АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Семинар №9. Философия техники

Читайте также:
  1. I. Философия жизни.
  2. I.1.2.Философия: взгляд изнутри
  3. I.1.4. Философия в первом приближении
  4. I.1.5. Философия как теория и
  5. I.1.6. Философия и наука
  6. I.1.8. Философия и ценности.
  7. I.2.5.Предфилософия: Гесиод
  8. II. Философия Чаадаева.
  9. II.11. Русская философия XIX в.
  10. II.12.2.Советская философия
  11. II.2. Классическая греческая философия.
  12. II.4. Философия древней Индии и Китая.

План:

1. Роль техники в истории человечества.

2. «Техника»: истоки и эволюция понятия, современная трактовка.

3. Природа технического знания.

4. Техника в контексте глобальных проблем.

 

Темы докладов и рефератов:

1. Техника в трудах мыслителей Древней Греции и Рима.

2. Техника в трудах мыслителей Нового времени.

3. Философский анализ техники М. Хайдеггера.

4. Философский анализ техники К. Ясперса.

5. Философский анализ техники Х. Ортега-и Гассета.

6. Технологическая экспансия и полемика вокруг нее.

7. Деятельность Римского клуба по изучению глобальных проблем современности.

8. Современная философия техники: Л. Мамфорд, Ж. Эллюль.

9. Темы технологической агрессии в творчестве Н.А. Бердяева.

10.Технократическая концепция Т. Веблена и его последователей.

11.Концепция «технотронного общества» З. Бжезинского.

12.Концепция «постиндустриального общества» Д. Белла.

13.Критика технократического тоталитаризма в антиутопиях ХХ века.

 

Литература

 

1. Авдеев Р.Ф.Философия информационной цивилизации в иллюстрациях: учебник. М., 2006.

2. Горохов В.Г., Розов В.М. Введение в философию техники. М.,1998.
3. Горохов В.Г. Основы философии техники и технических наук. М.,2007.

4.Кириллин В.А. Страницы истории науки и техники. М.,1986.
5.Митчем К. Что такое философия техники? М.,1970.
6.Половинкин А.И. Основы инженерного творчества. М.,1988.
7. Спиркин А.Г. Философия: учебник для технических вузов. М.,2000.

8.Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. М.,1996.
9.Энгельмейер П.К. Теория творчества. М.,2010.

10.Фукуяма Ф. Наше постчеловеческое будущее. М.,2004.

 

Термины:

Техника, техническое знание, научно-техническая революция, сциентификация техники, технологическая экспансия, антропология техники, техническое образование, техническое воспитание, «интеллектуальный империализм», «механическая цивилизация», техницизм, технический прогресс, технократическая концепция, технологический детерминизм.

Рекомендации:

Данное занятие посвящено рассмотрению философских проблем техники и технических наук. Необходимо понять, что развитие техники стало объектом философского рассмотрения ещё с древних времен, но особую актуальность эти проблемы приобрели в Новое и Новейшее время в условиях промышленного переворота, научно-технической революции и, как следствия, - обострения глобальных проблем. Занятие ориентировано не только на то, чтобы узнать, что по этому поводу думали философы и ученые прошлого, но также и на то, чтобы сформировать четкое представление о том, что роль техники неизмеримо возрастает в современном мире, а,значит, возрастает и степень социальной ответственности ученых и изобретателей.

 

Задания для проверки уровня компетенций:

1. Биофизик и радиобиолог Ф. Дессауэр (1881–1963) обратился к философии, поскольку испытывал трудности при объяснении, откуда берутся новаторские идеи, т.к. непосредственно из законов природы не вытекают те или иные изобретения. Он писал: «Изобретатель находит уже существующие идеи. Он реализует не природные возможности, а то, что уже запрограммировано Богом. В изобретении вследствие этого и обнаруживается действие космической силы… В любом техническом объекте заключена частичка Бога, что и определяет производственный эффект изобретения, с которым в общественную жизнь вводятся космические трансцендентные силы». Каков характер философии техники Ф. Дессауэра?

2.С точки зрения немецкого философа Х. Бека «техника является всем как встреча человеческого духа с миром, при этом человек формирует и изменяет органическую, неорганическую и собственную психическую и духовную природу (как и соответствующие естественные процессы) согласно познанным им законам природы и целям».

Можно ли говорить о взаимосоотнесенном единстве субъекта и объекта (человека и техники)? Как автор характеризует технику?

3. В чем отличие деятельности человека от операций пчелы?

К. Маркс отмечал: «…паук совершает операции, напоминающие операции ткача, а пчела постройкой своих восковых ячеек посрамляет некоторых людей — архитекторов. Но самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что, прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове… В изобретении предстает нам некая новая действительность, природе противопоставляется некоторый новый проект, который нельзя обнаружить в природной действительности и который соотнесен исключительно лишь с человеческими целями; колесо, кривошипный привод, генератор, лампа накаливания, льдогенератор, транзистор — это лишь некоторые из изобретений, которые не имеют в природе никакого аналога».

4.Н.А. Бердяев писал: "Я думаю, что победоносное появление машины есть одна из самых больших революций в человеческой судьбе… Переворот во всех сферах жизни начинается с появления машины. Происходит как бы вырывание человека из недр природы, замечаемое изменение всего ритма жизни. Раньше человек был органически связан с природой и его общественная жизнь складывалась соответственно с жизнью природы. Машина радикально меняет это отношение между человеком и природой, она не только по видимости покоряет человеку природные стихии, но она покоряет и самого человека. Какая-то таинственная сила, как бы чуждая человеку и самой природе, входит в человеческую жизнь, какой-то третий элемент, не природный и не человеческий, получает страшную власть и над человеком, и над природой. Эта новая страшная сила разлагает природные формы человека".

"Но, кроме того, что человек отдаляется от природы и между ними выстраивается искусственная среда орудий, машина налагает печать своего образца на дух человека, на все стороны его деятельности"

"Культура обездушивается… Развитие техники ведет к истреблению духовности".

"Происходит головокружительное ускорение, бешеная быстрота всех процессов. Человек не имеет времени опомниться. Происходит острый процесс дегуманизации, и он происходит именно от роста человеческого могущества. В этом парадокс. В мещанский век технической цивилизации происходит непомерный рост богатств, и богатства эти периодически разрушаются страшными волнами. В известном смысле, разрушительные волны, вызванные волей к могуществу, являются роком обществ, основанных на господстве технической цивилизации и погруженных в мещанское довольство".

"Государство становится все более тоталитарным, оно не хочет признавать никаких границ своей власти… Человек становится средством внечеловеческого процесса, он лишь функция производственного процесса. Человек оценивается утилитарно, по его производительности. Это есть отчуждение человеческой природы и разрушение человека".

"Машина и техника, — отмечает он, — наносят страшные поражения душевной жизни человека, и прежде всего жизни эмоциональной, человеческим чувствам. Душевно-эмоциональная стихия угасает в современной цивилизации… Машинная, техническая цивилизация опасна прежде всего для души. Сердце с трудом выносит прикосновение холодного металла, оно не может жить в металлической среде. Для нашей эпохи характерны процессы разрушения сердца как ядра души. Все разложилось на элемент интеллектуальный и на чувственные ощущения… Техника наносит страшные удары гуманизму, гуманистическому миросозерцанию, гуманистическому идеалу человека и культуры. Машина по природе своей антигуманистична… Техника убийственно действует на душу". Техника, отмечает он далее, может привести также к гибели человечества. И от напряжения силы духа зависит, избежит ли человек этой участи. Исключительная власть технизации и машинизации влечет именно к этому пределу, к небытию в техническом совершенстве. Невозможно допустить автономию техники, предоставить ей полную свободу действия, она должна быть подчинена духу и духовным ценностям жизни… Дух человеческий справится с грандиозной задачей в том лишь случае, если он не будет изолирован и не будет опираться лишь на себя, если он будет соединен с Богом. Только тогда сохранится в человеке образ и подобие Божие, т. е. сохранится и человек". "Эпоха неслыханной власти техники над человеческой душой кончится, но кончится она не отрицанием техники, а подчинением ее духу".

К каким последствиям, по мнению Бердяева, ведет развитие техники? Согласны ли вы с его трактовкой?

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое «научно-техническая революция» и «научно-технический прогресс»? Объясните значение понятия «цена прогресса».

2. Верно ли, что наука и техника выступают как одна из форм деятельности человека по практическому изменению мира? Обоснуйте свой ответ.

3. Что такое техника? Что она может дать человеку и чего она лишает его?

4. Каково проблемное поле философии техники?

5. Обозначьте предмет технического знания.

6. Какова природа технического знания? Какие объекты оно исследует? Какие цели ставит перед собой?

7. Охарактеризуйте этапы эволюции взаимоотношений техники и науки.

8. Как соотносятся техника и искусство? В чем их сходство и в чем отличие?

9. Каковы проблемы технического развития в теории М. Хайдеггера?

10.Дайте анализ идей технократии в творчестве Т. Веблена.

11.К обострению каких проблем современности приводит развитие техники?

12.Ф. Бэкон сказал: «Природу побеждают подчиняясь». Согласны ли Вы с этим?

Заключение

На этом изучение курса философии для студентов-бакалавров заканчивается. За так называемое аудиторное время можно получить лишь самое общее впечатление о философии, её проблемах, основных этапах развития. Хочется надеяться, что проведенные занятия не были для вас бесполезными, чему-то научили, развили ваш интеллект и эрудицию. Теперь вы знаете, к какой литературе следует обращаться при выяснении того или иного вопроса, имеете представление о том, насколько сложной и многогранной может оказаться проблема, которая, возможно, виделась вам простой и однозначной. Всё остальное зависит уже только от вас. Всегда стремитесь к приобретению новых знаний и никогда не забывайте про второй, философский глаз, который, по мнению, великого немецкого философа И.Канта так необходим каждому специалисту.


 

 

 

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.)