|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Семинар №2. Философия Античности и Средневековья
План: 1. Основные философские школы в Древней Греции. 2. Философские концепции Платона и Аристотеля. 3. Религиозный характер философской мысли Средневековья. Учение Аврелия Августина. 4. Философия Фомы Аквинского. 5. Спор об универсалиях.
Темы докладов и рефератов:
1. Философия Древней Индии. 2. Основные философские школы в Древнем Китае (конфуцианство, даосизм, легизм). 3. Древняя стоя: поиски человеческого счастья. 4. Критика образа жизни и общественных устоев в кинизме. 5. Стихийная диалектика и учение о космосе Гераклита Эфесского. 6. Пифагорейский союз. Учение о числе и гармонии. 7. Этика как учение о счастье в философии Эпикура. 8. Софисты. 9.Теория идеального государства Платона. 10. Учение о человеке в христианской философии. 11. Арабская средневековая философия. 12. Средневековая картина мира. 13. Проблема веры и разума в средневековой философии.
Литература
1. Алексеев П.В. Философия. М, 2008. 2.Аристотель. Соч.: В 4 т. М., 1976-1983. 3. Асмус В.Ф. Античная философия. М.,1976. 4. Голубинцев В.О.,Данцев А.А.,Любченко В.С. Философия для технических вузов. Ростов-на-Д., 2008. 5. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М.,1979. 6. Коплстон Ф. История средневековой философии. М, 1997. 7. История философии. Учебник для вузов/ Под ред. В.П.Кохановского. Ростов-на-Д.,1999. 8.История философии в кратком изложении /пер. с чешского И.И.Богута.М.,1991. 9. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.,1991. 10.Платон. Соч.: В 3 т. – М., 1973. 11. Спиркин А.Г. Философия. М., 2010.
Термины: Первоначало(архэ), теогония, политеизм, эллинизм, субстрат, апейрон, космос, логос, апория, майевтика, эйдос, демиург, Единое, метафизика,, материя и форма, гедонизм, пифагореизм, кинизм, эпикуреизм, стоицизм, неоплатонизм, патристика, схоластика, экзегетика, апологетика, ортодоксия, теоцентризм, теология, теодицея, пантеизм, томизм, универсалии, номинализм, реализм, концептуализм, акциденция, атрибут, эсхатология, креационизм, «философский камень», «бритва Оккама».
Рекомендации:
В первом вопросе следует охарактеризовать исторические условия, в которых зарождалась и формировалась философия Древней Греции, назвать основные этапы (ранний, классический, эллинистический и римский), перечислить и кратко охарактеризовать основные досократические школы, а также школы, появившиеся в эпоху кризиса и заката античной философии (эпикуреизм, стоицизм, эклектицизм, скептицизм). Второй вопрос – это раскрытие основных положений философии Платона и Аристотеля. Поскольку это целостные концепции, необходимо остановиться на онтологических, гносеологических и социально-философских взглядах мыслителей. Третий вопрос – общая характеристика средневековой философии, её отличие от философии Античности, а также рассмотрение концепции Аврелия Августина, являющегося автором первой модели христианской ортодоксальной философии. Четвертый вопрос – новый взгляд на соотношение веры и разума в философии Фомы Аквинского, рациональные доказательства бытия Бога. Пятый вопрос – раскрыть понятие «универсалии», рассмотреть содержание таких направлений, как реализм, номинализм, концептуализм. Задания для проверки уровня компетенций: 1. Философ Антисфен, критикуя платоновскую теорию идей, как-то сказал ее создателю: «Я видел огромное количество лошадей, Платон, но я никогда не видел идею лошади, о которой ты так настойчиво говоришь». Платон ответил ему: «У тебя, Антисфен, есть глаза, чтобы увидеть каждую конкретную лошадь, но, видимо, у тебя нет разума, с помощью которого ты бы мог усмотреть идею лошади». Прокомментируйте эти платоновские слова. Каким образом в них выражена основная мысль его учения? 2. Прочтите следующие фрагменты из сочинения Аристотеля:"Сократ не считал отделенными от вещей ни общее, ни понятия. Сторонники же идей отделили их и такого рода, сущее назвали идеями, так что, исходя почти из одного и того же довода, они пришли к другому выводу, что существует идея всего, что проявляется как общее… Платон, усвоив взгляды Сократа, доказывал, что такие определения относятся не к чувственно воспринимаемому, а к чему-то другому… И вот это другое из сущего он назвал идеями, а все чувственно воспринимаемое, - говорил он, - существует помимо них и именуется сообразно с ними, ибо через сопричастность эйдосам существует все множество одноименных с ними вещей". "Лучше все-таки рассмотреть Благо как общее понятие и задаться вопросом, как оно появилось и в каком смысле о нем говорят…" Ответьте на вопросы: а) Чем отличается "общее" Платона от "общего" Сократа? б) В чем смысл учения Платона об идеях (эйдосах)? в) Если существует идея блага и справедливости как истинное бытие, то существует ли идея зла и несправедливости? 3. Сократ писал: «Если бы было возможно намеренное зло, оно было бы лучше и предпочтительнее ненамеренного зла». Объясните смысл этого высказывания. 4. Попробуйте закончить фразу Эпиктета: «Человек принадлежит толпе, когда обвиняет во всем других. Он находится на пути к мудрости, когда начинает во всем винить себя. По-настоящему же мудрым он становится тогда, когда…» 5. Прочтите высказывания философов: "Верую потому, что это нелепо" (Тертуллиан). "Разумей, чтобы верить, верь, чтобы разуметь" (Августин). "Верую, а потому знаю" (Ансельм). "Познавай то, во что веришь" (Абеляр). "Хотя человек не обязан испытывать разумом то, что превышает возможности человеческого познания, однако же, то, что преподано Богом в откровении, следует принять на веру" (Аквинский). Ответьте на вопросы: а) Какую функцию выполняет вера в религиозной гносеологии? б) Свидетельствует ли исторический опыт, что вера и упование на божественное откровение позволяют лучше решать практические задачи и овладевать наукой и культурой, чем стремление к знанию, самопознанию и собственной активной деятельности? в) Как вы оцените с позиций религиозной гносеологии "социальную активность "верующих" и "неверующих"? 6. Про Августина говорят, что он "христианизировал" платонизм. Объясните данное положение. 7. Определите философское направление по предложенным фрагментам: а) «Болезни представляют собой состояния или отношения, которые не являются материальными. В реальной действительности существуют лишь единичные вещи, а отношения между ними оказываются чистыми абстракциями. Следовательно, болезнь, будучи общим понятием, относится к абстракции и не существует объективно. Поэтому можно говорить не о болезнях как таковых, а о больных людях». б) «Идея человека, которую я составляю, должна быть идеей или белого, или черного, или краснокожего, прямого или сгорбленного, высокого, низкого или среднего роста человека. Я не в состоянии каким бы то ни было усилием мысли образовать вышеописанную абстрактную идею. Точно так же для меня невозможно составить абстрактную идею движения, отличную от движущегося тела, – движения, которое ни быстро, ни медленно, ни криволинейно, ни прямолинейно; и то же самое может быть сказано о всех прочих абстрактных идеях».
Вопросы для самоконтроля: 1. Каковы социально-исторические условия формирования философии в Древней Греции? Назовите основные этапы развития античной философии. 2. Почему античную философию называют космоцентричной? 3. Как основные положения объективного идеализма раскрываются в платоновской эйдологии? 4. Раскройте смысл учения о государстве Платона. Объясните с позиций учения об идеях понятие «платоническая любовь». 5. «Платон мне друг, но истина дороже». Кому принадлежит это высказывание? Какое учение противопоставил его автор платоновской теории идей? 6. «Все течет, и ничто не пребывает», «В одну и ту же реку нельзя войти дважды…». Кто автор этих суждений и в чем их философский смысл? 7. «Я знаю только то, что ничего не знаю». Кому принадлежит эта фраза? На какой философский метод опирался автор данного суждения? 8. В чем заключается характерная черта средневековой философии? 9. Идеи какого античного философа использовал Фома Аквинский при разработке своей модели христианской философии? 10. Кто, по вашему мнению, занимал более правильную позицию в споре об универсалиях? 11. Перечислите доказательства существования бога в учении Фомы Аквинского. 12. Что означает тезис «Философия — служанка богословия»?
Семинар№3. Философия эпохи Возрождения и Нового времени
План: 1. Гуманизм и антропоцентризм философской мысли Возрождения. 2. Естествознание и натурфилософия эпохи Возрождения. 3. Эмпиризм и рационализм Нового времени. 4. Особенности материализма Нового времени.
Темы докладов и рефератов: 1. Социальные утопии Т. Мора, Т. Кампанеллы. 2. Учение Макиавелли о политике и морали. 3. Естественнонаучная и философская мысль Возрождения. 4. Философские идеи Г. Галилея. 5. Философские идеи Леонардо да Винчи. 6. Дедуктивно-рационалистический метод Декарта. 7.«Теория идолов» Ф. Бэкона. 8.«Монадология» Г. Лейбница. 9. Социальная философия Ж.-Ж. Руссо. 10.Философский пантеизм Б. Спинозы. 11.Субъективный идеализм Дж. Беркли и агностицизм Д. Юма. 12.Вольтер в истории французской и мировой культуры. 13.Механика и натурфилософия И. Ньютона.
Литература
1. Антология мировой философии/Под ред.В.В.Соколова. Т.2. М.,1969. 2. Горфункель А.Х. Джордано Бруно. М.,1973. 3. История философии: Учебник./Под ред. Ч.С.Кирвеля. Минск,2001. 4. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. М.,2001. 5. Момджян Х.Н. Французское Просвещение 18 века. М.,1983. 6. Нарский И.С. Западноевропейская философия 17 века. М.,1974. 7. Соколов В.С. Европейская философия 16-17 веков. М.,1984.
Термины: Гуманизм, антропоцентризм, пантеизм, гелиоцентризм, индивидуализм, утопия, эмпиризм, рационализм, сенсуализм, метафизика, индукция, дедукция, «врожденные идеи», деизм, атеизм, монизм, дуализм, субстанция, механистический детерминизм, монада.
Рекомендации: В первом вопросе необходимо остановиться на описании тех изменений, которые произошли в экономической и социальной сферах в 14-16вв. и связать их с изменениями в области философии. Дать определение гуманизма и антропоцентризма, рассказать об основных представителях гуманизма (Петрарка, Лоренцо Валла, Пико делла Мирандола и др.). При раскрытии второго вопроса следует обратить внимание на различия между натурфилософией и естествознанием, охарактеризовать основные концепции, появившиеся в это время (концепция двух истин, пантеизм и гелиоцентризм), отметить их прогрессивную роль в развитии науки и философии, рассказать о наиболее известных представителях натурфилософии (Н.Кузанский, Д. Бруно и др.). В третьем вопросе следует назвать причины, по которым перед философией Нового времени на первый план вышли проблемы гносеологии и методологии, дать сравнительную характеристику эмпиризма и рационализма, назвать их основных представителей, проанализировать их идеи. В четвертом вопросе прежде всего следует остановиться на таких особенностях материализма Нового времени, как механицизм и метафизичность, объяснить причины господства механицизма, рассмотреть характерные черты этой философии на примере произведений Д. Дидро, Ламетри, Гольбаха. Задания для проверки уровня компетенций: 1. Какая идея заключена в следующем рассуждении Дж. Бруно: «Поскольку Вселенная бесконечна и неподвижна, не нужно искать ее двигателя… Бесконечные миры, содержащиеся в ней, каковы земли, огни и другие виды тел, называемые звездами, все движутся вследствие внутреннего начала, которое есть их собственная душа… и вследствие этого напрасно разыскивать их внешний двигатель». 2. Прочтите высказывание: "Когда я отрицаю существование чувственных вещей вне ума, я имею в виду не свой ум, в частности, а все умы. Ясно, что эти вещи имеют существование, внешнее по отношению к моей душе, раз я нахожу их в опыте независимыми от неё. Поэтому, есть какая-то другая душа, в которой они существуют в промежутках между моментами моего восприятия их". Кому принадлежит данный отрывок? Объясните философскую позицию автора. 3. Сравните следующие высказывания. Принадлежат ли они одному философскому направлению? Как называется это направление? а) "Бог заключает в себе всё, в том смысле, что всё в нём: он является развитием всего в том, что сам он — во всём"[1]. б) "Вселенная есть целиком центр или, что центр Вселенной повсюду и что окружность не имеется ни в какой части, поскольку она отличается от центра, или же что окружность повсюду, но центр нигде не находится, поскольку он от неё отличен… не напрасно сказано, что Зевс наполняет все вещи, обитает во всех частях Вселенной, является центром того, что обладает бытием"[2]. 4. Определите, в чем состоит принцип "ученого незнания", изложенный ниже. "Разум так же близок к истине, как многоугольник к кругу; ибо, чем больше число углов вписанного многоугольника, тем более он приблизится к кругу, но никогда не станет равным кругу даже в том случае, когда углы будут умножены до бесконечности, если только он не станет тождественным кругу". "Итак, сущность вещей, которая есть истина бытия, недостижима в своей чистоте. Все философы искали эту истину, но никто ее не нашел, какая она есть, и, чем глубже будет наша ученость в этом незнании, тем ближе мы подойдем к самой истине". а) Кто был автором данного принципа? б) Достижима ли истина в соответствии с принципом "ученого незнания"? в) О каком виде истины идет речь в данном отрывке? г) Какой стиль мышления представлен в данном отрывке: 1) догматический, 2) софистический, 3) скептический, 4) релятивистский, 5) диалектический? 5. "Для наук же следует ожидать добра только тогда, когда мы будем восходить по истинной лестнице, по непрерывным, а не прерывающимся ступеням — от частностей к меньшим аксиомам и затем к средним, одна выше другой, и, наконец, к самым общим. Ибо самые низшие аксиомы немногим отличаются от голого опыта. Высшие же и самые общие (какие у нас имеются) умозрительны и абстрактны, и в них нет ничего твердого. Средние же аксиомы истинны, тверды и жизненны, от них зависят человеческие дела и судьбы. А над ними, наконец, расположены наиболее общие аксиомы — не абстрактные, но правильно ограниченные этими средними аксиомами. Поэтому человеческому разуму надо придать не крылья, а, скорее, свинец и тяжести, чтобы они сдерживали всякий его прыжок и полет…" а) Какой метод познания критикуются в данном отрывке? б) Какие ступени должен пройти человек в процессе познания? 6. "Обратив, таким образом, все то, в чем, так или иначе, мы можем сомневаться, и даже предполагая все это ложным, мы легко допустим, что нет ни Бога, ни Неба, ни Земли и что даже у нас самих нет тела, — но мы все-таки не можем предположить, что мы не существуем, в то время как сомневаемся в исключительности всех этих вещей. Столь нелепо полагать несуществующим то, что мыслит, в то время, пока оно мыслит, что, невзирая на самые крайние предположения, мы не можем не верить, что заключение, "я мыслю, следовательно, я существую", истинно". а) Кому из философов Нового времени принадлежит высказанная идея? б) Какой исходный основной принцип познания заложен в ней? в) Каков, соответственно этому принципу, путь познания? г) Какой метод (сформулируйте его) обеспечит возможность пройти этот путь познания, постичь истину? В каких формах будет закреплено это знание? 7. "Никоим образом не может случиться, что общие утверждения, выводимые аргументацией, помогали открытию новых знаний, ибо тонкость природы во многом превосходит тонкость аргументации. Однако общие убеждения, выведенные с помощью абстракции внимательно и правильно из единичных фактов, во многом указывают и определяют путь ко многим единичным явлениям и ведут, таким образом, к действительной науке, следовательно, к истине". а) Кому из философов Нового времени принадлежит высказанная идея? б) Каков основной принцип такой философской ориентации?
Вопросы для самоконтроля: 1. Определите место философии Возрождения в историко-философском процессе. В чем её значение? 2. Каковы главные отличия естествознания от натурфилософии? 3. Какие новые концепции, имеющие отношение к пониманию природы, появились в период Возрождения? 4. Какой социальный идеал был выдвинут в трудах Т. Мора и Т. Кампанеллы? 5. В чем смысл и значение научной революций XVII века? 6. В чем заключались главные расхождения между представителями эмпиризма и рационализма? 7. Каковы особенности материализма Нового времени?
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.02 сек.) |