АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Основные идеи и принципы аксиологии как методологии социально-гуманитарного познания

Читайте также:
  1. B. Основные принципы исследования истории этических учений
  2. I. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ (ТЕРМИНЫ) ЭКОЛОГИИ. ЕЕ СИСТЕМНОСТЬ
  3. I. Структурные принципы
  4. I.3. Основные этапы исторического развития римского права
  5. II Съезд Советов, его основные решения. Первые шаги новой государственной власти в России (октябрь 1917 - первая половина 1918 гг.)
  6. II. Основные задачи и функции
  7. II. Основные показатели деятельности лечебно-профилактических учреждений
  8. II. Основные проблемы, вызовы и риски. SWOT-анализ Республики Карелия
  9. II. Принципы процесса
  10. II. Принципы средневековой философии.
  11. II. Проблема источника и метода познания.
  12. II. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОИ

Аксиология (греч. axia – ценность, logos – учение) - учение о природе ценностей как общезначимых принципах, определяющих направленность человеческой деятельности, моти­вацию человеческих поступков. Аксиология – методологическая парадигма ис­следования общества, человека, культуры, основу которой составляет проце­дура аксиологической редукции - реконструкции ценностей, составляющих сущностную основу общества, человека, культуры как объектов социально-гуманитарного познания. Аксиоло­гия имеет в своей основе определенную картину мира, в которой бытие расще­пляется на две составляющие части – реальность и ценность. Аксиология как философское учение выдвигает задачу выявления бытийного статуса ценностей и их отношения к фактам реальности.

Рассмотрим основные принципы и исследовательские процедуры аксио­логии.

Исходное положение аксиологического подхода: конституирующей ос­новой общества, человека, культуры являются ценности - этические, эстети­ческие, логические, социальные идеалы и эталоны, составляющие субстанцио­нальный каркас бытия человека, общества, культуры.Что касается определе­ния и классификации ценностей, то таковое в аксиологии вариативно, тем не менее, можно выделить некоторый инвариантный набор ценностей, присутст­вующих в разных классификациях, среди них: истина, красота, любовь, спра­ведливость, свобода, добро.

В качестве предмета исследования аксиология полагает ценности, таким образом, в ее рамках формируется особый вид редукции – аксиологическая ре­дукция, сводящая все многообразие социокультурного мира к ценностям как общезначимых принципам, лежащим в основании деятельности человека, сози­дающего этот мир.

Наряду с понятием «ценности» важнейшим понятием аксиологии явля­ется понятие «блага». Блага понимаются как части действительности, в ко­торых воплощены ценности. Например, различные исторически сформировав­шиеся формы демократии можно рассматривать как реализацию ценности «справедливость». Культура и общество в аксиологическом ракурсе рассмотре­ния предстают как совокупности благ, в которых реализованы ценности. Цен­ности, в трактовке классической (неокантианской) аксиологии – универсальны, а блага, в которых реализуются ценности, всегда уникальны, поэтому культур­ный и социальный мир представляется как единство многообразия. Степень представленности той или иной ценности в социокультурной реальности, т.е. в том или ином социокультурном благе может быть различной. Исторический прогресс мыслится как процесс углубления реализации ценностей, все более полное их раскрытие в социальных, культурных благах. Таким образом, в каче­стве предмета исследования аксиология полагает блага, понимаемые как разно­образные фрагменты социокультурной реальности, в которых воплощены те или иные ценности.

Природа ценностей в рамках аксиологического подхода определяется по-разному. Неокантианство как философская традиция, в русле которой оформи­лась аксиологическая методология, в своем определении ценностей опирается на кантианский трансцендентализм. Последний, в свою очередь, базируется на категориях «трансцендентное», «имманентное», «трансцендентальное», кото­рые сформировались в средневековой схоластической философии и логике.

Трансцендентный (лат. тranscendens – перешагивающий, выходящий за пределы) - термин средневековой схоластической философии, характеризую­щий предмет религиозного и метафизического познания и обозначающий такие аспекты бытия, которые выходят за сферу ограниченного существования ко­нечного, эмпирического мира.

Имманентный (лат immanens - пребывающий в чем-либо, свойственный чему-либо) – понятие, означающее внутренне присущее какому-либо предмету, явлению, процессу то или иное свойство, закономерность.

Схоластика различала имманентные и трансцендентные причины и дей­ствия. Первые имеют место в самих объектах, вторые находятся за пределами их наличного бытия.

Что касается трансценденталий, то они понимались как особый род уни­версалий (общих понятий), позволяющих выйти сознанию за пределы налич­ного бытия. Трансценденталии понимались как сверхкатегории, характери­зующие высшие и универсальные предметы метафизического познания. Сред­невековая философия относила к ним шесть категорий: сущее, субстанция, иное, единство, истина, благо. Причем все они относились к бытию и имели онтологический статус. Противники учения о трансценденталиях предупреж­дали, что они могут привести в никуда, в сферу бессмысленных умозрений. У Канта термин «трансцендентное» приобрел гносеологический оттенок, стал оз­начать в противоположность имманентному – то, что находится за границами возможного опыта. Кант пытался закрепить различие между понятиями «трансцендентальный» и «трансцендентный», понимая под последним также и то, что недоступно познанию, но является предметом веры. (Бог, Душа, Бес­смертие). Трансцендентальное по Канту – всякое познание, занимающееся не столько предметами, сколько видами нашего познания предметов, поскольку это познание должно быть возможным априори. Априори (лат. a priory – из предшествующего) – знание, предшествующее опыту и независимое от него. Апостериори (лат. a posteriori – из последующего) - знание, получаемое из опыта.

Трансцендентальная философия по Канту – философия чистого разума, занимающаяся анализом всего априорного человеческого познания. Аксиоло­гия неокантианства базируется на идее, согласно которой ценности трансцен­дентны (априорны) по отношению к отдельному сознанию, а субъект познания есть трансцендентальный субъект, поскольку он предстает как носитель транс­цендентных ценностей. Таким образом, неокантианство исходит из принципа дуализма имманентного бытия и трансцендентных ценностей, понимаемого как дуализм должного – этических, эстетических, гносеологических, социаль­ных и т.д. идеалов и сущего – фактически наличествующих социальных, куль­турных явлений. Помимо этого ценности, в русле неокантианского философ­ствования получают статус абсолютных, а это означает, что они безусловны, несотворимы, вечны и всеобщи.

Однако аксиологическая парадигма не ограничена рамками неокантиан­ства, более того - ее концептуальный каркас не монолитен, он складывается из отдельных конструкций. Развитие аксиологической парадигмы связано с изме­нением понимания природы ценностей. В частности в рамках аксиологически ориентированной социологии (М, Вебер, П.Сорокин) ценности приобретают социально-исторический статус, т.е. рассматриваются как относительные – ре­лятивные, зависящие от тех или иных условий, следовательно, преходящие, временные. В рамках релятивистского понимания ценностей складываются следующие их трактовки: социоцентристская, полагающая источником ценно­стей общество, антропоцентристская, определяющая человека как творца цен­ностей и культуроцентристская, рассматривающая ценности как заданные культурой нормы. Принятие ценностного релятивизма влечет реинтерпретацию категории «должное». «Должное» определяется как рациональная конструкция, представляющая собой инвариантную основу тех или иных социокультурных явлений и процессов.

Аксиология как парадигма социально-гуманитарного и культурологиче­ского познания зиждется на идее специфичности объекта, предмета и метода социально-гуманитарного познания, а также автономии наук о культуре, обще­стве, человеке относительно наук о природе. В качестве главного критерия размежевания естественных и социально-гуманитарных наук сторонники ак­сиологической парадигмы выдвигают идею, согласно которой объекты при­роды - бытие ценностно нейтральное, тогда как объекты культуры есть созда­ние человека, действующего сообразно оцененным им целям, соответственно они всегда предстают как бытие ценностно нагруженное. В таком контексте ес­тественно-научный метод представляется существенно отличным от соци­ально-гуманитарного. Первый направлен на изучение ценностно-нейтрального эмпирического материала с целью его генерализации и номотетического (греч. nomo-teteo – издавать законы, устанавливать законы) упорядочения - выявле­ния существующих в природе закономерностей. Второй, ориентирован на от­бор ценностно нагруженных объектов и индивидуализирующую их фиксацию, при помощи идеографического (греч. idios – особенный, своеобразный, стран­ный, необычный, неслыханный и grapho – пишу) метода. В русле аксиологиче­ской теории формируется положение, согласно которому действительность, ко­торая рассматривается с точки зрения отношения ее к культурным ценностям, должна быть всегда рассмотрена также со стороны особенного и индивиду­ально, т.к. культурное значение какого-нибудь явления тем больше, чем ис­ключительнее соответствующая культурная ценность связана с его индивиду­альным обликом.

В основании аксиологической методологии лежит метод «отнесения к ценности», который складывает из таких исследовательских процедур, как процедура отбора ценностно-значимых объектов - благ и процедура выявления своеобразия преломления той или иной ценности в рамках выделенного блага.

Процедура отбора направлена на выделение из многообразия исследуе­мой исторической реальности имеющих наибольшее значение для развития культуры ценностно-содержащих объектов – культурных благ, в которых мак­симально полно для исследуемого исторического периода воплощены те или иные универсальные ценности. В результате такого рода отбора историческая действительность распадается на существенные и несущественные элементы, осуществляется аксиологическая редукция - сведение исследуемой социокуль­турной реальности к универсальным ценностям.

Процедура анализа направлена на выявление уникальных особенностей воплощения той или иной универсальной ценности в рамках исторически су­ществующего блага. В результате такого рода соотнесения универсального со­держания с уникальной социально-исторической формой его бытования осу­ществляется ценностная реконструкция культурных благ в их конкретно-исто­рическом своеобразии.

Основным требованием метода «отнесения к ценности» является требо­вание за уникальным увидеть универсальное и специфичное одновременно.

Метод «отнесения к ценности» модифицируется в результате изменения представлений о природе ценностей. Релятивизация ценностей – их определе­ние как относительных, исторически сложившихся норм существенным обра­зом изменяют методологические стратегии исследования и ход исследователь­ских процедур. Если ценности не трансцендентны, не абсолютны, не универ­сальны, но имманентны, относительны, конкретноисторичны, то каким обра­зом может функционировать метод «отнесения к ценности»? В качестве реля­тивистского варианта метода «отнесения к ценности» выделяется методология «идеального типизирования», таким образом, метод «отнесении к ценности» превращается в метод «отнесения к идеальному типу». Основным орудием ис­следования в методологии «идеального типизирования» является идеальный тип – модель исследуемого объекта, в схематической форме отображающая те его элементы, которые следует изучать.

Основные процедуры метода «идеального типизирования» сводятся к следующим:

- формирование идеального типа посредством мысленного конструиро­вания – схемы какого-либо фрагмента социокультурной реальности;

- создание системы идеальных типов, посредством выделения некоторого единого основания - признака по которому осуществляется сравнение и сис­тематизация принадлежащих к одному классу идеальных типов;

- соотнесение системы идеальных типов с эмпирической – исторической реальностью, с целью выявления ее общего и особенного содержания.

В видении представителей аксиологической парадигмы метод «отнесения к ценности» следует радикальным образом отделять от метода оценки. Оцени­вать значит давать положительные или отрицательные суждения. «Относить к ценности» значит реконструировать воплощенные в том или ином социокуль­турном объекте ценности.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.)