АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Наука как форма культуры

Читайте также:
  1. Bending strain (майысу деформациясы)
  2. bending strain (майысу деформациясы)
  3. CASE-технология создания информационных систем
  4. I. ВВЕДЕНИЕ В ИНФОРМАТИКУ
  5. I. Определите, какое из этих высказываний несет психологическую информацию.
  6. I. Основная форма: помешательство.
  7. I. При каких условиях эта психологическая информация может стать психодиагностической?
  8. I.1.6. Философия и наука
  9. II. ОСНОВНОЕ ПОНЯТИЕ ИНФОРМАТИКИ – ИНФОРМАЦИЯ
  10. II. Соціальні відносини як форма прояву соціальних взаємодій.
  11. II. Тип организации верховной власти в государстве (форма государственного правления).
  12. III. ИЗМЕРЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ

В онтологическом (бытийном) аспекте, наука наряду с религией, эконо­микой, политикой и т.д. предстает как специфическая форма культуры, форма общественного сознания, область и продукт познавательной деятельности че­ловека. Между наукой и другими формами культуры существуют сложные взаимосвязи, в идеале их можно обозначить как диалог. Политика, религия, экономика влияют на развитие науки, однако условием продуктивности, эф­фективности этих влияний является сохранение автономности каждой из на­званных сфер.

Например, политика может стимулировать развитие юридической науки, но в известных пределах. Политизация юридической науки, ее поглощение по­литикой, как свидетельствует исторический опыт, ведет к ее деградации. Ото­ждествление науки и идеологии - примета идеократии, в условиях которой по­литическая идеология становится господствующей, подчиняющей все иные формой культуры. В современной интеллектуальной культуре формируется тенденция отмежевания науки от политики, превращение науки в автономную область, в которой высшим авторитетом обладают не политические лидеры, либо их ставленники, но специалисты - ученые. Конечно, речь не идет о пол­ном разрыве государства и науки, но лишь о преодолении практики диктата политики в науке.

Религия и наука также являют собой одновременно автономные и взаи­мосвязанные формы культуры, сферы общественного сознания. В истории ин­теллектуальной культуры существовали различные представления об отноше­ниях религии и науки. Наука как таковая формируется в лоне религиозной культуры. Например, средневековый университет представлял собой союз фа­культетов: юридического, медицинского, теологического, главным из которых был теологический. Эмансипация науки как самостоятельной сферы культуры происходит в эпоху Просвещения, именно в этот период происходит размеже­вание науки и религии – наука и религия начинают осмысливаться как различ­ные способы познания реальности. В советской науке утверждается принцип вытеснения религии наукой, религия определяется как суеверие, как осознан­ное или неосознанное искажение истины. В современной философии науки ут­верждается принцип «равноправия» различных способов познания мира, не­сводимости научного познания к религиозному и наоборот. В.А. Лекторский утверждает: «Отношения между наукой и религией вообще не могут рассмат­риваться по принципу взаимного вытеснения: дело не только в том, что их он­тологии взаимно не пересекаются, но также и в том, что они играют совер­шенно разную роль в человеческой жизни»(3). Основу религии составляет та­кой феномен внутреннего духовного мира человека как вера. Вера есть непо­средственное, не требующее доказательств, принятие тех или иных положений, норм, истин. Религиозная вера опирается не на доказательство, а на откровение. Несомненно, научное познание также включает элемент веры, однако в науке вера играет не главную, но второстепенную роль.

Наука и экономика также - одновременно автономные и взаимосвязанные сферы культуры. Очевидно, что взаимодействие науки и экономики должно осуществляться в определенных границах, не допускающих смешения этих сфер. Последнее может приводить к такому явлению как меркантилизация науки. Меркантилизация науки – явление не только уродливое, но и крайне опасное для человечества. Коррупция в науке и образовании ведет к деграда­ции и дискредитации научных и образовательных институтов, является одним основных факторов застоя в науке, причиной отсутствия творческой инициа­тивы ученых, засилья дилетантизма.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)