|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Классификация и специфика компьютерных учебных материаловРазнообразие компьютерных средств обучения требует необходимость их систематизации и классификации. Однако сегодня пока нет единого подхода к определению критериев классификации КОП. Так, например, Башмаков А.И., Башмаков И.А. в основу своей классификации компьютерных программ положили педагогические задачи. На этом основании они выделяют следующие виды компьютерных программ: • вспомогательные средства (компьютерные лабораторные практикумы, компьютерные справочники, мультимедийные учебные занятия); • комплексные средства (компьютерные учебные курси). В качестве дополнительных оснований для классификации Башмаковы предложили также следующие критерии: • использование телекоммуникационных технологий: автономное / сетевое • формы предъявления информации (мультимедийные / немультимедійні); • характер модели объекта, что изучается (программно реализуя математические модели, физические модели); • вид интерфейса пользователя (традиционно графический /на основе виртуальной реальности) и ряд других. Мы считаем, что наиболее адекватными специфике учебных дисциплин «иностранный язык» или «родной язык», критериями классификации КОП должны быть следующие: цель обучения, возможность интеграции в учебный процесс, степень самостоятельности/активности ученика. По таким критериям КОП можно разделить на четыре основных типа: • тренировочно-контролирующие, предназначены для формирования навыков в отдельных аспектах языка; • «тьюторские», которые позволяют индивидуализировать процесс обучения и являются эффективными в качестве дополнения к аудиторних занятий; • моделирующие, которые предоставляют возможность для проведения исследований, имитации различных процессов; • учебные игры (эти программы подобные моделирующих, но отличаются от них привнесением элемента соревнования). Обращение к современным классификациям компьютерных средств обучения демонстрирует ведущие тенденции, которые сегодня существуют в методике, а именно - поиск критериев четкого выявления жанровых и типологических признаков компьютерных учебных материалов на основе • аналогии с печатными и аудиовизуальными средствами обучения и существующими способами организации учебного процесса; • определение особых возможностей обучения в специфической компьютерной среде. Специфические параметры классификации компьютерных учебных материалов связаны с использованием в учебных целях широкого диапазона технологических возможностей. Этот критерий позволяет выделить три группы учебных материалов: • материалы, которые используют линейное представление информации – в основном такие материалы дают дополнительные возможности для хранения и распространения информации и представляют собой электронные копии печатных изданий; • гипермедиа тексты, которые представляют нелинейную мультисенсорную организацию материала - это позволяет активизировать и индивидуализировать процесс обучения; • учебные компьютерные материалы, в которых информационные технологии используются для управления процессом обучения и организации деятельности учащихся в интерактивном режиме. Конечно, трудно говорить о существовании «линейных», «нелинейных» или «интерактивных» материалов в чистом виде. Речь идет, прежде всего, об увеличенном объеме использования одной из форм организации учебного материала. В связи с этим более важным оказывается не противопоставление компьютерных и традиционных средств обучения, а максимально эффективное применение всех средств обучения указанных типов. Таким образом, можно говорить о том, что для классификации компьютерных средств обучения, так же как и для традиционных пособий, наиболее значимым показателем является наличие определенного этапа работы с учебным материалом. На основе этого уместно выделить презентации, тренировочные, тренировочно-контролирующие, проверяющие и комплексные к омпьютерные учебные материалы. Как дополнительный критерий можно выделить их назначения для работы в автономном или сетевом режимах. Дальнейшая детализация классификации компьютерных учебных материалов и включения других критериев, связанных как с техническими, так и с методическими характеристиками компьютерных средств обучения, будет в значительной степени зависеть от специфики определенных дисциплин, уровня и профиля обучения. Выяснение специфики компьютерных учебных материалов требует их сравнения с печатными пособиями, аудио - и видеокурсами. При таком сравнении целесообразно определить технологические и методические преимущества, которые предоставляет компьютер. Среди наиболее значимых можно выделю следующие: • индивидуализация обучения; • оперирование большими объемами информации; • комплексное мультисенсорное взаимодействие различных каналов восприятия информации; • неограниченное количество обращений к заданиям; • незамедлительная обратная связь; • дистанционное обучение в синхронном и асинхронном режимах. Компьютерные учебные материалы имеют целый ряд характеристик, присущих только этому средству обучения. Главными отличиями компьютерных средств обучения в целом и учебных компьютерных материалов в частности являются следующие: • интерактивность; • мультисенсорность; • адаптивность; • нелинейность представления материалов; • индивидуальность дизайна; • необходимость специальной подготовки пользователя для работы с программой. Рассмотрим каждую из характеристик более подробно. Интерактивность компьютерных учебных программ - это их способность вести «диалог» с пользователем, то есть реагировать на его запросы или команды. Интерактивность предполагает не только обмен информацией между участниками коммуникации, а также совместную деятельность. Современные компьютеры - это диалоговые устройства. Их неотъемлемой характеристикой является работа в диалоговом режиме. Для компьютерных обучающих систем существует более узкое понятие «интерактивность». Оно предусматривает взаимодействие «компьютер - ученик» в процессе выполнения команд учебной программы и наличие задач и упражнений, которые требуют конкретных действий со стороны учащихся. Особое значение для реализации интерактивности в работе с компьютером предоставляется разработке интерфейса, который позволяет создавать наиболее удобную для пользователя форму ведения диалога. В современных персональных компьютерах используют интерфейс трех основных разновидностей: • интерфейс на основе меню (горизонтальное, вертикальное, контекстное, контекстно-зависимое, многоуровневое меню, которое «спускается», которое «всплывает»); • графический интерфейс (в виде изображений-объектов - значков, пиктограмм, иконок). Принципиальным отличием компьютерного учебного пособия от печатного при работе в классе под руководством учителя является активная роль школьника в диалоге с компьютером. Если взаимодействие «ученик - учебник» направлено в одном направлении, а режим общения «ученик - учитель», хотя и является двусторонним, но все-таки ориентирован на ведущую роль учителя, то модель «ученик (пользователь) - компьютер» существенно отличается от них обоих. Даже если темп, объем и последовательность работы регламентированы учебной компьютерной программой, решение о необходимости пользования отдельными ее частями, возможные способы и продолжительность использования программы определяет пользователь. Пользователь также самостоятельно принимает решение о целесообразности использования программы и в случае недостаточной ее эффективности может отказаться от ее применения. Мультисенсорность - использование комплекса средств для представления информации (текста, звука, графики, анимации, видео), которые позволяют решить следующие педагогические задачи: • варьировать режимы предоставления информации; • показывать явления в динамике; • включать в процесс обучения материалы и задания, которые могут быть Адаптивность в вычислительной технике предполагает способность системы автоматически изменять свое функционирование в зависимости от определенных аспектов работы, ее состояния или внешних факторов. Для компьютерного обучения адаптивные возможности системы определяют наличие средств индивидуализации обучения. Параметры индивидуализации/адаптивности могут быть разными и варьироваться очень широко, включая как интерфейсы, так и методические характеристики. Например: • выбор уровней сложности изучаемого материала; • количество задач; • время выполнения задания; • система оценивания; • настройка цветовой гаммы экрана и т.п. Нелинейность представления информации является принципиальным отличием компьютерных учебных материалов. Содержание традиционного учебника представлено как линейную последовательность разделов, в то время как содержание компьютерного пособия, вне зависимости от его типа, является скрытым от пользователя. Для того, чтобы познакомиться с содержанием учебных программ, гипертекстовых документов или образовательных веб-сайтов, необходимо последовательно их просмотреть, а если речь идет о работе с интерактивными учебными материалами, необходимо также выполнить основные операции. Если для действий ученика подобная «закрытость» содержания может быть мотивирующим стимулом для работы с компьютерными учебными материалами, для преподавателя эта особенность является фактором, который значительно увеличивает время на усвоение материала и его интеграцию в учебный процесс. Индивидуальность дизайна - еще одна специфическая особенность компьютерных учебных материалов. Дизайн компьютерных учебных материалов определяет не только художественно-эстетическое решение, но и особенности проектирования и разработки компьютерного учебного пособия, и включает структуру, способы управления и навигации, организацию диалога «пользователь - компьютер», систему заданий и т.д. Все описанные особенности компьютерных средств обучения нуждаются в дополнительных требованиях к учащимся и преподавателю. Это - необходимость их подготовки. Несмотря на существование требования простого в использовании интерфейса и навигации обучающих систем, для работы с которыми обычно не нужно иметь специальных навыков, учителю и ученику необходимо иметь определенную базу информационной и компьютерной культуры. Различные виды интерфейса предусматривают разную степень активности пользователя и требуют от него разнообразных языковых и операционных навыков, которые обеспечивают общение с компьютером. Пользователь компьютера должен понимать сообщения, которые присылают компьютер, понимать, какие сообщения ожидаются от него во время работы, и знать, какие действия необходимо выполнить для получения результата. Таким образом, успешность использования компьютерной техники в обучении тесно связана с общей компьютерной грамотностью ученика и учителя. Это требует не только их общей подготовки в этой области, но и определенной ориентации и умения применять знания и навыки, полученные ими в курсе информатики. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |