|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Сущность и отличительные черты политической культурыЛекция № 13: Политическая культура Сущность и отличительные черты политической культуры Функции и структура политической культуры Типы политической культуры Политический «менталитет» Сущность и отличительные черты политической культуры · Понятие политической культуры Многое из того, что мы сегодня относим к проблематике политической культуры, содержалось еще в Священном Писании и описывалось мыслителями древности (Конфуций, Платон, Аристотель). Однако специальный термин «политическая культура» впервые появился лишь в XVIII в. в трудах немецкого философа-просветителя Иоганна Гердера. Теория же, предполагавшая изучение мира политики через призму этого концепта, сформировалась еще позднее — только в конце 50 — начале 60-х гг. XX столетия в русле западной политологической традиции. Американский теоретик Г. Алмонд,исследуя политическую систему, наряду с традиционным — институциональным характером ее изучения (предполагавшим изучение институтов и их функций, норм и механизмов формирования государственной политики) выделил также и ориентационный (выделявший в качестве основного объекта анализа особые отношения населения к разнообразным политическим объектам). Он представлял собой характеристику особого класса политических явлений — политическую культуру, соединявшую институциональный и реальный уровни функционирования политической системы.
Первоначально эта теория в значительной степени была спроецирована на изучение американской политики, впоследствии соотечественники Г.Алмонда — С. Верба, Л. Пай, В.Розенбаум, англичане Р. Роуз и Д. Каванах, немецкий теоретик К. фон Бойме, французы М Дюверже и Р. Ж. Шварценберг, голландец Инглхарт и другие развили учение о политической культуре, превратив ее в универсальную теорию, описывающую ценностную мотивацию, верования, идеи и убеждения людей.
И сегодня понятие «политической культуры» стало обобщенной характеристикой всего субъективного контекста политики, отображая то, «как люди воспринимают политику, и как они интерпретируют то, что видят».
На сегодняшний день в политологии сложилось три основных подхода в трактовке политической культуры.
Так, одна группа ученых отождествляет политическую культуру со всей совокупностью духовных явлений ( Г. Алмонд, С. Верба, Дивайн, Ю. Краснов и др.). Политическая культура понимается как форма общественного сознания или психического склада социума, не включающая при этом поведенческие формы своего существования. Другие видят в политической культуре проявление нормативных образований ( С. Байт)или совокупность типичных образцов поведения человека в политике ( Дж. Плейно ). Политическая культура понимается как регулятор политического поведения.
Еще одна — третья группа ученых понимает политическую культуру как способ, стиль политической деятельности человека, предполагающий воплощение его убеждений, идеалов, принципов в практическом поведении ( И. Шапиро, П. Шаран, В. Розенбаум). Политическая культура интерпретируется как постоянно реализуемая на практике внутренняя программа жизнедеятельности человека, совокупность «духовных кодов» его политического поведения.
Однако, несмотря на определенные различия можно увидеть, что общепризнанным стало то, что центральная роль в политической культуре принадлежит ценностным ориентациям . Это руководящие принципы его политической деятельности, не только, связывающие отдельные поступки человека, но в известной степени и программирующие его активность в мире политики. Эти внутренние представления («глубокие структуры» сознания — Мерельман ), задают смысловые значения тем или иным политическим объектам, определяют восприятие человеком политической действительности, задают основные рамки внутреннего оправдания им своего поведения и мышления в политике, обусловливают присущие ему стереотипы и способы мотивации, адаптации к действительности.
Эти ориентационно-ценностные суждения и оценки позволяют человеку также осознать свою идентичность. Являясь результатом персонального освоения человеком мира политики, политические ценности в то же время неминуемо испытывают и влияние со стороны общества.
Это происходит за счет усвоения человеком норм политической системы, которые несут в себе не только актуальные требования к его поведению, но и передают позитивный опыт прошлого, представленный в традициях, обычаях, стандартах и стереотипах деятельности. Это особенно ярко проявляется через оперирование человеком различными символами, закрепляющими образы и смыслы, знаменующими для него его происхождение, принадлежность к тому или иному обществу. Например, сохраняя приверженность к таким символам, как флаг, гимн или герб определенного государства, человек и сам воспринимает себя как представителя той или иной страны, испытывая уважение и гордость за ее деяния. Политическая культура представляет собой форму освоенного человеком того позитивного наследия, которое оставлено ему предшествующими поколениями. Даже в самых тиранических режимах обращение к традициям и усвоение прошлого опыта на уровне ценностной ориентации может происходить только на основе его свободного присоединения к тем или иным формам мышления и поведения предшествующих поколений. Даже диктаторские режимы могут контролировать только поведение, но не мышление людей. Потому у политической культуры не существует никаких механизмов контроля, кроме ограничений человеческого сознания. Политическую культуру невозможно изменить, даже насильственно заставляя человека на протяжении длительного времени предпринимать какие-то действия, не сопряженные с его внутренним выбором. Однако самим этим выбором с помощью современных средств и методов влияния на массовое сознание и, прежде всего, СМИ в значительной степени можно управлять. Одним из важнейших положений теории политической культурыявляется представление о том, что ПК являетсясоставной частью общенациональной культуры, сложившейся в той или иной стране. Поэтому понятие политической культуры неизменно содержит в себе смыслы и ценности, производные от «культуры». В этом смысле политическая культура понимается как содержащиеся в культуре определенной страны явления, относящиеся к миру политики и на которые влияют характерные для этого сообщества общецивилизационные компоненты жизни: религия, национальный менталитет, достигнутый уровень науки и техники, образование, психический настрой, тип отношений с природой.
Выражая «генетический код» народа, его дух в символах и атрибутах государственности (флаге, гербе, гимне), политическая культура по-своему интегрирует общество, обеспечивает его стабильность.
Итак, политическую культуру можно определить как совокупность типичных для конкретной страны форм и образцов поведения людей в публичной сфере, воплошающих их ценностные представления о смысле и целях развития мира политики и закрепляющих устоявшиеся там нормы и традиции взаимоотношения государства, личности и общества. Политическая культура обладает общегуманистическим содержанием. С этой точки зрения фашистские, расистские или шовинистические движения, практики геноцида и терроризма, охлократия и тоталитарный диктат властей не способны поддерживать и расширять культурное пространство в политической жизни любого общества и потому не могут относиться к формам политической культуры. В то же время многие авторы считают, что политическая культура включает любые влияющие на политику ценности, символы и образцы поведения, в том числе антигуманные. Политическая культура содержит разнообразные субкультуры, т.е. локальные, относительно самостоятельные группы ценностей, норм, стереотипов и приемов политического общения и поведения, поддерживаемых отдельными группами населения.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |