологическая оснащенность, энергетический потенциал, состояние агрикультуры, формы религии, типы социальной и политической организации и др. Еще одно важное положение эволюционизма – ускорение социокультурного развития. Эволюционисты полагают, что на ранних стадиях прогрессивные изменения осуществлялись крайне медленно. С течением времени темп изменений нарастает. Общества отличаются мерой своих возможностей к продолжению развития. Главным препятствием развития, в видении представителей эволюционистской парадигмы, является жесткость внутренней организации социума, которая может помешать заимствованию или выработке новых адаптационных приспособлений. Общество с более простой организацией может быть более расположено к развитию, чем общество со сложной, но жесткой структурой. В рамках эволюционизма бытует представление о том, что социальные и культурные институты, созданные разными народами развиваются одинаково, последовательно сменяя друг друга. История рассматривается эволюционистами как последовательный и непрерывный процесс, стадии которого не возникают случайно, но развиваются из предыдущих стадий. Таким образом, эволюционизм базируется на идее детерминизма - всеобщей объективной закономерности и причинной обусловленности явлений общества, культуры, отражаемой в законах. Тем не менее, эволюционизм не приемлет жесткого детерминизма – в его рамках бытует, например, представление о том, что некоторые конкретные сообщества могут в своем развитии пропускать некоторые стадии. Такого рода исключение из правил способствовало сохранению эволюционной модели при наличии фактов, которые в нее не вписывались. Помимо этого, в анализе таких фактов использовалось понятие «пережитки», с помощью которого концептуализировались некоторые явления культуры, рассматриваемые как рудименты, оставшиеся от прошлых стадий. Заслуга эволюционистов – развенчание концепции «деградационизма», согласно которому динамика культуры есть регрессия от «золотого века»; а также концепции истории как череды уникальных событий, не поддающихся объединению в регулярные последовательности. В качестве детерминант культурной и социальной эволюции, эволюционизм определяет: новые идеи (идеологический детерминизм), великих людей (антропологический детерминизм), расы (расовый детерминизм), экономику (экономический детерминизм) и др. В русле эволюционизма сложились три типа эволюционных концепций: однолинейная, универсальная и многолинейная. Концепция однолинейной эволюции позиционирует эволюцию как униформное развитие общества и культуры, осуществляемое посредством прохождения тех или иных одинаковых для разных народов стадий. Концепция универсальной эволюции базируется на представлении, согласно которому на самом высоком уровне обобщения, предполагающем отвлечение от частностей и деталей развитие общества и культуры человечества универсально и прогрессивно. Концепция многолинейной эволюции основана на представлении о возможности множества равноценных путей социокультурного развития. Сторонники этой позиции не стремятся к установлению общих законов эволюции. Они ограничиваются изучением отдельных регионов и построением эмпирических обобщений относительно наблюдаемых исторических повторов и параллелизмов. Соответственно, эволюция не рассматривается как однолинейный процесс, а социальный и культурный прогресс представляется как расходящиеся, дробящиеся множественные процессы. Главный тезис, на который опирается концепции многолинейной эволюции: общества, находящиеся в разных условиях, развиваются по-разному. Одним из эвристически ценных эволюционистских понятий является понятие «дифференциальная эволюция». Это понятие используется для обозначения такого явления как неодновременность – асинхронность развития различных социальных общностей. Согласно эволюционистской картине мира, в каждый данный период времени состояние человечества можно представить как совокупность обществ, находящихся на разных ступенях эволюции и развивающихся с разной скоростью. Цель эволюционистского подхода – изучение развития культуры, социальной организации, мышления человека как форм адаптации человека к окружающей среде, выявление его стадий и на этой основе определение его закономерностей, с тем, чтобы обрести знание, которое может помочь совершенствованию социальной организации. Основные исследовательские процедуры. а) Поскольку в рамках эволюционизма эволюция рассматривается, прежде всего, как эволюция видов – элементов культуры, социальных институтов, то важнейшей процедурой эволюционистского метода является процедура классификация культурных и социальных явлений по видам и их расположение эволюционными рядами - от более простых к более сложным. б) Поскольку в рамках эволюционизма эволюция есть также стадиальный процесс, понимаемой как процесс усовершенствования видов - элементов культуры, социальных институтов, то еще одной методологической процедурой является реконструкция стадий развития тех или иных элементов культуры, безотносительно к их принадлежности к той или иной этнической, локальной и т.п. культуре. Таким образом, основной задачей исследователя – эволюциониста считается реконструкция процесса социокультурной эволюции. Однако восстановление генезиса культуры, социальной организации в его очевидности проблематично. Значительную помощь в этом вопросе давала концепция дифференциальной эволюции, согласно которой современные примитивные общества можно приравнять к ранним стадиям современных сложных продвинутых обществ. Однако, очевидно, что полное отождествление древних обществ с современными примитивными некорректно. Специфика современного эволюционизма или неоэволюционизма определяется новым толкованием эволюции как необратимых изменений в культуре, связанных с организационным усложнением социокультурной жизни. Неоэволюционизм смыкается с теорией самоорганизации, синергетикой (см. гл. III, XV). Ключевым понятием, вокруг которого выстраивается неоэволюционистский дискурс, является понятие «культурная единица». В качестве «культурных единиц» в неоэволюционизме фигурируют такие объекты эволюционного анализа как этносы, социокультурные группы, региональные, локальные культуры и т.д. «Культурная единица» в любой ее конкретизации рассматривается как экосоциокультурная система. Таким образом, особенностью неоэволюционизма является его апелляция к теории систем. Развитие экосоциокультурной системы представляется как результат взаимодействия трех подсистем: экологической, социальной и культурной. Важную роль в этом процессе играю позитивные и негативные обратные связи. Одной из особенностей неоэволюционизма является стремление примирить идеи культурного прогрессизма и культурного релятивизма. Это примирение осуществляется за счет введения понятий «общая эволюция» и «специфическая эволюция». «Специфическая эволюция» – осуществляется в результате приспособления той или иной социальной общности к конкретным условиям. «Общая эволюция» – последовательность широко распространяющихся в результате обмена адаптационных культурных форм. Понятия «общая эволюция» и «специфическая эволюция»коррелируют с понятиями «макроэволюция» и «микроэволюция». Значительный раздел неоэволюционизма – теория модернизации. Под модернизацией понимается переход от традиционного аграрного общества к современному индустриальному. В рамках теории модернизации принято выделять различные типы модернизации: автохтонный, вторичный, догоняющий, точечный, анклавный и.т.д. Главная проблема – проблема адаптации традиционных обществ к модернизационным изменениям, проблема сохранения традиции и шире культурной самобытности на фоне модернизации. Один из путей решения этой проблемы – модернизация технологий и консервация традиционных ценностей. Важнейшим аргументом против классического эволюционизма является идея «пределов роста». Под «пределами роста» понимаются пределы человеческого развития, обусловленные ограниченностью человеческих возможностей и внешними территориальными, ресурсными и т.д. ограничениями. Концепция «пределов роста» развивается международным научно-аналитическим сообществом ученых, называемым Римским клубом (основан в 1968 г.). Членами этого клуба было положено начало изучения «глобальных проблем». Организатор Римского клуба итальянский экономист, общественный деятель Аурелио Печчеи (1908-1984 гг.) выдвинул идею, согласно которой наука и техника развиваются столь стремительно и губительно для природы, что им надо положить определенные и разумные «пределы роста». Печчеи констатировал, что судьбы всей экосистемы Земли зависят от принятия людьми «нового гуманизма», основными принципами которого являются любовь к справедливости, нетерпимость к насилию и принадлежность к единому человечеству. Главной целью современного общества, в видении сторонников идеологии «пределов роста» является не безудержный прогресс, но бытие в согласии с природой и самим собой, а также сохранение культурного наследия.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |